На самобытной выставке, приуроченной к 100-летию образования ТАССР, представлены работы в различных техниках по направлению «этнический авангард» На самобытной выставке, приуроченной к 100-летию образования ТАССР, представлены работы в различных техниках по направлению «этнический авангард»

«пора осмыслить вклад этой группы в изобразительное искусство Татарстана»

В субботу, 15 февраля, в Челнах состоялось открытие юбилейной выставки творческой группы художников «Тамга», возглавляемой заслуженным деятелем искусств РТ Хамзой Шариповым. Объединение начало свою работу в 2000 году. На самобытной экспозиции, приуроченной к 100-летию образования ТАССР, представлены работы в различных техниках по направлению «этнический авангард».

«Выставка юбилейная, и уже пора за эти 20 лет, которые существует группа „Тамга“, попытаться осмыслить, какой вклад эта группа художников внесла в само изобразительное искусство современного Татарстана, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ перед открытием мероприятия Шарипов. — Во-первых, здесь творцы через искусство показывают путь объединения, ведь у нас в группе не только челнинские художники, но и казанские, уфимские, чувашские. Коллектив в своей деятельности, совместных выставках сделал достаточно много объединенных проектов с финно-угорским миром. Во-вторых, нужно понимать, что на сегодня актуальная проблема — то, что все виды искусства, цивилизация должны относиться к самому видению красоты более ответственно, потому что из этого многообразия возникает все многообразие человеческой цивилизации».

Хамза Шарипов: «Выставка юбилейная и уже пора за эти 20 лет, которые существует группа „Тамга“, попытаться осмыслить, какой вклад эта группа художников сделала в само изобразительное искусство современного Татарстана» Хамза Шарипов: «Выставка юбилейная, и уже пора за эти 20 лет, которые существует группа «Тамга», попытаться осмыслить, какой вклад эта группа художников сделала в само изобразительное искусство современного Татарстана»

По мнению Шарипова, татарстанское общество сильно отстает в плане изобразительного искусства — оно остается элитарной сферой. В какие-то времена это, может быть, было оправданно, но сейчас, в век информации, выглядит архаично. Смысл искусства не в том, чтобы копировать окружающий мир, а в том, чтобы зритель посредством произведений художника видел мир иными глазами. Умение видеть мир таким образом сказывается и на политической культуре, считает основатель группы «Тамга».  

Ленар Ахметов, самый молодой художник из данной структуры, подчеркнул, что она зародилась в Набережных Челнах и об этом надо больше говорить. «Тут художники уже зрелые и профессиональные, имеющие свой жизненный путь, отличающиеся своим индивидуальным почерком. Видно, что нас всех связывает любовь к своему народу и глубокое понимание татарского мира», — отметил Ахметов.

«Мы создали крепкие узы совместного творчества, представляли наше искусство в Турции, в Казахстане, на Кипре» «Мы создали крепкие узы совместного творчества, представляли наше искусство в Турции, Казахстане, на Кипре»

«ПРИЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО БОГ ОДИН, У ТЮРКОВ УЖЕ БЫЛО»

Шарипов начал выступление с расшифровки названия «Тамга»: «В переводе с тюркского слово „тамга“ означает „знак собственности“, „клеймо“ или печать“. Для нас „Тамга“ не просто знак, это символ, так же как „Җиһаннар авазы“ („Путь Неба“). У тюркских народов в то время уже было почитание одного бога — тенгрианство, подобное объясняет в большинстве своем, почему тюрки приняли мусульманство. Признание, что бог один, уже у тюрков было. Путь к небу — путь к Тенгри, своим корням, прошлому. Еще один смысл, вытекающий из такого: есть высшие силы, небесные — духовный мир, который почитали предки. Это не просто интересный пласт, который остался у нас в прошлом. Как можно жить дальше, если мы не будем помнить прошлое, не будем любить мать, отца, беседовать на том языке, на котором говорили они, их мамы, отцы и тысячи поколений, проходившие через лишения и страдания? Нужно сохранить свой род, народ, то наследие, те традиции, которые передавались из поколения в поколение, и — самое ценное — наш язык, ведь мы теряем его. Мы создали крепкие узы совместного творчества, представляли наше искусство в Турции, Казахстане, на Кипре. Есть сила, которая пытается разъединить народы, играя на противоречиях, разностях, но мы, наоборот, прикладываем усилия и объединяемся. Это некий старт, позволивший вырасти некоторым нашим художникам». 

Мы разные, но мы все хотели показать наше искусство по-новому. Авангард для татарского искусства не совсем присущ. Нам пришлось искать свои подходы, как показать другим наш народ «Мы разные, но все хотели показать наше искусство по-новому. Авангард для татарского искусства не совсем присущ. Нам пришлось искать свои подходы того, чтобы показать другим наш народ»

Художник Мадияр Хазиев в своем выступлении сказал: «Когда в 2000 году Хамза организовал эту группу, мы были молодые начинающие художники. Он сумел собрать талантливых единомышленников, поддерживающих друг друга, работающих совместно. Мы разные, но все хотели показать наше искусство по-новому. Авангард для татарского искусства не совсем присущ. Нам пришлось искать свои подходы, чтобы показать другим наш народ. На первой выставке в Йошкар-Оле я почувствовал себя настоящим художником своего народа — подобное дало мне уверенность в том, что мы на правильном пути. Это было прекрасное время. Каждый раз, организовывая экспозиции в разных республиках, мы удивляли живущее там население». Он также отметил, что надо дать молодым художникам возможность организовывать выставки, чтобы данная традиция не угасала. 

«Мне повезло — с юности я впитывал весь этот опыт, знания, — продолжил мысли своего учителя Ленар Ахметов. — Глядя на них, искал свой путь. Понимаю, что мне нужно найти какую-то совершенно новую форму, потому пришел к пластике, современным технологиям, при этом не забывая своих корней. На меня смотрят не как на Ленара Ахметова, а прежде всего как на человека из Татарстана».