«Кроме разрешений на осуществление деятельности такси, у водителя обязательно должна быть справка от работодателя. Форма бланка справки есть в постановлении кабинета министров РТ № 208» «Кроме разрешений на осуществление деятельности такси, у водителя обязательно должна быть справка от работодателя. Форма бланка справки есть в постановлении кабинета министров РТ №208» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЕЗДКА В ТАКСИ — РАЗРЕШЕНИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРА И ТАКСИСТА

Официально работа такси, как и остального общественного транспорта, не остановлена. Но есть нюанс — чтобы легально оформить пропуск, таксист должен быть официально оформлен, иначе в глазах властей республики это и не такси. Как «БИЗНЕС Online» уточнили в пресс-службе минтранса РТ, еще с 2012 года министерство выдает разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Согласно законодательству, все официальные такси должны быть белого или желтого цветов и иметь соответствующее оформление: фонарь на крыше, шашечки на боку. На передней панели должна быть информация о водителе. У таксиста при себе должно быть водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, страховой полис ОСАГО и путевой лист с отметками о прохождении предрейсового медосмотра водителя и предрейсового технического контроля ТС.

«Поскольку на работу такси не наложены запреты, они работают в прежнем режиме, а значит, могут выполнять как городские, так и межмуниципальные перевозки. Кроме разрешений на осуществление деятельности такси, у водителя обязательно должна быть справка от работодателя. Форма бланка справки есть в постановлении кабинета министров РТ №208», — ответили нашему изданию в минтрансе. Обязательно разрешение на передвижение и для каждого пассажира, едущего в такси, — удостоверение, справка работодателя или СМС-код. Подробнее о процессе получения разрешения можно прочитать в нашем материале.

Если разрешений нет у водителя или пассажира, нарушителя могут доставить в отдел полиции и выписать штраф по ст. 6.3 КоАП РФ. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель начальника УГИБДД МВД по Республике Татарстан Дамир Бикмухаметов добавил еще одно требование к таксисту: «У водителя на лице должна быть медицинская маска, а в автомобиле — дезинфицирующее средство».

С началом периода всеобщей самоизоляции, доходы таксистов резко снизились — на 20-30%. С началом периода всеобщей самоизоляции доходы таксистов резко снизились — на 20–30%. Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДОХОДЫ ТАКСИСТОВ РЕЗКО СНИЗИЛИСЬ — НА 20–30 ПРОЦЕНТОВ»

Собеседники «БИЗНЕС Online» на рынке называют неофициальную статистику — под критерии минтранса подпадает от силы 20% водителей. Справку от работодателя оформляют автопарки — тем, кто там официально трудоустроен. Те же, кто ездит время от времени (например, шабашат после основной работы), оказались в серой зоне. В лучшем случае они имеют статус ИП или самозанятых. Но могут ли они сами себе выписывать справки, никто не знает — в аппарате уполномоченного по правам предпринимателей Татарстана ответить на этот вопрос не смогли.

По оценкам участников рынка, до коронавируса в Казани на линию ежесуточно только у «Яндекс.Такси» выходило около 25 тыс. автомобилей, всего же таксовали около 50 тыс. человек. Таким образом, в подвешенном состоянии — десятки тысяч таксистов. После недели домашней самоизоляции они начали выходить в рейс даже без справок. «Когда 1–2 апреля в городе началась усиленная проверка документов и перемещение по разрешению с кодом из СМС, таксисты засели по домам, — рассказал нашему корреспонденту на условиях анонимности казанский индивидуальный предприниматель, работающий на одного из федеральных агрегаторов. — Но кушать хочется, поэтому все, кого я знаю, выходят на работу на свой страх и риск. Оштрафовать их могут за нарушение карантина». Напомним, со 2 апреля суды Казани начали выносить приговоры нарушителям режима самоизоляции, взыскивая порой и по 15 тыс. рублей.

«У водителя на лице должна быть медицинская маска, а в автомобиле дезинфицирующее средство» «У водителя на лице должна быть медицинская маска, а в автомобиле — дезинфицирующее средство» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«ШАНС, ЧТО ИМЕННО ТЕБЯ ПОЙМАЮТ, МАЛ»

Владелец одного из таксопарков «Яндекс.Такси» Владимир Козлов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что обеспечил своих сотрудников справками по образцу кабмина РТ. Из документов следует, что их предъявитель работает на предприятии непрерывного цикла. «Я своим сотрудникам эти бумаги раздал, но они официально не трудоустроены, и, если кто-то проверит, это выяснится, — признался собеседник издания. — Но в любом случае наличие такого документа лучше, чем его отсутствие. Но в целом такси работают в режиме „все можно“, поскольку на всех правоохранителей не хватает, и шанс, что именно тебя поймают, мал. А штраф и в суде оспорить можно, юридического понятия „самоизоляция“ нет. Есть карантин, ЧС, но ни в одном документе не применяется „самоизоляция“».

Однако собеседник издания добавил, что базовые меры безопасности в его автомобилях строго соблюдаются. «Хлоргексидин (антисептик) — наше все, им я за свой счет обрабатываю машины, — заметил он. — Водители сами покупают маски, эти расходы я не компенсирую».

Козлов подчеркнул, что правоохранительные органы практически не останавливают водителей, которые работают на брендированных автомобилях. Но это едва ли не единственный плюс режима самоизоляции. «Заказов в секторе „эконом“ стало значительно меньше, корпоративные заказы и вызовы „в Макдоналдс“ и больницу остались, — объяснил владелец таксопарка. — В „бизнесе“ их число упало на 50–70 процентов. Аренда автомобилей в этом классе стала бессмысленной, и водители массово сдают машины в таксопарки, поскольку платить им нечем».

Количество заказов на поездки уменьшилось, но чтобы занять водителей и помочь людям на самоизоляции, сервис «Максим» внедрил отдельные тарифы для дистанционных покупок и доставки Количество заказов на поездки уменьшилось, но, чтобы занять водителей и помочь людям на самоизоляции, сервис «Максим» внедрил отдельные тарифы для дистанционных покупок и доставки Фото: «БИЗНЕС Online»

агрегаторы раскачивают ДОСТАВКу

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников в ответе на запрос газеты «БИЗНЕС Online» рассказал, что рынок адаптируется к новым условиям. Количество заказов на поездки уменьшилось, но, чтобы занять водителей и помочь людям на самоизоляции, сервис «Максим» внедрил отдельные тарифы для дистанционных покупок и доставки.

Так, сервис разработал отдельные тарифы «Курьер» и «Купим и привезем». С ними пользователи смогут быстрее создать заказ, а водители — увидеть его в специальном разделе в приложении, говорит Стенников. По цене «Курьер» соответствует тарифу «Эконом» и предполагает доставку до подъезда. В пожеланиях к заказу можно попросить о доставке от двери до двери, доплатив 30 рублей. «Купим и привезем» дороже «Эконома» на 100 рублей — это надбавка за дополнительную услугу покупки.

Самые популярные покупки — продукты, безрецептурные аптечные товары, предметы первой необходимости. В дальнейшем, когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется, тарифы останутся.

Представитель сервиса «Максим» говорит, что у водителей такси заказов стало в два раза меньше. В сегменте «Эконом» потери составили до 50%, другие сегменты снизились на 30–50%. При этом доля заказов в секторе доставки увеличивается.

В «Яндекс.Такси» сообщили, что тоже видят сокращение спроса на такси, потому что поездки в аэропорты и на вокзалы, в торговые и бизнес-центры, в развлекательные зоны и в образовательные учреждения либо практически прекратились, либо резко сокращаются. «Так происходит не только в России, но и во всем мире: люди находятся дома и стараются сократить свои передвижения по городу. Это важная и необходимая мера для скорейшей нормализации ситуации», — говорится в ответе нашему изданию.

При этом в сервисе отмечают рост спроса на услуги доставки посылок на базе «Яндекс.Такси» и со стороны частных пользователей, и от организаций: от аптек до продуктовых магазинов. В это направление в компании планируется инвестировать в развитие и маркетинг, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Тариф «Курьер» появился и у «Яндекс-Такси». Это доставка небольших посылок весом до 10 кг, а развозить их будут курьеры на велосипедах, самокатах и автомобилях Тариф «Курьер» появился и у «Яндекс.Такси». Это доставка небольших посылок весом до 10 кг, а развозить их будут курьеры на велосипедах, самокатах и автомобилях Фото: «БИЗНЕС Online»

Тариф «Курьер» появился и у «Яндекс.Такси». Это доставка небольших посылок весом до 10 кг, а развозить их будут курьеры на велосипедах, самокатах и автомобилях. В компании говорят, что заказ курьерской доставки похож на заказ такси: нужно выбрать адрес и номер отправителя — домашний, магазина, ресторана или офиса, а затем адрес получателя и добавить комментарии. В компании отмечают, что тариф «Курьер» поможет поддержать и водителей такси: помимо поездок с клиентами, они смогут выполнять новые заказы по доставке небольших посылок».

«Ситимобил» на все время действия режима самоизоляции предлагает клиентам ежедневную скидку 30% на две поездки в день — из дома и домой. В этой службе также запустили тариф — «Доставка», с помощью которого клиенты смогут передать с водителем такси посылки и ценные вещи. А чтобы поддержать водителей, на прошлой неделе агрегатор объявил о запуске программы поддержки таксистов, которые временно не смогут работать, — компенсируют их двухнедельный доход полностью (100% от среднесуточного дохода за последние 180 дней).