Чиновники рассчитывают на рост пассажиропотока после запуска транспортной реформы. Она заключается в объединении вахтовых маршрутов с городскими Чиновники рассчитывают на рост пассажиропотока после запуска транспортной реформы. Она заключается в объединении вахтовых маршрутов с городскими Фото: пресс-служба Нижнекамского муниципального района

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УБЫТКИ

Нижнекамские власти провели эксперимент длительностью в несколько месяцев. Его цель — доказать, что сумма муниципального контракта, которая равна начальному максимальному предложению тендера на пассажирские перевозки, завышена. Так, согласно расчетам по алгоритму федерального закона ФЗ-220 «О перевозках» для «Нижнекамского ПАТП», которое обслуживает почти все нижнекамские маршруты, годовой контракт стоит 600 млн рублей, а для муниципального «Горэлектротранспорта» — 300 млн рублей. Если стороны договорятся работать по схеме федерального закона, то эти деньги — почти миллиард рублей — будет выделять из своего бюджета Нижнекамск. При этом общий районный бюджет составляет 5,7 млрд рублей, из которых 4 млрд уходят только на образование. В исполкоме считают, что содержание городских маршрутов может обойтись и дешевле.

В целях эксперимента другой перевозчик — «Нижнекамское ПАТП-1» с единственным маршрутом №47 — создал отдельное ООО с аналогичным названием специально под данный маршрут. Сделано это ради полной прозрачности доходов и расходов. «Все городские перевозки априори убыточны при существующем пассажиропотоке, — заявляет в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ замруководителя исполкома района Ленар Ахметов. — Мы реформируем маршруты, чтобы сделать их окупаемыми. На примере 47-го маршрута, введенного в конце года, хотим показать реальную картину и пассажиропотока, и работы предприятия». По объяснениям спикера, все автобусы этого маршрута снабжены валидаторами для безналичного расчета, информация с устройств легко отслеживается. Протяженность 47-го маршрута составляет 30,7 км, а интервал движения — 20 минут. С 5:30 до 22:50 автобусы проходят 45 кругов, тратя по 1 часу 40 минутам на каждый.

Пока финансовые результаты эксперимента не слишком радуют. За первые пять месяцев маршрут заработал 6,2 млн рублей, а содержание его обошлось в 18,4 млн рублей. Интересны и данные о количестве пассажиров: дневной пассажиропоток составляет 2,3 тыс. пассажиров, из которых 60% приобретают билеты, остальные ездят по льготе. Как пояснил Ахметов, убыток был спрогнозирован и исполком не удручен цифрами. Чиновники рассчитывают на рост пассажиропотока после запуска транспортной реформы. Она заключается в объединении вахтовых маршрутов с городскими — такое совмещение должно наладить экономику перевозок.

Ахметов также напоминает, что субсидии за льготников никто не отменял, хотя их суммы спорные. Судя же по финансовым результатам эксперимента, один маршрут может показывать убыток около 28 млн рублей за год. В Нижнекамске — 10 маршрутов, следовательно, компенсация убытков может достигать примерно 300 млн рублей, а это вдвое ниже суммы контракта с основным ПАТП. Спикер подчеркивает, что перевозчик, рассчитывая сумму субсидируемого убытка, закладывает и свою рентабельность на уровне 10%. 

«Мы призываем всех перевозчиков, не только нашего города, но и всей республики, переходить на единую систему оплаты, чтобы доходная часть была полностью прозрачна, — предлагает Ахметов. — Это бы облегчило работу всех структур — и госкомитета по тарифам, и минфина республики, и нашу, потому что будет все понятно и прозрачно». По словам спикера, пока не все перевозчики могут похвастаться прозрачностью отчетов, виной чему «котловой принцип», в котором сложно вычленить конкретные финансовые показатели. «Мы пришли к выводу, что цена начального максимального контракта нереальна, что можно сэкономить при помощи точного подсчета. Это случится, когда перевозчики поставят валидаторы, но они пока не торопятся этого делать», — пояснил Ахметов.

Марат Галиахметов (третий слева):  «О хорошей организации работы маршрута говорят наши пассажиры, а не мы!» Марат Галиахметов (третий слева):  «О хорошей организации работы маршрута говорят наши пассажиры, а не мы!» Фото: пресс-служба Нижнекамского муниципального района

НОВАЯ СХЕМА — НОВые КОНТРАКТЫ

Точкой отсчета для Нижнекамска станет май, когда город представит новую маршрутную сеть. Сейчас над проектом работают эксперты из Санкт-Петербурга. После утверждения принципиально новой для Нижнекамска маршрутной сети исполком объявит торги. Прежде отклик на них был минимальным, но теперь тендер должен заинтересовать транспортные предприятия ТАИФа и «Татнефти». По словам Ахметова, в новом контракте среди прочего будет указано и требование по установке валидаторов.

Иллюстрирует же будущие благополучие сферы общественного транспорта Нижнекамска как раз 47-й маршрут. Несмотря на убыток, он показал себя с лучшей стороны. «О хорошей организации работы маршрута говорят наши пассажиры, а не мы!» — акцентирует директор «Нижнекамского ПАТП-1» Марат Галиахметов. По его словам, перед запуском маршрута компания провела большую работу: подготовила газомоторные «НЕФАЗы» 2017 года выпуска, установила речевые информаторы на двух языках с ГЛОНАССом, а также светодиодные указатели, видеонаблюдение, стенды в салонах. Набрала не только водителей, но и кондукторов. «Были разработаны должностные инструкции и регламенты, проведено обучение работников. В целях обеспечения качества и культуры обслуживания кондукторам и водителям приобретена форменная одежда», — говорит Галиахметов, напоминая, что в первый месяц работы маршрута пассажирам раздавали листовки с расписанием.

Отдельный акцент сделали на культуре обслуживания, для чего ввели учет обращений граждан. «С удовлетворением могу сказать, что мы не ошиблись! Абсолютное большинство пассажиров благодарят и отмечают высокое качество работы водителей, вежливое и внимательное отношение кондукторов. Вот некоторые из поступивших высказываний наших пассажиров: „Водители — просто замечательные и аккуратные, красиво, по форме одетые, останавливаются в нужном месте, перед носом дверь не закрывают, ждут всех пассажиров!“» — рассказывает Галиахметов.

Галиахметов отмечает, что терминалы принимают плату по банковским и транспортным картам и при этом фиксируют приходящую наличку. Благодаря этому у исполкома города есть возможность без участия компании проверять достоверность доходов маршрута. «Общемировая и российская практика уже давно показали, что прибыльность или окупаемость на городском общественном транспорте — это большая редкость или скорее исключение из правил. Во всяком случае для таких городов, как Нижнекамск. Во многих городах сегодня, чтобы избежать убытков, перевозчики работают полулегально, игнорируют требования законодательства в ущерб качеству и безопасности перевозок. У населения много справедливых претензий к транспортникам, — рассуждает Галиахметов. — Общественный транспорт должен выполнять социальную функцию, а не рассматриваться исключительно как бизнес».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, почему в городе без нареканий от населения работает только один маршрут, Галиахметов заявил, что причина — в отсутствии правильной схемы финансирования убытков. Транспортник обратил внимание на то, что содержание и правильная эксплуатация автобуса, особенно большой вместимости, — это серьезные затраты, которые выручка не перекрывает. Существует и острый дефицит водительских кадров при действующем уровне зарплаты 45 тыс. рублей. Плюс обязательства — налоговые, лизинговые, кредитные, плюс ГСМ, энергоресурсы и прочее.

«Не скрою, мы пока тянем 47-й маршрут за счет своих резервов и коммерческих перевозок. Но бесконечно делать это не сможем», — заметил директор «Нижнекамского ПАТП-1». Эту проблему Галиахметов планирует решить субсидированием. На следующей неделе в Нижнекамске ждут представителей госкомитета по тарифам. «Хотим показать прозрачность нашей работы и доказать достоверность предоставляемых нами сведений по затратам на перевозки. Скажу честно, мой коллектив постарался, выложился на все сто, чтобы правильно выполнить эту работу. Поэтому мы очень рассчитываем на положительное решение по возмещению убытков, чтобы продолжить также работать для населения города», — говорит Галиахметов.