Валерий Чершинцев: «Я так понимаю, у нас уже 6 потенциальных резидентов. Одного до плана не хватает. Но дело даже не в плане. Дело в привлекательности территории. В Челнах засилие Haier» Валерий Чершинцев: «Я так понимаю, у нас уже шесть потенциальных резидентов. Одного до плана не хватает. Но дело даже не в плане. Дело в привлекательности территории. В Челнах засилье Haier»

«ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ УДОБРЕНИЯ»

В пятницу в Менделеевске прошло заседание инвестиционного совета с участием главы района Валерия Чершинцева. На рассмотрение было вынесено три инвестпроекта от компаний, которые должны стать резидентами менделеевского ТОСЭРа. Как в начале доложил собравшимся замруководителя исполкома по стратегическому развитию Олег Колпаков, это уже второй инвестсовет. На первом, который проходил в январе были рассмотрены три проекта на общую сумму 430 млн рублей: производство нестандартного нефтегазового оборудования от компании «КамХимМаш»; создание консигнационного склада с последующей организацией производства специнструмента от Свердловского инструментального завода и строительство животноводческого молочного комплекса на 800 голов удмуртской компании «Молочная ферма». Сейчас предприятия проходят стадию регистрации, готовятся документы на получение статуса резидента ТОСЭРа. Планируемый срок — апрель – май.

«Я так понимаю, у нас уже шесть потенциальных резидентов. Одного до плана не хватает. Но дело даже не в плане. Дело в привлекательности территории. В Челнах засилье Haier. С китайцами проблема — коронавирус. Чиновникам запретили выезды за границу, даже в отпуск. Такого никогда не было…» — немного отвлекся от темы Чершинцев, а потом, пожелав будущим резидентам, «чтобы были доходы», пообещал «не мешать, а помогать и работать рука об руку».

Первый и самый богатый резидент — московское ООО «ДжиЭСЭМ Кемикэл», которое собирается развернуть в Менделеевске производство сложных многокомпонентных минеральных удобрений. Объем первоначальных инвестиций составит 200,9 млн рублей, на завод собираются привлечь 30 работников. Производительность составит 20 тыс. тонн в год. «Это минимальное пороговое значение. Возможно, инвестиции подрастут, как и численность персонала», — уточнил Колпаков. Размещаться резидент планирует в промпарке «Менделеевский».

Главная же новость в том, что москвичи выкупили контрольный пакет акций Химзавода им. Карпова в октябре 2019 года. Еще 25% акций — у менделеевского ООО «Промотекс». До сделки 83,8% акций принадлежали АО «Полибиохим», которым руководил нижнекамский строительный магнат Валерий Самилов.

В московской компании «ДжиЭСЭМ Кемикэл» владельцем является некто Дмитрий Барменков, который одновременно руководит еще несколькими столичными компаниями: ООО «Мидстрим Девелопмент», занимающимся управлением недвижимым имуществом, ООО «Автомобильные инженерные решения» основной деятельностью которого является техобслуживание и ремонт автотранспорта, и тверское ООО «Калязин тур», под которым, вероятно, скрывается какой-то гостиничный бизнес. В уставном капитале «ДжиЭСЭМ Кемикэл» — 10 тыс. рублей, зарегистрирована компания на Арбате в июне 2019-го.

Как пояснил Колпаков, бенефициар компании Михаил Маркин — один из бывших совладельцев крупнейшей компании по производству удобрений «ЕвроХим». Маркин, судя по скудной информации в открытых источниках, имеет немалый послужной список в структурах пермских химиков. В декабре 2014 года он был назначен руководить пермским АО «ГалоПолимер» вместо Максима Дорошкевича и, судя по всему, руководил им как минимум до марта 2018 года. В это время в прессе появлялась информация о том, что дочка холдинга, возглавляемого Маркиным, выпустила опытную партию противогололедных реагентов. Ранее он несколько лет до июля 2010 года работал директором ОАО «Азот» в Березниках. В июле 2010 года его сменил бывший гендиректор ОАО «Казанский завод синтетического каучука» Феликс Палютин. Тогда же озвучивалось, что Маркин по решению акционеров займется созданием сервисного холдинга, который будет оказывать предприятиям химкорпорации услуги по ремонту оборудования, выполнять пусконаладочные, строительно-монтажные работы, разработку проектно-сметной документации и др. При этом он оставался в совете директоров березниковского «Азота», входившего в Объединенную химическую корпорацию «Уралхим» наряду с ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат» и ОАО «Воскресенские минеральные удобрения». В 2011 году Маркин приобрел у «Уралхима» его непрофильный актив — «Азотстройремонт», который, правда, в 2016-м прекратил свою деятельность.

Представил  интересы будущего резидента директор химзавода Карпова Дамир Шамсин. В Менделеевске надеются, что выходец из «Еврохима» будет активно расширять производство, и создавать новую линейку продуктов Представил  интересы будущего резидента директор химзавода Карпова Дамир Шамсин. В Менделеевске надеются, что выходец из «Еврохима» будет активно расширять производство и создавать новую линейку продуктов

Сейчас за Маркиным официально числится лишь одна компания — «Эс-Джи-Ай Девелопмент», также образовавшаяся в прошлом году на Арбате и заявившаяся как агентство недвижимости. Руководит «ДжиЭСЭМ Кемикэл» УК «Русинкор» с пермскими корнями, совладелицей которой является, судя по всему, сестра Маркина — Анастасия.

Представил же интересы будущего резидента перед Чершинцевым директор химзавода им. Карпова Дамир Шамсин. Глава поинтересовался, отличаются ли чем-то удобрения, которые будут делать москвичи, от удобрений «Аммония», на что докладчик сообщил, что это «совершенно другие удобрения», одно из которых в России не выпускается.

Колпаков позже уточнил, что для москвичей прежде всего важны компетенции. «Менделеевск — это город химиков. „Менделеевсказот“ выпускал удобрения, химзавод имени Карпова — большую гамму различной химической продукции, в том числе фармакопеи. Именно здесь центр химии Татарстана», — объяснил интерес москвичей к маленькому городу куратор ТОСЭРа.

В Менделеевске надеются, что выходец из «Еврохима» будет активно расширять производство и создавать новую линейку продуктов. Несмотря на банкротные иски ВЭБа, АО «Аммоний» тоже намерено развивать свой актив. Новые собственники — группа АЕОN — предусматривают строительство производства меланина с серьезными капитальными затратами на $300 миллионов. Кроме того, на предприятии займутся переделами — производством карбамида, метанола, азотной кислоты, которые позволят привлечь по данному проекту более 300 млн рублей.

Компания «ФерроЛайт» Сергея Корсакова помимо компонентов для автомобильной промышленности, планирует стать поставщиком и для Haier. Пока заявленный объем инвестиций 9 млн Компания «ФерроЛайт» Сергея Корсакова помимо компонентов для автомобильной промышленности, планирует стать поставщиком и для Haier. Пока заявленный объем инвестиций составляет 9 миллионов

КАМАЗОВСКИЕ ПОСТАВЩИКИ ИДУТ В МЕНДЕЛЕЕВСК

Два других инвестора, которые заявили о своих планах, — производители автокомпонентов из Челнов. Условия челнинского ТОСЭРа не позволяют стать резидентом, будучи поставщиком на КАМАЗ как градообразующее предприятие. Поэтому партнеры автогиганта обратили свои взоры на Менделеевск. Компания «ФерроЛайт» Сергея Корсакова, помимо компонентов для автомобильной промышленности, планирует стать поставщиком и для Haier. Пока заявленный объем инвестиций 9 млн, численность персонала составит 11 человек. Производственные мощности челнинец хочет обустроить в промпарке «Барс». Под производство понадобится 1 тыс. кв. метров. «Мы совместно выезжали на Haier, смотрели возможности локализации, ознакомились с номенклатурой. Встречались с Романовой (Людмила Романова — представитель Haier в России — прим. ред.), обсуждали эту тематику в части локализации в Менделеевске поставщиков первого и второго уровня, которые будут производить детали для основного предприятия в Челнах. Все вопросы с управляющей компанией по части энергоснабжения мы решили. Заявленным мощностям они соответствуют. В части металлообработки нам как раз такие производства необходимы, будут развиваться завод имени Карпова, „Аммоний“ со своим новым производством. Все агрегаты и оборудование со временем начнут требовать ремонта, а здесь можно изготавливать оригинальные детали», — отрекомендовал Колпаков свою находку.

Корсаков рассказал, что в плане компонентов для Haier перечень изделий прежде всего будет составлен из общестроительных деталей — различных кронштейнов, креплений, в том числе металлоконструкций. Основное же направление деятельности — это все, что связано с прокатом: холодным, горячим и листовым. Свои услуги компания готова предоставить в плане заготовительных, сварочных, гибочных работ, возможно производство и каких-то труб. «Также мы продолжаем работу с КАМАЗом — в этом году планируем значительно увеличить объем, для чего потребуются и рабочая сила, и дополнительные производственные площади, что, в принципе, надеемся здесь, в Менделеевском районе, реализовывать. Мы каждый год объем валовой выручки увеличиваем, с вашей помощью в этом году в условиях нового бизнес-климата хотим повысить количество работающих людей, объем выпуска продукции», — сказал Чершинцеву инвестор.

Корсаков рассказал, что в плане компонентов для Haier перечень изделий прежде всего будет составлен из общестроительных деталей — различных кронштейнов, креплений, в том числе металлоконструкций Корсаков рассказал, что в плане компонентов для Haier перечень изделий прежде всего будет составлен из общестроительных деталей — различных кронштейнов, креплений, в том числе металлоконструкций Фото: nabchelny.ru

«Тут еще надо добавить, — заметил Колпаков, — что у нас промпарк Менделеевский аккредитован в части доставки того же металла, который компания использует. Очень удобно — можно привезти, разгрузить, складировать. И все это рядом — практически в полукилометре от производственной базы. Таких уникальных возможностей больше нет ни у кого, чтобы в радиусе 500 метров можно было вагон разгрузить».

В беседе с корреспондентом Корсаков рассказал, что точный перечень комплектующих для Haier пока неизвестен. Вопрос стоит так — на что дадут разрешение, то и пустят в производство. «Возможно, это будет не столь массовый сегмент. У Haier в планах развития — больше эксклюзивная продукция. И вообще я сегодня больше с „Позисом“ работаю по холодильникам, возможно, в таком русле будем и с Haier сотрудничать. Обидится ли „Позис“, что я с Haier работаю? Никоим образом! У „Позиса“ львиная доля работы связана с оборонкой, да и мы поставляем в их специализированный отдел — например по медицинской технике. Кроме того, поставляем на КАМАЗ изделия, связанные с листовой обработкой, — детали для кузова и кабины. Общегодовые объемы производства у нас порядка 100 миллионов. В этом году увеличим их раза в два. В Менделеевске пока сложно сказать, сколько будем выдавать. Если благоприятная обстановка сохранится, можем полностью все производство в Менделеевске организовать. Нам дополнительные площади нужны», — высказался Корсаков.

Сергей Боровских: «Мы надеемся, что все-таки с людьми здесь будет полегче. Их надо убедить. Все-таки час туда, час обратно до Челнов ездить — не удобно», Сергей Боровских: «Мы надеемся, что все-таки с людьми здесь будет полегче. Их надо убедить. Все-таки час туда, час обратно до Челнов ездить — неудобно»

«НА 9 МИКРОАВТОБУСАХ ЗАЕЗЖАЮТ И РАЗВОЗЯТ ПО РАЗНЫМ ГОРОДАМ»

Его коллега Сергей Боровских из компании «Автоштамп» также намерен организовать производство комплектующих и автокомпонентов. Компания работает в Челнах с 2007 года, производит комплектующие для грузовой техники в основном импортного производства. Сбыт налажен по всей России, продукция отправляется и на экспорт. Объем вложений в менделеевскую площадку составит 8 млн, работать станут 12 человек. Компонентщик также планирует обосноваться в промпарке «Барс». Но у компании не хватает людей.

«Мы надеемся, что все-таки с людьми здесь будет полегче. Их надо убедить. Все-таки час туда, час обратно до Челнов ездить — неудобно», — затронул болезненную для Менделеевска тему Боровских.

Чершинцев еще до презентаций проектов обозначил главную проблему для города — вахтовики — и дал поручение: определить компетенции и опыт рабочих, которые ездят каждый день на работу в Челны, Елабугу и особую зону. «Сейчас у нас несколько автобусов ездят на КАМАЗ. Что это за работники, какой профессии? Нужно будет обязательно все посмотреть и вести сегодня с ними потенциальную работу, чтобы вернуть их обратно в город, на новые производства. Потому что сегодня даже в Челнинское сельское поселение (село Татарские Челны в Менделеевском районе — прим. ред.) в день на 9 микроавтобусах заезжают и развозят по разным городам. Из Менделеевска два полных автобуса выезжают ежедневно», — высказался глава.

— У нас это уже не первый год: даешь объявление — люди звонят и не приходят, — поддержал Боровских кадровый вопрос. — Тяжело — хотя зарплата у нас выше, чем на КАМАЗе. А сейчас еще новые предприятия открываются. Тот же Haier 7 тысяч человек набирает. У меня знакомый из Заинска в Челны возит! Из Ижевска едут уже! С Украины много людей. Проблема большая. Токарей нет, даже водителей нанять — проблема. Поэтому, может, здесь по логистике будет хорошо — до Челнов близко.

— Тут не только Челны. Самое главное — Удмуртия: Граховский, Алнашский районы. Там не очень хорошая экономическая ситуация. По сравнению даже с нашей. Потом с «Форда» есть 17 человек. Нужно людей обратно возвращать. Создавать условия — парки, скверы обустраивать. Сейчас вот к дворам приступим, порядка 70 видеокамер дополнительно установим, а всего за три года — около 300 камер. Многие сюда хотят приехать. Сейчас еще новые микрорайоны начнем проектировать и строить вдоль Нижнекамского водохранилища. Люди будут приезжать и жить. Потому что экология здесь хорошая по сравнению с соседними городами. Даже с Челнами, не говоря уже о Елабуге. Роза ветров «Аммония» не на нас, к счастью, дует, — рассуждал Чершинцев. Обратно к теме его вернул Колпаков.

Чершинцев еще до презентаций проектов обозначил главную проблему для города — вахтовики, и дал поручение — определить компетенции и опыт рабочих, которые ездят каждый день на работу в Челны, Елабугу и особую зону Чершинцев еще до презентаций проектов обозначил главную проблему для города — вахтовики — и дал поручение:  определить компетенции и опыт рабочих, которые ездят каждый день на работу в Челны, Елабугу и особую зону

— Компания Боровских на экспорт грузит. И в ТОСЭРе можно задействовать возможности экспортного центра — льготы 50 процентов на доставку. В этом части тоже очень благоприятные условия, — предложил куратор ТОСЭРа.

На это Чершинцев сказал, что Менделеевск в целом слабо пользуется льготами как моногород, хотя там по этой же статье вообще трехпроцентная ставка. «Вот зеленодольский парк получил 250 миллионов с ФРМ на инженерные сети. X5 в Елабуге тоже получили 250 миллионов на оптово-распределительный центр. Слабо используем льготы ФРМ для подведения „инженерки“. Это же рентабельность продукции, лучше развиваться будут! Другие берут, а мы…» — не договорил Чершинцев и поручил подчиненным отработать вопрос с минэкономики.

После этого все три инвестора по очереди подписали инвестсоглашения и скрепили сотрудничество рукопожатиями.