Майя Ломидзе: «То, что происходит сейчас, можно оценить как беспрецедентную историю» Майя Ломидзе: «То, что происходит сейчас, можно оценить как беспрецедентную историю» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ ЭТИ РАЗМЫШЛЕНИЯ, СОВЕЩАНИЯ, СОЗДАНИЕ ШТАБОВ — ЭТО ПРЕКРАСНО, НО ДАВАЙТЕ БУДУТ ОЗВУЧЕНЫ РЕШЕНИЯ»

«То, что происходит сейчас, можно оценить как беспрецедентную историю. Не помню аналогов за последние 25 лет», — так на сегодняшнем брифинге охарактеризовала ситуацию в туристической отрасли исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, из-за коронавируса отрасль оказалась зажата «между всеми возможными жерновами», причем затронуты все категории путешествующих — от детского до делового туризма.

Общий объем бронирований на всех направлениях упал на 20–25%. «Раннее бронирование будет еще весь март, но динамика скорее к понижению, чем к росту», — отметила глава АТОР. Ломидзе выделила две основные причины усугубления ситуации: Роспотребнадзор при вынесении своих рекомендаций по борьбе с коронавирусом не обозначает даже примерные сроки их действия, а СМИ необоснованно подогревают истерию.

Результат этого — тотальное невыполнение обязательств участниками туристического рынка. Крайними оставлены сами туроператоры, которых обязали возвращать потребителям деньги в полном объеме, заложив основу для конфликта. По ее мнению, возложение всей ответственности на бизнес «несимметрично»: либо ее нужно разделить поровну между всеми участниками, либо полностью обнулить эту ответственность, либо перенести ее на более поздний срок, «хотя бы на лето».

Глава АТОР в этой истории особо акцентировала внимание на непоследовательности действий Роспотребнадзора и федерального агентства по туризму. По ее словам, туроператорам реализовывать путевки не рекомендуют, хотя самостоятельно турист посетить страну может. Если же оператор не внемлет рекомендации и на свой страх и риск отправит клиента в одну из нерекомендованных стран, где в результате он заболеет, его ждет ответственность вплоть до уголовной.  Поэтому желающих рискнуть, по словам Ломидзе, среди операторов нет.

«Роспотребнадзор при вынесении своих рекомендаций по борьбе с коронавирусом не обозначает даже примерные сроки их действия, а СМИ необоснованно подогревают истерию» Из-за коронавируса туризм оказался зажат «между всеми возможными жерновами», причем затронуты все категории путешествующих — от детского до делового туризма Фото: «БИЗНЕС Online»

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора и Ростуризма, нельзя «формировать и реализовывать туристические пакеты и отдельные туристические услуги» в Италию, Иран и Южную Корею. При этом срок действия рекомендации в них не обозначен. Жесткое нежелание властей не вводить в свои рекомендации сроки, даже приблизительные, по словам Ломидзе, необъяснимо. «Просто так бессрочно кидать бизнес и потребителей в этот омут безответственно», — считает исполнительный директор АТОР. По ее словам, все просьбы и пожелания туроператоров регуляторами получены, но от них не поступило никакой обратной связи.  «Все эти размышления, совещания, создание штабов — прекрасно, но давайте будут озвучены решения», — предложила Ломидзе. Мол, если у ключевых игроков отрасли «запас прочности еще есть», то более мелкие операторы, особенно в регионах, вполне могут кануть в лету. «Ситуация очень серьезная. Ждать больше нельзя», — резюмировала исполнительный директор.

Вторым виновником сложившейся ситуации Ломидзе назвала «истеричные СМИ»: в «агрессивном информировании» о коронавирусе, по ее мнению, нет аргументированности, зато много страшилок. В результате потребители стали воздерживаться от поездок даже в те страны, о которых Роспотребнадзор пока не выносил никаких рекомендаций.

Ломидзе также отметила, что пострадал не только въездной или выездной, но и внутренний туризм. «Уже есть ограничения на массовые мероприятия для детей, в бюджетных организациях существуют рекомендации ограничить в этот период командировки и отпуска», — сообщила Ломидзе.

Говоря о самых популярных среди россиян направлениях, она отметила сохраняющееся лидерство Турции. По ее мнению, неопределенность в отношениях между странами из-за ситуации в Идлибе разрешится буквально сегодня, и, по ее мнению, в лучшую сторону. Другие популярнейшие сейчас направления — Краснодарский край, Греция, Испания, Кипр, сильно подешевевшие Таиланд и Вьетнам, а также Болгария и Хорватия.

Говоря о самых популярных среди россиян направлениях, Ломидзе отметила сохраняющееся лидерство Турции Говоря о самых популярных среди россиян направлениях, Ломидзе отметила сохраняющееся лидерство Турции Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕВРОПА ПУГАЕТ ЖИТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА КОРОНАВИРУСОМ, А В КАЗАНЬ ТУРПОТОК УПАЛ ИЗ-ЗА ПАССАЖИРОВ DIAMOND PRINCESS

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов, агентства, которые занимаются выездным туризмом, действительно сейчас чувствуют себя хуже: «Если нет туристов, то нет и зарплат». Последнюю неделю приостановилось бронирование по разным направлениям из-за коронавируса. Сейчас недоступны поездки в Китай, Италию. «Даже от Европы — Чехии и Франции — туристы начинают отказываться, хотя там нет коронавируса. Сегодня популярные направления — Эмираты, Куба, Доминикана и Мексика. Коронавирус погибает при температуре плюс 28 градусов», — объясняет Мифтахов.

Еще хуже ситуация обстоит у туроператоров. «У них заемные средства, арендованные чартеры, гостиницы оплачены, и все стоит, пропадает. Сейчас высокая социальная напряженность: туристы, которые забронировали туры на лето, но не смогут осуществить свои поездки, потребуют обратно свои деньги, а у туроператоров их нет. Если не будет никакой поддержки со стороны государства, то возможны банкротства крупных туроператоров», — предрек Мифтахов.

После того как в инфекционную больницу Казани привезли зараженных коронавирусом пассажиров лайнера Diamond Princess, «просел» и въездной туризм в КазаньФото: «БИЗНЕС Online»

По его словам, «просел» и въездной туризм в Казань. «После того как в инфекционную больницу Казани привезли зараженных коронавирусом пассажиров лайнера Diamond Princess, люди боятся сюда приезжать. Впереди весенние каникулы, обычно на каникулы бывает большое количество школьных групп, и сейчас многие отказываются от запланированных поездок в Казань, аннулируют их. Это, безусловно, ударит по местным компаниям, которые занимаются приемом туристов. СМИ некорректно предоставляют информацию, пишут, что коронавирус сейчас уже у нас на улице. Но это же не так! В Казани нет коронавируса», — восклицает президент ассоциации турагентств РТ.

Он поддерживает запрет Роспотребнадзора на выезд в зараженные страны, но не понимает, кто вернет деньги туроператорам. «Авиакомпании почему-то не идут навстречу туроператорам и не возвращают деньги. Самый дешевый пакет — это где невозвратный тариф. Нет указания от министерства транспорта, где бы четко сказали, что в связи с такой ситуацией нужно вернуть деньги туристам, которые не полетели, в 100-процентном объеме. Я не понимаю, почему так происходит?» — удивляется эксперт.

Сергей Пасечник: «Кто-то уже получил реальные заявки на отказ, кому-то предстоит судиться, кому-то возвращать деньги» Сергей Пасечник: «Кто-то уже получил реальные заявки на отказ, кому-то предстоит судиться, кому-то —  возвращать деньги» Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор туркомпании «Компаньон СП» Сергей Пасечник считает, что ситуация с коронавирусом коснулась практически всех серьезных игроков на рынке, всех крупных туроператоров и турагентства с серьезными заявками. «Конечно, все немножко волнуются. Кто-то уже получил реальные заявки на отказ, кому-то предстоит судиться, кому-то — возвращать деньги, — говорит собеседник и объясняет суть проблемы. — Журналисты активно муссируют тему, что в случае отказа от поездки в турагентствах людям вернут все деньги. Это, конечно, популистская тема, не имеющая под собой почвы. Как известно, в каждом договоре есть строчка о реально понесенных затраченных средствах и любой туроператор имеет основания не возвращать деньги. Это все процессы, требующие времени, и становится ясно, что вся данная работа была проделана напрасно. Хотя реальную картину пока никто не может оценить. Это будет ясно спустя какое-то время».

В компании самого Пасечника есть некоторые изменения маршрутов, смена направлений, но сильного напряжения пока не испытывают. Клиенты, по его словам, теперь стараются избегать Китай и, к сожалению, Италию. Обоснованно ли это — покажет время. Свою роль сыграл круизный лайнер Diamond Princess — он «наводит тень на все остальные круизы». «Я знаю, что в других компаниях есть отказы или желание перенести запланированный круиз из-за страха, что поездка окажется неполноценной, особенно по Средиземноморью», — рассказал эксперт.

Он отмечает, что, если у какой-то мелкой туркомпании есть большие заказы, это действительно сейчас может повлиять на финансовую стабильность компании. Проблемой последних лет он называет частые обращения людей в компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей. «Люди не особо проверяют тех симпатичных мальчиков и девочек, которым доверяют свои серьезные деньги. И когда случается так, что могут быть невозвраты, банкротства крупных туроператоров или авиакомпаний, приостановка полетов, — всякое может случиться. Этим проверяется стабильность компаний. Поэтому не исключаю, что у небольших компаний, которые попадают на большой отказ, могут быть сложности», — сказал Пасечник.

Рекомендации Роспотребнадзора не продавать туры Пасечник объясняет тем, что ведомство не несет финансовой ответственности. «Просто хочет снять ответственность с себя через предупреждения. А потери несет средний и малый бизнес», — говорит он.