День всех влюбленных в России собирается отмечать, согласно mail.ru, каждый пятый. При этом большинство россиян называют этот день бесполезным праздником, что, однако, не мешает эффективно использовать его для маркетинговых целей День всех влюбленных собираются отмечать, согласно исследованию компании Mail.ru, каждый пятый. При этом большинство россиян называют этот день бесполезным праздником, что, однако, не мешает использовать его для маркетинговых целей Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

РОМАНТИКА РОССИЯН: БУМ СПРОСА НА ПРЕЗЕРВАТИВЫ И ШАРИКИ В ФОРМЕ СЕРДЕЧКА

Завтра практически весь мир отмечает 14 февраля — День святого Валентина, или День всех влюбленных. В России его собираются отмечать, согласно исследованию компании Mail.ru, каждый пятый. При этом остальное большинство россиян называют этот день совершенно бесполезным праздником, что, однако, не мешает, как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», вполне эффективно использовать его для маркетинговых целей.

Согласно исследованию сервиса Superjob, только для одного из 100 россиян День всех влюбленных — это повод для дорогого подарка, при этом в основном тратиться планируют лишь в том случае, если праздник приходится на период ухаживаний. Такие подарки «конфетно-букетного» времени дороже, чем у россиян, состоящих в браке. Средний чек на подарок девушке — 3 тыс. рублей, супруге — 2,5 тыс., молодому человеку — 1,9 тыс., а мужу — 1,4 тысячи. В компании, выполнившей данное исследование, отметили, что по сравнению с прошлым годом подарки мужьям и женам стали дешевле, что лишний раз намекает на постепенное обесценивание праздника в обществе.

Дарят своим вторым половинкам жители страны, как отметили в Mail.ru, преимущественно поход в ресторан (11%), цветы (9%), билеты на концерт (7%), косметику и парфюмерию (6%) и сувениры (5%). Меньше всего свой выбор останавливают на нижнем белье в качестве подарка (4%), романтической поездке куда-нибудь (4%), одежде, ювелирных украшениях и секс-игрушках (по 3%). И, конечно, большинство выступает за то, чтобы тратился на подарки в основном мужчина. Средний чек на День всех влюбленных по стране не составляет более 1 тыс. рублей. Остальные две трети россиян оказались не самыми романтичными и предпочли ничего не дарить.

В преддверие Дня всех влюбленных подрос спрос на презервативы +  69,6%), конфеты (+64,5%), игрушки (+40,3%), цветы (+35,6%), а спрос на отели и гостиницы снизился (- 20,1%), отметили аналитики исследовательского холдинга «Ромир» В преддверие Дня всех влюбленных подрос спрос на презервативы (+69,6%), конфеты (+64,5%), игрушки (+40,3%), цветы (+35,6%), а спрос на отели и гостиницы снизился (-20,1%), отметили аналитики исследовательского холдинга «Ромир» Фото: «БИЗНЕС Online»

В преддверии Дня святого Валентина подрос спрос среди россиян на презервативы (рост на 69,6%), шоколадные конфеты (+64,5%), плюшевые игрушки (+40,3%), цветы (+35,6%), однако спрос на отели и гостиницы на этой неделе снизился (на 20,1%), отметили аналитики исследовательского холдинга «Ромир». А если вдаваться в детали, то за неделю, как сообщили «Известия», резко выросли продажи аромамасел и воздушных шаров в виде сердечек и свечей — почти в два раза, не говоря уже о продажах традиционных валентинок.

В пресс-службе «Яндекс.Маркета» корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказали, что пользователи сервиса из Татарстана довольно активно готовятся ко Дню всех влюбленных. Самыми популярными товарами накануне праздника стали подарочные сертификаты — спрос на них вырос почти в четыре раза. Почти в два раза вырос интерес к открыткам и в полтора — к фотоальбомам. «Особой популярностью пользуются товары для создания романтической атмосферы, — сообщили в „Яндекс.Маркете“. — Так, в полтора раза вырос спрос на товары для ароматерапии и на воздушные шары. По сравнению с прошлым годом накануне 14 февраля пользователи из Татарстана в три раза чаще стали искать ювелирные украшения и в 2,5 раза также чаще — шоколадные конфеты в коробках».

Но, как выяснили аналитики сервиса «Авито.Работа», жители ПФО, выбирая между 23 февраля, 8 Марта и Днем всех влюбленных, отдают больше предпочтение все же первым, нежели празднованию 14 февраля.

Казанские рестораторы с некоторым оптимизмом смотрят на День влюбленных, потому что он может хоть как-то поддержать финансовое состояние общепита и мотивировать персонал Казанские рестораторы с некоторым оптимизмом смотрят на День влюбленных, потому что он может хоть как-то поддержать финансовое состояние общепита и мотивировать персонал Фото: pixabay.com

«НЕ СКАЖУ, ЧТО ЭТОТ ДЕНЬ СЧИТАЕТСЯ В РОССИИ КАКИМ-ТО ТАКИМ ПРАЗДНИКОМ…»

Несмотря на существующий скепсис вокруг Дня святого Валентина, казанские рестораторы с некоторым оптимизмом смотрят на этот праздник. Председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов рассказал «БИЗНЕС Online», что все рестораторы каждый год с нетерпением ждут этого праздника, потому что он может хоть как-то поддержать финансовое состояние предприятия и мотивировать персонал. «Все с большой надеждой ожидают, что будет много гостей, — рассказал Гаязов. — Многие кафе и рестораны готовят в этот день программы, специальные меню, комплименты для гостей в виде вкусных десертов с пожеланиями счастья и любви. Стараются подойти к этому творчески».

Однако «кормят» сферу общепита, по словам Гаязова, все-таки более масштабные праздники — ближе к 8 Марта или Новый год, но не День влюбленных, хотя многое зависит и от менеджмента предприятия — насколько активно он проинформирует гостей о своих предложениях. Директор пивоварни Brew Barrel Константин Иванов из наблюдений за ресторанным рынком Казани в последнее десятилетие рассказывает, что раньше в заведениях и 14 февраля, и 7, и 8 марта были рекордные выручки. А сейчас мартовский праздник практически исчез из рекордных выручек, а 14 февраля просто приближается к пятничной.

«Кто-то любит выпить вина, а кто-то — пива. В зависимости от предпочтений выбирают и ресторан для проведения праздника. К нам завтра тоже придут, — сказал Иванов. — В праздничный вечер мы планируем раздавать всем гостям шоколадно-сырные конфеты ручной работы».

Директор Дома татарской кулинарии Ольга Николаева рассказала нашему изданию, что в их заведении на вечер 14 февраля запланировал небольшой банкет, никак не связанный с праздником. «Видимо, совпадение. Да я и не скажу, что этот день считается в России каким-то таким праздником… — отметила ресторатор. — Может быть, он больше относится к молодежи 18+. А наше заведение все-таки имеет статус классического ресторана, поэтому больше пользуется спросом у туристов, ищущих аутентичные места».

В свою очередь, казанский гостиничный бизнес по-разному реагирует на День святого Валентина. Одни завывают яркими шоу-программами и скидками, другие не считают, что этот день надо как-то обозначить. В отеле Ibis Kazan нашему корреспонденту сказали, что к этой дате у них не приурочено специальных акций, в ресторане при гостинице «Рамада» влюбленным предлагают романтический ужин с музыкой.

По сравнению с прошлым годом подарки мужьям и женам стали дешевле, что лишний раз намекает на постепенное обесценивание праздника в обществе Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ЛЮДИ ПРОСТО УСТАЛИ ОТ ЭТОГО ПРАЗДНИКА»

«Судя по заказам от наших клиентов, в 2010 году этот праздник совсем не чувствовался, День святого Валентина только формировался в сознании людей, — рассказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ владелец одного из казанских интернет-магазинов подарков. — Ближе к 2013 году праздник начал набирать обороты, люди стали заказывать предметы с сердечками, цветы в стекле, рюшечки, украшения и тому подобную продукцию „влюбленного“ характера».

По воспоминаниям предпринимателя, к 2017 году покупательский спрос достиг пика, выручка 14 февраля превысила ежедневную в 5–6 раз. Но затем интерес к празднику начал спадать. «Продажи начали падать, и в этом году мы докатились до того, что 14 февраля превратился в обычный рабочий день календаря», — резюмирует предприниматель. Причин у этого явления, по его мнению, несколько. «Первая — люди просто устали от этого праздника, — заметил собеседник издания. — Прежде всего это проявляется со стороны женщин, которые чаще мужчин старались в день святого Валентина вдохнуть праздничную атмосферу, элемент торжественности. Я думаю, этот праздник, который пришел к нам с Запада, для нас слишком чуждый, в России он так и не прижился. Зато к 23 февраля интерес не спадает, наши клиенты уважают и отмечают эту дату, несмотря на кризис. Люди все также поздравляют близких, друзей, коллег, мы получаем коммерческие заказы. То же самое с 8 Марта. Вторая причина — падение покупательской способности в нашей стране, а третья — рост конкуренции со стороны китайских интернет-магазинов».

Директор цветочной мастерской «Дари» и фотостудии «Видимый свет» Тимур Шайхутдинов рассказал, что День всех влюбленных в Казани как недолюбливали, так и не особо любят. Тем не менее спрос всегда ровный — цветы заказывает много людей. При этом на 8 Марта и День матери букеты дарят раза в три-четыре чаще. На 14 февраля хотят дарить что-то необычное. У студии на завтра уже есть заказы на букеты за 10–15 тыс. рублей. Директор «Дари» объясняет это тем, что «элита по-прежнему продолжает дарить дорогие букеты, особенно в праздники», и добавляет интересную деталь: на 14 февраля обеспеченные клиенты дарят только один букет, а на 8 Марта — два-три, но подешевле.

Что касается фотостудии, Шайхутдинов говорит, что на 14 февраля у него есть сертификаты на фотосъемку love story. «Но не могу сказать, что люди охотно выбирают это в качестве подарка. Заметно, что у людей в целом стало меньше денег, и они все реже начинают покупать фотосессии — причем не только на праздники, — констатировал собеседник газеты. — Есть небольшие скачки в праздники, но в этом году мы даже не рекламировали эту услугу. По опыту прошлых лет, люди не очень любят дарить фотосессии на праздники, хотя, возможно, в нашей студии это связано не с самой низкой ценой относительно остальных. Около 7 тысяч рублей — для людей уже дорого».

А вот представитель премиум-сегмента  арт-директор студии цветочного дизайна «Марибэлль» Марина Кондратьева — рассказала, что у них спадов не бывает. «Этот сегмент как жил замечательно, так и живет, — сказала она в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Специфика нашей работы в том, что у нас на протяжении 15 лет постоянные клиенты. Конечно, мы знаем каждого из них и постоянно пытаемся придумывать что-то новое и удивлять. Понятно, что наша студия — это не ларек у дороги, где сегмент Zara и просят упаковать пять роз и пять хризантем. Мы как Chanel, и отличаемся от остальных тем, что у нас работает голова. Каждый наш клиент — это письмо или звонок с предложением придумать что-то еще». Например, набирают популярность цветы с пищевыми красителями.

В основном тратиться планируют, если праздник приходится на период ухаживаний. Такие подарки «конфетно-букетного» времени дороже, чем у россиян, состоящих в браке Фото: Xinhua Palestine \ Zuma\TASS

РОМАНТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС НА ПОДАРКАХ С «ПЕРЧИНКОЙ»

«Самые популярные товары — 18 плюс», — рассказала нашему изданию представитель одного из магазинов подарков в Казани Аксана Янакова, и основной покупатель — это девушки до 30. Покупают эротические игры для двоих с наручниками, подарочные наборы с картами, а также оригинальные подарки в виде консервной банки с носками. По словам Аксаны, женская половина обычно заранее покупает презенты, в том числе сразу на 23 февраля, но всплеск продаж, по ее словам, однозначно есть. «Валентинки очень популярны, особенно у школьников», — добавила она.

Сохранить воспоминания любви гипсовым слепком предлагает казанский предприниматель на сайте объявлений в Avito. Он продает набор для изготовления слепка из пары рук, который, некоторые в соцсетях прозвали скорее посмертным памятником, чем романтическим подарком. На том же сайте среди мягких игрушек с сердцами и прочей сувенирной продукции в розовых тонах —  плюшевые медведи «с перчинкой», пишет автор, в черной кожаной маске и браслетами.

Вкладки «выгодные предложения» к 14 февраля  разместила у себя на сайте практически каждая крупная федеральная сеть — будь то строительный гипермаркет, продуктовый или магазины электроники. Так, «Леруа Мерлен» предлагает дарить парам набор инструментов, пледы, цветы и свечи, а «Эльдорадо» заманивает более дорогостоящими гаджетами — квадрокоптерами, игровыми приставками, экшен-камерами и радиоуправляемыми игрушками.

Чтобы оставаться в тренде, свои программы ко Дню влюбленных стараются подготовить многие заведения, и не только в сфере ресторанного бизнеса. Сеанс для взрослых подготовили в планетарии КФУ. Гостей приглашают погрузиться в мир космоса и романтики. Несмотря на то, что обсерваторский корпус находится  в 20 км от Казани в поселке Октябрьском Зеленодольского района, забронировано уже больше половины билетов, рассказала «БИЗНЕС Online» заместитель директора астрономической обсерватория им. Энгельгардта Юлия Булатова. За 650 рублей обещают конкурсы и подарки, а гвоздем программы станет музыкальный номер трио «Белое солнце» в сопровождении визуализации на куполе планетария и показ сферического фильма «Солнце».

Чтобы оставаться в тренде, свои программы ко Дню влюбленных стараются подготовить многие заведения, и не только в сфере ресторанного бизнеса Фото: «БИЗНЕС Online»

Музеи Казани предлагают парам провести вечер культурно и с пользой. В центре «Эрмитаж-Казань» проведут тематическую экскурсию «Истории любви: художники и музы», представят программу «Свидание с искусством», в музее естественной истории Татарстана — квест с путеводителем по музею, в выставочном зале «Манеж» — программу «В манеже о любви».

К дате приурочили специальные экскурсии и в казанском зоопарке «Река Замбези», который работает сейчас в тестовом режиме, видимо, привлекая таким образом еще больше посетителей. Там 14 февраля проведут экскурсии «Влюбленные пары зоопарка». «Сотрудники казанского зооботсада расскажут о „романтических“ отношениях 14 видов животных. Присоединиться к экскурсиям в 12:00 и 14:00 могут все желающие», — сообщается на официальной странице зоопарка в «Инстаграме».

Сфера туризма тоже не отстает. Романтические экскурсии по Казани уже пять лет ведет экскурсовод Оксана Галибаева. «Это путешествия для двоих, когда мы гуляем вроде бы по знакомым местам, но с любовными историями — Николай Лобачевский не как ректор, а как муж, Карл Фукс — не как профессор медицины, а как мужчина, которому 43, а ей 18», — поделилась с нашим изданием Галибаева своей авторской программой. Прочем, что удивительно, на завтра экскурсий нет. По словам нашей собеседницы, в основном такие программы пользуются популярностью в течение года, а сейчас праздник воспринимается больше как дань моде.