Дмитрий Черняков В Большом театре состоится премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ И СВЕТСКОЕ СОБЫТИЕ

Настоящим центром культурной и светской жизни российской столицы обещает сегодня стать Большой театр. На его исторической сцене состоится премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова. Этот спектакль — едва ли не самое ожидаемое событие не только оперного, но и всего театрального сезона в стране. Режиссер Черняков, один из самых известных в мире отечественных деятелей культуры, возвращается в российский театр после 9-летнего отсутствия, да еще и с произведением Римского-Корсакова, музыка которого его во многом и прославила. Ну а у Татарстана есть к новому «Садко» и свой интерес.

Дело в том, что режиссер и в 2011 году, когда его спектакль «Руслан и Людмила» Глинки был первой оперной премьерой на исторической сцене Большого театра после капремонта, и в 2020-м не обошелся без звездных татарских сопрано. Заглавная женская партия в том «Руслане и Людмиле» стала знаковой в карьере Альбины Шагимуратовой. «В ее голосе есть что-то такое... Даже если я не смотрю на нее, а просто слышу, меня подобное гипнотизирует! Не могу сказать, что это такое... какой-то дар», — так говорил Черняков в интервью «БИЗНЕС Online» осенью 2016 года о Шагимуратовой.


Но теперь у главного в мире оперного режиссера из России появилась другая любимица с татарскими корнями. Для Аиды Гарифуллиной это будет уже третья работа с Черняковым, но дебют в Большом театре. В 2017-м она пела заглавную партию в его «Снегурочке» все того же Римского-Корсакова в Парижской национальной опере, а двумя годами позже была частью звездного ансамбля солистов в «Обручении в монастыре» Прокофьева на сцене Берлинской государственной оперы. И вот теперь исполнит партию Волховы — дочери морского царя, которая, чтобы остаться с любимым, обратилась быстрой речкой (реальная река Волхов, что на северо-западе страны, вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро).

Всего премьерный блок «Садко» в Большом театре состоит из 6 спектаклей, все билеты на которые уже проданы. Есть два состава певцов, Гарифуллину можно будет увидеть и услышать на представлениях 14, 16 и 18 февраля. 18 февраля «Садко» в прямом эфире покажет телеканал Mezzo. Интересно, что в первом составе есть еще несколько артистов, которые знакомы казанской публике. В разных проектах ГСО РТ Александра Сладковского принимали участие Нажмиддин Мавлянов (Садко), Екатерина Семенчук (Любава), Максим Пастер (Сопель), Андрей Жилиховский (Веденецкий гость), а в прошлом году на Шаляпинском фестивале Ленского в «Евгении Онегине» пел Алексей Неклюдов (Индейский гость).


За Черняковым, которому в мае 2020-го исполнится 50 лет, давно закрепилась репутация новатора оперной режиссуры, причем на Западе она принесла ему славу, в России же большое количество недоброжелателей, считающих, что художник издевается над классикой. Это одна из причин, почему он так долго не ставил на родине, предпочитая Метрополитен-опера, Ла Скала и другие главные мировые оперные дома. В 2011 году его спектакль «Руслан и Людмила» ознаменовался скандалом: многие не приняли пушкинского сюжета в интерпретации Чернякова, где Руслану и Людмиле на пути к счастью пришлось пробираться через горы трупов в камуфляжной форме и психиатрическую лечебницу. Сам режиссер всегда говорит, что не верит в сказки и в то, как оперные певцы дня сегодняшнего изображают на сцене былинных героев, венецианских мавров или средневековых королей. Для него каждый спектакль — разговор с современной аудиторией на понятном ей языке о тех проблемах, которые ее беспокоят.

«Упреки в том, что кто-то издевается, — это конспирология. Нет задачи высмеять, унизить кого-то, пошатнуть устои. Такого не существует в природе, подобное придумано! Я не знаю никого, кто подвергает сознательно злобному осмеянию те произведения, которые выбирает для постановки. Они их ставят, потому что любят. И я делаю это, потому что люблю. Все пропитано любовью», — рассказывал Черняков нашей газете. О его «Садко» пока известно, что в оформлении спектакля использованы эскизы знаменитых художников, оформлявших данную оперу в постановках начала XX века: Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина, Владимира Егорова и Николая Рериха.

Аида Гарифуллина Аида Гарифуллина: «Спектакль обещает быть очень зрелищным, красивым, насыщенным, где-то даже неожиданным, зрителей ждут интереснейшие режиссерские находки и потрясающая музыка Римского-Корсакова» Фото: Донат Сорокин/ТАСС

«ДО СИХ ПОР ЗВОНЯТ ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ, СПРАШИВАЯ ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ!»

«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов о предстоящей премьере и самой Гарифуллиной.

— Аида, понятно, что всех секретов вокруг постановки «Садко» раскрывать пока нельзя, но каковы ваши общие впечатления от работы? Чего ждать зрителям?

— Спектакль, как мне видится, вылился в довольно красочное и монументальное полотно. Особое настроение создают удивительные декорации, над которыми еще к первым постановкам в Большом работали выдающиеся русские художники — Васнецов, Коровин, Рерих, а также яркие костюмы. Думаю, что эта постановка «Садко» станет культурным событием. Такое ощущение, что вся Москва собралась прийти на эти 6 спектаклей! До сих пор звонят друзья и знакомые, спрашивая пригласительные! Все в ожидании! Воздух накален! Сразу могу сказать: это будет незабываемо. По масштабности постановки, новому режиссерскому взгляду могу сравнить ее с другим спектаклем Чернякова — «Снегурочкой» на парижской сцене.

— Насколько сама тема оперы «Садко» и героиня Волхова вам оказались близки?

— «Садко» — красивая история о любви и верности, дальних странствиях и удивительных встречах. Моя героиня Волхова, дочь морского царя, приносит себя в жертву во имя любви. Музыка Римского-Корсакова — одна из моих самых любимых. С особым трепетом я исполняла партии Снегурочки, Шемаханской царицы, и вот теперь Волхова — необычный, фантастический образ (вообще моя роль в этом спектакле — одна из главных). Она очень подвижная и игривая, нежная и порхающая. Под стать данному образу и мой костюм —  легкий и струящийся, не сковывающий движений. К тому же я буду не только петь — вы сможете увидеть и танцевальные эпизоды в моем исполнении во время встречи Садко с Волховой в сцене подводного царства. Это режиссерская находка. 

— Вы работали с хореографом?

— Да-да, я работала с хореографом — постановщиком моих танцевальных эпизодов. Мои детские увлечения балетом не прошли даром — очень пригодились! Были и неудобные для пения моменты. Так, в одной из сцен перед колыбельной песней Дмитрий Черняков попросил исполнить танцевальный номер. Представляете, перед спокойной, умиротворенной колыбельной мне приходится танцевать, кружиться, одновременной бегать по ступенькам — здесь нужна не только огромная физическая подготовка, но и выносливость, умение быстро собраться и восстановить дыхание.

«Мы очень уставали, просто валились с ног. Но, когда после репетиций Дима заходил в гримерную, чтобы поддержать меня, откуда-то находились силы шутить и смеяться!»Фото: instagram.com/aidagarifullina

— Это уже не первый ваш опыт работы с Дмитрием Черняковым. Каким он был на этот раз?

— Позади две недели ежедневных и интенсивных репетиций, практически ни минуты отдыха. Мы очень уставали, просто валились с ног. Но, когда после репетиций Дима заходил в гримерную, чтобы поддержать меня, откуда-то находились силы шутить и смеяться! А вообще, спектакль обещает быть очень зрелищным, красивым, интересным и насыщенным, где-то даже неожиданным, зрителей ждут интереснейшие режиссерские находки и потрясающая музыка Римского-Корсакова!

«ЭТО НЕ ТОТ РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ, ЗАКРЫВ ГЛАЗА, БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЧЬЕЙ-ТО УКАЗКЕ В ВЫБОРЕ АРТИСТОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о сегодняшней премьере Большого театра в Москве.

Сергей Ходнев — искусствовед, музыкальный критик, заведующий отделом культуры газеты «Коммерсантъ» (Москва):

— Дмитрий Черняков не ставил в России с конца 2011 года — прошло почти 9 лет. За это время у него вышло несколько фантастических спектаклей на разных сценах за границей. Слава богу, они доступны в записи, но всегда приятно, когда человек, чья карьера начиналась в РФ (и во многом именно Большой театр стал трамплином для его нынешней мировой репутации), возвращается сюда, чтобы поставить именно русскую оперу, причем одну из страшно важных для оперной школы, рубежа конца XIX — начала XX веков. Несмотря на то что сам сюжет о Садко, как нам кажется, у всех на слуху, все его знают и что-то слышали, исполняется эта опера достаточно редко. В Большом театре «Садко» не ставился с 80-х годов, что не совсем справедливо. Это очень отрадно не просто как новая театральная работа, но и как возвращение данной вещи в полноценном масштабном исполнении, которое по понятным причинам доступно у нас не на каждой сцене. Не каждому театру в стране такое по плечу. 

Выступление Аиды Гарифуллиной у многих вызывает большой интерес, потому что все слышали о ее европейских успехах, в том числе у того же Дмитрия Чернякова в «Снегурочке». И сам он тепло отзывается об Аиде как об актрисе, исполнительнице. Это достаточно важно, потому что Черняков — тот человек, который очень придирчиво относится к выбору исполнителей, артистов, к тому, что они показывают, как относятся к тому, как он работает. Это не тот режиссер, который, закрыв глаза, будет действовать по чьей-то указке в выборе артистов. Потому увидеть Аиду воочию на сцене Большого — один из сюрпризов, который все ожидают. Наряду с той же Екатериной Семенчук, примой Мариинского театра, которая тоже на сцене Большого еще не пела.

Нияз Игламов — театральный критик (Казань):

— Любая постановка Дмитрия Чернякова в России или где-то еще — событие как минимум в оперном мире. Поскольку он в какой-то степени реформатор оперной режиссуры и человек, пришедший в музыкальный театр из драмы (хотя и был там недолго), мне кажется, что это событие, выходящее на более широкий уровень, не только музыкального театра. Моя знакомая сейчас работает ассистентом у Чернякова в данной постановке и рассказывает, какой это разбор. Он к нам приезжал на фестиваль «Ремесло» в качестве мастера, вел семинары, и я представляю себе, как подобное может быть. Дополнительный фактор — Черняков давно не ставил в России. У него были какие-то критические моменты по отношению к обстановке в стране. Это не связано ни с какой политикой, а вопрос удобства и неудобства, подготовленности и неподготовленности российского зрителя. И определенный накат на него в связи с тем, что он якобы ставит все с ног на голову, и подобное в таком ключе. Конечно, не очень хорошая атмосфера, но, думаю, это было преодолено за прошедшие годы, сейчас он с удовольствием и интересом ставит «Садко». Тем более Римский-Корсаков — один из его любимых композиторов.

Дебют Аиды Гарифуллиной интересен. Она наша землячка, одна из надежд, становящаяся знаковой фигурой на международной оперной сцене. Опера сегодня — не национальное искусство, а наднациональное. Вообще, я не могу сказать, что большой ценитель именно вокала. Мне, конечно, больше интересно постановочное решение, то, как придуманы мизансцены, партнерские взаимоотношения, какова вообще режиссерская концепция, какая идея за этим лежит.