Заложником эпидемии китайского коронавируса стали пассажиры и экипаж круизного лайнера Diamond Princess. По данным японских властей, корабль вышел из порта Йокогамы 20 января, а вернулся обратно 3 февраля Заложником эпидемии китайского коронавируса стали пассажиры и экипаж круизного лайнера Diamond Princess. По данным японских властей, корабль вышел из порта Йокогамы 20 января, а вернулся обратно 3 февраля Фото: EPA/FRANCK ROBICHON/ТАСС

КОРОНАВИРУСНЫЙ КРУИЗ: семья из татарстана на инфицированном корабле

Заложником эпидемии китайского коронавируса стали пассажиры и экипаж круизного лайнера Diamond Princess. По данным японских властей, корабль вышел из порта Йокогамы 20 января, а вернулся обратно 3 февраля. По предварительным сведениям, источником вируса стал 80-летний пассажир из Китая, который сошел с корабля 25 января в Гонконге. Его госпитализировали, сейчас он проходит лечение. За несколько дней плавания он успел заразить 10 человек — австралийцев, американцев, филиппинцев, японцев и китайцев. Заболевших уже эвакуировали с корабля и отправили в больницы Японии, а их каюты продезинфицировали.

После возвращения лайнера в порт власти запретили ему бросать якорь, поставив корабль на карантин. По предварительной информации министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, с зараженными контактировали более 270 человек — всех их обследовали, но результаты анализов готовы не по всем пассажирам. 

Карантин на судне продлится 14 дней — таково требование японского минздрава. За это время планируется обследовать всех пассажиров и членов команды судна. «Гостям предоставляется бесплатный доступ в интернет и телефон, чтобы оставаться на связи со своей семьей и близкими, а экипаж судна работает, чтобы все гости чувствовали себя комфортно», — сообщается в пресс-релизе компании, эксплуатирующей лайнер. В компании обещали, что пассажиры не понесут никаких дополнительных расходов, в том числе на проживание и питание. Все ближайшие рейсы Diamond Princess, запланированные на 4 и 12 февраля, отменены. На фоне новостей о выявлении коронавируса на борту лайнера отправляются на карантин и другие суда. Например, в Гонконге не пустили в порт круизный лайнер World Dream, пока не проверят всех пассажиров.

На лайнере находятся более 3,7 тыс. человек, включая 1045 членов экипажа и 2666 пассажиров из 56 стран, в том числе из России На лайнере находятся более 3,7 тыс. человек, включая 1 045 членов экипажа и 2 666 пассажиров из 56 стран, в том числе из России Фото: предоставлено Олегом Щербаковым

На лайнере находятся более 3,7 тыс. человек, включая 1 045 членов экипажа и 2 666 пассажиров из 56 стран, в том числе из России. Изначально сообщалось только о двух россиянах, но, по уточненным данным посольства России, их число увеличилось до 24 человек. В их числе — четверо жителей Казани. Сейчас посольство РФ в Токио решает с японскими властями вопрос о продлении срока виз российских граждан, которые находятся на борту Diamond Princess.

Как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, в казанском Кремле в курсе сложившейся ситуации. «На данный момент от Роспотребнадзора не поступило официальных списков по находящимся на судне россиянам, — уточнила Галимова. — Как только список появится — он будет взят в работу». 

Собеседница издания добавила, что по всем санитарным нормам пассажиры судна в любом случае не смогут его покинуть до истечения срока карантина. «Если в последующем понадобится помощь, республика, безусловно, займется этим вопросом», — заверила Галимова.

Карантин на лайнере продлили на 14 дней, и туристический распорядок дня кардинально изменился. Были закрыты все магазины, бары, казино и кафе. Пассажиров попросили не покидать свои каюты Карантин на лайнере продлили на 14 дней, и туристический распорядок дня кардинально изменился. Были закрыты все магазины, бары, казино и кафе. Пассажиров попросили не покидать свои каюты Фото: предоставлено Олегом Щербаковым

«ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ И МИНИМИЗИРОВАТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ»

О том, как изменилась жизнь пассажиров лайнера с обнаружением на борту коронавируса, нашему корреспонденту рассказал один из его пассажиров — житель Казани Олег Щербаков. Он купил тур в компании Breeze Line на четверых человек — себя, супругу и двух дочерей, 15 и 19 лет. 4 февраля был запланирован вылет из Японии в Москву, оттуда — в Казань.

«3 февраля нам было объявлено, что 20 января на наш борт в порту Окинава сел пожилой человек, а 25 января у него обнаружили коронавирус, — рассказал Щербаков. — После этого закрыли корабль на карантин. С тех пор никто не может его покинуть, он дрейфует в океане вблизи японского порта Йокогама».

4 февраля специалисты карантинной службы провели обход пассажиров всех кают на предмет наличия у них симптомов коронавируса. «Всем объявили: если чувствуете недомогание — обращайтесь в медпункт», — добавил Щербаков. Эвакуация 10 заразившихся в больницы Японии была проведена с помощью вертолетов и катеров. «Сегодня утром я созванивался с ресепшеном, нам сообщили, что больных на корабле больше нет», — говорит наш собеседник.

Карантин на лайнере продлили на 14 дней, и туристический распорядок дня кардинально изменился. Были закрыты все магазины, бары, казино и кафе. Пассажиров попросили не покидать свои каюты и не поднимать панику. Коридоры и залы лайнера опустели. Внутри корабля теперь свободно перемещается только персонал в масках. «Завтрак у нас сегодня был в 14:30 — бутерброды и бутылка воды, — описал Щербаков. — В 17:00 нам принесли гамбургеры, чипсы и закуски. Все холодное. В 20:00 был горячий ужин. Причем никакую другую еду мы заказать не можем — ни чая, ни кофе, ни алкоголя. Вылет в Москву у нас был запланирован еще вчера, а сегодня утром стало понятно, что улететь мы не сможем еще долго». 

«Завтрак у нас сегодня был в 14.30 — бутерброды и бутылка воды, — описал житель Казани Олег Щербаков «Завтрак у нас сегодня был в 14:30 — бутерброды и бутылка воды», — описал житель Казани Олег Щербаков Фото: предоставлено Олегом Щербаковым

Полной изоляции все же не случилось, пассажирам корабля 3 февраля предоставили бесплатный доступ в интернет по Wi-Fi. Телефонная связь предоставлена, но она очень дорогая, и выйти и позвонить из каюты фактически невозможно. С родственниками и близкими Олег с супругой созваниваются через WhatsApp, у его дочерей также функционируют телефоны. «Сказать, что команда корабля наплевательски относится к нам, нельзя, они что-то делают — просят соблюдать меры безопасности, чаще мыть руки, предлагают помощь медикаментами нуждающимся, — перечислил Щербаков. — Панике мы не поддаемся, но хочется, чтобы это все поскорее закончилось. Хочется вернуться домой, минимизировать все затраты (уточнить стоимость своего тура Олег отказался — прим. ред.). У детишек настроение не особо веселое, да и у нас мысли лезут в голову тревожные, сами понимаете — оказаться на лайнере с потенциально больными людьми… Но мы взяли учебники, дети занимаются».

Несмотря на усилия команды, настроение пассажиров корабля близко к паническому. «Около 90 процентов — престарелые японцы, гонконгцы и австралийцы, жители Азии, официальный язык на корабле — английский и японский, — описал ситуацию собеседник издания. — Мы тут самая молодая компания. Всем остальным преимущественно за 70 и 80, есть инвалиды. С 7 утра у всех срываются перелеты, а это дело недешевое. Команда корабля пытается погасить панику…» 

По словам Щербакова, путевки в тур он приобретал у туроператора Breeze Line. «Но с их стороны не было попыток с нами связаться и как-то помочь, — добавил он. — Хотя руководитель компании говорил, что с пассажирами находится в тесном контакте. Может, с кем-то и общаются, но не с нами». 

Сергей Пасечник: «Конечно, каждый человек достоин того, чтобы о нем беспокоились, но это больше от него самого исходит» Сергей Пасечник: «Конечно, каждый человек достоин того, чтобы о нем беспокоились, но это больше от него самого исходит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На 15–20 процентов спрос упал, люди насторожились»

«Я не думаю, что туроператор должен это делать (проявлять заботу о клиенте в такой ситуации — прим. ред.), у него бывают тысячи клиентов, — рассказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор турагентства „Компаньон СП“ Сергей Пасечник. — Конечно, каждый человек достоин того, чтобы о нем беспокоились, но это больше от него самого исходит». 

По оценке Пасечника, туры в Азию стали в последнее время недорогими. «Раньше к Японии было такое относительно романтическое отношение как к малоизвестной стране, лет 10 назад организовать посещение туда становилось делом проблематичным, долго оформлялась виза, и это было трехдневное пребывание. А сейчас оно доступно, и наш человек забывает об опасностях, — констатировал собеседник издания. — По сравнению с круизами по Средиземному морю, где каждая парковка дает возможность прогуляться по городам, этот — скромный круиз, однообразный и скучноватый. Стоимость недельного тура туда в пределах 1–1,5 тысячи долларов. Смотря какой уровень комфорта. Есть и люксовые номера».

Эксперт добавил, что из-за коронавируса интерес к азиатским турам снизился. Клиенты турагентств подвержены пугающей информации, особенно те, кто с детьми путешествует. «На 15–20 процентов спрос упал, люди насторожились», — заключил он.