Вслед за существующим рейтингом водителей «Яндекс.Такси» сервис запускает рейтинг пассажиров Вслед за существующим рейтингом водителей сервис «Яндекс.Такси» запускает рейтинг пассажиров Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ, ЕСЛИ У ВАС ОН ЧУТЬ НИЖЕ: БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМ ПАССАЖИРОМ СЛОЖНО…»

Вслед за существующим рейтингом водителей сервис «Яндекс.Такси» запускает рейтинг пассажиров. Пока что система оценок работает в тестовом режиме, но уже доступна в мобильном приложении на платформах Android и iOS.

Чтобы ознакомиться со своим рейтингом пассажира в «Яндекс.Такси», нужно войти в меню, нажать на свое имя, номер телефона или почту, к которой привязано мобильное приложение, и внизу появится текущий статус. «Водители оценивают поездки от одного до пяти — прямо как вы. Из их оценок складывается ваш рейтинг. Он поможет посмотреть на себя со стороны, глазами водителя», — сказано в пояснительной справке к новой фиче.

Рейтинг рассчитывается, только исходя из 40 последних поездок. Водители анонимно проставляют пользователю оценку от 1 до 5 баллов. И общая оценка считается как среднее, где свежие поездки будут иметь бо́льший вес, нежели прошлые. Максимальный рейтинг пассажира составляет 5,0. «Не переживайте, если у вас он чуть ниже: быть идеальным пассажиром сложно. То, что показалось вам мелочью, могло быть важным для водителя. Например, вы громко хлопнули дверью, забыли поздороваться или попрощаться», — сообщается на сайте «Яндекса». Водители будут выставлять оценки, ориентируясь на следующие показатели: пунктуальность, бережное отношение к машине, вежливость, удобное место подачи и детали о заказе. Именно такие критерии якобы выработали сами водители «Яндекс.Такси».

Пока что рейтинг пассажиров водителям не показывается, но в компании уверяют, что впоследствии он станет доступным и им. Основная задача рейтинга пассажиров — определить добросовестных клиентов, которые станут приоритетными при выборе заявки.


«ВЕЗИ меня, мразь» и другие инциденты в такси

Введению рейтинга пассажиров предшествовала серия скандалов, участниками которых становились водители такси и их клиенты. Буквально неделю назад в соцсетях довольно активно распространялся видеоролик, где водитель саратовского «Яндекс.Такси» отказался выполнять заказ из-за того, что в его машине не было детского кресла для перевозки ребенка. Отцу этот отказ дико не понравился, из-за чего между мужчинами возник конфликт, и пассажир ударил водителя в лицо. Полиция начала проверку, а агрегатор заблокировал аккаунт нахального пассажира.

В конце февраля произошел похожий случай в башкирском Стерлитамаке. Водитель отказался выполнять заказ из-за того, что у него было только одно детское кресло, а детей было двое, о чем пассажирка, вызывая такси, сообщить забыла. Это привело к бурной перепалке, мать детей начала оскорблять водителя и попыталась его избить. Однако потом стороны конфликта помирились и извинились друг перед другом.

Самый громкий инцидент произошел с фитнес-тренером одного из столичных клубов Яной Даньковой, которая весьма грубо вела себя в такси, истошно кричала «вези меня, мразь!» и несколько раз ударила водителя. Видеоролик разошелся по соцсети и стал народным мемом, который пародировал популярный телеведущий Иван Ургант. При этом в конфликтах между водителями такси и пассажирами, как показывает практика, виноваты обе стороны. Неоднократно происходили не менее резонансные истории, где неадекватным агрессором становились как раз сами автомобилисты, а не пассажиры. Чего только стоит последняя громкая история, когда в Казани водитель таксопарка Uber напал на управляющую сетью кондитерских Smorodina cakes Майю Гарееву. Инцидент перерос в обращение в полицию, начавшую проверку. 


«У них был рейтинг по унижению водителей, теперь они хотят сделать рейтинг для пассажиров» 

Первым из лидеров рынка такси систему социального рейтинга пассажиров ввел Uber. В мае 2019 года стало известно, что агрегатор планирует применить практику блокировки пассажиров, чей рейтинг упадет значительно ниже среднего показателя по городу. Первыми странами, которых коснулось нововведение, стали Канада и США. Водители Uber подвергались блокировке, если их рейтинг падал ниже 4,6. Применялась ли практика блокировки пассажиров Uber в России, неизвестно, однако она накладывала отпечаток на клиентов агрегатора, полагает владелец одного из таксопарков «Яндекс.Такси» Владимир Козлов. «Когда я работал в такси, не брал поездки с пассажирами, оценка которых была меньше 4,5», — заметил Козлов. По его мнению, в будущем «Яндекс», как и Uber, придет к тому, что начнет блокировать «плохих» пассажиров.

Но пока смысла в рейтинге пассажиров нет, полагает собеседник издания. Дело в том, что, если водитель откажется перевозить пассажира с посредственной оценкой, у него упадет один из важнейших показателей в системе «Яндекс.Такси» — «активность». Он открывает доступ к заказам и бонусам. Если уровень «активности» падает слишком низко, водитель перестает получать заказы, поэтому таксисты будут вынуждены брать пассажиров с любыми оценками.

Сами водители «Яндекс.Такси» активно обсуждают возможность ставить оценки пассажирам в группе во «ВКонтакте» «Яндекс такси Uber Казань (водители)». Некоторые таксисты изъявляют желание возить только тех пассажиров, у кого рейтинг не ниже 4,95, а остальным рекомендуют «передвигаться на троллейбусе». 

«Агрегаторы — это главный враг наш, как водителей. Что бы они там ни запускали. У них был рейтинг по унижению водителей, теперь они хотят сделать еще другой рейтинг для пассажиров», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель санкт-петербургского независимого профсоюза водителей такси Дмитрий Жидков. Оценки, по его мнению, субъективны и не имеют никакой почвы под собой. «Вам, может, чисто визуально не понравился водитель, и вы ему ставите одну звездочку. Исходя из чего? Из того, что он плохой водитель? Нет, исходя из ваших ощущений. Это унижение профессиональных навыков. И я вас тоже могу унизить. Это идиотизм, мягко говоря».

Некоторые таксисты изъявляют желание возить только тех пассажиров, у кого рейтинг не ниже 4,95, а остальным рекомендуют «передвигаться на троллейбусе» Некоторые таксисты изъявляют желание возить только тех пассажиров, у кого рейтинг не ниже 4,95, а остальным рекомендуют «передвигаться на троллейбусе» Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

По мнению Жидкова, рейтинг для пассажиров не приведет к снижению градуса хамства от клиентов. «Унижение постоянное происходит. Пассажиры водителей вообще „бомжами“ называют. 30 рублей стоит поездка, например, пассажир может сказать: „Зачем я на маршрутке поеду, если ты, бомж, меня сейчас повезешь, да еще с друзьями“».

«У каждой компании свои методики оценки пассажиров, — объяснили нашему корреспонденту в сервисе заказа такси „Максим“. — У нас существует рейтинг пассажиров, который формируется исходя из количества совершенных ими заказов и поведения. Например, если человек часто отменяет заказ, его рейтинг будет ниже, а если регулярно ездит на такси без отмены — выше. Пассажиры с наиболее высоким рейтингом отмечаются в водительском приложении специальным значком „Проверенный пассажир“. Так водитель видит, что это заказ от постоянного клиента с хорошей историей поездок. При выполнении таких заказов рейтинг водителей увеличивается».

В пресс-службе «Максим» полагают, что система, позволяющая обеим категориям пользователей ставить друг другу оценки, вполне логична. «Однако нужно понимать, что рейтинг не может формироваться только за счет субъективных оценок, на которые могут повлиять настроение, характер человека и множество других факторов. Объективный рейтинг складывается из разных показателей, и пользовательские оценки — только одна его часть», — подчеркнули в компании.

«Рейтинга пассажиров в программе „Везет“ нет, — сообщили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе оператора. — Если в „Яндекс.Такси“ вводят такую функцию, значит, предполагают, что это поможет в решении спорных вопросов». Для защиты водителей-партнеров от грубости пассажиров «Везет» проводит личный инструктаж о том, как избежать конфликтных ситуаций. «Мы советуем сохранять спокойствие, не употреблять нецензурную лексику и стараться перевести конфликт в мирное русло, — заметили в компании. — Если водитель оказывается в опасном положении, он всегда может воспользоваться встроенной в нашем приложении тревожной кнопкой, сигнал моментально передается в службу поддержки, а также всем ближайшим перевозчикам. Служба поддержки пассажиров и водителей работает круглосуточно во всех городах присутствия нашего сервиса, больше 40 процентов обращений решается прямо на линии».