Весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей Весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕЩЕ 200 МЛН ТЕАТРУ, КОТОРЫЙ АРЕНДУЮТ «ХОР ТУРЕЦКОГО» И ГАЛКИН

Последний рабочий день перед длинными мартовскими выходными принес весть о том, что президент Татарстана Рустам Минниханов подписал традиционный ежегодный указ «О предоставлении грантов в области культуры, искусства и кинематографии», по которому сразу 8 учреждений культуры получат в общей сложности 339 млн рублей, специальная строка на этот счет есть в республиканском бюджете. В министерстве культуры «БИЗНЕС Online» сообщили, что конкретные цифры по распределению средств между организациями будут известны, когда выйдет соответствующее постановление кабмина РТ. Впрочем, особого секрета здесь нет. Общая сумма гранта идентична прошлогоднему, соответственно, с большой долей вероятности, учреждения-счастливчики получат те же деньги, что и в 2019-м. Таким образом, весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей.

Можно было предположить, что, вдохновленные новыми финансовыми вложениями, руководители самого богатого театра Татарстана бросятся в праздники радовать публику достижениями в области оперы и балета. Но что же мы видим в афише казанской оперы: 7 марта — «Хор Турецкого», 8 марта — Александр Малинин, 9 марта — Максим Галкин. То есть организация, чей годовой бюджет оценивается примерно в полмиллиарда рублей, без всякого стеснения работает как обычная прокатная площадка, зарабатывающая на сдаче в аренду своего зала с красивой люстрой.

Но не все так плохо: далее до конца марта все-таки 10 балетных спектаклей зрителям покажут — впрочем, в масштабах репертуарного театра цифра эта не очень большая. Тем временем оперный коллектив продолжает очередное покорение голландского захолустья, на этот раз в европейскую провинцию на очередные 30 спектаклей повезли ветхую постановку «Искателей жемчуга» Бизе. К примеру, 8 марта Staatsopera van Tatarstan выступает в городке Схидам (75 тыс. жителей), завтра у артистов единственный выходной за неделю, а 10 марта наши отправятся покорять пригород Амстердама под названием Пюрмеренд (78 тыс.).

Интересно, что в этих условиях единственным, кто встал на защиту казанских операманов в праздничные дни, оказался Александр Сладковский. Сегодня в ГБКЗ дают концертную версию «Летучего голландца», опера Вагнера в столице Татарстана — это эксклюзивное событие. Жаль, что не добрался до встречи с ГСО РТ знаменитый вагнеровский бас-баритон из Мариинки Евгений Никитин, он срочно уехал в Метрополитен-опера, где сейчас как раз дают «Летучего голландца», а исполнитель заглавной партии Брин Терфель выбыл из проекта по состоянию здоровья. В итоге в Казани Никитина заменил опытный немец Альберт Домен. Впрочем, и без этого в ГБКЗ будет кого послушать, например звезду «Стасика» Наталью Мурадымову в партии Сенты.

Но вернемся в театр им. Джалиля, которому перепали очередные две сотни миллионов рублей от президента РТ. Кстати, любопытно, как они потратили прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Впрочем, может, эти новые деньги помогут решить другие проблемы организации? Удивительно, но театр с полумиллиардным бюджетом по-прежнему не продает билеты на спектакли через свой сайт, официальные же аккаунты в соцсетях («Инстаграм» и «ВКонтакте») не обновлялись больше месяца. А новостей на сайте театра, датированных 2020 годом, можно найти ровно одну — о начале Шаляпинского фестиваля.

Любопытно, как они потратили прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Любопытно, как ТАГТОиБ потратил прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОНОРАРЫ СРЕДНИМ ПЕВЦАМ

Между тем сам Шаляпинский фестиваль – 2020 по своей малособытийности превзошел, кажется, все предыдущие. В прошлом году скуку развеяли скандал с тенором Хачатуром Бадаляном, а также явление на гала-концерте звезды «эпохи бароккобесия» Юлии Лежневой. Сейчас же не было ни премьер, ни гала-концерта, даже традиционного «Бориса Годунова», которого показывают всегда 13 февраля — в день рождения Федора Шаляпина, — умудрились представить публике на день раньше, естественно, не объяснив причин. Не доехали до Казани и оба итальянских певца, заявленных изначально в программе, правда, отсутствие Памелы Борри, которая должна была петь Леонору в «Трубадуре», скорее спасло фестиваль от позора, поскольку об этой артистке нам практически ничего не рассказывает даже интернет. Но, заметим, театр им. Джалиля любит козырять международностью Шаляпин-феста, и пусть США представляет артист Михаил Светлов, а Германию — Борис Стаценко, причем последний, по словам знакомых столичных критиков, живет в московских Кузьминках.

В общем, в этих условиях едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку.

При этом нужно сказать, что певцы довольно охотно приезжают в Казань. И по одной простой причине — здесь хорошо платят! А по признанию одного из артистов, даже удивительно, что при европейских гонорарах в театре нет никаких признаков жизни в виде ярких постановок, будоражащих культурную общественность. «Повторяю, если все прекрасно, это надоедает. Надо, чтобы было по-всякому, чтобы было о чем говорить. Пусть зрители приходят на спектакль, где получают наслаждение, но должны быть и такие спектакли, на которые бы они бы приходили и задумывались — что же хотел сказать режиссер? Да, бывает не всегда понятно, но начинаешь думать — и каждый открывает для себя что-то интересное, может быть, видит себя со стороны, сочувствует человеку на сцене. И тогда зритель выйдет из театра и будет так же сопереживать кому-то в реальной жизни или начнет открывать в себе какие-то новые грани», — рассказывал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» знаменитый российский бас Ильдар Абдразаков.

Возвращаясь же к гонорарам, отметим, что 2016 году мы уже исследовали, как в театре им. Джалиля тратят свой впечатляющий по меркам российского регионального театра бюджет. Но и по итогам Шаляпинского фестиваля – 2020 есть несколько любопытных цифр. Например, египетский тенор Рагаа Эльдин, в основном поющий в маленьких итальянских театрах, за участие в концертной версии «Богемы», где он пел Рудольфа, получил 498 тыс. рублей (6,4 тыс. евро). А баритон из Азербайджана Эвез Абдулла, чьи лучшие времена уже позади (нынче больше всего ангажементов певец получает в скромном немецком театре в Маннгейме), за графа Ди Луна в «Трубадуре» заработал 484 тыс. (6,3 тыс. евро).

Понятно, что полмиллиона рублей за одной выступление — это очень много по меркам российского обывателя. Но как оценивать эти суммы с позиции того, сколько получают хорошие оперные певцы? Один из таких артистов с хорошей европейской карьерой рассказал «БИЗНЕС Online», что в Старом Свете гонорары в серьезных театрах за ведущие партии начинаются примерно с 7 тыс. евро за один спектакль. Строго говоря, это больше, чем получили Эльдин или Абдулла в Казани. Однако есть важное но! Из европейского гонорара артиста еще нужно вычесть налоги и агентские, а это может быть больше половины суммы. Так что, вспоминая низкий подоходный налог в РФ, мы понимаем, что в Казани действительно платят серьезные деньги отнюдь не самым известным артистам. Того же египтянина Эльдина здесь пытались представить чуть ли не восходящей звездой мировой оперы, но даже у «Инстаграма» певца меньше 800 подписчиков — о какой звездности здесь можно говорить...

Едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку Едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку Фото: «БИЗНЕС Online»

БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА ЗАПЛАТИТ ЗА ТВОРЕНИЕ УСТАЛОГО ГЕНИЯ

Тишь да гладь в казанском оперном болотце, которым уже 39 лет (!), с 1981 года, командует «заслуженный Водяной», директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, особенно контрастировала с яркими внутрироссийскими новостями, которые также пришлись на февраль.

Во-первых, в Большом театре прошла долгожданная премьера «Садко» в постановке выдающегося режиссера Дмитрия Чернякова, который 9 лет не ставил в России. Это было и культурное, и светское событие в масштабах страны. А музыкальные и театральные критики по-прежнему не перестают спорить об увиденном и об интерпретации Черняковым еще одной оперы Римского-Корсакова. Во-вторых, Пермская опера, недавно лишившаяся Теодора Курентзиса, объявила о планах на два ближайшие года, удивившие многих. Здесь и «Кармен», которую поставит Константин Богомолов, и возвращение в Россию еще одного именитого постановщика Василия Бархатова, и еще много чего… Конечно, Большой театр — совсем другой уровень финансирования и другие амбиции, но Пермь — такой же региональный театр, как и Казань, его содержат местные власти…

Впрочем, одна премьера, и совсем скоро, в театре им. Джалиля все же состоится. И она очень характеризует прежде всего состояние умов руководства казанской оперы. 12 и 13 апреля здесь покажут спектакль «И воссияет вечный свет», который на «Реквием» Моцарта ставит Владимир Васильев, а место в нем найдется как балетным артистам, так и оперным певцам. Но прежде всего место для личного PR директора Мухаметзянова.

Васильев, которому скоро стукнет 80 лет, выдающийся танцовщик, его дуэт с Екатериной Максимовой вошел в историю мирового балета. А вот главное достижение Васильева-хореографа — балет «Анюта» — начал свою жизнь еще в середине 1980-х. При этом заслуги этого артиста в российской культуре таковы, что государство, по сути, пожизненно обязано оплачивать создание новых проектов. Но почему в качестве государства должен выступать бюджет Республики Татарстан?

Пять лет назад Васильев уже реализовал подобный проект в Казани — спектакль «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха. Там были и балет, и опера, и дети-ангелочки, и много высокой духовности. Дорогостоящую постановку не показали в  театре им. Джалиля даже 10 (!) раз, зато представили в день 75-летия знаменитого артиста в его родном Большом театре. А во всех новостных выпусках федеральных каналов, посвященных круглой дате Васильева, засветился директор Мухаметзянов. Интересна была реакция одного балетного московского критика, который посмотрел «Даруй нам мир» по трансляции на канале «Культура»: «По пятибалльной шкале это даже не два». Ваш корреспондент в ответ спросил: «А вы могли бы у нас про это написать?» — «Нет, ведь Васильева все обожают в балетном мире».

Судя по всему, на этот раз мы получим ремейк истории пятилетней давности. Опять получится высокодуховный и малоинтересный спектакль усталого гения, на 80-летие Васильева его покажут в Большом театре и на «Культуре», директор Мухаметзянов засветится в телевизоре, а через пару лет эту постановку тихо спишут за ненадобностью. За декорации театр им. Джалиля уже заплатил 10,4 млн рублей, гонорар самого Васильева составит около 4 млн, и только световые декорации стоят 1,4 миллиона. Но думает ли кто-то о зрителях?