Провал почти на 5% — такова неутешительная динамика спроса на новые легковые авто в Татарстане в 2019 году. В Казани дела шли еще хуже: регистрации сократились на 6,5% Провал почти на 5% — такова неутешительная динамика спроса на новые легковые авто в Татарстане в 2019 году. В Казани дела шли еще хуже: регистрации сократились на 6,5% Фото: © Алексей Сухоруков, РИА «Новости»

АЕБ ПРОГНОЗИРУЕТ ПАДЕНИЕ В ТЕМПЕ 2019 ГОда

Провал почти на 5% — такова неутешительная динамика спроса на новые легковые авто в Татарстане в 2019 году, следует из отчета аналитического агентства «Автостат». Количество поставленных на учет легковушек сократилось на 3 367 единиц до 68,2 тыс. авто в годовом выражении. В Казани дела шли еще хуже: регистрации уменьшились на 6,5%, или на 1 661 единицу, или до 23,7 тыс. машин.

В последние два года сложилась тенденция: авторынок РТ даже поквартально выступает заметно хуже, чем общероссийский. Вот и по итогам 2019 года местный рынок упал глубже федерального в два с лишним раза, ведь, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились только на 2,3% до 1,76 млн единиц. Отметим, что АЕБ ведет статистику проданных авто, в то время как «Автостат» — зарегистрированных, тем не менее их данные вполне сопоставимы.

«Благодаря усилиям игроков по закрытию месяца продажи декабря выросли на 2,3 процента относительно прошлого года. Несмотря на это, общие продажи за четвертый квартал остались в негативной зоне, показывая 3-процентное падение по сравнению с таким же периодом прошлого года… В 2020-м мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на текущий год — 1,72 миллиона единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1 процента относительно уровня, достигнутого в 2019-м», — такой умеренно пессимистичный прогноз озвучил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер по итогам года.

Как мы видим на примере различных рынков, ничто так не стимулирует покупки товара, как анонсы о скором повышении цен. Далеко ходить за примерами не нужно: взять те же страшилки про ужасное «эскроу» и, как итог, взрывной рост спроса на жилье в 2018 году с дальнейшим провалом в 2019-м. На покупателей авто подобным образом должно сказаться повышение ставок утилизационного сбора с 1 января сразу на 46–145% — пожалуй, главный фактор, разогревший продажи легковушек в четвертом квартале 2019-го. Казалось, можно смело прогнозировать, что спрос в январе – марте станет слабеть, однако уже в январе та же АЕБ с удивлением обнаружила, что реализация новых авто выросла почти на 2%. Шрайбер, сильно преуменьшив, назвал такой результат неплохим началом нового года, от которого не ждали ничего хорошего. Он напомнил, что январские продажи обычно самые слабые в году, поэтому надо понаблюдать, каким будет тренд в дальнейшем.

Йорг Шрайбер: «Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году» Йорг Шрайбер: «Прогноз на текущий год — 1,72 миллиона единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1 процента относительно уровня, достигнутого в 2019-м» Фото: «БИЗНЕС Online»

Продавцы выражались более откровенно. «Могу констатировать, что из пяти брендов, представленных в моем портфеле, четыре показывают рост. Логического объяснения этому я не вижу», — заявил президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев телеканалу «Москва 24». При этом вице-президент РоАД Сергей Киселев сообщил, что продажи авто в январе 2020-го выросли вообще на 8% к аналогичному периоду предыдущего года (АППГ). Впрочем, Мосеев все-таки попробовал объяснить происходящее теми же соображениями, которые мы приводили выше. «Потребитель видит разницу между машиной 2019 года и тем, сколько она будет стоить в 2020-м. Возможно, это подвигло людей прийти и купить автомобиль, потому что они понимают, что через три месяца цена заметно вырастет», — сказал он. Что ж, возможно, повышенный спрос четвертого квартала и впрямь продолжился в январе, но если так, то это всего лишь перенесет торможение рынка на месяц-другой.

Мы же со своей стороны напомним то, о чем писали в первой части нашего обзора. В минувшем году бюджетный и премиальный сегменты (вырос на 6,5%) авторынка двигались разнонаправленно, в этом смысле итоги 2019-го напоминают не столь далекий 2013-й перед сваливанием рынка в предкризисный 2014-й и обвальный 2015-й. А если наложить на это прогноз бывшего министра экономразвития Максима Орешкина о взрыве кредитного пузыря в 2021-м, то не исключено, что 2020-й станет последним «предгрозовым» годом.

Номинация «Капитуляция-2019» присуждается американскому Ford, потери которого в РТ составили 64% Номинация «Капитуляция-2019» присуждается американскому Ford, потери которого в РТ составили 64% Фото: «БИЗНЕС Online»

FORD: УХОДЯ — УХОДИ

Обзор начнем с главных «лузеров» и в первую очередь с брендов, фактически вылетевших с рынка или задержавшихся на нем лишь благодаря одной-двум моделям. Сразу же уточним, что в тексте мы используем данные по состоянию на третью декаду января.

Номинация «Капитуляция-2019» присуждается американскому Ford, потери которого в РТ составили 64%, или 953 авто, с итоговыми 535 регистрациями. Почти половина республиканских потерь, минус 466 авто, пришлась на Казань. Представители «КАН Авто», где продажи Ford упали на 44%, были лаконичны в анализе. «Уход с рынка», — емко указала на причину директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова.

В общероссийском масштабе «американец» недосчитался более половины спроса — минус 57% до 17,7 тыс. авто. Других результатов было сложно ожидать после сворачивания продаж и производства легковых авто в России прошлой весной. И если в первом полугодии в Татарстане на учет встали 443 новые легковушки Ford, то в третьем квартале — только 76 единиц, а в четвертом — и вовсе лишь 16 машин.

Стоимости легковушки Ford на официальном сайте в январе вообще не было. По большому счету последними актуальными для покинувшей рынок Россию марки стали августовские ценники: Focus на исходе лета стоил от 868 тыс. рублей, Kuga — от 1,434 тыс., а третий по популярности в фордовской линейке компактный кроссовер EcoSport продавался за 1,116 тыс. и выше. После этого разве что у местного дилера бренда, ГК «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, еще в ноябре продавались Focus (от 858 тыс.) и Kuga (от 1,434 млн рублей), но EcoSport уже отсутствовал в линейке.

Во многом ситуация с американским производителем напоминает ту, что сложилась в начале 2015-го у Chevrolet. Разве что General Motors тогда, в отличие от Ford, не стал дожидаться многомиллиардных убытков.

К слову, об осколках GM в РФ. Спрос тут теплится в основном благодаря давно морально устаревшей модели Chevrolet Niva (от 700 тыс. рублей), которая за 2019 год просела на 375 баллов до 965 регистраций. В целом потери Chevrolet составили 27%, что один в один бьется с федеральной динамикой. Похоже, востребованное ранее авто с хорошими внедорожными свойствами безнадежно уступает место городским, более стильным и продвинутым паркетникам (на рыбалку и охоту можно съездить и на LADA 4×4 — от 550 тыс. рублей), да и обновления Chevy Niva поклонники бренда так и не дождались.

Тем не менее АвтоВАЗ под занавес ушедшего года выкупил долю GM в совместном предприятии, а вместе с ним и бренд Niva, однако сами тольяттинцы неожиданно оказались в солидном минусе, но об этом речь пойдет чуть ниже.

В августе компания «УзАвтоМоторс СНГ», официальный дистрибьютор автомобилей Ravon в России, заявила о возобновлении поставок в Россию. Вслед за этим были актуализированы российские ценники В августе компания «УзАвтоМоторс СНГ», официальный дистрибьютор автомобилей Ravon в России, заявила о возобновлении поставок в нашу страну. Вслед за этим были актуализированы российские ценники Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

ВОЗВРАЩЕНИЕ RAVON И ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «КИТАЙСКИХ Touareg»

Узбекский Ravon (бывший Daewoo) недосчитался 273 авто, он тесно сотрудничает с GM в части производства моделей, снятых американцами с основного конвейера. Напомним, что Ravon сделал в 2016 году неплохой, на первый взгляд, маркетинговый ход: стоимость поначалу была настолько конкурентной, что продажи резко пошли вверх, но запал узбеков пропал уже во второй половине 2017-го, цены повысились, покупатели осознали новый уровень соотношения цены и качества. Дальше больше: руководство узбекской мануфактуры сочло нерентабельными даже поднятую стоимость, в итоге в 2018-м поставки прекратились, дилеры распродавали остатки.

Тем не менее 4 из 6 проданных в прошлом году автомобилей Nexia — 2019 года выпуска. Впрочем, в августе компания «УзАвтоМоторс СНГ», официальный дистрибьютор автомобилей Ravon в России, заявила о возобновлении поставок в нашу страну. Вслед за этим были актуализированы российские ценники и объявлены акции: скажем, Nexia по цене от 550 тыс. рублей. Насколько привлекательными для автолюбителей окажутся предложенные цены, пока неясно, но результат октября – декабря с его скромными четырьмя регистрациями свидетельствует о том, что пациент скорее мертв, чем жив.

Не задался год и для китайской марки Zotye, потерявшей в республике почти четыре пятых, или 264 балла, до 72 авто: как видим, падение на 70% за январь – сентябрь оказалось еще не пределом. По РФ годовой провал был скромнее, минус 57%, но и он ускорился по сравнению с 41% за 9 месяцев. Главный виновник — среднеразмерный кроссовер T600 (от 972 тыс. — на 142 тыс. дороже ноября), формами напоминающий одно из предыдущих поколений VW Touareg, просевший на 275 до 50 регистраций. Рывком с низкой базы, с 11 до 22 авто, слегка поддержала бренд новая модель Coupa (от 1,19 млн — на 90 тыс. дороже ноября).

Провал Lada на 4,5% (или на 896 авто) до 18924 единиц стал сюрпризом, ведь по итогам трех кварталов еще просматривался рост спроса Провал LADA на 4,5% (или на 896 авто) до 18 924 единиц стал сюрпризом, ведь по итогам трех кварталов еще просматривался рост спроса Фото: «БИЗНЕС Online»

LADA попала под заморозки в четвертом КВАРТАЛе

Если падение упомянутых игроков было вполне предсказуемо, то провал LADA на 4,5% (или на 896 авто) до 18 924 единиц стал сюрпризом, ведь по итогам трех кварталов еще просматривался рост спроса на 1,9%! В Казани тольяттинцы сдали назад на 6% до 4 202 регистраций. В федеральном масштабе откат оказался не столь сильный, и после прибавки на 2% за 9 месяцев тольяттинцы смогли зацепиться за 1% прироста по итогам года.

Разумно будет предположить, что провал LADA случился из-за высокой базы четвертого квартала 2018-го: тогда в октябре – декабре татарстанцы приобрели 5 746 авто, а в аналогичном периоде прошлого года — только 4 576 машин, на тысячу с гаком меньше.

Именно на этот фактор и обратили наше внимание в «КАН Авто». «На наш взгляд, в четвертом квартале 2018 года люди торопились купить автомобили, испугавшись повышения цен, связанных с НДС. Также в 2019-м трафик клиентов снизился, что и повлияло на спад продаж», — сказала нашему изданию Халилова.

Но это не все: полная картина выглядит куда более удручающе, ведь продажи в последней четверти 2019 года упали и относительно третьего квартала с его 4 958 авто, в котором и без того было зафиксировано небольшое снижение относительно второй четверти (5 038 авто). Иными словами, вазовцы скатывались по наклонной все второе полугодие и к финишу разогнались так, что лихо проскочили нулевую отметку. И это с учетом едва ли не режима наибольшего благоприятствования: недостаточно локализованные конкуренты после обвала рубля в 2015-м фактически самоустранились, а ценовой потолок для авто, попадающих в программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», снизили с 1,4 млн до 1 млн рублей.

Какие вазовские модели все же «зашли» татарстанцам в 2019 году, а какие — не очень?

Прекрасно дела обстояли у всех представителей самого бюджетного семейства Granta. Бестселлер в кузове седан добавил еще 235 голосов до 4 777 регистраций. Цены самой ходовой модели в январе стартовали от 456 тыс. рублей — на 11 тыс. дороже ноября. Если вас устроит авто 2019 года выпуска, то скидка составит 15 тыс. рублей; если вы воспользуетесь кредитной программой LADA Finance, то скостите еще двадцатку с начальной цены; столько же предлагается сэкономить и по программе Trade-in, а если вы подходите под программу «Первый/семейный автомобиль», минусуйте 10%, или 45,6 тыс. целковых.

Неплохо, плюс 464 до 2 815 авто, прибавила Granta в кузове лифтбэк (от 473 тыс.). Востребованы оказались практичные универсалы (от 483 тыс.), популярность которых подскочила на 742 до 974 пунктов, что почти перекрыло падение на 833 единицы у выбывших из линейки универсалов Kalina второго поколения.

Похоже, покупатели самых бюджетных моделей не разглядели особых преимуществ в относительно скромном по размерам кузове хетчбэк (от 473 тыс.): отряд его покупателей вырос только на 279 до 369 владельцев новых авто, но падение спроса на выбывший хетчбэк Kalina было сильнее на 66 корпусов.

Если к семейству Granta вопросов нет, то у более современной и комфортабельной Vesta, похоже, начались проблемы. Так, падение спроса по седанам (от 630 тыс. рублей) на 617 единиц не перекрылось подъемом универсалов SW (от 707 тыс.) на 534 балла. Итого по Vesta просадка на 83 регистрации — в абсолютном выражении немного, но ведь по итогам трех кварталов наблюдался прирост на 474 авто! Такой вот печальный четвертый квартал для семейства, особенно для его седанов.

Приносил печальные вести в течение года и без неожиданностей провалил финал кроссовер XRAY (от 620 тыс.): минус 29%, или 720 регистраций, до 1 781 авто. В январе – сентябре провал составлял 535 единиц, так что в последней четверти разрыв лишь увеличился. Впрочем, и по итогам 2018-го модель недосчиталась сотни поклонников, то есть спрос на нее снижается второй год кряду.

У бренда KIA, в целом отметившего спад по республике, больше всего выросла популярность Cerato У бренда KIA, в целом отметившего спад по республике, больше всего выросла популярность Cerato Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA RIO четвертый ГОД В ПОИСКАХ ДНА

Небольшим утешением для ВАЗа может служить тот факт, что и у его главных конкурентов в ценовом диапазоне 650–850 тыс. рублей дела тоже шли не ахти.

Прежде всего речь о самом популярном в РТ зарубежном бренде KIA, который отминусовал по республике 640 регистраций, или 6,2%, до 9 746 авто. По Казани спад составил 245 единиц, или 6,2%, по РФ потери существенно меньше — на 1%, хотя по итогам января – сентября федеральная статистика еще показывала небольшой прирост.

Главный аутсайдер марки, он же бестселлер, Rio (от 775 тыс.) приглянулся 4 721 татарстанцу — на 361 меньше, чем годом ранее. Здесь мы констатируем очень слабый четвертый квартал c утроением потерь Rio относительно итога трех кварталов. Скажем больше: хит продаж сдает позиции уже четвертый год подряд: в 2016-м он недосчитался 407 регистраций, за 2017-й — 130 регистраций, в самом аховом 2018-м — 1 294 регистрации. Итого, в 2016–2019 годах покупки Rio татарстанцами сократились на 2 192 авто.

Удвоил за квартал свои потери по сравнению с январем – сентябрем до 316 регистраций Ceed (от 1,08 млн — на 10 тыс. дороже ноября), собравший всего 475 покупателей.

Малыш Picanto (от 690 тыс.) убедил в преимуществе компактных размеров и няшной внешности только 112 покупателей — на 70 меньше, чем в 2018-м: по сравнению с январем – сентябрем потери удвоились. Увеличилось на пять до 41 авто «снижение» у полноразмерного кроссовера Sorento (от 1,79 млн).

Сдал позиции на 84 авто до 710 регистраций и лидер сегмента бизнес-седанов Optima (да простят нас те читатели, для кого «бизнес» — это E-Class Mercedes и не меньше). Цена машины стартует от 1,365 млн за модель 2019 г. в. — на 40 тыс. дороже, чем год назад за модель 2018 г. в. Правда, следует оговориться: динамику Optima следует рассматривать в связке с растущим спросом на родственную Hyundai Sonata.

Что же поддерживало зарубежную марку «номер 1»? Больше всего, плюс 123 до 692 авто и вдвое по сравнению с тремя кварталами, выросла популярность Cerato. У дилеров в ходу два варианта: предыдущее поколение Classic ценой от 1,02 млн и свежее стоимостью от 1,135 млн рублей.

На 63 до 1 667 пунктов вырос рейтинг обладателя «серебра» в линейке KIA, кроссовера Sportage (от 1,39 млн). Напомним, что модели удалось переломить отрицательную динамику уже по итогам 9 месяцев, а теперь спрос только увеличился.

В плюсе оказался и другой кроссовер, Soul (от 1,03 млн): кошельком за его авангардный кубический экстерьер проголосовали 765 татарстанцев — на 37 больше, чем в 2018-м. Эта модель по результатам трех кварталов теряла 20 голосов, так что налицо успешный спурт на финише 2019-го.

Казанцы поддержали марку Hyundai за счет стабильного спроса на Solaris, популярность которого в столице РТ даже выросла на единицу Казанцы поддержали марку Hyundai за счет стабильного спроса на Solaris, популярность которого в столице РТ даже выросла на единицу Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

КАЗАНЦЫ НЕ БРОСИЛИ В БЕДЕ SOLARIS

Старший брат в корейском тандеме, Hyundai, также недосчитался голосов татарстанцев: минус 4,3%, или 356 регистраций, до 7 837 авто. При этом казанцы явно разошлись в предпочтениях с автолюбителями из других городов и районов РТ: в столице республики спрос на легковушки Hyundai снизился чисто символически — на 1% до 2 923 авто. В целом по РФ «кореец» завершил год практически с нейтральной динамикой.

Как и у KIA, более всего у Hyundai упал спрос на бюджетный седан Solaris (от 756 тыс. — на 10 тыс. дороже ноября): на 341 регистрацию до 2 876 авто. В качестве позитива можно зачесть то обстоятельство, что на 331 регистрацию модель просела уже по итогам трех кварталов, а в четвертом практически смогла затормозить. Как и «брат», Solaris пикирует уже четыре года: в 2016-м — на 70 авто, в 2017-м — на 282, в 2018-м — на 923 (!); суммарно в 2016–2019 годах покупки этой машины в Татарстане сократились на 1 616 единиц. Вместе с Rio сладкая парочка за последние четыре года недосчиталась уже 3 808 регистраций.

Как мы уже сказали, в Казани куда охотнее покупали автомобили Hyundai, чем в прочих муниципальных образованиях республики. И поддержали казанцы марку за счет стабильного спроса именно на Solaris, популярность которого в столице РТ даже выросла на единицу до 1 123 пунктов. На представителей какого бренда мог пасть выбор менее зажиточных жителей районов, догадаться нетрудно.

Стабильность в нехорошем смысле демонстрирует Elantra (от 1,074 млн — на 24 тыс. дороже ноября), потерявшая 76 регистраций до 161 авто. Годом ранее также было снижение на 68 единиц с пиковых значений 2017-го с его 305 авто.

Чтобы далеко от седанов не уходить, отметим, что Sonata удалось подрасти на 49 до 325 регистраций, однако тут другая история: за три квартала прирост был вдвое больше — на 106 авто. Так или иначе, спасибо следует сказать седьмому поколению модели. Правда, в январе на официальном сайте бренда обнаружился ценник только на машины нового, восьмого поколения Sonata — от 1,74 млн рублей, хотя еще в ноябре можно было взять за 1,38 млн авто предыдущего поколения. Оценят ли другой ценовой и качественный уровень поклонники марки и сможет ли новинка перетянуть одеяло с прямых конкурентов в лице Toyota Camry и Mazda 6 или окажется, что Hyundai, скажем так, перегнул эту палку, мы увидим в ближайшие кварталы.

Пока же вернемся к более ходовым моделям. Самую лучшую в абсолюте динамику, плюс 118 до 3 217 регистраций, показал бюджетный кроссовер, бестселлер марки — Creta (от 972 тыс. — на 15 тыс. дороже ноября). На Казань приходится почти половина добавленных голосов. По сравнению с приростом на 96 единиц за 9 месяцев Creta слегка ускорилась к Новому году. Пока популярность корейских бюджетных седанов падала годами, спрос на Creta со стартовых 1 080 единиц в 2016 году только увеличивался: на 1 715 единиц в 2017-м, на 304 в 2018-м.

А вот кроссовер Tucson (от 1,55 млн) разочаровал: под его знамена стали только 889 неофитов — на 69 покупателей меньше, чем в 2018 году.

Немецкий Volkswagen потерял в РТ 7,2% спроса. И виновником, в отличие от предыдущих марок, стала Казань Немецкий Volkswagen потерял в РТ 7,2% спроса. И виновником, в отличие от предыдущих марок, стала Казань Фото: «БИЗНЕС Online»

VOLKSWAGEN: НЕ ДОЕХАВШАЯ JETTA И ВЗЛЕТ ЦЕН НА POLO

Поляну бюджетных авто окучивает и немецкий Volkswagen, потерявший в РТ 7,2% спроса, или 312 регистраций, до 3 993 авто. И виновником, в отличие от предыдущих марок, стала Казань, где статистика продаж ухудшилась на 248 баллов до 1 461 машины. И опять потери немцев по России оказались куда меньше — минус 2%.

Самая продаваемая (она же самая доступная) модель Polo Sedan стала главной виновницей снижения, потеряв в республике 374 голоса, из них 184 — в Казани. С другой стороны, это в 2018-м был взят неплохой разгон, а теперь мы наблюдаем возвращение седана на уровень 2016–2017 годов, так что ничего экстраординарного не происходит. Также следует учитывать связку Polo с другой бюджетной моделью концерна VW, Skoda Rapid, популярность которой росла (читайте далее). Из прочего отметим январский ценник Polo: 782 тыс. рублей и выше — это на 102 тыс. дороже, чем было в ноябре. С такой ценовой политикой вряд ли стоит ждать подъема продаж.

Среди других аутсайдеров VW отметим Jetta, которая недосчиталась 124 регистраций. Увы, российский рынок так и не дождался обновленного авто, в третьей декаде января на официальном сайте марки не было актуальных ценников.

Интересная картина со среднеразмерным кроссовером Tiguan (от 1,54 млн — на 40 тыс. дороже ноября). По республике спрос на него поднялся на 182 до 1 439 авто, но и тут казанцы включили заднюю, сбавив обороты на 25 регистраций.

Играющий в отнюдь не бюджетной лиге полноразмерный кроссовер Touareg (от 3,61 млн рублей) своими флагманскими наворотами убедил 159 покупателей — на двух меньше, чем годом ранее. Тем временем чуть более доступный по цене (от 3 млн) и более габаритный Terramont купили 64 татарстанца — на 18 человек больше, чем в 2018-м.

Итак, пора сделать промежуточный вывод: несмотря на приверженность Казани к Hyundai Solaris, все упомянутые нами игроки в прошлом году несли потери в сегменте бюджетных седанов ценового диапазона 650–850 тыс. рублей.

Toyota также не слишком удачно провела год в Татарстане. Ситуация настораживает тем, что упал спрос на три самые востребованные модели Toyota также не слишком удачно провела год в Татарстане. Ситуация настораживает тем, что упал спрос на три самые востребованные модели Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНЦЫ РАЗЛЮБИЛИ ХИТЫ TOYOTA

Главный конкурент VW на глобальном рынке, Toyota, также не слишком удачно провел год в Татарстане, потеряв 7,8% спроса, или 256 регистраций, до 3 008 авто. В Казани относительный спад был вдвое меньше с итоговыми 1 398 машинами, а по РФ продажи самой популярной японской марки снизились на 5%.

Ситуация настораживает тем, что упал спрос на три самые востребованные модели Toyota. Главный хит бренда, среднеразмерный кроссовер RAV4, поставил на учет 1 171 автолюбитель — на 109 меньше, чем годом ранее; при этом в 2019-м зафиксировано снижение спроса на 182 авто. Не исключено, что часть поклонников могли ждать поставок свежего поколения: предположение подтвердится, если в следующих кварталах мы увидим рост продаж модели. И мы, пожалуй, присоединимся к тем, кто считает экстерьер последнего поколения RAV4 более удачным. В то же время покупатели могут быть не в восторге от цен: минимум на данный момент составляет 1,756 млн — на 136 тыс. рублей выше прошлогоднего уровня. Тем более что и к этой новинке есть серьезные вопросы — например, по отстающему от нашего времени мультимедиа и по управляемости, видимо, принесенной в жертву более комфортной подвеске. Свято место пусто не бывает — и перед другими производителями в сегменте кроссоверов за 1,5–2 млн рублей открылись неплохие перспективы: взять хотя бы прирост на 182 регистрации VW Tiguan и на 63 авто у KIA Sportage. Хотя последние могли порезвиться и на поляне ушедшего Ford Kuga.

Тормознул у японцев внедорожник Land Cruiser Prado (от 2,5 млн рублей), за который отдали голоса только 499 татарстанцев — на 46 меньше, чем в 2018 году. Его старший «двухсотый» брат (от 4,88 млн) отминусовал 28 регистраций до 135 авто.

Поддержав бренд в 2018-м, теперь «счастливчик» Fortuner (от 2,17 млн) взял незавидное «серебро» антирейтинга по абсолютному падению популярности в линейке Toyota: количество его регистраций уменьшилось на 57 до 106 машин.

Не смог избежать потерь один из фаворитов в сегменте бизнес-седанов Toyota Camry (от 1,57 млн): у него минус 50 авто с итоговыми 709 регистрациями.

По гамбургскому счету поздравления у Toyota может принять только компактный стильный кроссовер C-HR: спрос на него вырос на 59 голосов до 97 покупателей. Опять же и сюда подоспело обновление, вот только и свежий ценник оказался, мягко говоря, не слишком-то дружелюбен — от 1,83 млн рублей, хотя еще в ноябре авто предыдущего поколения продавцы предлагали по цене от 1,27 млн деревянных. Что ж, кроссоверы – завсегдатаи сегмента 1,2–1,5 млн рублей будут только рады.

Столичные автолюбители сразу на 147 авто до 42 регистраций сократили покупки бюджетного седана Nissan Almera, выбывшего из официальной линейки Столичные автолюбители сразу на 147 авто до 42 регистраций сократили покупки бюджетного седана Nissan Almera, выбывшего из официальной линейки Фото: «БИЗНЕС Online»

NISSAN: КАЗАНСКОЕ ПОХМЕЛЬЕ и ПРОЩАНИЕ С ALMERA

На первый взгляд, с Nissan все просто: потерял 8,5% спроса, или 213 авто, и пополнил собой ряды неудачников прошлого года, заняв 10-ю позицию по абсолютным потерям. При ближайшем рассмотрении выясняется: это казанцы резко охладели к машинам еще одной японской марки, уронив ее рейтинг на 299, до 981 авто, а на остальной территории РТ спрос на Nissan вообще-то увеличился. Столичные автолюбители сразу на 147 авто, до 42 регистраций, сократили покупки бюджетного седана Almera, выбывшего из официальной линейки. Напомним, что ранее Nissan отказался от дальнейшего участия в игре «Сделай недорогую машину для развивающегося рынка» и продал Renault свою долю в АвтоВАЗе.

Комментируя падение интереса к Nissan, в «КАН Авто» сделали акцент на исчезновении Almera и сужении модельного ряда. «[Произошло снижение продаж] Nissan (минус 23 процента) в связи с узким модельным рядом, также на эту цифру существенно повлиял уход Almera», — отметила причины спада директор по продажам ГК «КАН Авто».

Но в Казани существенно падал спрос и на актуальные модели. Так, глобальный и региональный бестселлер Qashqai (от 1,25 млн рублей) рухнул сразу на 105 баллов до 391 казанской регистрации. Более габаритный X-Trail (от 1,63 млн) недосчитался в столице РТ 20 голосов, а компактный кроссовер Juke (в январе 2020-го отсутствовал в официальной линейке, годом ранее стоил от 1,22 млн) — 15 поставленных на учет авто.

Получается, в других населенных пунктах Татарстана спрос на тот же Qashqai вырос на 95 машин, хотя это и не перевесило последствий казанского фиаско. Так же круто, на 66 авто, поднялся на прочей территории республики спрос на X-Trail, причем продажи последнего даже увеличились на 46 единиц до 574 транспортных средств.

Охлаждение Казани к бюджетному, но вместительному кроссоверу Terrano (от 979 тыс. за вариант с передним приводом, от 1,02 млн — за вариант с полным приводом, от 1,16 млн — с автоматической коробкой передач) не помешало модели выйти в плюс на 110 до 580 авто. В случае с Terrano стоит отметить, что его близнец Renault Duster из года в год несет потери, а вот японский брат только набирает вес. Вероятно, свое дело сделали гарантия от сквозной коррозии на 12 лет против 6 лет у французов, возможность получить покрашенные в цвет кузова элементы обвеса и защиту двигателя уже в «базе», а в топовой версии — увеличенное количество подушек безопасности. Мы не будем исключать и роль более продвинутой внешности, да и в целом японские авто считаются более надежными.

Оценим «казанский феномен» Nissan через уровни продаж прошлых лет: 2015 год — 1 078 авто, 2016-й — 1 001, 2017-й — 978, 2018-й — 1 280, наконец 2019-й — 981 зарегистрированное авто. Как видим, в 2018 году в столице РТ спрос скакнул сразу на 30%, или на 302 авто. При этом уже по итогам первого полугодия Nissan прибавлял 197 регистраций, так что на второе пришлось всего 105 покупок, хотя традиционно начало года считается «мертвым», а в ноябре – декабре продажи автодилеров сильно растут. Может быть, один из представителей марки устроил тотальную распродажу запасов? Кроме «КАН Авто», бюджетный японский бренд в столице РТ сегодня представляют автоцентр «Марка» на Чуйкова и «Карат Авто». Но вспомним покинувшую казанский рынок компанию «АКОС», которая в конце 2017 года выставила на продажу само здание дилерского центра Nissan-Datsun. Кстати, фиксировался в столице РТ взлет спроса и на Datsun с 218 авто в 2017-м до 343 авто в 2018-м. Если наше предположение верно, то вырисовывается примерно такая картина: финансовые проблемы АКОСа сдерживали продвижение бренда в Казани, о чем говорит его нисходящая динамика на фоне растущего в целом рынка, а когда знамя «японца» подхватил «КАН Авто», продажи резко подскочили, мог реализоваться отложенный спрос — и это наиболее вероятный сценарий.

Также можно было бы допустить, что казанские поклонники выбывающей Almera, узнав о ее предстоящем снятии с производства, решили обновить авто, однако в 2018-м прирост продаж Almera в городе составил только 24 единицы, всего же поставили на учет 189 машин.

Итак, несмотря на похмелье после бурного 2018-го и отказ от бюджетной Almera, Nissan прилично набрал вес, пусть и не в Казани, а на других территориях РТ — и все благодаря троице Terrano, X-Trail и Qashqai.

Однако не все представители Страны восходящего солнца несли потери. Переведя дух в 2017–2018 годах, Suzuki решил снова попробовать свои силы. Спрос в РТ на него увеличился на 147, до 247 авто. Львиную долю прибавки, плюс 124, до 192 машин, обеспечил кроссовер Vitara стоимостью от 1,25 млн рублей. Также отметим, что число татарстанских поклонников легендарного компактного внедорожника Jimny (от 1,44 млн) выросло на 9, до 17 персон.

Новый купейный кроссовер Arkana на гора выдал 807 единиц, перекрыв весь сальдированный рост продаж Renault,  значит, именно эта модель локомотивом вытащила всю статистику Новый купейный кроссовер Arkana на-гора выдал 807 единиц, перекрыв весь сальдированный рост продаж Renault, значит, именно эта модель локомотивом вытащила всю статистику Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT: ПЕРЕСАЖИВАЕМСЯ С KAPTUR НА ARKANA, С SANDERO НА LOGAN

Теперь посмотрим на игроков, все-таки сумевших нарастить продажи.

Больше всех прибавил обладатель «бронзы» общереспубликанского зачета Renault: плюс 704 легковушки, или 8,7%, до 8 795 авто. Но такой рост французской марки выглядит скорее восстановлением до неких средних значений из-за отката на 681 единицу в 2018 году. В столице РТ перечень зарегистрированных легковушек увеличился не столь резко: плюс 3,6%, или 106 регистраций, до 3 177 авто. На российском рынке Renault вышел в плюс на 6%, так что растущие на сложном рынке продажи бренда — это общероссийская история, нашедшая отражение на региональном уровне.

Комментируя самые удачливые марки машин из своего портфеля, в «КАН Авто» отметили именно Renault.

«За год Renault прибавил 11 процентов, за четвертый квартал — 49 процентов. Самыми популярными в 2019 году, в частности в четвертом квартале, моделями марки Renault оказались Sandero, Logan, Duster» — уточнила Халилова.

Какие модели внесли наибольший вклад в общую копилку бренда? Новый купейный кроссовер Arkana на-гора выдал 807 единиц, перекрыв весь сальдированный рост продаж Renault, а значит, именно эта модель локомотивом вытащила всю статистику. Только за последний квартал татарстанцы обзавелись 472 «французами» — многообещающая динамика.

Своевременно оценив растущий спрос на купейные кроссоверы, европейские маркетологи и инженеры сотворили сравнительно недорогой (от 1,015 млн рублей) и привлекательный внешне автомобиль. Кто-то говорит, что он очень красив с кормы, кто-то восхищается боковым ракурсом, но в целом экстерьер Arkana однозначно добавляет стоимости машине. На улицах Казани можно было наблюдать, как первые покупатели модели выходили из авто и разглядывали свою красавицу так, словно не могли поверить в то, что купили ее за такие деньги. Хотя вскоре автоблогеры, в том числе рядовые владельцы первых Arkana, поделились в сети найденными недоработками. В первую очередь они обратили внимание на потёки под передними ковриками, неплотно сидящие крышки для технических жидкостей, уплотнительные резинки дверей и даже выпадающие передние дверные стекла. Впрочем, как затем стало известно, большинство дилеров оперативно устраняют эти заводские болячки.

В то же время кроссоверы, делавшие кассу в 2017–2018 годах, продолжили падение. Проворный городской Kaptur (от 945 тыс.) привлек только 1 470 покупателей — на 201 меньше, чем годом ранее, причем в 2018-м этот компакт уже потерял 250 голосов. Не будем исключать того, что потенциальных покупателей Kaptur увела чуть более просторная и более стильная Arkana.

В команде более просторных, проходимых, но не таких стильных машин играет самый популярный пока что кроссовер марки Duster (от 719 тыс. рублей). Он сбавил обороты на 128 единиц до 1 917 авто, а годом ранее провалился на 337 регистраций. С учетом продаж Chevy Niva можно сказать, что непросто приходится сегодня отнюдь не нафаршированным «труженикам» с утилитарным дизайном, пусть даже с качественной подвеской, высоким дорожным просветом и небольшим стартовым ценником.

Далее 310 авто до 1 881 регистрации добавил Logan, но, к сожалению, в статистике нет деления на обычный седан (от 577 тыс.) и его вариант с повышенным клиренсом Stepway (от 696 тыс. рублей). С учетом того, насколько россияне падки до новинок, предположим, что именно она и разогнала спрос.

Тем временем бестселлер марки Sandero потерял 51 голос — и вновь статистика не делит показатели простого хетчбэка (от 577 тыс.) и версии с увеличенным дорожным просветом (от 739 тыс. рублей).

Последние четыре года демонстрирует стабильный рост чешская Skoda, главным драйвером роста которой стал среднеразмерный кроссовер Kodiaq Последние четыре года демонстрирует стабильный рост чешская Skoda, главным драйвером роста которой стал среднеразмерный кроссовер Kodiaq Фото: «БИЗНЕС Online»

МНОГОЛИКИЙ KODIAQ ТАЩИТ Skoda

Кто последние четыре года демонстрирует стабильный рост, так это чешская Skoda, популярность которой в республике выросла еще на 7%, или на 186 регистраций, до 2 852 авто. Опять же последний квартал не разогрел, а охладил продажи, ведь по итогам 9 месяцев наблюдался 9-процентный прирост. В Казани спрос на Skoda увеличился лишь на 2,2% до 1 086 авто, на российском рынке «чехи» ускорились на 9%.

Главным драйвером роста стал добавленный в линейку в 2017 году среднеразмерный кроссовер Kodiaq (от 1,459 млн — на 2 тыс. дороже ноября), поставивший «под ружье» 856 неофитов — на 355 больше, чем в 2018-м. Что ж, концепция «больше пространства», ранее удачно обкатанная обновленным Mitsubishi Outlander и взятая на вооружение VW Teramont, похоже, была неплохо обыграна и чехами. Плюс широчайший выбор комплектаций на любой вкус и кошелек: Hockey Edition (от 1,965 млн — на 45 тыс. дороже ноября), Sportline (от 2,969 млн — на 189 тыс. дороже ноября), Laurin & Klement (от 3,144 млн — на 194 тыс. дороже ноября).

Также на официальном российском сайте анонсирован еще один чешский кроссовер Karoq. «На момент старта продаж в 2020 году будет доступен в двух комплектациях — Ambition и Style. Стартовая цена для версии Ambition 1.4 TSI с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач составит 1,515 миллиона рублей. Базовая комплектация Active, версия 1.6 MPI с механической и шестиступенчатой автоматической коробкой передач, а также версия 1.4 TSI с полным приводом и коробкой передач DSG будут доступны позднее», — говорится в сообщении компании. И похоже, этот добротно сделанный преемник Yeti способен потеснить компактные кроссоверы из ценового сегменте 1,3–1,7 млн рублей. Неужели пора сказать «прощай» топовой Hyundai Creta?

Но вернемся в настоящее. Пока большинство игроков сегмента 650–850 тыс. рублей несло потери, Rapid (от 829 тыс. — на 32 тыс. дороже ноября) отметился легким увеличением спроса: плюс 24 до 1 423 авто. Между тем некогда весьма популярная Octavia (от 1,12 млн рублей) продолжила терять позиции: в прошлом году отряд ее покупателей поредел на 78 до 551 человека, а годом ранее — на 127 единиц. Складывается впечатление, что Octavia уступила, с одной стороны, удачно обновленному Rapid, а с другой — в пользу корейских KIA Optima и Hyundai Sonata.

Число покупателей авто из Поднебесной Haval в консервативно настроенном Татарстане выросло на 445 человек – до 461 Число покупателей авто из Поднебесной Haval в консервативно настроенном Татарстане выросло на 445 человек до 461

Китайское НАШЕСТвИЕ ПОД командованием HAVAL

Трудно найти популярного автоблогера, не проверившего на своих тест-драйвах продукцию Haval. Исходя из количества роликов на некоторых известных каналах, может вообще показаться, что производитель из КНР заключил с россиянами долгосрочные контракты. Этот елей о новом уровне качества и эпическом прорыве завода Great Wall льется со всех сторон. Может быть, поэтому число покупателей данного авто из Поднебесной в консервативно настроенном Татарстане выросло на 445 человек до 461 персоны. В Казани бренд прибавил 98 авто до 106 регистраций. Конечно, низкая база 2018-го дает о себе знать, но в целом стартовали китайцы неплохо. Опять же более объективная картина по динамике продаж появится лишь во второй половине 2020-го, когда будет установлена обратная связь с достаточным числом покупателей из первой волны и не станет эффекта слишком низкой базы. Похоже, что на сей раз у Haval есть шансы закрепиться повыше: компания, наученная опытом слабого техобслуживания и поддержки, уже весной 2019-го открыла 45 дилерских центров против 10, существовавших в середине 2017-го.

Командующий новым штурмом российских просторов — среднеразмерный кроссовер Н, добавивший 247 регистраций до 251 авто. За переднеприводную версию дилеры просят от 1,13 млн рублей, за версию с автоматической трансмиссией — от 1,27 млн, оба варианта на 60 тыс. дешевле, чем предлагались в ноябре. Более компактная модель Н2 (от 1,11 млн — также на 60 тыс. дешевле ноября) убедила 79 татарстанцев — на 63 покупателя больше, чем в 2018 году.

Новинка текущего года, кроссовер F7 (от 1,45 млн рублей), с места в карьер набрала 107 голосов. Более того, в официальной линейке Haval присутствует купейный кроссовер F7x с актуальными ценами, неизменными с ноября: 1,55 млн рублей за вариант с передним приводом и от 1,63 млн за полный привод. Пока минусом модели является наличие только 2-литровых силовых агрегатов, не дающих опустить стартовый ценник еще ниже. Интересно, в Renault уже начали переживать за судьбу Arkana, хотя бы немного? Если представителям Haval не удастся наладить должный сервис и, что немаловажно, хороший оборот на вторичном рынке (как вариант, за счет льготного Trade-in), шансы у французов заметно выше.

Haval пошел в атаку не один, компанию ему составило несколько китайских производителей. Так, популярность в народе Geely благодаря в первую очередь его модели Atlas (от 1,17 млн — на 30 тыс. дороже ноября) выросла на 78 до 110 голосов.

После недолгого отсутствия в строй вернулся Jac, набравший 40 регистраций. Этот «китаец» опирается на потенциального конкурента вазовского XRAY — переживший четвертый рестайлинг паркетник S3 (от 750 тыс. рублей), а также на чуть более габаритный S5 (от 900 тыс.), экстерьером напоминающий Hyundai iX35.

Свои 30 регистраций (на 22 больше, чем в 2018 году) взял очередной производитель кроссоверов Changan. Ставку он здесь сделал на другого вероятного конкурента XRAY, модель CS35 (от 870 тыс. рублей), впрочем, в отсутствие детализации часть продаж может приходиться на вариант CS35Plus, а его ценник начинается уже от 1,08 млн рублей.

Итак, резюмируем. В 2019 году, особенно во второй его половине, под давлением оказался спрос на авто в ценовом диапазоне 650–900 тыс. рублей. С одной стороны, спрос в этом секторе размывался в пользу самых бюджетных легковушек ценой 450–600 тыс. рублей — привет Granta, успевшей снять сливки! С другой — продолжилась миграция автолюбителей в сторону кроссоверов, ценники которых в большинстве своем стартуют от 950 тыс. рублей, — Creta пока не подает признаков усталости. Параллельно теряли позиции пусть и проверенные временем, но морально устаревшие модели (например, Niva или Duster), плюс в сегменте 1,3–1,7 млн наметилась борьба, градус которой только будет расти, с акцентом на купейные кроссоверы.

К какому лагерю — супербюджетной Granta или стильных кроссоверов — примкнут татарстанские автолюбители в 2020 году, мы расскажем в следующих обзорах республиканского авторынка.