МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РТ МИДХАТ ШАГИАХМЕТОВ О СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ И НЫНЕШНЕЙ КОМАНДЕ. ЧАСТЬ 2-Я

В Татарстане сейчас ведет работу комиссия по анализу вхождения в ВТО, которая изучает возможные последствия этого шага для экономики республики, сообщил в ходе интернет-конференции с читателями БИЗНЕС
Online глава Минэкономики РТ Мидхат Шагиахметов. Если мы туда вступим, то просто можем в одночасье оказаться в такой ситуации, когда нами будут управлять извне, считает министр.

ВСЁ И СРАЗУ НЕ БЫВАЕТ: СЕГОДНЯ ЗАКЛЮЧИЛИ, ЗАВТРА ПОЛУЧИЛИ

- С Роснано какие есть практические результаты?

- В республике уже сегодня есть ряд предприятий, которые выпускают инновационную продукцию, и она через формы поддержки Роснано активно реализуется в РТ. Это и Данафлекс, и Нуран.

Кроме того, есть входящие в структуру Роснано предприятия, выпускающие инновационную продукцию, которую у нас не производят, но которая интересна нашим потребителям. Мы это тоже постоянно отслеживаем, и уже есть первые результаты, когда наши предприятия начинают приобретать инновационную продукцию. Мы договорились с Роснано, что муниципалитеты республики будут оснащать отдельные объекты нанотехнологической продукцией, и президент РТ нас в этом поддержал. Мы регулярно проводим совещания с муниципалитетами с участием представителей предприятий Роснано.

- Интересно, а что это за продукция?

- Она связана, например, с освещением, с установкой определенных элементов для мостовых переходов. Сейчас мы как раз определяем объекты и перечень продукции для оснащения этих объектов. При этом надо отметить, что оснащение муниципалитетов инновационной продукцией будет производиться за счет средств предприятий, входящих в систему Роснано, а не за счет собственных средств муниципалитетов. Таким образом мы показываем реальный пример другим регионам России.

- А какие муниципалитеты в этом участвуют?

- Набережные Челны, Дрожжановский и Кукморский районы, Камские Поляны. Понятно, что получить всё и сразу не возможно. Но работа идет, и есть первые результаты. Естественно, в процессе этой работы возникает масса всевозможных препятствий, в том числе, и потому что некоторая продукция не соответствует определенным ГОСТам. Но наши коллеги из Роснано берут на себя решение возникающих с Росстандартом вопросов по новой продукции. Это ежедневная работа, которая, может быть, и не видна сразу, но она ведется постоянно. Думаю, результаты этой работы вы обязательно в ближайшее время увидите.

shagiahmetov_m (2).jpg
Мидхат Шагиахметов, министр экономики РТ

ПОРТФЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ

- Еще вопрос от читателя, снова про инвестиции: «Создаются ли в Татарстане привлекательные условия для зарубежных инвесторов, направленные на вложение в республику иностранных капиталов? И если да, то какие? (Закирова Гузалия Зульфатовна)». А, может, иностранные инвесторы нам просто не нужны? У нас же достаточно своих...

- Нужны, даже очень нужны. Понимаете, иностранный инвестор чуток ко всем изменениям. Скажем, к тем налоговым льготам, которые мы предоставляем. Возможность получения налоговых преференций сегодня имеет определяющее значение для иностранных инвесторов. Может быть, это и незначительная сумма по сравнению с объемом вложений, но инвестору все равно важен сам факт того, что руководство этого региона заинтересовано в реализации их проектов на своей территории.

- Вы имеете в виду особую экономическую зону «Алабуга»?

- Не только. У нас сегодня сформирован законодательный каркас поддержки инвестиционной деятельности в целом. В Татарстане действуют закон «Об инвестиционной деятельности в РТ» и закон «Об иностранных инвестициях в РТ», устанавливающие основополагающие принципы защиты инвесторов. Есть особая экономическая зона, технопарки, бизнес-инкубаторы, IT-парк. То есть, в республике создана вся та система, на которую очень чутко реагирует наш потенциальный инвестор. При этом нельзя ограничиваться созданием только производственных площадок. Ведь инвестор же не с неба к нам падает, он прилетает на самолете или приезжает на поезде. Следовательно, должны быть созданы соответствующие условия в аэропортах, на вокзалах. Сервис и услуги должны оказываться на том уровне, к которому привыкли эти люди. И когда инвестор приезжает к нам в регион, его мнение о республике начинает формироваться буквально уже у трапа самолета. То есть, в этой работе мелочей быть не может. Поэтому Президент РТ дал поручение – держать вопрос качества инфраструктуры и сервиса на жестком контроле, чтобы все составляющие инвестиционного климата региона находились на очень высоком мировом уровне.

Институциональный и производственно-инфраструктурный каркас у нас создан. Теперь должна вестись работа с потенциальными инвесторами по вопросам обеспечения кадровыми ресурсами и социальной инфраструктурой. Все эти вопросы сегодня решаются комплексно.

- В РТ есть, наверное, какой-то портфель потенциальных инвесторов?

- Я могу сказать, что на сегодняшний день реализуются на разной стадии инвестиционные проекты на общую сумму более 1 триллиона рублей. Системную работу по привлечению внимания инвесторов к потенциалу республики проводят недавно созданное агентство инвестиционного развития, наше министерство экономики, различные отраслевые министерства.

Мы понимаем: чтобы инвестор, который уже посмотрел в нашу сторону, пришел в республику, мы должны создать для него соответствующие условия. И тогда на территории Татарстана он начнет создавать добавленную стоимость, новые рабочие места и так далее.

НАШ МОЗГОВОЙ ШТАБ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ МИНИСТЕРСТВА

- Что вы изменили в министерстве экономики за тот год, что им руководите? В его структуре, численности, предметах деятельности?..

- Сразу хочу сказать, что я с глубоким уважением отношусь к своим предшественникам. Каждый из них оставил значимый след в министерстве экономики. Но поскольку жизнь меняется каждый день, то структуру министерства мы привели в соответствие с теми приоритетами и задачами, которые определены в программе по развитию республики до 2015 года. Не скажу, что структура кардинально поменялась, но некоторые изменения были произведены. Сокращение численности у нас идет в рамках той административной реформы, которая проходит в целом по стране и касается всех органов государственной власти. Сейчас у нас работает 156 человек, которые образуют работоспособный, хороший и мобильный коллектив министерства, способный эффективно решать поставленные задачи.

- Вы сильно обновили команду?

- Нет, команду я сильно не обновлял. Начальники управлений, начальники отделов, – все они, в основном, остались из числа тех коллег, которые работали до моего назначения. Из числа моих заместителей один – Шамсиев Айрат Дулфатович – много лет проработал в министерстве экономики. Он ушел из министерства с должности начальника управления в экспертную группу, когда я работал помощником президента. А после моего назначения министром экономики, вернулся сюда уже в должности замминистра. Для министерства это человек не новый, он знает все предметы и направления деятельности.

Первый заместитель Сария Салиховна Сиразиева долгое время работала со мной в налоговой службе, сейчас занимается вопросами социально-экономического прогнозирования и планирования. Еще один заместитель – Марат Дамирович Шарифуллин – имеет опыт работы в аппарате правительства и в аппарате президента.

А все остальные – это те, кто работал в министерстве и до меня. Я не считаю, что вновь пришедший руководитель должен полностью менять всю команду. Есть люди, которые имеют большой опыт и нацелены на решение задач. Самое главное, чтобы человек четко понимал, что от него требуется, что и как он для этого должен сделать.

- Кто в минэкономики выполняет роль мозгового штаба. Есть ли он у вас – какой-то научный совет, консультационный совет? Или какое-то агентство, с которым вы работаете?

- Наш мозговой штаб находится внутри министерства. Каждый день я провожу оперативные совещания по 15-30 минут, где мы с заместителями министра, начальниками управлений и ряда функциональных отделов подводим итоги прошедшего дня, ставим задачи на новый день. Раз в неделю мы проводим большие аппаратные совещания.

Сформированы и группы специалистов, которые проводят мозговой штурм по самым разным вопросам. Мы приглашаем не только заместителей министра и начальников подразделений, но и тех коллег из других министерств, которые занимаются определенными проблемами и глубоко в них погружены, знают детали. Тут важно выслушать все «за» и «против», все это до конца выяснить и уже тогда принять окончательное решение. В своей работе мы регулярно привлекаем и экспертов, потому что понимаем важность стороннего взгляда на проблему. Для того чтобы принять верное решение необходимо выслушать все «за» и «против».

В любом случае, решение принимаем и реализуем мы. Ответственность за результат также лежит на нас. Поэтому в ходе обсуждений с коллегами мы выслушиваем все мнения и позиции. Пусть даже человек скажет что-то не слишком понятное, но сам факт обсуждения проблемы заставляет задуматься, мыслить, глубже погружаться в вопрос. А если он просто молча просидел все совещание и получил готовое решение, то хорошего результата можно не ждать. Очень важно, чтобы человек, выйдя из твоего кабинета и вернувшись на свое рабочее место, начал искать новые решения. Потом он к тебе приходит с новыми знаниями и идеями, и уже ты начинаешь от него подпитываться. Вот это очень важно.

shagiahmetov_m (3).jpg
Мидхат Шагиахметов, министр экономики РТ

МЫ АНАЛИЗИРУЕМ ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВСЕ УЧЕНИЯ, ВСЕ ПОХОДЫ

-Спрашивает читатель: «Уважаемый Мидхат Рафкатович! Хотелось бы узнать вас с личной стороны. Чем вы любите заниматься в свободное время и какая ваша любимая книга? Заранее спасибо за ответы. (Зарифуллин Айдар)». Еще интересно, к кому из современных мировых и российских экономистов вы прислушиваетесь, чье мнение для вас авторитетно?

- Свободного времени у меня, как и у моих коллег, очень и очень мало. Когда же свободное время появляется, стараюсь побыть со своими детьми, по возможности, занимаюсь спортом.

- А каким?

- Играю в хоккей. Я не просто болельщик, я люблю этот вид спорта. И для моих детей он сейчас становится любимым видом спорта.

А насчет любимой книги, – сейчас читаю, когда есть возможность, книгу отца «сингапурского чуда» Ли Куан Ю. Этот человек очень много сделал для Сингапура. Конечно, можно долго спорить и говорить, что не все его идеи, быть может, подходят для нашей республики. Но сами методы, сами подходы, вроде бы простые вещи, о которых говорит Ли, заставляют задуматься. Вообще, из Сингапура приезжаешь совсем другим человеком, многое как-то по-другому начинаешь воспринимать. Сингапурцы нацелены на общую идею, все знают, что должны делать, там нет места каким-то пустым вещам. Всем бы посоветовал почитать книгу Ли.

- Это ведь задание президента Рустама Минниханова своей команде: прочитать книгу интервью Ли Куан Ю…

- Относительно вопроса про экономистов, к которым я прислушиваюсь… Понятно, что их очень много. Это, например, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, академик Абел Аганбегян. Когда с ними общаешься, то видишь, что они на многие проблемы смотрят как бы с другой стороны. Очень интересно с этими людьми разговаривать.

Как я уже говорил, при принятии решений мы должны выслушивать разные точки зрения, учитывать разные мнения, это мой принцип.

- А вы следите за работами таких альтернативных экономистов, как Михаил Хазин, Сергей Глазьев?

- Разумеется. Мы отслеживаем, обсуждаем и анализируем все направления экономической мысли.

- Беспокоит один момент – то, что республика сильно увлекается либеральными экономистами, и Мау главный герой у нас…

- Нельзя сказать, что Мау – главный и единственный герой в республике.

- Но у нас по тем же принципам начинают действовать... Хотелось бы, чтобы республика интересовалась и другими школами, привлекала как сюда других экономистов. А так вся российская пресса, можно сказать, захвачена идеями либеральной американской школы. Одно маусизм, и больше ничего…

- Повторюсь, мы изучаем все аналитические материалы о тенденциях развития мира и страны, изучаем развитие других экономик. И мы не приверженцы одного только маусизма. Мы анализируем все направления, все учения, все походы.

НАША ЗАДАЧА – НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ СИДЕТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ: БУДЕТ ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА ИЛИ НЕТ

- В программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы целевые ориентиры на 2015 год определены очень серьезные. Скажем, объем валового регионального продукта на душу населения (по паритету покупательной способности) должен составить не менее 35 тысяч долларов США; доля обрабатывающих секторов в структуре экономики – не менее 25 процентов; доля экспорта несырьевой продукции – не менее 30 процентов от общего объема производства; доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства – 30 процентов; доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики – 34 процента… Плюс к этому средняя продолжительность жизни населения – более 74 лет, а средняя зарплата – не менее 40 тысяч рублей. Насколько это все реально?

- Программа разрабатывалась с учетом того, какие проекты сегодня находятся на стадии реализации и какую отдачу они дадут в предстоящие пять лет. Например, в ближайшее время на полную мощь заработает ТАНЕКО, которое сможет дать достаточно хорошие объемы. Есть серьезные проекты и у группы компаний ТАИФ, и у КАМАЗа.

В соответствии со сформированными нами прогнозами, ожидается ежегодный рост ВРП на 5-6 процентов. Все заявленные цифры мы скрупулезно просчитывали, а не просто взяли с потолка в угоду каким-то политическим интересам или выгоде. Данные показатели анализировались вместе с промышленниками, и если бы он сказали: ребята, нет, так не получится, то эти индикаторы мы бы даже не стали выносить на рассмотрение Госсовета РТ. Мы же прекрасно понимаем, что мы создаем условия, но именно предприятия производят конечный продукт.

- Хотелось бы узнать вашу точку зрения на мировой кризис. Что происходит? Притормозился ли кризис? Будет ли вторая волна?

- Хочу сказать, что восстановление от кризиса еще в полной мере не завершилось. В некоторых отраслях мы еще только подступаем к докризисным показателям. Думаю, что к концу 2011 года мы этих уровней достигнем. Кроме того, сказывается прошлогодняя засуха, из-за которой мы потеряли 2 процента ВРП 2010 года.

А насчет второй волны кризиса… Для того, чтобы противостоять кризису, у нас должна быть подушка безопасности, должна быть построена такая экономика, которая способна выстоять в кризис. То есть она должна быть диверсифицированной, а для этого надо развивать машиностроительный сектор, обрабатывающее производство. Тогда, если цены на нефть упадут и наступит кризис, мы будем готовы ему противостоять. И те структурные изменения в экономике, которые мы наблюдаем по итогам 2010-го и первого полугодия 2011-го, дают нам определенный оптимизм. У нас увеличивается доля обрабатывающего сектора экономики, мы постепенно отходим от модели роста, основанной исключительно на добывающих секторах.

Кроме того, в республике должна быть развита и сервисная экономика. То есть мы должны развивать те основные направления, которые не подвержены кризису. Я встречался на венчурной ярмарке с одним крупным американским инвестором. Он говорит: «Мы в большей степени усилия и средства направляем на развитие именно инновационных продуктов. Потому что мы четко понимаем, что инновационный продукт в любой ситуации будет конкурентным, и мы будем иметь конкурентное преимущество».

Понятно, если мы будем заниматься только добычей нефти, то любой, даже незначительный по мировым меркам, кризис сразу приведет к существенному ухудшению экономической ситуации.

И очень важно, что сегодня на ТАНЕКО глубина переработки закладывается выше, чем по России. Это означает, что мы можем выходить на мировой рынок не только с нефтью, но и с нефтепродуктами. Конечно, существуют определенные проблемы, связанные, например, с экспортными пошлинами на нефтепродукты. Однако, выгодно – не выгодно, но задача наша заключается не в том, чтобы целыми днями сидеть и прогнозировать, будет ли вторая волна кризиса или нет, а в том, чтобы всю свою энергию и силы направить на создание такой структуры экономики, которая бы позволила успешно противостоять любому кризису.

САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО КРИЗИСА В НАШИХ МОЗГАХ.

- Потому что кризис все равно будет…

- Кризис имеет циклический характер, и рано или поздно он все равно случится. Но пока экономика находится на подъеме, надо использовать те возможности, которые есть в республике.

Сейчас в Татарстане создана комиссия по анализу вхождения в ВТО, которая изучает возможные последствия вступления для экономики республики. Президент РТ недавно на совещании еще раз на этом заострил внимание. Понятно, что в ВТО нас никто не ждет с распростертыми объятиями. К тому же, если мы туда вступим, то просто можем в одночасье оказаться в такой ситуации, когда нами будут управлять. Это касается и того, о чем мы говорили, – интеллектуальной собственности, патентной охраны. Значит, мы уже сегодня должны работать на перспективу. Те материалы и предложения, которые мы дали президенту республики в рамках обучения по программе АНХ, это как раз и есть стремление приподняться над текущими проблемами и посмотреть, где будет республика через 10-15 лет.

Например, существуют технологические платформы ЕС, есть американская инновационная стратегия, в которых определены перспективные направления развития на средне- и долгосрочный период. Понятно, что весь мир сейчас движется в этих направлениях. И если мы, например, серьезно развиваем IT-сектор, то это будет новой отраслью нашей экономики. Если мы развиваем новый рынок интеллектуальной собственности, это будет тоже некий новый сектор в экономике. За три-четыре года они не станут превалирующими в нашем ВРП, но мы должны многое сделать именно сегодня, чтобы создать условия для будущего.

Если весь мир движется в определенном направлении, мы не можем развиваться изолированно. Нельзя выращивать кукурузу, и больше ничего делать, когда весь мир занимается вопросами биотехнологии. Если это доминирующее направление мирового развития, то, соответственно, потенциальные рынки, средства и инвесторы будут там. И мы должны в этой ситуации создавать у себя такую среду, чтобы уже сегодня подготовить ту платформу, которая даст эффект только через семь-восемь лет. Иначе мы обречены всегда находиться в роли догоняющего.

Конечно, Татарстан пока мало узнаваем в мире. Но ситуация постепенно меняется, в том числе, и благодаря зарубежным инвесторам. К нам приезжают Госсекретарь США, президенты разных стран. Это говорит о том, что в Татарстане есть соответствующая экономическая база для таких вот визитов высших руководителей стран.

А будет ли в ближайшее время кризис, или нет, не столь важно. Самое главное, чтобы не было кризиса в наших мозгах.

- Какой сегодня у Татарстана внешний долг?

- Величина долга постоянно меняется в силу исполнения обязательств, по которым наступил срок погашения. Текущее состояние экономики республики позволяет этот долг обслуживать.

- Обслуживать или погасить в ближайшее время?

- Погашение производится в соответствии с установленными графиками в заданные сроки. Но когда у нас в кризис упала доходная база, мы были вынуждены пойти на заём, чтобы исполнять взятые на себя социальные обязательства. Поэтому я со всей ответственностью говорю, что сегодняшнее состояние экономики позволяет обслуживать наш долг. Тем более, если посмотреть полугодовые итоги сбора налоговых платежей, которые формируют региональный бюджет, то можно увидеть достаточно хорошие цифры по НДФЛ. И в части налога на прибыль цифры тоже обнадеживающие.

ОТ ВУЗА ДО МИНИСТРА

- Цель министерства экономики, в отличие от министерства финансов, должна предполагать некоторую либеральность (в хорошем смысле) подходов к решению экономических задач. Всем известно, что вы и ваш первый зам продолжительное время работали в налоговой службе, что формирует у человека определенную модель взаимодействия государства и бизнеса. Так удалось ли вам избавиться от «фискальных» взглядов на развитие экономики, предприятий?

- Работа в налоговой службе мне, наоборот, помогла на моей новой должности в Министерстве экономики. Потому что задача налоговых органов заключается не в том, чтобы прийти и забрать, отнять деньги. В последние годы работа налоговых органов существенно изменилась, она строится на четком, глубоком анализе тех экономических процессов, той экономической ситуации на предприятиях, которая влияет на формирование налогооблагаемой базы. И в налоговой системе до сих пор существуют прогнозирование налоговых поступлений. А для того, чтобы правильно спрогнозировать поступления налогов в бюджет, как вы прекрасно понимаете, мы должны знать практически от начала и до конца работу предприятия, его планы, его проблемы, – и работу отрасли в целом.

В процессе моей работы в налоговых органах мы создали достаточно серьезную аналитическую службу, которая является одной из лучших. И сегодня я и мои коллеги постоянно взаимодействуем с ней, поскольку там достаточно глубоко и взвешенно просчитывают все налоговые поступления в республике на ближайшее время. Тем более что оценка налоговой нагрузки тоже в какой-то степени подразумевает, что мы должны очень глубоко «влезать» в экономику предприятия, в экономику отраслей.

Поэтому, я считаю, что работа в налоговой службе была только на пользу.

Да, у многих людей сложилось мнение, что налоговая служба – это фискальный орган. Действительно, де-юре он – фискальный. Но де-факто, в структуре работы там применяются различные подходы. Не в том понимании, которое у сформировано обывателя. Считаю, что работа в налоговой службе вообще идет только на пользу любому человеку. И уж если работника налоговой службы назначают министром обороны страны, то, думаю, что там работают не самые плохие люди.

- Министр обороны до того, как возглавить налоговую службу, возглавлял мебельный магазин. Эта известная история в Питере. А вы что возглавляли до того, как прийти в налоговую? Как прошли путь от вуза до министра?

- Могу рассказать свою биографию. Родился я в поселке, закончил школу в Казани. После школы пошел работать и сразу же поступил в институт. Закончил институт с отличием. Защитил кандидатскую, потом докторскую. Работал в финансовом отделе Советского района. В 90-х годах, когда создали налоговую службу, меня перевели в городскую налоговую инспекцию. Оттуда – начальником отдела налогообложения юридических лиц Московского района Казани. Затем меня пригласили на должность заместителя главы администрации по экономике Московского района. Там я проработал около двух лет. В 1996 году главу администрации Московского района Ильдара Бариевича Фаттахова назначили вице-премьером Татарстана – председателем Госкомитета по управлению госимуществом республики, и он пригласил меня к себе заместителем. А вскоре я вернулся в налоговую службу, и работал там до 2009 года. Затем меня попросили помочь нашим коллегам-налоговикам в Республике Карелия. Поработал там, и до сих пор с карельскими коллегами созваниваемся. В процессе работы в Карелии удалось привить кое-какие наши татарстанские новшества. Потом, как говорит Минтимер Шарипович, «где родился, там и пригодился», – вернулся домой и стал помощником Рустама Нургалиевича Минниханова. Ну а год назад он назначил меня министром экономики. Вот такая моя биография.

shagiahmetov_m (1).jpg
Мидхат Шагиахметов, министр экономики РТ

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗАХОЖУ НА ВАШ САЙТ

- Мидхат Рафкатович, наш традиционный вопрос гостю интернет-конференции: вы читаете «БИЗНЕС Online»?

- Могу признаться, что каждый день перед началом работы обязательно захожу на ваш сайт. Смотрю, какие есть интервью, материалы, новости.

- Для работы полезно?

- Лично для меня – да. У вас на сайте есть своя оценка официальных решений, официальных мероприятий… Достаточно интересно смотреть и комментарии ваших читателей, так сказать, глас народа. Хотя они бывают разные, не то, чтобы негативные, но суровые. Но ведь, в принципе, все то, что делает правительство, делается для того, чтобы конкретный человек стал жить немного лучше. Что толку, если мы будем красиво говорить, красиво рисовать какие-то графики, а реальный гражданин не почувствует на себе хотя бы элементарных изменений к лучшему…

Здесь важна обратная связь, которую предоставляет, в числе прочих, и ваша деловая газета. Через такую обратную связь власть вносит коррективы, добивается, чтобы те же основные электронные услуги нормально реализовывались.

Когда видишь, как люди реагируют, многие вещи начинаешь по-другому осмысливать. Поэтому я и говорю, без какой-то лести, и не потому, что я нахожусь у вас в гостях, – что «БИЗНЕС Online», наряду с немногим количеством таких вот изданий, действительно, заставляет на некоторые вещи посмотреть с другой стороны.

1-я часть: Мидхат Шагиахметов: «Из-за «конвертных» схем бюджет РТ недополучает 4 миллиарда рублей»