Вчера на заводе им. Горького» заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» Вчера на заводе им. Горького заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» Фото: president.tatarstan.ru

НЕКУДА ДЕВАТЬ ГАЗ?

Вчера на заводе им. Горького (входит в руководимую Ренатом Мистаховым судостроительную корпорацию «Ак Барс» холдинга «Ак Барс») заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка». Его особенность — двигатели, работающие на сжиженном природном газе (СПГ): до сих пор в России такое делали только на экспериментальных катерах.

Судно спроектировали специалисты «Зеленодольского проектно-конструкторского бюро» (ЗПКБ). Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 метра. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — три человека, вместимость — не менее 170 пассажиров. Конструкторы специально предусмотрели возможность прохода под низкими мостами — как известно, первые маршруты «Чайки» будут начинаться на Казанке (конечные точки — Болгар и Свияжск), где этот параметр актуален. Сдать суда намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года.

Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 м. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — 3 человека, вместимость — не менее 170 пассажиров Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 метра. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — три человека, вместимость — не менее 170 пассажиров Фото: president.tatarstan.ru

К вчерашней закладке завод шел 6 лет. Идею прорабатывали с начала 2014 года. Тогда за облик газохода отвечало петербургское «Агат Дизайн Бюро» — давний партнер завода, спроектировавший для него скоростные теплоходы А45 и А145. Однако с переходом под крыло горьковчан Зеленодольского ПКБ возникла необходимость загружать собственные интеллектуальные мощности… Следующий этап наступил в 2016-м — тогда холдинг «Ак Барс» подписал с «Газпромом газомоторное топливо» (ГГМТ) соглашение о сотрудничестве в реализации проекта пассажирских судов на СПГ… И вот теперь третий этап.

Вчера на торжественной церемонии много рассуждали об актуальности газоходов — дешевизне и экологичности топлива, пониженном износе двигателей, технической продвинутости проекта. Жаль только, что никто из чинов правительства РТ, минтранса РФ, Речного регистра, представителей «Газпрома», корабелов не стал общаться с прессой — никаких подходов, а ведь спросить было о чем. Например, почему в Татарстане до сих пор не построили завод по сжижению газа, ведь он должен был заработать еще в 2016 году? Или есть мнение, что тотальный переход на газомоторку объясняется тривиально: главному идеологу внедрения газомоторной техники (не только судов) — «Газпрому» — попросту некуда девать свой продукт. Кстати, в 2016-м председатель совета директоров компании Виктор Зубков говорил об этом вполне открыто и констатировал, что идеальным решением было бы увеличить потребление газа.

Но это так, из общего — есть вопросы конкретно по технике.

Сдать судна намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года Сдать суда намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года Фото: president.tatarstan.ru

«ЗЕЛЕНОЕ» ЗНАЧИТ ДОРОГОЕ?

Что ставят в плюс газомоторным судам?

Первое — относительная дешевизна топлива: оно стоит примерно на 30% ниже по сравнению с традиционным. Для отрасли, которая в силу сезонности не блещет экономичностью, снижение главной статьи расходов — первоочередная задача: рентабельность сразу могла бы подрасти на 15–25%.

Второе — большой моторесурс: экономия на обслуживании таких движков доходит до 20%.

Третье — экологичность. Считается, что под давлением ужесточающихся «зеленых» требований перевод судов на газовое топливо приобретет массовый характер и СПГ из альтернативного моторного топлива превратится в основное.

Однако есть всякие интересные «но».

Первое: где возьмут двигатели? За рубежом есть достаточно отработанные судовые движки на СПГ, в России их нет. Напрашиваются корейский (Hyundai), немецкий (Deutz) и финский варианты — Wartsila из Суоми считается лидером в этой области. Но, учитывая санкционные риски, покупки за границей выглядят сомнительно.

Второе. Нужны газозаполнительные станции на причалах, то есть заправки для судов. Когда они появятся? Четыре года назад руководство завода заявляло и строительство плавучей заправочной станции, говорилось и о том, что обеспечение газоходов инфраструктурой возьмет на себя ГГМТ, но конкретики никакой нет.

Экономия на обслуживании таких движков доходит до 20% Экономия на обслуживании таких движков доходит до 20% Фото: president.tatarstan.ru

Третье. Фактора дешевизны топлива все равно недостаточно, чтобы сделать для бизнеса привлекательной покупку речных судов. Добавим, что судно на СПГ на 10–15% дороже традиционного аналога. Уверяют, что эти дополнительные расходы окупятся за 5–8 лет за счет более низкой цены на топливо, но это может показать только практика. Необходима эффективная система лизинга. Разработана ли она? Вчера об этом не сказали ни слова, хотя на мероприятии был представитель заказчика первой «Чайки» — государственной транспортной лизинговой компании. Вот самой ГТЛК это, наверное, выгодно — постановлением правительства РФ от 25 декабря 2019-го в 2019–2021 годах федеральный бюджет предоставляет ей субсидии «на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества — гражданских судов водного транспорта».

Четвертое. Некоторые полагают, что применение газа в качестве топлива увеличивает выбросы окислов азота в атмосферу.


О ЧЕМ ГОВОРИТ МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Пятое и самое интересное. Газоход — весьма специфическое судно. Сжиженный газ требуется размещать на открытой палубе, места для баллонов надо много, то есть это проблемы площадей, веса, остойчивости (последнее особо актуально для пассажирских судов). Очень жесткие требования по контролю к утечке газа. Неслучайно почти все ходящие по Мировому океану газомоторные суда (дай бог, если их наберется 100) — это в основном огромные конструкции типа пятерки норвежских морских паромов, построенных в 2006–2007 годах. В 2013-м в первый рейс ушел финский паром на СПГ Viking Grace. В 2013 году в Австралии построили (точнее, переоборудовали) самый скоростной в мире паром на СПГ, он работает в Южной Америке. Сообщалось, что в Северной Америке планируется построить 42 газовых корабля, включая 17 паромов, 12 танкеров и сухогрузов, 6 судов обеспечения, 6 контейнеровозов. Из речных «газоходов» можно назвать, пожалуй, только эксплуатирующуюся в Германии и, по сути, экспериментальную баржу Greenstream, построенную по заказу корпорации Shell… Рискнем предположить, что на отработку газовой техники для небольшого прогулочного суденышка уйдет немало времени.

Интересно, что ЗПКБ с подачи правительства РТ уже прорабатывало газомоторную тему — в конце 90-х и середине нулевых, но все стопорилось неочевидностью преимуществ газоходов, из очевидных было только сокращение затрат на топливо. «Да и мировая практика пока не показывает сколь-либо успешной реализации этой идеи, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт по судостроительной тематике Владимир Леонов. — Лидеры в данном вопросе отсутствуют, и Россия вроде бы вырывается вперед, но опять-таки у нас были только отдельные попытки применения СПГ на судах — разовые экспериментальные работы на небольших прогулочных катерах, и про успехи ничего не слышно. Словом, теоретически все сходится, а практически — не особо. То же ЗПКБ взамен решенных технических проблем получило другие. То есть не все так просто».