Радий Кадиков: «Есть три фактора — дорога, автомобиль, водитель. С дорогами мы разобрались, с транспортом мы разобрались (Технадзор работает), теперь водитель остался» Радий Кадиков: «Есть три фактора — дорога, автомобиль, водитель. С дорогами мы разобрались, с транспортом — тоже (технадзор работает), теперь водитель остался» Фото: Олег Спиридонов

«Вы должны принимать меры, чтобы такие инструкторы с вами не работали»

Анонсированное в начале феврале начальником челнинского отдела ГИБДД Радием Кадиковым усиление контроля над автошколами сегодня было донесено им до руководителей учебных заведений лично. Встречу в автоинспекции Кадиков позиционировал как беседу об изменениях ежемесячного рейтингования автошкол: уже в этом году ГИБДД по РТ начнет учитывать, кроме процента сдачи экзаменов, еще и ДТП, инициированные выпускниками в течение двух лет после получения водительских прав.

По словам Кадикова, отслеживать аварии с выпускниками в МВД стали около трех лет назад из-за отрицательной динамики ДТП с ними. В Набережных Челнах статистика удовлетворительна: за прошлый год водители с небольшим стажем попали в 14 ДТП, в которых погибли два человека и 14 получили ранения. Для сравнения: в Казани произошло 133 таких ДТП с 4 погибшими и 174 ранеными. В целом по республике было отмечено 300 подобных аварий, в которых погиб 31 человек и 419 были ранены. С начала этого года в Челнах произошло уже четыре аварии с водителями, имеющими стаж до двух лет, в которых ранения получили 7 человек.

В Челнах зафиксировано 512 ДТП, в которых погибло 11 человек и 627 человек были ранены. В Челнах зафиксировано 512 ДТП, в которых погибли 11 человек и 627 были ранены. Фото: отдел пропаганды ГИБДД

Всего же за 2019 год в Челнах зафиксировано 512 ДТП, в которых погибли 11 человек и 627 были ранены. По словам Кадикова, несмотря на снижение общего числа ДТП на 10%, а пострадавших —  на 7%, статистику благоприятной не назовешь. Число летальных исходов с 2018 года сократилось лишь на единицу. «Мы ведь должны бороться с аварийностью, — напомнил Кадиков руководителям автошкол. — Поэтому занимаемся и дорогами, и злостными нарушителями. Есть три фактора: дорога, автомобиль, водитель. С дорогами мы разобрались, с транспортом — тоже (технадзор работает), теперь водитель остался, или, как мы называем, человек. Тут уже подключаются автошколы».

Сейчас на контроле регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Челнов находятся 16 автошкол автограда, две школы Мензелинска и одна актанышская. По словам Кадикова, в прошлом году сотрудники отдела зафиксировали 41 нарушение ПДД, совершенное учебными автомобилями.

«Неважно, был ли за рулем курсант или инструктор — есть сам факт нарушений, — заявил Кадиков. — Я считаю, что это вопиющие случаи и вершина айсберга, потому что на выявление таких нарушений у нас лишь один экипаж выходит. А потом мы удивляемся, почему наши выпускники так неадекватно себя ведут. Есть инструкторы, которые тоже совершают ДТП. Считаю, что это ЧП районного масштаба. Вы должны принимать все меры, чтобы такие инструкторы с вами не работали».

С теорией все в порядке — ее сдают 90% выпускников, а вот в практической части есть проблемы — вождение по зубам лишь 58% С теорией все в порядке — ее сдают 90% выпускников, а вот в практической части есть проблемы — вождение по зубам лишь 58% Фото: nabchelny.ru

«О таких мошенниках я сегодня тоже не слышу»

С теорией у выпускников автошкол все в порядке — ее сдают 90% экзаменующихся, а вот с практикой есть проблемы — вождение по зубам лишь 58 курсантам из 100. По мнению Кадикова, причина кроется в экономии школ либо на бензине, либо на преподавателях. Нарочно, по словам спикера, «валить» на экзамене в ГИБДД никто не будет. Экзамены сопровождаются видео- и аудиозаписью, хранятся они не меньше месяца, так что в случае претензий записи всегда можно поднять. Как бы то ни было, никаких ужесточений или послаблений со стороны экзаменаторов в этом году не будет.

«Я очень критично отношусь, когда люди подходят с просьбой помочь сдать экзамен, хоть теоретический, хоть практический»
Фото: Олег Спиридонов

«Много было слухов о том, что в ГИБДД собирают деньги, что какой-то процент сдачи заранее обеспечен. Нет такого. А вот мошенников — полно. И в автошколах они крутятся, и здесь тоже. Я даже объясню схему, потому что были уже уголовные дела. Собирают деньги с группы из 20 человек — какую цену назвать, предположим, за сдачу экзаменов? Сколько предлагают? Условно, пусть будет по 10 тысяч, — продолжил Кадиков. — Собрали с 20 человек — получилось 200 тысяч. Процент сдачи теоретического экзамена — 90. Получается, 17–18 человек сами сдадут, а им скажут, что за них договорились. То же самое с практическим экзаменом. Кто не сдал — тому возвращают деньги, мол, не срослось. И все довольны. Тот, кто сам сдал, считает, что ему помогли. О таких мошенниках я сегодня тоже не слышу».