В компании президента РТ Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина, а также ряда татарстанских министров, Греф прокатился на казанском метроФото: president.tatar.ru

«БЫСТРО, УДОБНО, ВЫГОДНО»

Накануне в Казани председателю правления Сбербанка Герману Грефу презентовали новый проект «Безналичный транспорт». В компании президента РТ Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина, а также ряда татарстанских министров Греф прокатился на казанском метро. Все это прошло в закрытом от прессы формате — банк и татарстанские власти ограничились только скромными пресс-релизами о новинке, которая может увидеть свет уже в этом году.

На сайте президента РТ выложили короткую видеозапись того, как проходило знакомство с «Безналичным транспортом». Гости посетили станцию метро «Дубравная», где Греф лично протестировал с помощью PayPass на своем телефоне исправность аппарата по продаже жетонов. Правда, жетон ему так и не понадобился, потому что спустился он в подземку уже через биометрический турникет. Как пояснил голос за кадром, турникет сработает только в тому случае, если человек проходил биометрию Сбербанка.


Прокатились на метро Греф с Миннихановым прямо до станции «Суконная слобода», смущая жителей города своим присутствием и вспышками фотокамер пресс-службы. На выходе со станции их ждал специальный автобус (новый, на газомоторном топливе), обклеенный надписями «Оплата проезда бесконтактными банковскими картами». Внутри Грефу с Миннихановым показали, как работает так называемая бескондукторная оплата проезда в красных автобусах — пока что ноу-хау для казанского городского транспорта. Гостям рассказали, что такую систему уже реализуют в Московской области — «быстро, удобно, выгодно». Легким взмахом мобильного телефона над «электронным кондуктором» (валидатором) — Греф и Минниханов успешно расплатились за проезд, но, судя по видеоролику, так никуда и не поехали. За кадром, по всей видимости, осталась демонстрация бортового компьютера водителя автобуса, который управляет системой. И этими данными ограничилась первая закрытая демонстрация новинки госбанка — проекта «Безналичный транспорт».

Впервые Сбербанк начал знакомить республику с безналичными благами цивилизации с 2015 года, когда в пилотном режиме был запущен проект «Безналичный Татарстан». В 2016 году NFC-устройством для бесконтактной оплаты с карты или телефона оборудовали один терминал, а через два года — все. С середины лета прошлого года все автобусы, троллейбусы и трамваи перевели на возможность оплаты не только транспортной, но и банковской картой.

На выходе со станции их ждал специальный автобус (новый, на газомоторном топливе), обклеенный надписями «Оплата проезда бесконтактными банковскими картами» На выходе со станции высокопоставленных лиц ждал специальный автобус, обклеенный надписями «Оплата проезда бесконтактными банковскими картами» Фото: president.tatar.ru

«у нас здесь и борьба за пассажиров, и еще мы должны ловить этих зайцев» 

Впрочем, никаких поручений по внедрению данной системы дано не было. Сами перевозчики крайне скептически оценивают ее работоспособность. Несмотря на проведенную для Грефа презентацию, такого ввода бескондукторной системы в Казани не предвидится, уверен директор ПАТП №3 Руслан Юсупов. Более того, к кондукторам возвращаются и в самой Москве: по словам директора, эксперимент не удался и в Первопрестольной. «И это при том, что Мосгордума подняла штрафы, создала специальную большую группу, которая ловит безбилетников. А в Казани нет ни контролеров, ни самой системы, ни штрафов», — говорит перевозчик. И дело тут не столько в менталитете, сколько в низких доходах населения, которые заставляют беречь каждую копейку.

«В Москве отказались от этой системы даже при том, что перевозчик там не обилечивает. Они работают по 220-му закону, где муниципалы платят за рейсы, за регулярность и за километр, и перевозчику абсолютно все равно, сколько он перевез пассажиров. И поэтому, кстати, там нет гонок и транспорт ходит как часы. И если зайцы ездят, то теряет не перевозчик, а бюджет Москвы. А у нас здесь и борьба за пассажиров, и еще мы должны ловить этих зайцев», — сокрушается директор ПАТП. Юсупов заметил, что система может быть внедрена только при фантастическом сценарии развития событий, и последствия от этого легко предсказать. «Сегодня они поставят эту систему, а завтра мы не соберем вообще денег. Придем в администрацию и скажем: „Денег нет, давайте поднимем билет до 100 рублей, потому что пассажиры куда-то делись“», — объясняет Юсупов. По его мнению, прежде чем внедрять подобные системы, следует привести в соответствие законодательство: поднять штрафы и дать перевозчикам возможность самими выявлять безбилетников. Кроме того, в случаях, когда кондукторы кладут деньги себе в карман в обмен на более дешевый проезд для пассажира, последнего также нужно наказывать, по аналогии с взяткой, считает перевозчик.