Сегодня свое 95-летие отмечает Гульсабира Хакимова — основатель картинной галереи, человек, стоявший у истоков культурной жизни Набережных Челнов. В своем интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о стремлении к новой жизни и о том, как чуть не стала балериной.
Гульсабира Хакимова: «Детство — это красивое и легкое время, несмотря на то что жизнь тогда была очень тяжелая. Мы, как и все дети, играли, пели, танцевали. Но просматриваю я свои фотографии редко»
«Даже танцовщиков называли врагами народа — дурацкое время…»
— Гульсабира Махмутовна, у большинства людей детство ассоциируется с безмятежностью и теплотой. Расскажите, какие чувства у вас вызывают воспоминания о детстве. Любите ли вы смотреть свои детские фото?
— Детство — это красивое и легкое время, несмотря на то что жизнь тогда была очень тяжелая. Мы, как и все дети, играли, пели, танцевали. Но просматриваю я свои фотографии редко. Мне, во-первых, некогда, ну и не так уж они интересны.
— Вы наверняка любили мечтать. Какую мечту детства вам удалось воплотить в жизнь?
— Да, мечта у меня была. Я очень любила танцевать и петь. Эта мечта должна была сбыться. В моей жизни произошла интереснейшая встреча. В то время мне было около 7 лет. Когда я с семьей ездила по городам Татарстана (создавали духовые оркестры), мы оказались в удмуртском городке — Можге. Туда приехали муж с женой — солисты Большого театра, балерина и танцовщик. Это было фантастично. Но их тогда признали врагами народа. Даже танцовщиков называли врагами народа — дурацкое время… А эта красивая молодая женщина создала хореографическую студию, куда я начала ходить. После 3–4 занятий она мне прямо сказала: «Из тебя выйдет замечательная балерина, попрошу отца, чтобы тебя отправили с нами в Москву. Я тебя выучу». Я мечтала быть балериной и впервые в таком маленьком поселке увидела, что такое хореографический станок, узнала, что такое позиции, арабеск, плие. Я хотела танцевать. Увы и ах — не получилось.
«Челны строились под девизом «Построим современный молодой город». Проект был хороший, много строили. Но очень мало было учреждений культуры, больниц»
— Как вы считаете, достаточно ли учреждений культуры, искусства в нашем городе?
— Времена меняются. Челны строились под девизом «Построим современный молодой город». Проект был хороший, много строили. Но очень мало было учреждений культуры, больниц. Все это строили мы сами на те же средства, которые выделял КАМАЗ, и на средства генеральной стройки для строительства учреждений острой необходимости. Ни дворца культуры, ни других учреждений культуры в проекте не существовало — нам пришлось самим придумывать. Мы начинали строить два кинотеатра, которые были предусмотрены. Первый секретарь горкома партии, Раис Беляев, был человеком всесторонне развитым, мудрым, культурным. Он и пригласил меня на стройку работать с молодежью, понимая, что для гармонического развития человека нужны культура и искусство. Примерно в 80-е годы, несмотря на то что никакого учреждения искусства в планах не имелось, мы пятиэтажное общежитие для шоферов превратили в училище искусств. Это шло нелегко, надо было находить средства. Помню, из банка мне звонили несколько раз и возмущались, что приходится давать деньги на десятки баянов, скрипки.
С картинной галереей нам очень сильно помогла Казань. Это здорово, потому что тысячи молодых людей теперь могли созерцать картины художников мирового значения: Шишкина, Репина, Серова. Первую выставку уже можно было назвать великолепной. Народ начал ходить и называть картинную галерею «нашей Третьяковкой». В процессе стройки жилых домов мы уже искали, где можно возвести библиотеку, женскую консультацию. Библиотеки были почти в каждом квартале. Сразу создавались художественные и музыкальные школы. Хотя меня упрекали: «Ты что, Хакимова, собираешься воспитывать у нас только вундеркиндов?» На что я всегда отвечала: «Все будут играть, танцевать». Вот так мы создавали тогда учреждения культуры. Конечно, и сейчас не хватает их. Магазины, рестораны возводятся быстрее и больше. Правда, спортивные объекты мы и тогда строили, они возводятся и сейчас. Есть русский и татарский театры для полезного времяпрепровождения. Я надеюсь, что руководство города будет помнить, что нужны еще запроектированные учреждения в направлении культуры.
«Необходимо, чтобы человеческие взаимоотношения были добрые, чтобы люди улыбались. Стремление к новой чистой жизни — это святой долг всех: и детей, и родителей, и нашей интеллигенции»
«Времена изменились, но жизнь осталась. Нужно быть настоящим человеком»
— В последнее время картинная галерея живет очень активной творческой жизнью, реализует интереснейшие проекты. Как вы оцениваете ее деятельность на сегодняшний день?
— В картинную галерею пришла хороший директор. Ильсия Ильдусовна Загидуллина несколько раз консультировалась со мной после вступления в должность директора. Сотрудники очень активно работают с местными художниками и музеями. Коллектив говорит, что старается и хочет сохранить традиции. Это очень трудно. Из Третьяковской галереи, государственных музеев брать экспонаты очень сложно, они дорогие, их не так легко везут на периферию.
— С кем из творческой интеллигенции вы поддерживаете связь?
— У нас была очень большая группа творческой интеллигенции. К нам коллективами приезжали художники, с ними очень серьезно работали. Мы открыли и в педагогическом институте студию изобразительного искусства. Проводили музыкальные вечера. Камерный оркестр выступал в картинной галерее на выставке из Останкинского музея. Была интересная старинная музыка и танцы. Необходимо наладить более тесную связь с педагогами. Сегодня они организуют посещения школьников, но нужно активнее работать с детьми, чтобы они с детства приобщались к изобразительному искусству и знали, что такое красота.
«Я такой многогранный человек — жила и развивалась по разным направлениям и меня окружали различные люди. От них я получила много ценных советов»
— Самый лучший, ценный совет, который вам дали.
— Видите ли, я такой многогранный человек — жила и развивалась по разным направлениям и меня окружали различные люди. Когда строили КАМАЗ, к нам приезжали многие деятели искусств: композитор Анвар Бакиров, Рустам Яхин, Зыкина, Магомаев. От них я получила много ценных советов. Но по линии искусства и культуры, зная эту область, благодаря богатому общению с народом искусства советы давала сама.
— У вас есть личный рецепт успеха?
— Я не привыкла применять к своей жизни такой термин. Мы работали для народа, людей. Выполняли указания партии, правительства, я старалась всегда начатое дело доводить до конца. Ко мне, чтобы встретиться, вставали в очередь, и я никого не отпускала без ответа и положительных эмоций. Это и есть рецепт успеха — работать, чтобы люди остались довольны.
«Друзья мои, времена чуть-чуть изменились, но жизнь осталась. То, что нужно быть настоящим человеком, оно и тогда существовало, и сейчас»
Времена очень сложные, понимаете. Было легко, когда существовало только одно влияние — коммунистическое, существовал моральный кодекс строителя коммунизма. А сейчас времена изменились, и молодежь попадает под разные влияния. Родителям тяжело воспитывать молодых людей, учреждениям работать пока сложно, потому что разные программы бывают. Я просто прошу, вот мне уже 95 лет, обращаясь к молодежи, говорю: друзья мои, времена чуть-чуть изменились, но жизнь осталась. То, что нужно быть настоящим человеком, оно и тогда существовало, и сейчас. Поэтому надо находить возможность — у родителей, школы, на улице — везде искать то, что вас воспитывает прежде всего как порядочного человека. Самая высокая оценка — быть порядочным, добрым. Необходимо, чтобы человеческие взаимоотношения были добрые, чтобы люди улыбались. Стремление к новой чистой жизни — это святой долг всех: и детей, и родителей, и нашей интеллигенции.
Алина Аксуева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.