Участники круглого стола:

Антон Явхута — гендиректор ООО «ИнтерМедиаСервис»;

Павел Евдокимов — гендиректор ООО «Инжиниринг Плюс»;

Александр Зотов — заслуженный врач РТ;

Антон Комлев — коммерческий директор ПО «ПластиК»;

Игорь Лерман — руководитель Камерного оркестра;

модератор — шеф-редактор проекта «БИЗНЕС Online — Закамье» Ринат Билалов.

БИЗНЕС Online провел «круглый стол» приурочив мероприятие к юбилейной дате — 1 марта Органному залу исполняется 15 лет «БИЗНЕС Online» провел круглый стол, приурочив мероприятие к юбилейной дате — 1 марта Органному залу исполняется 15 лет

ЗА 15 ЛЕТ — 100 ТЫС. ЗРИТЕЛЕЙ

На днях «БИЗНЕС Online» провел круглый стол, изменив традиционный формат встреч с гостями редакции. Издание решило пригласить спикеров, приурочив мероприятие к юбилейной дате — 1 марта Органному залу исполняется 15 лет. Однако в состав участников включили не специалистов в сфере культуры, а авторов блогов газеты, экспертов, которые занимаются бизнесом, рекламой, — словом, людей с активной жизненной позицией и своим мнением относительного того, как дальше развиваться Органному залу в Челнах, промышленном городе, далеком от высокого искусства.

Началось обсуждение с рассказа художественного руководителя Органного зала и камерного оркестра Игоря Лермана о том, как рождался новый культурный бренд автограда. Оркестр Лермана существует уже 31 год, и с самого его появления все время возникал вопрос: где играть? На первых порах оркестр приютило училище искусств, куда, несмотря на стесненные условия, приходили зрители и даже спрашивали лишний билетик. После перестройки стали возводить концертный зал им. Сары Садыковой в здании мэрии. Но это был лекторийный зал, не приспособленный под концерты классической музыки. Первый мэр автограда Рафгат Алтынбаев обещал отдать оркестру кинотеатр «Чулпан» на ГЭСе, но с его уходом из города и эта возможность пропала. «Конечно, музыканту играть в плохом зале — напрасный труд. Мы можем часами заниматься, достигнуть определенных высот мастерства, а потом ты сядешь на сцену, и вся твоя работа из-за отсутствия акустики нивелируется. Просто руки опускались!» — вспоминал Игорь Михайлович.

Игорь Лерман: «Мы можем часами заниматься, достигнуть определенных высот мастерства, а потом ты сядешь на сцену и вся твоя работа из-за отсутствия акустики нивелируется» Игорь Лерман: «Мы можем часами заниматься, достигнуть определенных высот мастерства, а потом ты сядешь на сцену, и вся твоя работа из-за отсутствия акустики нивелируется»

Но вдруг судьба свела его с ректором Казанской консерватории, органистом Рубином Абдуллиным, который и стал одним из инициаторов возникновения Органного зала в Челнах. В то время в консерватории как раз демонтировали старый чешский орган фирмы Rieger-Kloss, заменив его на новый. Будучи на тот момент главой Татарстана, Минтимер Шаймиев поручил из РТ орган не вывозить, а перевезти его в Челны. «Помню, я зашел в кинотеатр „Россия“. Тогда в нем была полная разруха. На орган жалко смотреть. Трубы валялись на полу. Я просто обалдел!» — повествует Лерман.

К счастью, власть на тот момент в городе тоже сменилась, и идеей Органного зала «загорелся» мэр Ильдар Халиков. Для зала отдали самое большое помещение в Челнах — кинотеатр «Россия» на 1200 мест. Чтобы создать в зале нужное звучание инструмента, вызывали специалистов-акустиков. Проект создавал «Татинвестгражданпроект» под руководством Валерия Манукяна, а дизайном занимался известный в Челнах архитектор Вадим Хайман. «Мы тогда дневали и ночевали в этом зале, но о том, что получилось, вначале даже и мечтать не могли», — рассказывал Лерман.

И вот наконец, 1 марта 2005-го состоялось открытие — билеты на первый концерт были разобраны за день. Благодаря уникальному по акустике залу на 760 мест, огромной сцене, на которой может разместиться не один симфонический оркестр, в Челны приезжают артисты мировой величины. Лерман, по его собственному признанию, сразу пресек все поползновения превратить зал в подобие ДК, нашпигованного звуковой аппаратурой, где бы проходили концерты поп-звезд и прочая «самодеятельность».

За 15 лет, по приблизительным подсчетам руководства Органного зала, прошли около 100 тыс. зрителей. И, хотя слава о нем гремит по всей стране и даже за ее пределами, этот культурный объект столкнулся с множеством проблем. Главный инструмент последний раз ремонтировали 10 лет назад. Поэтому город планирует выделить на настройку органа 1 млн рублей. Еще 4 млн пойдут на ремонт крыши, которая в дождливые месяцы сильно течет. Но самая главная проблема — огромный зал надо как-то наполнять.

Благодаря уникальному по акустике залу на 760 мест, огромной сцене, на которой может разместиться не один симфонический оркестр, в Челны приезжают артисты мировой величины Благодаря уникальному по акустике залу на 760 мест, огромной сцене, на которой может разместиться не один симфонический оркестр, в Челны приезжают артисты мировой величины

«ПЕДАГОГИ БОЯТСЯ ДЕНЬГИ СОБИРАТЬ НА КОНЦЕРТЫ — РОДИТЕЛИ ЖАЛУЮТСЯ»

Отвечая на вопрос модератора о том, были ли челнинцы готовы к появлению такой площадки, так как классическая музыка направлена на интересующихся высокой культурой, Лерман сказал, что иногда приходится приспосабливать программу к публике. Но в Органном зале все равно стараются не опускать планку. «Если в Москве или Питере люди идут на конкретного исполнителя или программу, у нас пока такого нет. Как там люди слушают — я просто под впечатлением! Но мы все равно не играем попсу. Раз в месяц даем благотворительные концерты для камазовцев. Публика сидит молча и слушает, а некоторые выходят потом со слезами на глазах. Это люди, у которых есть сердце, имеется потребность в такой музыке. С появлением Органного зала у челнинцев появилась гордость, что мы живем в нашем городе. Я с первого дня руковожу этим залом и все программы выстраиваю сам. Могу сказать, что проехал много городов России, но редко где встретишь такой орган, как у нас. Хотя средний электроорган, в принципе, доступен — его можно приобрести за миллион», — убежденно заявил Лерман.

Гендиректор ООО «ИнтерМедиаСервис» Антон Явхута привел свою статистику, согласно которой, в России сейчас 153 органа, из них примерно по 30 органов расположены в Москве и Санкт-Петербурге. И 80% всех инструментов — это маленькие электроорганы. «Так что настоящих инструментов с историей, которые были произведены век назад или раньше, — таких мало. Челнинцам действительно несказанно повезло. Конечно, и звезды сошлись: энергия Игоря Михайловича, энтузиазм Ильдара Шавкатовича, профессионализм Рубина Абдуллина — все вместе сыграло роль», — подтвердил Явхута.

Антон Явхута: «Челнинцам действительно несказанно повезло. Конечно, и звезды сошлись — энергия Игоря Михайловича, энтузиазм Ильдара Шавкатовича, профессионализм Рубина Абдуллина — все вместе сыграло роль» Антон Явхута: «Челнинцам действительно несказанно повезло. Конечно, и звезды сошлись: энергия Игоря Михайловича, энтузиазм Ильдара Шавкатовича, профессионализм Рубина Абдуллина — все вместе сыграло роль»

Заслуженный врач РТ, бывший главный педиатр города Александр Зотов согласился с тем, что наличие подобного инструмента в городе говорит об уровне культуры или хотя бы о желании быть культурным, и поинтересовался процентом заполняемости зала — сколько человек идут на афиши Лермана?

«Это проблема большая. Публика примерно одна и та же — бюджетники и пенсионеры. Процентов 60, думаю, заполняемость. Если в театре „Мастеровые“ зал на 140 человек, конечно, там будет всегда аншлаг», — с сожалением заметил музыкант. Он рассказал, что в месяц проходит два концерта органной музыки. Почти каждое воскресенье в Органном зале дает выступления детский театр, куда продаются годовые абонементы. Кроме того, в рамках абонемента «Фонд Владимира Спивакова представляет» с концертами приезжают самые талантливые дети страны. В будние дни, один-два раза в неделю, для челнинцев и гостей города выступает камерный оркестр. В частности, давно пользуется успехом у публики проект «Музыкотерапия». Зотов напомнил предысторию создания таких концертов. В Челнах при его непосредственной инициативе решили воспитывать детей еще в утробе матери, результатом которой явилась широко применяемая в поликлиниках автограда программа «Сонатал». И одним из средств воздействия на ребенка стала классическая музыка. Александр Николаевич рассказал, как вместе с Лерманом они подбирали инструменты и репертуар с учетом сроков беременности. И впервые в истории страны пригласили беременных женщин на такую музыкотерапию в зал педучилища. «Скорую помощь пригласили — а то вдруг рожать начнут. Аншлаг был. Концерт получился прекрасный. Только одно не продумали — оказалось, что для 200 беременных надо 10 туалетов. А в педучилище было только два. Но это не стало разовой акцией. Потом данный опыт лег в основу программы „Сонатал“», — рассказал Зотов.

Врач убежден, что в Челнах уровень культуры нужно поднимать добровольно-принудительно, а не по желанию, чтобы с детства прививать вкус к высокой музыке. Модератор мероприятия вспомнил, как в зал, когда он еще был кинотеатром, водили школьников на сеансы патриотических фильмов, и это был правильный метод воспитания. Лерман с таким тезисом участников круглого стола согласился, однако посетовал на то, что должная агитация не всегда ведется в самих учреждениях образования. «На абонемент „Фонд Спивакова представляет“ зал полупустой! Абонемент годовой на 6–8 концертов 1 000 рублей стоит. Я специально такую цену выставляю, чтобы сделать выступления доступными. Педагоги и директора школ неохотно занимаются агитацией и организацией подобных концертов. Они боятся деньги собирать, потому что родители жалуются. И как нам вести эту работу?» — задался риторическим вопросом Лерман.

Антон Комлев: «Надо понимать, что кроме пьянок надо людей куда-то еще вывозить. Я бы своих работников сводил в Органный зал» Антон Комлев: «Надо понимать, что, кроме пьянок, надо людей куда-то еще вывозить. Я бы своих работников сводил в Органный зал»

Коммерческий директор ПО «ПластиК» Антон Комлев также высказался о необходимости публику «пригонять принудительно», как школьников на субботники. «И это должно идти от государства, — считает бизнесмен. — Потому что надо понимать, что, кроме пьянок, надо людей куда-то еще вывозить. Я бы своих работников сводил в Органный зал. Сейчас вспомнил, что, когда учился в Казани, в 2003 году меня приглашали в театр оперы и балета, где тогда, видимо, и стоял этот орган. Оркестр, не помню какой, играл оперу Стравинского, где я был одним из действующих лиц. Возможно, я бы никогда не узнал музыку Стравинского, если бы тогда в данном мероприятии не поучаствовал. Запомнил это на всю жизнь. Точно так же, как когда-то участвовал в массовке в „Аиде“ в оперном театре. И у меня с тех пор совсем другое отношение к классической музыке. У меня около 100 виниловых пластинок лежит с классическими произведениями. И я их периодически переслушиваю».

Зотов попросил не забывать и о возрастной публике. Он уже два года ведет проект «Прогулка с врачом». Каждую субботу на занятия приходят до 200 человек в возрасте 50–80 лет. Все они не прочь приобщиться к культурным походам в Органный зал, поэтому Зотов попросил руководство Органного зала выделять для его подопечных 15–30 свободных мест, которые могли бы быть отданы той категории людей, которая не имеет финансовых возможностей покупать билеты. «Есть же президентские социальные программы долгожительства, но они все провалились. А один из способов долгожительства — это в том числе и культура. Многим пациентам не нужны врачи, а необходимо культурное общение. И можно было бы повысить процент заполняемости зала за счет вот такого контингента», — подытожил Зотов. Лерман, разумеется, согласился содействовать продвижению органной музыки среди пенсионеров, отметив, что у оркестра и так каждый концерт — частично благотворительный, если только это не гастроли исполнителей из других городов и стран.

«ОРГАН КРУТОЙ, КОЛЛЕКТИВ тоже — ПОЧЕМУ ЭТО ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ НЕ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ?»

Общий вопрос ко всем участникам круглого стола — «Какое было последнее культурное мероприятие, которое вы посещали?» — почти всех застал врасплох. Не растерялся только гендиректор ООО «Инжиниринг Плюс» Павел Евдокимов. «Я по театрам постоянно хожу. У меня дочь увлекается этой темой. Но и в данной сфере проблемы те же. Когда дети маленькие, они ходят в театр кукол, потом, до третьего класса в лучшем случае, посещают детские утренники в „Мастеровых“. А потом провал до взрослого возраста, когда человек в лучшем случае опять придет в „Мастеровые“. Но и для этого надо, чтоб он уехал из города, вдохновился где-то там театральной культурой, а потом вернулся и оценил творчество наших театров. Уровень у нас высокий. Не все столичные театры, честно говоря, дотягивают», — считает Евдокимов.

Заядлый театрал акцентировал внимание на том, что публика, состоящая из бюджетников, не столько говорит об уровне ее культуры, а скорее о бо́льшей информированности. «У меня вот коммерческое предприятие за городом, и я ни разу не слышал о том, какой будет концерт в Органном зале», — привел пример спикер.

Павел Евдокимов: «У меня вот коммерческое предприятие за городом, и я ни разу не слышал о том, какой будет концерт в Органном зале» Павел Евдокимов: «У меня вот коммерческое предприятие за городом, и я ни разу не слышал о том, какой будет концерт в Органном зале»

Явхута, как участник рекламного рынка, отметил, что афиша, объявления, реклама для любого культурного заведения — очень важный момент. «Круто, конечно, что вы без должной маркетинговой поддержки не только держитесь на плаву, но и успешно развиваетесь. Хорошо, что стало модно ходить в Органный зал и та же молодежь без стеснения про это говорит. Подобное — очень важный показатель, когда челнинцы говорят с гордостью, что они сходили на Башмета или Березовского. Это личный статус человека в его же глазах поднимает. Но, возвращаясь к маркетингу, могу предложить два подхода. Либо вы нанимаете пиар-менеджера или просто увлеченного человека, который вместе с вами, заряжаясь вашей энергией, делает качественную раскрутку в пределах той ниши, которую вы занимаете, без опускания в попсу. Либо это должен быть руководитель города, который впишет Органный зал в программу раскрутки автограда в целом, в том числе как туристическую достопримечательность», — предложил Явхута.

Он напомнил, что «БИЗНЕС Online» неоднократно затрагивал тему бренда города, предлагая в качестве такого символа команду «КАМАЗ-Мастер», водную акваторию. И Органный зал тоже мог бы стать такой фишкой. «Орган крутой, коллектив тоже — почему это должным образом не позиционировать? Молодежь уезжает из города или рассматривает свое пребывание здесь как временное. Значит, должны быть точки ее притяжения. И Органный зал, если говорить о культурных аспектах, обязан стать такой точкой», — уверенно заявил Явхута.

Худрук Органного зала признал, что реклама — это слабое место многих бюджетных культурных заведений, и вспомнил, что еще во времена Халикова предлагал создать попечительский совет, чтобы иметь возможность осуществлять более масштабные проекты. «Халиков и олицетворял собой этот совет, пока был у руля города. Сейчас совета нет. Надо было, конечно, данный вопрос тогда дожать. Нам ни на что деньги не выделяли. Зарабатывали только на концертах, но в этом случае надо задирать цены. А кто на концерты тогда придет? Бизнесмены к нам почти не ходят. Только если приезжает Спиваков или Мацуев — тогда да», — констатировал Лерман.

Продолжая тему уезжающей молодежи, Евдокимов вспомнил недавний разговор с дочерью, учившейся в вузе Казани. «Я ее спросил: чего в Челнах не хватает в культурном плане? И она сказала: театров бы побольше, а так, мол, сложный вопрос. В Казани лучше не с культурой, а с массовыми мероприятиями и соревнованиями. Но это развлекаловка, а не культура», — озвучил взгляд молодежи участник круглого стола.

Но Лерман с такой точкой зрения не согласился, доказывая, что Казань — это исторически культурный город, где есть оперный театр, симфонический оркестр, филармония, консерватория, которая сама по себе уже дает кадры для музыкальных коллективов. «Нашему оркестру 31 год, и некоторым оркестрантам уже за 50. А на Западе, например, после 36 лет попасть в хороший оркестр — проблема», — с грустью заметил худрук Органного зала.

Комлев признался, что ходит в Органный зал, только когда зовут родители или приезжающие в Челны друзья. Зато сам раз в год ездит в Карелию, где живут друзья и однокурсники и где в столице края — Петрозаводске с населением в 350 тыс. человек — есть 6 русских театров и еще один карельский. «Этот регион близко к Питеру, Европе. А мы тут в промышленном регионе живем», — нашел он свою причину нехватки культурной жизни в Челнах.

Лерман сам высказал мысль о том, что неплохо было бы поставить в городе хотя бы афишные тумбы с надписью «Органный зал приглашает» Лерман сам высказал мысль о том, что неплохо было бы поставить в городе хотя бы афишные тумбы с надписью «Органный зал приглашает»

ОБ ОБЩЕПИТЕ, БЛОГ-ТУРАХ И «КВАРТЕТЕ И»

Вновь касаясь темы раскрутки и рекламы, Лерман сам высказал мысль о том, что неплохо было бы поставить в городе хотя бы афишные тумбы с надписью «Органный зал приглашает». «Пусть люди, которые в город приезжают, не только рекламу колбасы видят, но и знают, что у нас есть такое чудо. А то нам рекламу размещать только на нашем козырьке место есть», — предложил спикер.

Явхута порекомендовал, помимо афишных тумб, использовать и более современные методы — рекламные щиты, баннеры и экраны. «Когда в картинную галерею приезжают выставки, управление культуры пишет нам письмо с просьбой в рамках поддержки культуры на бесплатной основе транслировать анонс мероприятия. И не было ни одного случая, чтобы я отказал. По поводу Органного зала ко мне не поступало ни одного обращения», — привел пример владелец светящегося экрана у мэрии.

Хозяин рекламного бизнеса озвучил и несколько упущенных возможностей, которыми Органный зал еще может успеть воспользоваться для привлечения в свои стены бо́льшего числа зрителей. «Можно много говорить о том, что заходить в храм культуры через общепит неправильно. Но в Органном зале есть кафе, которое работает только как буфет в антракте. Это место можно сделать настоящим музыкальным кафе. Конечно, там должна быть крутая кухня. Лучше всего пригласить какого-нибудь опытного ресторатора, дать льготы по аренде, чем-то завлечь. А дальше он сам все сделает. Конечно, администрации города тоже надо популяризировать это место — например, водить туда гостей, делегации с Haier, из Казани, Москвы. Надо отсечь это место от попсы в широком смысле — сделать так, чтобы уровень заведения соответствовал уровню Органного зала. Народ будет постоянно ходить, и через это пойдет популяризация», — предложил Явхута.

Участники обсуждения вспомнили, что подобный пример симбиоза хлеба и зрелищ в городе уже был — это джаз-кафе «Модус» Александра Колигера. Однако сам джазмен давно уехал в Москву, а вместо кафе — теперь пекарня. В Казани рядом с оперным театром работает кафе «Театральное» с очень атмосферной обстановкой — даже счет посетителям приносят в томике Пушкина или Тургенева. И хотя кухня там вполне обычная, но люди идут ради антуража. Впрочем, Лерман, как выяснилось, еще в самом начале предлагал проект развития Органного зала, которое включало в том числе и создание «Вивальди-кафе», где мог бы играть струнный квартет или клавесин. Халиков демонстрировал кафе бизнесменам, предлагая им размещение. Но тема, по признанию Лермана, схлынула. «Я был одним из тех, кого он приводил, — ответил Явхута. — Но там требовалась реконструкция, так как в кафе нет туалета, еще чего-то. Но это все решаемые вопросы при наличии политической воли. Сейчас данное кафе не соответствует уровню зала».

Еще одно предложение от Явхуты — обустройство магазина, где можно продавать сувениры и символику как самого оркестра и Органного зала, так и тех, кто приезжает с концертами. «Башмет приезжает — продавайте футболки с его логотипом. Или сувениры с автографами и дисками известных музыкантов. Можно организовать экскурсии блогеров. Даже фотосессии можно продавать, — перечислял Явхута. — Когда я зашел на сайт Органного зала, увидел афишу. Понятно — это ваша основная деятельность. А какие дополнительные услуги оказывает зал — я не увидел», — констатировал Явхута.

Он привел позитивный опыт журнала «Интерклуб», который когда-то существовал в Челнах и провел презентацию с участием первых лиц по случаю своего открытия именно в Органном зале. Организовывало это мероприятие ивент-агентство Явхуты. «Нас тогда пустили в Органный зал при соблюдении определенных правил, чтобы мы там хорошо себя вели. И „Интерклуб“ заплатил за это. Почему бы на сайте не указать, что есть такого рода услуги? Потом, почему не проводить инструментальные классические дни рождения, юбилеи. Без алкоголя, без чернухи. Необязательно эксплуатировать сам зал. Есть холл», — сходу накидывал идеи спикер.

На Евдокимова же произвело мощное впечатление умение монетизировать свою работу актерской группы «Квартет И», известной по фильму «О чем говорят мужчины». «Ребята хорошо умеют зарабатывать буквально на всем, в отличие от других бюджетных театров. У них тоже есть кафе, причем в их здании достаточно мало места. Но бутерброды в их кафе пользуются огромной популярностью. Они продают книги, диски, даже диски институтских капустников идут на продажу. Книга за одну цену, а если с автографом Камиля Ларина, например, — уже дороже. И там ведь очереди. Это приличный дополнительный заработок на тех же площадях», — рассказал Евдокимов.

1 марта — зрителей ждет выступление камерного оркестра Лермана и ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством известного скрипача, ректора Санкт-Петербургской консерватории Михаила Гантварга 1 марта зрителей ждет выступление камерного оркестра Лермана и ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством известного скрипача, ректора Санкт-Петербургской консерватории Михаила Гантварга

КАК ОКУЛЬТУРИВАюТСЯ БИЗНЕС И ГИБДД

На высказанное сожаление Лермана о том, что бизнес не приходит в Органный зал, модератор поинтересовался: что сам оркестр готов сделать, чтобы привлечь бизнесменов? Ведь это во многом искушенная публика, которая ездит по всему миру и может позволить слушать хорошую музыку в лучших залах. Однако маэстро посчитал все же, что высокую музыку они слушают редко, а те, кому она интересна, добудут ее и в Челнах. В частности, Лерман привел в пример иностранцев, которые приезжают в автоград работать и становятся завсегдатаями Органного зала. «Один из них написал отзыв во „ВКонтакте“: „Этот город не заслуживает такого оркестра“. Я с ним не согласен, конечно. Но хочу сказать, что те, у кого есть потребность, тот найдет источник. Много лет назад руководство гостиницы „Татарстан“ пригласило повара из Мюнхена. И он приходил на все наши концерты. А потом пригласил меня в ресторан и захотел отблагодарить — меня встречало целое окружение поварят. Усадили за стол, угостили. А потом принесли блюдо, которое назвали в честь меня, — „Игорь Лерман“», — вспомнил случай маэстро.

7 марта приедет академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова 7 марта приедет академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова

К слову о поездках, Явхута рассказал, что последний отпуск провел в очень хорошем отеле и обратил внимание, что с большим интересом на вечернюю анимацию публика собиралась именно на инструментальные хиты и оперных исполнителей. Да, пели они не на уровне Ла Скала, но это лишний раз говорит о том, что запрос в обществе на классику есть. Просто в тотальном засилье попсы в медийном пространстве не остается места на душевную музыку.

11 марта в Челнах пройдет творческий вечер международного обозревателя, лауреата премии «ТЭФИ» Леонида Млечина 11 марта в Челнах пройдет творческий вечер международного обозревателя, лауреата премии «ТЭФИ» Леонида Млечина

Евдокимов для привлечения бизнесменов в Органный зал посоветовал, во-первых, рассылать афиши на концерты предпринимателям по почте, взяв базу у ТПП города. Во-вторых, возродить благотворительные балы, которые были модны при Василе Шайхразиеве и средства от посещения которых пускали на поддержку одаренных детей или людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Никто ведь их не делает теперь. Воланд уехал — балов больше не собирают. На мой взгляд, такое добровольно-принудительное мероприятие являлось очень мощным. И супруге было куда платье в пол надеть. И масса знакомых, с кем можно пообщаться. И дело доброе — помочь финансово», — вспоминал с ностальгией Евдокимов.

Во все времена около деятелей культуры существовали бизнес-покровители, напомнил историю Лерман. Министр иностранных дел Пал Антал Эстерхази помогал Гайдну, благодаря русской меценатке Надежде Фон Мекк Чайковский написал все свои самые известные произведения.

14 марта в Органном зале под аккомпанемент камерного оркестра выступит прима мировых сцен Ирина Поливанова (сопрано) из Москвы 14 марта в Органном зале под аккомпанемент камерного оркестра выступит прима мировых сцен Ирина Поливанова (сопрано) из Москвы

Надо сказать, бизнесу не чужды культурные порывы. Так, Евдокимов с воодушевлением рассказал, как ввел в рабочем коллективе традицию проводить новогодний корпоратив в театре, договорившись с «Мастеровыми» и выкупив у них зал на вечер: «Смотрели спектакль вместе с семьями, женами. В перерыве вышли в фойе, выпили шампанского, поели конфет. Я потом рабочих спрашивал: „Небось давно в театре не были?“ „Никогда не были“, — говорят. По нашим стопам стоматологическая клиника „Дентал Форте“ пошла — тоже отмечают так, потом фабрика мороженого „Славица“». Аналогичные корпоративы крупных компаний гость редакции предложил проводить и Органному залу.

«Лучше вас решили гаишники. Они по ресторанам не ходят. Все собираются во главе с шефом — Радием Закиевичем Кадиковым, приходят в Органный зал — человек 200. Все с женами. Мы им играем, поем. И это не первый раз», — удивил собеседников Лерман.

29-го марта на фортепиано сыграет Фабрицио Сопрано из Италии. Музыкант исполнит с оркестром знаменитую «Форель» Шуберта 29 марта на фортепиано сыграет Фабрицио Сопрано из Италии. Музыкант исполнит с оркестром знаменитую «Форель» Шуберта

«Можно и дальше пойти, — предложил Явхута. — Сделать это общепризнанной традицией. Сформировать потребность у людей, привычку. Есть, например, стереотип, что День строителя — это майдан, шашлыки, выпивка. А почему не сделать пару раз празднование такого рода мероприятий в нужной культурной среде? И надо сформировать продукт — юбилей почетных работников коллектива, предприятия, корпоратив. Должен быть пакет, куда нужно включить выступления оркестра, органа, общепит, кейтеринг. И человеку не надо думать, планировать, он просто приходит и отдыхает».

Давая советы в привлечении новой аудитории, модератор круглого стола порекомендовал привести в Органный зал первых лиц города, включая депутатов горсовета. На что Явхута и вовсе предложил создать традицию — каждый новый горсовет открывать выступлением оркестра Лермана.

17 марта в Челны пожалует французский пианист и композитор Николя Челоро 17 марта в Челны пожалует французский пианист и композитор Николя Челоро

МОЦАРТ КАК АЛЛЕГОРИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАТЛ

После обсуждения Лерман проанонсировал программу фестиваля, посвященного юбилею Органного зала. Фестиваль носит название «Mozart живет в Челнах». Имя великого композитора в данном случае выступает как аллегория, она олицетворяет собой искусство. В течение месяца в Органном зале проведут 9 концертов, в которых примут участие именитые музыканты из России, Италии, Швейцарии и Франции. Юбилейные мероприятия откроются 1 марта — зрителей ждет выступление камерного оркестра Лермана и ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством известного скрипача, ректора Санкт-Петербургской консерватории Михаила Гантварга. В одном из отделений решено устроить музыкальный батл — два коллектива сядут в ряд и будут музицировать на одну и ту же тему. Публика аплодисментами станет судить, кто сыграл лучше. Кроме этого, ожидается визит оркестра ударных инструментов, вместе с которым оркестр Лермана сыграет «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. 3 марта музыкальную эстафету подхватит казанский органист Рубин Абдуллин вместе с камерным оркестром Казанской консерватории, дирижировать которым будет немецкий маэстро Лео Кремер. 7 марта приедет академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Вместе с оркестром выступит солист, лауреат XVI конкурса Чайковского, пианист Алексей Мельников.

25-го марта выступит швейцарский виолончелист Александр Кагановский с концертной программой памяти Рудольфа Баршая 25 марта выступит швейцарский виолончелист Александр Кагановский с концертной программой памяти Рудольфа Баршая

11 марта в Челнах пройдет творческий вечер международного обозревателя, лауреата премии «ТЭФИ» Леонида Млечина. Он кинодокументалист и автор большого числа исторических фильмов. Челнинцам он расскажет о своих работах, а в перерывах камерный оркестр Лермана будет исполнять ту музыку, которая характерна описываемому времени. 14 марта в Органном зале под аккомпанемент камерного оркестра выступит прима мировых сцен Ирина Поливанова (сопрано) из Москвы. В прошлом году она была в Челнах — ее привозил Денис Мацуев.

31 марта выступлением ансамбля солистов «Мадригал» Московской филармонии под руководством Александра Суетина 31 марта — выступление ансамбля солистов «Мадригал» Московской филармонии под руководством Александра Суетина

Во второй половине месяца ожидаются выступления европейских звезд классической музыки. 17 марта в Челны пожалует французский пианист и композитор Николя Челоро. Он играет свои сочинения в духе сентиментальной музыки, которая часто сопровождает французские фильмы и вызывает легкое слезотечение. 25 марта выступит швейцарский виолончелист Александр Кагановский с концертной программой памяти Рудольфа Баршая. Баршай — легенда советского искусства, это первый человек в Советском Союзе, который организовал камерный оркестр, а уже после него были «Виртуозы Москвы» и остальные известные коллективы. Баршай эмигрировал в Израиль, а потом обосновался в Швейцарии. Вдова музыканта тоже приедет в Челны на этот концерт. По словам Лермана, женщина сильно расчувствовалась, когда узнала, что в каком-то далеком городе, о котором она никогда не слышала, состоится концерт памяти ее мужа, и приняла решение ехать в автоград. 29 марта на фортепиано сыграет Фабрицио Сопрано из Италии. Музыкант исполнит с оркестром знаменитую «Форель» Шуберта. Причем пианист решил приехать в Челны с выступлением за свой счет, будучи наслышан об Органном зале. Завершится фестиваль 31 марта выступлением ансамбля солистов «Мадригал» Московской филармонии под руководством Александра Суетина. Исполнители в своих музыкальных композициях делают ставку на «роковое Средневековье», пытаясь музыке того времени придать звучание наших дней. Лерман приглашает всех участников и челнинцев посетить фестивальные концерты, чтобы таким образом приобщиться к поздравлениям в адрес коллектива Органного зала и камерного оркестра и, конечно же, послушать первоклассных исполнителей.