Такие товары, как крупы, макароны, мука, туалетная бумага, сахар и другие продукты длительного хранения челнинцы довольно активно разбирают весь последний месяц Такие товары, как крупы, макароны, мука, туалетная бумага, сахар и другие продукты длительного хранения челнинцы довольно активно разбирают весь последний месяц Фото: Полина Осадчая

«ТОВАР НЕ КОНЧИТСЯ, ЭТО ЖЕ НЕ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ С ЕГО ДЕФИЦИТОМ…»

Нестабильность рубля и страх карантинного голода из-за коронавируса постепенно подводят к панике население крупных городов, в том числе Татарстана. Пока атмосфера нагнетается в основном через соцсети и мессенджеры, где появляются снимки пустых полок федеральных ретейлеров, в основном торговцев продуктами и медицинскими товарами.

Московские блогеры выкладывают в «Инстаграм» фото и видео полупустых магазинов. «В Москве начинается опустошение полок с антисептиками, крупами, консервами и холодильников с замороженными продуктами, — пишет сегодня популярный блогер Андрей Ларионов под ником moscowmap (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.) — В некоторых магазинах (сам видел в Ашане и МЕТРО) люди сметают все подряд из-за страха быть запертым на карантин, либо из-за желания сэкономить в случае подорожания продуктов».

Посетители сети Metro в Казани выкладывают фото в сеть с пустыми полкамиФото: Ксения Соколова

Аналогичная ситуация — в казанском филиале сети Metro, посетители которого также выкладывают видеоролики с пустыми полками. Впрочем, некоторые комментаторы указывают, что подобное нередко случается после выходных — сотрудники просто не успевают выставить товары. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в минувшее воскресенье наблюдал ажиотаж в сетях X5 Retail Group и отмечает, что на кассах с нехарактерным количеством круп и товаров первой необходимости можно было наблюдать в основном людей в возрасте выше среднего.

В магазине «Ашан», расположенном в казанском ТЦ «Южный», где побывал наш корреспондент, с утра большого количества покупателей не было. Под многими товарами  — желтые ценники, это значит, что они продаются со скидкой. Руководство магазина отказалось прокомментировать ситуацию, посоветовав обратиться в центральный офис, но один из продавцов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» как с покупателем объясняет: сегодня рабочий день, утро, поэтому и ажиотажа нет. В выходные людей было намного больше, чем обычно. Приобретали макароны, крупы, сахар, соль и консервы. Товаров, впрочем, от этого на полках меньше не стало — запасы есть. 

Продавцы «Ашана» говорят, что покупателей в выходные стало явно больше. «В последнее время — да, народу очень много стало. Крупу берут», — пояснили они. Хотя сами они этим настроениям не поддаются Продавцы «Ашана» говорят, что покупателей в выходные стало явно больше. «Да, в последнее время народа очень много. Люди крупу берут», — пояснили они. Хотя сами сотрудники этим настроениям не поддаются Фото: Александр Гавриленко

Сами продавцы таким настроениям не поддаются. «Я даже здесь ничего покупать не буду, чтобы не нести. У меня в доме „Пятерочка“, там куплю то, что нужно. Товар же не кончится, это не Советский Союз с его дефицитом…» — рассудила одна из сотрудниц.

А вот покупатели считают по-разному. Некоторые признаются, что решили сделать запасы из-за коронавируса. «Взяли рыбные консервы, тушенку, крупы, туалетную бумагу. Не особо много — на месяц примерно», — охотно объяснила женщина.

В другом магазине — «Пятерочке» на улице Жуковского — пожилой мужчина сложил в сумку пять пачек пшена. На наш вопрос он ответил: «Не знаешь ведь, как это все повернется, а небольшой запас не помешает…» Директор магазина соглашается, что в последние дни покупатели стали брать заметно больше товаров. «Крупу разную в основном берут, консервы… Водой даже запасаются в пятилитровых бутылках. Туалетную бумагу пока больше брать не стали», — рассказала Анна. Сама она, как и другие продавцы, запасы делать не собирается. Женщина уверена, что в любой момент сможет купить все необходимое в магазине. «Пока не стоит, еще рано, — отметила она, улыбчиво добавив. — „Пятерочка“ без товара не останется».

«Крупу разную в основном берут, консервации… Водой даже запасаются, в пятилитровых бутылках. Туалетную бумагу пока больше брать не стали» «Крупу разную в основном берут, консервации… Водой даже запасаются, в пятилитровых бутылках. Туалетную бумагу пока больше брать не стали» Фото: Полина Осадчая

Также сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online» в Набережных Челнах объехал несколько магазинов у дома и гипермаркетов. Как выяснилось, такие товары, как крупы, макароны, мука, туалетная бумага, сахар и другие продукты длительного хранения горожане довольно активно разбирают весь последний месяц. В магазинах «Магнит», «Карусель», «Пятерочка» и крупы, и другие товары повышенного спроса в наличии, хотя заметно, что их стало меньше — разбирают. Сложнее всего обстоит дело с антисептиками. Дезинфицирующие гели и кремы пропали из ассортимента аптек и других торговых площадок. Раскупили их и в гипермаркетах. В аптеке вместо антисептиков предлагают «Хлоргексидин». Кассир поделился с корреспондентом нашего издания свидетельством: больше всего закупают дезинфицирующие средства детсады. «У нас же как? Пока петух не клюнет — ничего не надо, — сказала сотрудница аптеки. — Стояли антисептики — никому не нужно было, а сейчас заказали 20 штук — все сразу забрали. Садики берут, видимо, для персонала, чтобы детей не заражать».

В магазине «Ашан», расположенном в казанском ТЦ «Южный» с утра тоже не было заметно много покупателей. Под многими товарами  — желтые ценники, это значит, они продаются со скидкой В магазине «Ашан», расположенном в казанском ТЦ «Южный», с утра большого количества покупателей не было. Под многими товарами  — желтые ценники, это значит, что они продаются со скидкой Фото: Александр Гавриленко

«НИКАКОГО ДЕФИЦИТА НЕТ, ТЕНДЕНЦИИ ПОКА НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ»

На фоне панических сообщений правительство Татарстана сегодня заявило о формировании штаба по контролю наличия продуктов первой необходимости в торговых сетях, но скорее в профилактических целях, нежели из-за реальной угрозы дефицита. Займутся мониторингом, согласно распоряжению кабмина РТ, вице-премьеры: руководители минпромторга и минсельхоза. Докладывать о ситуации в магазинах им придется в ежедневном режиме.

В релизе от пресс-службы президента РТ Рустама Минниханова сказано, что основными видами продовольствия жителей республики обеспечивают порядка тысячи региональных предприятий. «По данным на сегодняшний день, в Татарстане обеспеченность по мясу, молоку, яйцам и хлебу составляет более 100 процентов, по сахару и картофелю — порядка 300 процентов, по растительному маслу — выше нормы более чем в 6 раз», — говорится в сообщении. При этом пресс-служба подтвердила, что в эти выходные рост спроса на продукты зафиксирован, но незначительный, он касается в основном гипермаркетов. В магазинах формата «у дома» спрос по республике якобы остался на прежнем уровне.

«Налажено взаимодействие с сетевыми торговыми компаниями, поставщиками, — сообщили в правительстве РТ. — В связи с возникшим потребительским ажиотажем обращаем внимание жителей республики на важность рационального подхода к приобретению продуктов. Как показывает практика, покупки впрок с большой долей вероятности окажутся невостребованными». В релизе подчеркивается, что в Татарстане количество магазинов на душу населения превышает норму — в республике их насчитывается около 17 тыс., в связи с чем и нет необходимости закупаться про запас.

В минсельхозпроде РТ увеличивать количество сельхозярмарок пока не видят смысла. «В настоящее время мы в полном объеме обеспечиваем население республики основными видами продовольствия за счет собственного производства», — рассказали в пресс-службе ведомства. Всего же в республике насчитывается около 1 тыс. предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

«Ни у нас в магазинах, ни у наших поставщиков никакого дефицита нет, и тенденции такой пока не наблюдается» «Ни у нас в магазинах, ни у наших поставщиков никакого дефицита нет, тенденции такой пока не наблюдается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НА САМОМ ДЕЛЕ В ПЕРВЫЕ ВЫХОДНЫЕ ПОСЛЕ ДНЯ ЗАРПЛАТЫ ВСЕГДА БЫВАЕТ ПИК СПРОСА…»

Ретейл в принципе также не видит причин для паники. Директор сети магазинов «Впрок» Дмитрий Калачев объясняет повышенный спрос и регулярным пиком закупок, который приходится на середину месяца.

«Ни у нас в магазинах, ни у наших поставщиков никакого дефицита нет, тенденции такой пока не наблюдается, — констатировал Калачев. — Единственное, что закончилось, — это антисептические средства для рук, к концу месяца мы их подвезем. Я вчера был в Metro и „Пятерочке“ — у них тоже никаких проблем не заметил. На самом деле в первые выходные после дня зарплаты, то есть после 10-го числа и 15-го, всегда бывает пик спроса. Возможно, какие-то магазины просто не успевали выставлять товары. Вероятно, у отдельных точек свои рабочие нюансы, но я дефицита не вижу и не жду. Если говорить конкретно о наших складах, то у нас товарного запаса хватит примерно на 90 дней. Поэтому, даже если у наших поставщиков начнутся перебои, население этого не заметит».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» также побеседовал с продавцами «Впрока», которые отмечают, что с антисептиков покупатели перешли на антибактериальные салфетки — сейчас их раскупают как горячие пирожки. Упаковки поменьше уже закончились, теперь люди уносят сразу по несколько пачек больших упаковок салфеток.

Гендиректор ООО «ТД Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов подтверждает, что и в их сети никакого ажиотажа не наблюдается, торговля идет в штатном режиме. Той же позиции придерживаются в казанском агропромпарке. Директор комплекса Олег Власов в покупательском всплеске видит эмоциональную основу. «У нас каждый год то гречка, то соль…  Здесь больше эмоции, им подвержены люди пожилого возраста. В их памяти еще свежи 50–60-е годы, когда в экономике, на потребительском рынке были сложные процессы». Сейчас же, по словам Власова, важно создать безопасную среду, минимизировать риски заражения. «Те же тележки для продуктов... важно, чтобы они были продезинфицированы. Соответствующее распоряжение мною уже издано. Более тщательная уборка будет: полы, туалеты усиленно обрабатывать станем — все поверхности».

В «Бахетле» отмечают изменения потребительского поведения покупателей. «Мы действительно наблюдаем повышенный спрос на некоторые категории товаров, но наши полки не пустеют, количество товарного запаса не снижается до какого-то критического уровня», — пояснила «БИЗНЕС Online» исполнительный директор Гузель Ананьева. Вместе с тем тревожный звоночек (и не один) исходит от поставщиков продукции. Пока у них еще есть запасы, которые позволяют пополнять полки ретейлера по старой стоимости. «Но мы уже получили предупреждения о возможном повышении цен на ряд товаров в будущем», — добавила Ананьева.