В этом году в паспортном столе ожидается наплыв челнинцев желающих оформить загранпаспорта. Об этом на брифинге в МВД по Челнам заявил начальник отдела по вопросам миграции Сергей Викулов В этом году в паспортном столе ожидается наплыв челнинцев, желающих оформить загранпаспорта. Об этом на брифинге в МВД по Челнам заявил начальник отдела по вопросам миграции Сергей Викулов Фото: pixabay.com

фальшивки в тренде

Паспортные столы переживают вал посетителей, которым нужны новые загранпаспорта, о чем сообщил сегодня на брифинге в УВД Набережных Челнов начальник отдела по вопросам миграции Сергей Викулов. По его словам, уже за первый месяц этого года подобных заявлений подано на 30% больше, чем в январе 2019-го: истекает срок действия загранпаспортов, оформленных 10 лет назад, когда в документах впервые появились и сразу обрели популярность биометрические данные. Из-за чего в течение всего года челнинский паспортный стол готов к ажиотажу с очередями, зато госпошлина не вырастет вопреки расхожим слухам. Кому необходимо уладить вопросы паспортного контроля, так это скорее иностранцам в России. За 2019 год в Челнах прошло свыше 2 тыс. проверок в поиске нелегальных мигрантов, более 1,9 тыс. человек привлечены к ответственности, включая россиян.

«Хотелось бы отметить, что на 2020-й правительством Российской Федерации на Республику Татарстан выделена квота для оформления временного проживания в количестве всего 500 штук, — заявил Викулов. — У нас наблюдается тенденция ежегодного снижения данной цифры. В прошлом году было 1,5 тысячи. Приоритет станет отдаваться иностранным гражданам, которые имеют профессии, жизненно необходимые нашей республике: промышленные работники, медики и учителя. С учетом того, что квота всего 500 человек, до других очередь может не дойти». При этом спикер отметил, что с 2013 по 2015 год квота на республику составляла порядка 15 тыс. иностранных граждан.

На брифинге также была поднята тема миграции иностранцев. Всего за 2019 год было проведено более 2 тыс. проверок в целях выявления незаконно находящихся иностранных граждан На брифинге также была поднята тема миграции иностранцев. Всего за 2019 год было проведено более 2 тыс. проверок в целях выявления незаконно находящихся иностранных граждан Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одной темой брифинга стала активизация фальшивомонетчиков. В этом году уже зафиксирован 21 факт сбыта поддельных купюр, хотя в январе прошлого года было лишь 5 случаев, а всего за 2019-й — 53. По словам заместителя начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции Ришата Талипова, в основном подделывают пятитысячные купюры. При этом если несколькими годами ранее производство фальшивок было налажено на Северном Кавказе, то в последнее время поставки подделок идут из Москвы.

По словам Талипова, в прошлом году по ст. 186 УК РФ («Изготовление или сбыт поддельных денег») был осужден житель Нижнекамска. Челнинским полицейским удалось доказать два факта сбыта. Сейчас расследуется дело в отношении новосибирца, который планировал избавиться в Челнах более чем от 500 тыс. поддельных рублей в купюрах по 5 тысяч. По словам полицейских, подделки, как правило, изготавливают на обычной бумаге, и при внимательном осмотре их может отличить обычный человек без специальных приборов. Тем не менее фальшивки чаще всего обнаруживаются уже в банках при инкассации. Несмотря на то что в среднем в год в Челнах фиксируется от 50 до 60 случаев сбыта поддельных денег, полицейские не смогли дать даже приблизительную оценку находящихся в обороте фальшивок. Тем не менее Талипов напомнил, что попытка приобрести на них что-либо будет расцениваться как уголовное преступление.

В этом году уже зафиксирован 21 факт сбыта поддельных купюр, в январе прошлого года было лишь 5 случаев, а всего в 2019-м — 53Фото: Олег Спиридонов

«МЕНЯ ВОЗМУТИЛО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ БАНКА К СВОЕМУ КЛИЕНТУ»

Напомним, что по итогам 2019 года самой грустной цифрой в статистике челнинского УВД стало количество виртуальных мошенничеств — за год их число скакнуло на 154%, а самих жертв — на 61%. По телефону и в сети мошенникам удалось обмануть 739 человек, чьи обращения в полицию составили 40% от всех заявлений. Доложивший об этом на пресс-конференции в феврале замначальника отделения уголовного розыска УМВД Айнур Хайдаров фактически признал, что полиция пока не научилась эффективно отрабатывать дистанционные преступления, так как звонки поступают из разных регионов и даже из-за границы, а в соцсетях и вовсе черт ногу сломит. В этой ситуации и полиции, и муниципалитету остается уповать на разумность самих граждан, которые слишком легко доверяются заочным собеседникам. На одном из совещаний в мэрии Челнов, к примеру, начальник УВД Надир Закиров озвучил сумму, переведенную челнинцами на счета авантюристов за одни только сутки, — 3,5 млн рублей. Притом день для примера был выбран не рекордный и вообще не выдающийся — такую цифру дали рядовые будни накануне заседания в мэрии.

Добавим к этому, что не только полиция, но и банки не всегда могут защитить вклады своих клиентов. Так, буквально сегодня в «БИЗНЕС Online» обратился один из читателей — известный в Челнах юрист Дамир Гарафов, чья история наглядно иллюстрирует эффективность борьбы с мошенниками. Он рассказал, что стал жертвой авантюристов, сумевших каким-то образом зайти в мобильное приложение одного из ведущих российских банков и списать деньги с личного счета юриста. Банк при этом, имея все возможности для предотвращения кражи денег, умыл руки.

По телефону и в сети мошенникам удалось обмануть 739 человек, чьи обращения в полицию составили 40% от всех заявлений По телефону и в сети мошенникам удалось обмануть 739 человек, чьи обращения в полицию составили 40% от всех заявлений Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня сегодня ночью списали деньги с дебетовой карты, — рассказал Гарафов. — Начал разбираться, куда и почему они вдруг пропали. Сумма небольшая, сразу скажу. Зашел в отделение банка, чтобы узнать, что случилось, а мне там говорят, что средства отправились на Кипр, и добавляют, что, возможно, кто-то воспользовался моим телефоном, открыл мобильное приложение, так как как карта привязана к номеру мобильного, и совершил платеж. Думаю, как сегодня ночью кто-то мог моим телефоном воспользоваться? Я ночевал на даче один, а списание произошло ровно в 1:40. Явно ведь, что мошенники какие-то! Смотрю в мобильном приложении, деньги действительно со счета списались, но операция в обработке, то есть они с корреспондентского счета банка еще не ушли. Быстренько набираю горячую линию, спрашиваю, совершен ли уже этот платеж. Мне говорят, что транзакция еще в обработке, но сумма с моего счета уже списана. Уточняю: а деньги-то ушли уже на счет в банк получателя? Мне отвечают: нет, они пока находятся на корреспондентском счете банка».

На вопрос, почему бы кредитной организации не отменить платеж, специалист горячей линии заявила юристу, что, во-первых, приказа не было, а во-вторых, это и вовсе технически невозможно. Единственное, чем смог помочь банк, — заблокировать карточку, пообещав перевыпустить ее с новым ПИН-кодом. «А в случае, если меня такой исход не устраивает, банк предложил обращаться с официальным заявлением, которое будет рассмотрено в предусмотренные законодательством сроки. Это 30 суток. Пока банк будет рассматривать мое обращение, деньги могут 100 раз уйти с моего счета», — негодует Гарафов. Впрочем, клиенту был предложен еще один вариант — взять выписку по счету и отправиться с ней в правоохранительные органы.

Прокомментировать механизмы аферы, методы борьбы с ней и популярность у мошенников в рамках брифинга полицейские не смогли, в банке же на запрос «БИЗНЕС Online» ответили, что контактный центр организации всегда готов помочь, а обращение клиента с подозрением на мошенничество инициирует целый комплекс мер: блокируются карта и услуги дистанционного обслуживания получателя перевода, при наличии на счетах денег производится авторизация суммы, перечисленной по спорной операции, и т. д. То есть при своевременном обращении вернуть деньги можно — если станет ясно, что они ушли не по беспечности или злому умыслу клиента.

«Вопрос о сроках возврата денежных средств напрямую зависит от характера операции и канала проведения и может занимать от нескольких минут до нескольких недель. Однако вопрос своевременной блокировки и возможности возврата средств в большинстве случаев зависит от времени реагирования самого клиента и оперативности извещения банка о спорной банковской операции», — сообщили в кредитной организации.