«Пока это не тот товарооборот, который хотелось бы», — характеризуют казанские рестораторы размер выручки, которую собирают с доставки еды. Теперь это единственный ручеек доходов, который не перекрыл коронавирус, но и он не радует: «Татарская усадьба» получает 10% заявок на доставку от привычного оборота, кофейня «Ранняя пташка» — 25–30%. Тем временем для помощи казанским рестораторам уже в конце этой недели будет протестирован новый агрегатор «Вкус Татарстана».
В сервисе «Яндекс.Еда» нам сообщили, что наблюдается повышенный спрос. В среднем количество заказов в Казани сейчас сопоставимо с показателем в праздничные дни
КАНДИДАТОВ В КУРЬЕРЫ стало НА 25% больше, 40% заказов из «МАКДОНАЛДСА»
На фоне закрытия всех кафе и ресторанов страны и ввода в Татарстане режима всеобщей самоизоляции битва за клиента начинается на рынке доставки готовой еды. Газета «БИЗНЕС Online» пообщалась со всеми сторонами данного процесса, чтобы понять, что изменилось в этом сегменте рынка за последние несколько недель.
В сервисе «Яндекс.Еда» нам сообщили, что наблюдается повышенный спрос. В среднем количество заказов в Казани сейчас сопоставимо с показателем в праздничные дни. Средний чек выше обычных дней примерно на 100 рублей. Также в «Яндексе» отмечают перераспределение спроса в сторону спальных районов — клиенты теперь сидят дома. Среднее время доставки удерживается на уровне 33 минут. При этом топ самых популярных блюд не изменился.
«Помимо роста спроса со стороны клиентов, за последние дни в 6 раз увеличилось количество заявок на подключение к сервису от ресторанов. Мы запустили ускоренную процедуру обработки таких заявок, а также приняли целый пакет мер по поддержке локальных ресторанов. Заведения, подключившиеся к платформе с 15 марта, смогут получать заказы от пользователей сервиса с нулевой комиссией при доставке собственными силами ресторана, а также получить 100 доставок курьерами „Яндекс.Еды“ за счет сервиса. Поддержкой смогут воспользоваться независимые рестораторы и сети, у которых не более трех ресторанов», — уточнили в пресс-службе сервиса.
Мы поинтересовались в сервисе, стало ли в последние дни больше желающих работать курьерами по доставке еды. У «Яндекс.Еды» нет собственного штата курьеров, а за их трудоустройство и обучение отвечают партнерские курьерские службы. «Они, в свою очередь, отмечают увеличение количества новых кандидатов примерно на 25 процентов: люди приходят в том числе из отраслей, которые практически полностью остановились с началом кризиса. Поэтому недостатка в курьерах мы не наблюдаем и операционно готовы к дальнейшему повышению спроса», — рассказали нам.
Что касается разрешения на работу в условиях режима самоизоляции, то у «Яндекса» подробностей нет, как и у других игроков рынка. В компании лишь уточнили, что находятся в контакте с властями всех уровней и будут выполнять все законные предписания. Сейчас курьеры с активными сменами перемещаются свободно.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попробовал сделать заказ через сервис «Яндекс.Еда». Заказ нам доставили через 45 минут после оформления. По словам курьера, в минувшие выходные заказов было столько же, как обычно, а в понедельник-вторник их число, напротив, сократилось на 20%. «Боятся делать заказы, мне кажется», — выдвинул свое предположение молодой человек.
«Я притока новых ресторанов не заметил. 40 процентов заказов идет из „Макдоналдсов“, популярны также блюда из „Бургер Кинга“ и „Шоколадницы“, больше я ниоткуда за два дня заказов не увозил», — признался курьер. По его словам, за одну доставку он получает 100 рублей и в день в среднем зарабатывает 1 800 рублей.
«Я притока новых ресторанов не заметил. 40 процентов заказов идет из «Макдоналдсов», популярны также блюда из «Бургер Кинга» и «Шоколадницы», больше я ниоткуда за два дня заказов не увозил»
«СИТУАЦИЯ СЛОЖНАЯ, НО ВЫЖИВАЕМ»
Для кафе и ресторанов доставка в эти дни становится единственным способом выжить. Некоторые предпочитают полностью закрыться на неопределенное время, как, например, заведение «Утка в котелке». «Я посчитал, что работать будет нерентабельно. Мы закрылись. Я решил отправить персонал домой», — объяснил нашему корреспонденту директор ресторана Артем Акчурин.
Управляющий ресторана Cheeseria Роман Бутузов в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал, что доставка у заведения работала с момента запуска. Ресторан также не первый месяц подключен к сервисам «Яндекс» и Delivery. «Доставку мы всегда развивали как дополнительное направление. Основной акцент на этом не делали. Работали и с „Яндексом“, и с Delivery — заказы и раньше шли, и сейчас идут. Не могу сказать, что из этих сервисов за последние дни стало гораздо больше заказов», — рассуждает собеседник издания. По его словам, сейчас его заведению активно помогают собственные силы развоза еды. Но от сервисов отключаться он не планирует — «это тоже какие-то деньги».
Так как доставку в заведении уже практиковали, серьезных трудностей в переключении процессов не возникло. «Мы оперативно сейчас перестроились. Максимально стараемся учитывать и пожелания гостей, и соблюдать режим доставки, — говорит Бутузов. — Основная доставка — наша собственная. Кроме того, наш шеф-повар лично развозит доставку! Мы также активно продвигаем лавку. Производство не останавливали, иначе весь продукт и вся концепция просто остановятся. Ситуация сложная, но выживаем.
В лавке при ресторане по более низким ценам продаются разные виды пасты, сыры собственного производства, артишоки, оливки и т. д. Сейчас 70 процентов заказов поступает на меню из ресторана, 30 процентов — на лавку. Цены в магазине у нас ниже, чем в лавке. Весь ассортимент лавки доступен для заказа».
Бутузов отмечает, что после окончания режима самоизоляции и возобновления работы рынок будет в очень большом упадке. Поэтому уже сейчас в компании продумывают будущие перспективные направления. Это и продолжение работы на доставку, и серьезное развитие направления кулинарии. «У нас есть собственная производственная фабрика, на которой будут выпускаться полуфабрикаты, люди их смогут готовить дома, салаты для быстрого ужина, котлеты, десерты. Через день-два это запустим», — пообещал ресторатор.
«Доставку мы всегда развивали как дополнительное направление. Основной акцент на этом не делали. Работали и с «Яндексом», и с Delivery — заказы и раньше шли, и сейчас идут»
Он заметил, что в последнюю неделю падение выручки составило порядка 70–80%. При этом гости тогда еще хотя бы ходили в заведения. «Доставка — не панацея. Пока это не тот товарооборот, который бы хотелось», — говорит он. Что касается структуры заказов по доставке, активнее всего в Cheeseria заказывают пиццу, пасту, десерты и все, что связано с бурратой.
Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» владелица кофейни «Ранняя пташка» (бывший «Жаворонок») Алена Лефлер, они перешли на доставку и на вынос от окошка. Выручка сейчас — это 25–30% от обычной. «Надо еще учитывать, что сейчас хорошая погода. По опыту прошлого года можем сказать, что начало апреля, май — это пики выручки, когда люди еще не уехали на дачи на шашлыки, но уже после зимы начинают гулять, заходить в заведения. Весна — всегда подъем выручки, обычно на 30–40 процентов, бывает, и на 50 процентов. Зима для кофейни не прибыльна, для безалкогольных заведений зима — это время переждать, мы ее переждали, и тут у нас карантин», — объяснила Лефлер.
По ее словам, и до коронавируса «Ранняя пташка» пользовалась доставкой «Яндекс.Еды» и Delivery, но вторую неделю кофейня занимается собственной доставкой. «Сейчас наш сотрудник работает курьером, и мой муж развозит заказы», — уточнила предприниматель. Заказать можно все, что есть в меню, даже кофе. «Довезти до клиента кофе горячим сложно, поэтому его возим только по центру. Мы сами находимся на Астрономической, и, если ехать 5–10 минут, это терпимо. Сейчас подумываем возить кофе в термосе и наливать его непосредственно перед тем, как отдать гостям», — поделилась Лефлер.
Самим доставлять заказы выгоднее, потому что комиссия «Яндекса» и Delivery — 35%. Владельцы «Ранней пташки» написали письма в обе компании с просьбой на время кризиса сделать скидку. Delivery обещают снизить комиссию до 30%, а «Яндекс» на уступки не идет. «Если посчитать, „Яндекс“ съедает всю прибыль, получается, что мы работаем в ноль. Мы подключились к „Яндексу“ больше для продвижения, чтобы люди знали, что у нас можно заказать еду на доставку», — сказала девушка.
Что касается загрузки, то сейчас в кофейне работают один повар и один бариста. Раньше в смене работали два повара, пекарь и 2–3 бариста. «Мы сократили время работы, и сотрудники выходят по очереди», — рассказала Лефлер.
Алена Лефлер: «Если посчитать, «Яндекс» съедает всю прибыль, получается, что мы работаем в ноль. Мы подключились к „Яндексу» больше для продвижения, чтобы люди знали, что у нас можно заказать еду на доставку»
«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ДАТЬ ЛЮДЯМ ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ»
Напомним, на днях председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов предложил создать в Татарстане свой агрегатор доставки. «Мы хотели бы попросить исполнительную власть города помочь, имея научный потенциал, который есть в КФУ и Иннополисе, создать интернет-портал, связанный с доставкой еды. Он мог бы предложить те же услуги с более доступной ценой и помог бы улучшить рентабельность наших предприятий», — сказал он. Что касается его ресторанов, падение их не миновало. «До того как в мире началась эпидемия коронавируса, мы собирали очень хорошую выручку, — вспоминает он. — Сейчас та же „Татарская усадьба“ получает всего около 10 процентов заявок от того оборота, который был в обычные дни. Чтобы выжить, нужно стремиться хотя бы к 30 процентам».
«Нужно звонить своим постоянным клиентам, мобилизоваться как никогда. Самое главное — дать людям доступные цены (мы сделали скидки в 10 процентов на все меню) и качественную кухню, соблюдая все правила, установленные Роспотребнадзором», — считает он. К слову, почти все рестораны, перешедшие на доставку, предлагают серьезные скидки на свои меню.
Мы попросили исполнительного директора ассоциации рестораторов и отельеров Казани Галину Шарафутдинову рассказать о деталях будущего агрегатора. Его рабочее название — «Вкус Татарстана». «Мы планируем запустить ресурс, который позволит на местном уровне осуществлять доставку готовой еды и полуфабрикатов из кафе и ресторанов Татарстана. Кому принадлежит, пока говорить не буду. Это антикризисный ресурс, потому что комиссия Delivery Club и „Яндекс.Еды“ для предприятий общественного питания составляет 28–35 процентов и 90 процентов заявок все предприятия получают с этих агрегаторов. Они наиболее эффективно работают, потому что это проекты „Яндекса“ и Mail.ru и конкурировать с ними очень сложно, — говорит собеседница. — У нас уже существовал свой ресурс, но в связи с тем, что было сложно конкурировать с федеральными сервисами доставки, его временно заморозили. Сейчас мы реанимируем его с при поддержке правительства Татарстана».
К слову, почти все рестораны, перешедшие на доставку, предлагают серьезные скидки на свои меню
Сейчас ассоциации необходима информационная поддержка и IT-технологии от правительства республики, чтобы запустить работу платформы. «И мы сегодня получаем эту поддержку, — рассказала Шарафутдинова. — В Татарстане около 5 тысяч предприятий общественного питания, на сегодняшний день подключено к доставке не более 10 процентов. Ниша в этом направлении свободна. Сколько продлится карантин, не знаем. Сегодня мы видим потребность населения в доставке еды из любимых кафе и ресторанов, а для предприятий — возможность выжить в сегодняшних реалиях. Но мы смотрим и дальше, понимая, что даже в период стабильной работы, вне кризиса, — это дополнительный источник дохода для предпринимателя. Ежегодный прирост по доставке в России составляет 25 процентов. Пандемия закончится, мы вернемся к обычной жизни, но доставка будет наращивать свои обороты».
Директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани говорит, что сегодня важен каждый сэкономленный рубль. Ожидается, что при запуске агрегатора «Вкус Татарстана» для всех предприятий общественного питания комиссия на ближайшие 6 месяцев на этом ресурсе будет 0%. «Предприниматель не будет ничего платить агрегатору, ни рубля. Это такая антикризисная мера. После 6 месяцев, когда все восстановится, мы определили, что для членов ассоциации рестораторов и отельеров РТ комиссия составит 5 процентов, а для всех остальных — 10 процентов. Это без курьеров, вопрос курьерской службы прорабатывается. Всегда есть риск, что завтра федеральные структуры „Яндекс.Еды“ и Delivery Club смогут поднять комиссию», — перечислила собеседница довольно привлекательные условия работы.
Она приводит пример. Допустим, пицца стоит 500 рублей и 30% — 150 рублей — предприниматель отдает агрегатору, Delivery Club или «Яндекс.Еде». «При этом потребитель покупает ее за эти 500 рублей. Мы сейчас предлагаем предпринимателю разместить эту пиццу не за 500 рублей, а пусть за 450, со скидкой 10 процентов, но при этом он не платит ни копейки за комиссию», — сообщила Шарафутдинова. Она отмечает, что сервис не только поддерживает предпринимателей, но и заботится о конечном потребителе.
По предварительным данным, около 500 кафе и ресторанов в республике готовы подключиться к новому сервису. «Наша задача — довести базу предприятий до 30 процентов. Есть предприятия, формат которых не подразумевает доставку, где технология не позволяет, где блюда „живут“ небольшое количество времени, — объяснила собеседница цифру. — Мы надеемся, что до конца недели новый ресурс протестируют и уже в понедельник начнем подключать кафе и рестораны. Конечно, хотим как можно быстрее дать возможность населению воспользоваться новой услугой. И в то же время понимаем, что мы должны „докрутить“ платформу, чтобы сделать ее технологичной и предоставить возможность сделать заказ в один-два клика».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.