«Пустые коридоры, как в фильме про лангольеров. Свободные гардеробы и кафешки. Предполагаю, что свою лепту в это внесла ситуация с коронавирусом — и многие просто не поехали. Да и общий психоз накладывает свой отпечаток на сознание», — так описывает он прошедшую в Москве в «Экспоцентре» XVI международную специализированную выставку климатической техники «Мир климата – 2020». О приметах времени и изменении цен на кондиционеры бизнесмен рассказал «БИЗНЕС Online».
Выставка «Мир климата» организуется ежегодно уже с 2005 года и по традиции является одним из самых значимых событий в отрасли
«Ситуация с курсами валют была одной из самых обсуждаемых»
Выставка «Мир климата» организуется ежегодно уже с 2005 года и по традиции является одним из самых значимых событий в отрасли. Это хорошая возможность за короткий промежуток времени встретиться с большим количеством людей, партнеров, конкурентов, специалистов, коллег из других регионов, аналитиков. Пообщаться, задать вопросы, о чем-то договориться.
Также выставка — один из индикаторов того, как себя чувствует климатический рынок. Можно констатировать, что клиент скорее жив, чем мертв. Но дышит еле-еле… Пессимизма ситуации добавляет и то, что как бы ни чувствовала себя климатическая отрасль (а она, собственно, чувствует себя «не так чтобы очень плохо, можно было бы даже сказать, хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже»), но сама выставка оптимизма не внушает от слова «совсем». Для описания нынешней ситуации лучше всего подойдет крылатое выражение, характеризующее всю нашу экономику: «Зафиксирован отрицательный рост. Но динамика хорошая!»
Для описания нынешней ситуации лучше всего подойдет крылатое выражение, характеризующее всю нашу экономику: «Зафиксирован отрицательный рост. Но динамика хорошая!»
Очень грустная ситуация с посетителями выставки. Несмотря ни на какие затянувшиеся кризисы, во все предыдущие годы пробираться на выставку приходилось, пробиваясь сквозь толпы людей, идущих туда же. Параллельно всегда проходило несколько экспозиций. Привычные проблемы — очередь в гардероб, переполненные кафе. Ничего этого сейчас нет. Пустые коридоры, как в фильме про лангольеров. Свободные гардеробы и кафешки. Предполагаю, что свою лепту внесла ситуация с коронавирусом и многие просто не поехали. Да и общий психоз накладывает свой отпечаток на сознание. При виде китайца без маски в памяти сами собой всплывали слова: «Почему без цака?! Плюк — чатланская планета, родной. Поэтому ты цак надень и в пепелаце сиди!..»
Наверняка часть желающих отсеялась в последний момент, после бурного празднования 8 Марта, закончившегося обвалом рубля. Остались разгребать проблемы, не до выставок. Да и на самой выставке ситуация с курсами валют была одной из самых обсуждаемых. Цены-то на технику формируются от доллара или евро, кондиционеры все импортные, а в «отечественной» вентиляции у некоторых «производителей» только наклейки в рублях, остальное тоже «оттуда». Традиционно к «Миру Климата» готовят новые прайсы, которые объявляют на выставке или сразу после (в зависимости от того — на понижение прайс или на повышение). А тут ситуация в динамике, что дальше будет, знают только те, кому по должности положено, ну еще всякого рода аналитики. В общем, с ценами ситуация плавающая. Кто-то привязал к текущему курсу на каждый день (и прайсы в долларах). Кто-то установил свой, внутренний курс. Тот же Haier, к примеру, зафиксировал цены в рублях до конца месяца, дальше будет пересматривать в зависимости от ситуации. Весело, короче. Не скучно.
«В этом году стоят (стенд «КлиматВентМаш») живее всех живых, с симпатичным таким стендиком. Видимо, новое юрлицо открыли. Обнулились, так сказать…»
«Стенды пониже, пиво пожиже, коньяк только по блату»
Что касается участников выставки, то тренды прошлого года (стенды пониже, пиво пожиже, коньяк только по блату) продолжились и усилились. Отсутствуют старожилы отрасли, многие крупнейшие поставщики, завсегдатаи выставки (в прошлом). Один из крупнейших игроков рынка — компания «Русклимат», устроившая в прошлом году демарш и назначившая свою дилерскую конференцию в Сочи на даты проведения выставки, — в этом году так и не вернулся. Нет и компании «Даичи», одного из пионеров климатического бизнеса в России. Казалось бы, всего лишь две фирмы. Но при этом порядка 18–19% российского рынка кондиционеров. А чего стоит отсутствие «ВЕЗА» — крупнейшего производителя вентиляционного оборудования в России, отмечающего в этом году свое 25-летие! Правда, надо признать, «ВЕЗА» никогда и не выделялось размерами выставочных стендов. Всегда стояла в сторонке со своими скромными 15% российского рынка полноразмерных вентустановок (к примеру). Нет также «Арктики». Нет WHEIL. Нет Systemair. Нет NED. Нет, нет, нет…
Зато стоит стенд «КлиматВентМаш». Причем, что характерно, в прошлом году, когда фирма была в предбанкротном состоянии, с заблокированными с 2018 года счетами, с долгами, невыплаченными налогами и срывами сроков поставки, они выставлялись в какой-то будке метр на метр. Зато в этом году стоят живее всех живых, с симпатичным таким стендиком. Видимо, новое юрлицо открыли. Обнулились, так сказать…
Конечно, есть и знакомые лица. Неизменно стоит производитель вентоборудования Korf (он же NED, он же Гога, он же Жора…) Представительство Clivet продолжает специализироваться на профессиональных решениях в области промышленного холода. Компания «Хиконикс» представляет кондиционеры Mitsubishi Electric и AUX. Девочки из «Евроклимата» уже не девочки, выросли вместе с объемами продаж кондиционеров Gree. «Вентарт» много лет стоит на одном и том же месте, при входе. Стабильность — признак мастерства.
PM Vent выставляется широко и просторно, как всегда, оправдывая статус самого дорогого вентоборудования. Компания «Биоконд» продвигает Mitsubishi Heavy и TCL. АЯК (ассоциация японских кондиционеров) помимо родного, еще со времен Савилова General, продает также и MDV. Ну а что, кондиционерных брендов на рынке России много (порядка 145), дистрибьюторов, видимо, не хватает. Поэтому принцип «не больше одного в одни руки» не работает, берут и по два, и по четыре…
Компания «Империя Климата» — один из долгожителей климатического рынка, в чем несомненная заслуга ее руководителя, Михаила Галкина. Основанная в далеком 1994 году фирма и сегодня находится на острие атаки, представляя в ЦФО дистрибуцию кондиционеров одного из лидеров рынка России — компании Haier. В том, что китайская компания уже третий год подряд занимает первое место в России по продажам бытовых и полупромышленных кондиционеров, — немалая доля труда «Империи Климата». Ей и доверено было выставляться на «Мире Климата» с кондиционерами Haier. Посетители с удовольствием фотографировались на фоне стенда с надписью «Наш ответ коронавирусу — кондиционеры Haier с ультрафиолетовой лампой!» Все-таки на выставке собрались оптимисты. Пессимисты и лица с повышенной тревожностью остались дома бурчать в соцсетях.
Ну и, наверное, ни один из посетителей выставки не сумел уйти с нее без засевшего в голове барабанного боя! Это уже много лет подряд барабанит по мозгам фабрика «Галвент». Когда уже они закроются? (Шутка, конечно.)
«Почти все можно получить не выходя из дома, как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки»
«Меняйся или умри!»
Одна из примет времени — приход, наконец-то, осознания того, что, помимо модных менеджеров, дилеров и брокеров, кто-то еще должен и работать. Организованный на выставке конкурс «Климат-профи – 2020» по монтажу и сервисному обслуживанию кондиционеров в тренде возрождения престижа рабочих профессий. И это, я считаю, правильно.
В целом, анализируя выставку этого года в динамике, выводы неутешительные — в первую очередь для самой выставки. Если климатическая отрасль чувствует себя в соответствии с внешними обстоятельствами и есть надежда, что при росте экономики (в первую очередь строительства) задышит и она, то у самой выставки все сложнее. Она постепенно теряет свои позиции как самое значимое событие года для отрасли и перестает быть нужной — и для крупных игроков, которые открыли филиалы и представительства в регионах и проводят свою работу постоянно, а не раз в году; и для потенциальных посетителей, которые, во-первых, на развитом рынке уже много чего знают и так, без поездок, а во-вторых, чего не знают, могут узнать через интернет.
Неслучайно, начав в 2005 году со 128 участников и 8,5 тыс. посетителей, нарастив в 2008–2015 годах до 300–390 участников и 25 тыс. посетителей, выставка начала с каждым годом «сдуваться». В прошлом году было 250 участников, в этом — уже 226.
Жаль. Все-таки как место встреч, дискуссий и обмена информацией интернет выставку полностью не заменит. Да, для получения информации сейчас не надо чемоданами тащить каталоги с выставки, как раньше. Почти все можно получить «не выходя из дома», как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки. Но от личного, живого общения еще не отвыкли. Привычка пить коньяк по разные стороны экрана никак не вырабатывается. Пока… Это, наверное, один из немногих аргументов за сохранение подобного формата. Но если динамика сохранится, то как в том анекдоте, «и до мышей докатиться можно». Времени на раскачку опять нет… «Меняйся или умри!»
Павел Евдокимов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.