«Для чтения в Набережных Челнах очень мало мест, а для этого занятия нужно место!» — утверждает основатель первого в городе независимого книжного магазина Анатолий Ухандеев. Места для чтения пропали из квартир, общественный транспорт города практически непригоден для этих целей, а уличную культуру чтения истребили лихие 1990-е. О том, как же быть, книжный куратор написал специально для «БИЗНЕС Online».
«Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о месте для чтения, — это библиотека. Но мы все понимаем, что библиотеки утратили статус мест, куда приятно пойти, посидеть и почитать»
БОЛЬШИНСТВО БИБЛИОТЕК В ЧЕЛНАХ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ УЮТНЫМИ И УДОБНЫМИ
Раньше читали больше, лучше, непрерывнее. Сейчас же у современного человека возникает функциональная неграмотность — он неспособен читать длинные тексты и вообще, кажется, читает меньше. На самом деле мы читаем намного больше, чем предыдущие поколения, но это не книги, а ленты новостей, посты, что-то мозаичное, короткое. Пусть и фоновое, но все же чтение. Однако когда мы говорим о какой-то культурной ценности чтения, то речь идет о чтении больших текстов, процессе внимательном и непрерывном. И вот тут важно то, что именно для такого чтения в Набережных Челнах очень мало мест. А для чтения нужно место!
Первое, что приходит в голову, когда мы говорим о месте для чтения, — это библиотека. Но мы все понимаем, что библиотеки утратили статус мест, куда приятно пойти, посидеть и почитать. К сожалению, большинство современных библиотек в Челнах до сих пор нельзя назвать уютными и удобными. Я почти не знаю таких людей, которые ходят читать в библиотеку. Если такие есть, то пишите в комментариях, расскажите, куда предпочитаете ходить.
Где мы еще можем читать? Дома. Но даже у меня, заядлого читателя, нет в квартире специального места, где бы я мог сесть и почитать. Почему-то мне не удается в своей квартире создать при помощи интерьерных инструментов специальное место. Хотя у меня была попытка выделить уголок обогреваемого балкона, где я бы мог задернуться шторкой и читать. Но не сложилось.
Стандартный уголок для чтения в квартире — кресло с классическим абажуром и журнальным столиком рядом. Такой тривиальный образ, это было абсолютным стандартом. В детстве мы все ходили по гостям с родителями — почти у всех, даже совершенно не читающих людей, имелось оформленное место для чтения, какое-то креслице. Изначально такие уголки создавались именно для чтения, позже назначение размылось, кресла решили ставить перед телевизором. Но само понятие «журнальный столик» о многом говорит. Это место, где предусмотрена ниша для книг, которые в данный момент читают члены семьи. Произведения можно достать, положить на стол, сесть в кресло и почитать. Это место для сосредоточенного чтения. Если человек садится в такое кресло, предполагается, что к нему особо не пристают. Даже если в квартире подобный уголок был, но притом люди не читали, то в голове все равно сидела мысль о том, что чтение — важный процесс, потому хоть иногда все же надо почитать. Я думаю, что, если дома появится такой уголок, вполне возможно, что его обитатели начнут читать чаще. Это к вопросу о том, как сделать, чтобы дети больше читали. Организуйте ребенку место, где он станет читать и где его не будет отвлекать телевизор.
«Как сделать, чтобы дети больше читали. Организуйте ребенку место, где он станет читать и где его не будет отвлекать телевизор»
Конечно, часто мы читаем на диване или в постели. Но диван — универсальная мебель, он предназначен для отдыха всех членов семьи и просмотра телевизора, потому почитать книгу там не всегда удается. Читать в постели сложно, потому что есть вероятность сразу заснуть. Это неплохо, но в целом сосредоточенно читать несколько часов очень сложно. Хотя я именно так сейчас и поступаю. Так получилось, другого места не нашлось.
Так вот, специальное место для чтения как-то исчезло из современных квартир. Но, возможно, кто-то все же пытается организовать его. Было бы здорово, если бы люди в своих «Инстаграмах» этим делились: «Пофоткайте! Да, у меня в доме есть место для чтения!»
Я обожаю такую архитектурную штуку, как эркер. Это такое место возле окна с широким подоконником или специально организованным диваном, оно отгорожено занавеской от остальной комнаты, ты зашел туда, загородился от всего мира с книжкой и читаешь. Идеал, просто счастье. Есть мнение, что эркер изначально придумали как туалет. Вообще, чтение и туалеты где-то рядом иногда. Кстати, туалет — еще одно место в доме, где мы читаем. Это смешно звучит, но вообще-то небольшая полочка для книг или электронной «читалки» в туалете — вещь полезная. Все читают в туалете, чего уж здесь скрывать. Это действительно одно из немногих мест в доме, где можно закрыть дверь и тебя там никто дергать не будет. Интимное место, где можно уединиться от всех, а чтение — интимное действо. Совмещение двух данных процессов смешное, но логичное. У нас в квартирах нет эркера для чтения, хотя бы туалет есть. Не стесняйтесь, это нормально.
«Кстати, туалет — еще одно место в доме, где мы читаем. Это смешно звучит, но вообще-то небольшая полочка для книг или электронной «читалки» в туалете — вещь полезная»
ПОЧЕМУ ДЕРГАЕТСЯ КАМАЗОВСКИЙ АВТОБУС?
Вышли мы из квартиры. Где же нам в городе еще почитать? Теоретически мы могли бы в транспорте. Например, чтение в транспорте где-нибудь в Токио просто обычное дело. У них на любой станции метро обязательно есть ларек или автомат с книгами и комиксами. Пока человек едет по огромному городу в удобном транспорте 20–30 минут, час, что ему делать? Он читает. Челны — штука такая… Читать в «Газельке» — издевательство над глазами и своей психикой. Это ненормально, абсолютно неудобно, пока ты будешь доставать книжку из рюкзака, ты уже локтями кого-нибудь ударишь.
Другой транспорт — безвременно покинувшие нас большие камазовские автобусы. Читать в них совершенно невозможно, для меня, по крайней мере, потому что они специфически раскачиваются. У автобуса двигатель, который, наверное, слишком мощный для такого транспортного средства, в итоге первый постоянно дергается, большинство водителей не умеют плавно ездить. К тому же в этих газотурбинных автобусах двигатель находится в салоне и орет. Я постоянно езжу в общественном транспорте и не люблю большие оранжевые автобусы, потому что они очень шумные. Там невозможно заниматься чем-то еще, ты просто едешь и немножко страдаешь. Конечно, то, что они низкопольные, большой плюс, но по факту это некомфортный транспорт. Наш город небольшой, мы ездим в автобусе минут 20. Мало, но и таких бы минут хватило на чтение рассказов, статьи публициста, который нам нравится, главы легкого текста. Но, к сожалению, делать это неудобно. Потому люди в основном играют на телефонах в шарики.
Единственный челнинский транспорт, в котором можно читать, — трамвай. Он едет медленнее и плавнее, но и несколько шумный, однако в целом это не мешает. В данном смысле трамвай — наиболее перспективный транспорт для чтения в Челнах. Особенно если появятся новые вагоны, в которых будет чуть тише и удобнее. Трамваи актуальны для чтения тем, кто ездит с ГЭСа на заводы. Все-таки 35–45 минут, люди могли бы все это время читать. Но просто в голову уже не приходит почитать в транспорте, хотя что там еще делать? Потому некоторая пропаганда данного процесса могла бы чуть-чуть улучшить ситуацию.
«Единственный челнинский транспорт, в котором можно читать, — трамвай. Он едет медленнее и плавнее, но и несколько шумный, однако в целом это не мешает»
Где еще в городе мы можем читать? Это самые разные кафе. Но проблема большинства челнинских кафе — телевизоры с громкой музыкой. Потому читать там невозможно. Такая музыка абсолютно не соответствует внутреннему миру большинства читающих людей. К счастью, в Челнах появилось несколько таких заведений, где нет телевизоров и навязчивой музыки. Я вижу, что туда приходят читать. Подобных людей немного, но они есть. И это чудесное зрелище. Бизнесмены, обратите внимание, я думаю, что есть потребность в таких местах.
Конечно же, еще один вариант — чтение на улице в теплое время года. Пойти в парк и посидеть на скамейке или почитать в беседке во дворе… Это вроде бы классно и логично, но мы видим, что в Челнах кошмарный дефицит скамеек вообще. Их мало в принципе, притом когда они появляются, то тут же исчезают в неизвестном направлении или просто ломают. Все-таки уличный порядок у нас еще пока оставляет желать лучшего. Пока нет ощущения, что если появятся скамейки со столиками, то это пространство не маргинализируется. Мы боимся, что там будут пьянствовать, сидеть какие-то грубые люди. Потому мы часто думаем, что лучше без этих мест. И действительно, практика показывает, что в некоторых дворах наличие столика со скамейкой превращается в локальную проблему. Но здесь уже все зависит от конкретного двора, политика и государство мало на это могут повлиять. Если жители хотят, чтобы у них во дворе была беседка, где можно посидеть и почитать, они смогут сами организовать, повлиять на свою управляющую компанию.
Есть городские общественные пространства — парки и скверы, год которых у нас прошел, и, видимо, будет продолжаться развитие данного направления, потому что города видят, что это очень здорово и меняет настроение жителей. Классно, когда площадь перед мэрией действительно крутая. Там теперь полицейские просят выпивающих уйти. А читать? Пока что люди не читают в таких местах или крайне редко. Не знаю, все ли на Азатлыке сделано правильно… Наверное, все-таки нет. Например, чтобы читать, там нужен навес от солнца и дождя. Вообще, культура чтения в парке складывается не за два дня. Она полностью исчезла в тяжелые 1980–1990-е годы, когда на улице и в парках не очень хотелось находиться. Сейчас ситуация меняется, потому я надеюсь, что при проектировании парков и скверов какие-то мысли в этом направлении будут появляться. Даже если вроде бы нет спроса, публика не говорит, что нужны места для чтения в парках, может быть, здесь некоторое навязывание окажется вполне уместно.
«Есть городские общественные пространства — парки и скверы, год которых у нас прошел, и, видимо, будет продолжаться развитие данного направления, потому что города видят, что это очень здорово и меняет настроение жителей»
Набережная им. Тукая — вполне хорошее место для чтения, там прекрасные качели-скамейки, навесы от солнца. Даже прямо на парапете есть деревянные вставки, на которые можно опереться и полистать книгу. На набережной им. Табеева читать нельзя. Она слишком людная, ее пора реконструировать — это уже назрело, потому что и идеи устарели, и износ там основательный. Было бы хорошо, чтобы развивался бульвар Юных Ленинцев. Раньше мы гуляли на улице Пушкинской в день Пушкина, а потом шли на вечер чтения. Улица Пушкинская в ужасном состоянии, она непроходная совершенно, запаркована, превратилась в торговую. Ей нужно новое переосмысление, как и всем маленьким улицам Челнов. Проспекты более-менее поддерживаются в нормальном состоянии, а вот маленьким улочкам и скверикам нужно обновление. Они не должны быть просто мрачными проходами, где слева — забор и мусорка, а справа — пятиэтажка и тополя. Если это изменится, тогда, глядишь, там будут собираться люди не с бутылками, а с книгами.
Анатолий Ухандеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.