10 тысяч медицинских масок за собственный счет отправила челнинская компания «Ру-инжиниринг» своему китайскому поставщику 10 тыс. медицинских масок за собственный счет отправила челнинская компания «Ру-Инжиниринг» своему китайскому поставщику Фото: © Виталий Аньков, РИА «Новости»

«КИТАЙЦЫ ОЧЕНЬ БЛИЗКИ НАМ ПО ДУХУ И ВСЕГДА ПОМОГУТ БЕЗ ВОПРОСОВ»

10 тыс. медицинских масок за собственный счет отправила челнинская компания «Ру-Инжиниринг» своему китайскому поставщику. Посылка ушла в минувшую пятницу, а «БИЗНЕС Online» поинтересовался сегодня у совладельца и директора ООО НПП «Ру-Инжиниринг» Равиля Идиятуллина, неужели ситуация с отгрузками из Китая настолько тревожна, что отечественный бизнес готов добровольно оказывать материальную помощь поставщикам?

Как выяснилось из разговора с Идиятуллиным, маски из Челнов ушли на завод компании RXPE, проблем с поставками у «Ру-Инжиниринг» пока не было и не факт, что возникнут, так как китайский партнер работает в районе города Шеньян, далеко от эпицентра коронавируса (1,5 тыс. км до Уханя), в нескольких км от Владивостока. Тем не менее люди в Китае работают в состоянии постоянной тревоги, и дефицит масок в Поднебесной сподвиг российского партнера помочь по-добрососедски.

«Хотя проблема коронавируса на нас пока никак не сказалась, мы все равно отслеживаем ситуацию, потому что с RXPE дружим, наверное, лет 8, а с командой, которая работает на этом заводе, — все 12, — обосновал Идиятуллин акт доброй воли. — Если у нас что-то случится — я абсолютно уверен, что китайцы все сделают для нас. Они и делают, из-за чего с ними теперь приходится очень аккуратно разговаривать. Был такой случай — я поинтересовался, сколько у них стоит телефон. Они попросили немного времени, потом я перезваниваю, а они мне: телефон мы тебе уже послали. Как так, я же не просил?! Неудобно было, больше таких вопросов не задаю. И так во всем: техникой ли надо помочь, специалистом — всегда помогут без вопросов. Китайцы на самом деле очень близки нам по духу, у нас всегда были хорошие отношения. Для них понятие „сохранить лицо“ остается в приоритете, а теперь и у нас появился шанс помочь друзьям: они просто интересовались, как у нас обстоят дела с масками, потому что у них сложно. На заводе RXPE работают человек 500, но ведь маски нужно менять через несколько часов. 10 тысяч — это совсем немного, хорошо, если им на неделю хватило. Я даже думаю, что можно было бы и побольше послать. Брали их в аптеке по розничной цене».

Идиятуллин предполагает, что многие отечественные организации сейчас потихоньку помогают своим партнерам в Поднебесной, хотя реальные проблемы с поставками если кто-то и испытывает, то пока немногие. «В Китае был двухнедельный Новый год, они третьего числа только вышли на работу, но мне кажется, что проблема коронавируса больше надуманная, чем реальная, — считает Идиятуллин. — Кому-то это выгодно и у меня лично нет сомнений относительно выгодоприобретателей. У самих китайцев версий о происходящем довольно много. Во-первых, они вполне допускают мысль о том, что коронавирус возник в связи с торговой войной. Во-вторых, это может быть результат их внутриполитической борьбы „комсомольцев“ с „аристократами“, в-третьих — искусственное снижение рынка ради выкупа китайских акций самими китайцами. Наши аналитики тоже обо всем этом уже писали».

«Китайцы на самом деле очень близки нам по духу, у нас всегда были очень хорошие отношения. Они просто интересовались, как у нас обстоят дела с масками, потому что у них сложно» «Китайцы на самом деле очень близки нам по духу, у нас всегда были хорошие отношения. Они просто интересовались, как у нас обстоят дела с масками, потому что у них сложно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ру-Инжиниринг» производит в Челнах энергосберегающее оборудование (преобразователи частот, статические генераторы и т. д.), силами 170 сотрудников делая ежегодно выручку на уровне 1,2 млрд рублей. Китайская же компания RXPE поставляет в автоград блоки и модули для промышленной сборки. Идиятуллин рассчитывает, что у них с отгрузками проблем не возникнет и впредь, несмотря на обеспокоенность российских промышленников.

«Российская экономика сегодня во многом завязана на китайскую: масштабы наших рынков не сопоставимы, благодаря чему их комплектующие значительно дешевле, — говорит он. — Мы были недавно на одном из отечественных заводов, и там тоже переживают из-за поставок из Китая, но ведь для российской экономики это шанс, возможность переоценить риски и еще раз перезапустить импортозамещение. Надо использовать свою выгоду и в данной ситуации — и не только загружая свои производства, но и выпуская те же маски в том числе. Это, может, быть, не очень красиво звучит, но нужно отдать должное Китаю — там всегда пользуются ситуацией, только мы не привыкли, считаем постыдным. Рынок есть рынок, надо только оценивать контекст и не выходить за рамки разумной прибыли, не наживаться на чужом горе».

Со слов Когогина, запаса китайских комплектующих хватит автогиганту лишь до конца этого месяца, а дальше возможна корректировка производственного плана Со слов Когогина, запаса китайских комплектующих хватит автогиганту лишь до конца этого месяца, а дальше возможна корректировка производственного плана Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ВИДИМ, КАК РАСТЕТ ПОТОК ВНУТРЕННИХ ЗАКАЗОВ ОТ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА»

Озабочены работоспособностью китайских производств и крупные компании, в том числе КАМАЗ. В конце января гендиректор автогиганта Сергей Когогин объявил о формировании штаба противодействия экономическим рискам, связанным с распространением коронавируса. Сейчас камазовцы обзванивают собственных поставщиков с одним вопросом: присутствует ли в их технологических цепочках хоть что-нибудь китайское? Кроме того, автогигант занят поиском альтернатив для своих прямых закупок. Несмотря на то что пресс-служба КАМАЗа сегодня отказалась раскрывать долю китайских комплектующих в своих грузовиках, известно, что из крупных агрегатов от Китая зависят как минимум поставки мостов. Благо позапрошлым летом Алтайский завод прецизионных изделий объявил о запуске серийного производства топливных систем Altay Common Rail System — до тех пор альтернатив китайского Common Rail для КАМАЗа не существовало. В целом, со слов Когогина, запаса китайских комплектующих хватит автогиганту лишь до конца этого месяца, а дальше возможна корректировка производственного плана. «Особо было отмечено, что большинство комплектующих, независимо от страны их происхождения, имеет в своем составе элементы, производящиеся в Китае. Кроме того, некоторые комплектующие изготавливаются только в КНР», — сообщалось в пресс-релизе КАМАЗа.

Отметим, что машиностроительная отрасль в нынешних обстоятельствах снова оказалась на передовой. Ее ситуативная активность подтверждается ростом внутренних заказов на закупочных площадках, о чем «БИЗНЕС Online» сообщил председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров.

«Со всей страны идут сообщения от членов кластера, и мы видим движение в сторону импортозамещения китайской продукции, — подтвердил он. — Производство многих деталей, что идут из КНР, можно наладить в России за несколько месяцев, но они будут дороже и уступят качеством. Китай ушел далеко вперед по технологиям — у него оборудование современное, производительность труда высокая, себестоимость низкая. Он конкурентоспособнее, но сейчас заказы размещаются на российских предприятиях. На портале субконцентрации „Иннокам.Про“ мы видим, как растет поток внутренних заказов от реального сектора экономики. Начинаем спрашивать, и все говорят о том, что закупались в Китае, а теперь ищут местные варианты».

Сергей Майоров: «Производство многих деталей, что идут из Китая, можно наладить в России за несколько месяцев, но они будут дороже и уступят качеством» Сергей Майоров: «Производство многих деталей, что идут из КНР, можно наладить в России за несколько месяцев, но они будут дороже и уступят качеством» Фото: «БИЗНЕС Online»

Между тем дефицит защитных приспособлений в Китае спровоцировал не только благотворительные акты, но и те самые попытки нажиться на чужом горе, о которых упомянул Идиятуллин. Так, сегодня республиканская таможня сообщила о задержании в аэропорту «Казань» гражданина Таджикистана, который намеревался увезти в Душанбе почти 3 тыс. масок и примерно столько же материалов для зубных пломб. Предполагаемый контрабандист вез товар в личном багаже, воспользовавшись зеленым коридором, то есть заявив об отсутствии у него вещей, которые нужно декларировать. 41-летний мужчина после обнаружения контрафакта заявил, что выступает только посредником, а о таможенных регламентах не знал. Тем не менее его действия тянут на ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ о недекларировании товаров. Маски изъяты и отправлены на оценку.

Кроме того, часть аптек заявила об отсутствии масок для продажи, в том числе в Набережных Челнах. В одной из них «БИЗНЕС Online» на прошлой неделе пояснили, что в продажу поступали комплекты из пяти масок, но они быстро закончились. Как следствие, челнинцы принялись писать в группу администрации города во «ВКонтакте» с требованиями контроля цен и создания производства масок в черте города. Однако в городском управлении здравоохранения «БИЗНЕС Online» сегодня сообщили, что никакого ажиотажа вокруг защитных средств не наблюдается. Строго говоря, управление не контролирует работу частных аптек, но как минимум сеть государственного унитарного предприятия «Таттехмедфарм» дефицита не испытывает, а значит, и у других сетей проблем быть не должно, так как ГУП закупает маски через тендер, что никому не возбраняется.