Андрей Полунин: «Сейчас такое время, что без выставок художнику очень сложно придется. Нужна узнаваемость, да и продажи, соответственно. Мои работы начали покупать с первой выставки» Андрей Полунин: «Сейчас такое время, что без выставок художнику очень сложно придется. Нужна узнаваемость, да и, соответственно, продажи. Мои работы начали покупать с первой выставки» Фото: Олег Спиридонов

«над собственным брендом надо работать изо дня в день»

— Андрей, вы впервые открыли свою персональную выставку? Как говорят организаторы площадки «АртСтена», у вас буквально за месяц купили 6 работ — довольно успешно для начинающего художника!

— На сегодняшний день это моя вторая по счету персональная выставка. А первая была проведена в Доме дружбы народов «Родник». Для начинающего художника устроить экспозицию очень сложно. В середине декабря у меня открылась выставка в ТРК «Торговый квартал» на площадке «АртСтена». Помочь с организацией экспозиции мне помогла идейный вдохновитель творческого пространства Юлия Стуликова. Благо в Челнах есть вдохновленные и неравнодушные к изобразительному искусству люди! Сейчас такое время, что без выставок художнику очень сложно придется. Нужна узнаваемость, да и, соответственно, продажи. Мои работы начали покупать с первой выставки. Это и сейчас несколько удивительно для меня, поскольку я начинающий художник. Материальный вопрос немаловажен — продажи нужны. На деньги с них художник не только живет, но и пишет свои последующие картины. Без этого никак.

«Цены на мои работы самые разные. Пока что я на старте и самая дорогая картина, которую я продал, стоила 20 тысяч рублей. А некоторые я продавал чуть ли не даром, за 3 тысячи рублей» «Цены на мои работы самые разные. Пока что я на старте и самая дорогая картина, которую продал, стоила 20 тысяч рублей. А некоторые я отдавал чуть ли не даром — за 3 тысячи рублей»

Цены на мои работы самые разные. Пока что я на старте и самая дорогая картина, которую продал, стоила 20 тысяч рублей. А некоторые я отдавал чуть ли не даром — за 3 тысячи рублей. Безусловно, живопись не должна быть дешевой, потому что это предмет искусства. А высокая цена — стимул для развития. Участие в выставках — это замечательно. Интересна и всегда неожиданна реакция людей. Порой я слышу настолько восторженные отзывы, что сам удивляюсь: неужели я такие картины написал, которые вызывают бурные эмоции? (Улыбается.)

— А вы на заказ делаете?

— Если честно, не люблю и не рисую. Пробовал — тяжело идет, через не хочу. Потому этого и не делаю. Видимо, природная лень заставляет меня рисковать и отказываться от заказов, чтобы быть свободным художником со свободным полетом мыслей и фантазии.

«Пять лет назад решил, что пора взяться за масло. Купил холст, подрамнник, краски, кисти и нарисовал свою первую картину — «Осенний еж». Этот «еж» меня и заставил взяться за кисть в последующем» «Пять лет назад решил, что пора взяться за масло. Купил холст, подрамник, краски, кисти и нарисовал свою первую картину — «Осенний еж». Этот еж меня и заставил взяться за кисть в последующем» Фото предоставлено Андреем Полуниным

— Каким образом продаете свои работы сейчас? Наверняка используете какие-нибудь онлайн-ресурсы для художников?

— Картины продаются разными путями: на выставках, через знакомых. В моем случает хорошо срабатывает сарафанное радио — кто-то кому-то рассказал, что есть такой художник, показал работы… Но основная часть реализуется через интернет. Есть так называемые онлайн-галереи — например, artsphera.ru, picture-russia.com, gallerix.ru. Я активно использую эти ресурсы. Также пробовал на зарубежные онлайн-галереи выставлять свои картины (saatchiart.com), но отдачи от первых нет, честно говоря…

— Получается, за пределами России пока ваших работ еще нет?

— Уже есть, чем я очень сильно горжусь. Но они были проданы с помощью российских онлайн-сервисов. Мои картины уже куплены жителями США, Италии, Германии, Китая, Израиля, Австралии. В России мои работы распространились от Санкт-Петербурга до Иркутска.

«Есть какие-то площадки в разных торговых центрах городов, есть городские и частные картинные галереи. Но, было бы замечательно, если бы была крупная специализированная площадка для художников» «Есть какие-то площадки в разных торговых центрах городов, городские и частные картинные галереи. Но было бы замечательно, если бы имелась крупная специализированная площадка для художников» Фото: Олег Спиридонов

— Как вы считаете, насколько хорошо развит арт-рынок в Татарстане?

— Я плохо знаю арт-рынок в республике. Он, конечно же, есть. Но, думается, пока слабо развит. Да, есть какие-то площадки в разных торговых центрах городов, городские и частные картинные галереи. Но было бы замечательно, если бы имелась крупная специализированная площадка для художников, которые только начали, например, или не планируют вступать в союз художников — свободные творцы, так сказать. Этим пространством мог бы стать художественный салон, где проходили бы выставки разных художников, сборные частные экспозиции. Также можно проводить там и литературные чтения, концерты. Необязательно только для каких-то именитых авторов, у них есть возможность выставлять свое творчество в городских культурных учреждениях. В Татарстане очень много талантливых и творческих людей. И для многих из них творчество — это хобби, не то, чем они зарабатывают на жизнь. Тем не менее их творчество высокого качества, если так можно выразиться.

«Выставки нужно проводить чаще, стремиться попасть в топовые арт-площадки страны, на онлайн-ресурсы выставлять свои работы, продвигать свои социальные сети, все средства хороши» «Выставки нужно проводить чаще, стремиться попасть на топовые арт-площадки страны, на онлайн-ресурсах выставлять свои работы, продвигать себя в соцсетях — все средства хороши» Фото: Олег Спиридонов

— Сейчас наступили такие времена, когда для достижения успеха мало иметь талант, необходимо уметь себя продвигать. Как вы считаете, к художникам это тоже относится?

— Да, сегодня художнику необходимо самому себя продвигать, никто за наc подобного не сделает. Талант запросто может остаться незамеченным, труд не будет оценен, не окажется комментариев и критики, а это настоящий застой, верная смерть любого творческого человека. Выставки нужно проводить чаще, стремиться попасть на топовые арт-площадки страны, на онлайн-ресурсах выставлять свои работы, продвигать себя в соцсетях — все средства хороши. Одним словом, над собственным брендом надо работать изо дня в день, развиваться, совершенствоваться — и тогда все получится!

«ЭТОТ ЕЖ МЕНЯ И ЗАСТАВИЛ ВЗЯТЬСЯ ЗА КИСТЬ»

«Талант запросто может остаться незамеченным, труд не будет оценен, не будет комментариев и критики, а это — настоящий застой, верная смерть любого творческого человека» «Талант запросто может остаться незамеченным, труд не будет оценен, не окажется комментариев и критики, а это настоящий застой, верная смерть любого творческого человека» Фото: Олег Спиридонов

— Андрей, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились? Есть ли у вас художественное образование?

— На самом деле все мое образование заканчивается средней образовательной школой. Все остальные знания, умения, навыки и профессии я приобретал самостоятельно.

— Чем вы занимались до того, как начали писать картины? Насколько нам известно, у вас за плечами большой опыт в графическом дизайне.

— Моя первая профессия — макетчик по эпоксидным смолам. Делал оснастку для автомобилей, в основном для КАМАЗа. В конце 90-х в Челнах стали появляться компьютеры. Эта тема меня очень заинтересовала. Решил изучить графический дизайн. Покупал книги, изучал графические программы и через несколько месяцев поменял профессию — устроился в рекламную фирму на должность дизайнера. В этом качестве стаж большой. Но буквально несколько месяцев назад решил полностью посвятить себя живописи. Потому уволился и стал свободным художником. На картины спрос хороший, меня такое занятие увлекает, что же еще нужно? Не это ли счастье?

«Все-таки живопись визуальна — в первую очередь для глаз, виденья. Иногда просто интересный образ, неизвестно откуда пришедший. Например, картина «Уличный клоун»» «Все-таки живопись визуальна — в первую очередь для глаз, виденья. Иногда просто интересный образ, неизвестно откуда пришедший. Например, картина «Уличный клоун» Фото предоставлено Андреем Полуниным

— Наверняка в детстве или юности у вас были какие-то предпосылки к творчеству? В какой момент вы решили писать картины?

— Живописью я увлекался со школы. Ездил самостоятельно в камазовскую библиотеку, брал книги о художниках, рассматривал репродукции. Сам рисовал постоянно, но не красками — просто карандашом. К живописи маслом я пришел гораздо позже… Пять лет назад купил холст, подрамник, краски, кисти и нарисовал свою первую картину — «Осенний еж». Этот еж меня и заставил взяться за кисть в последующем. Пришла неожиданно идея в голову, и захотелось воплотить ее в цвете на холсте.

— Где черпаете вдохновение?

— С идеями у меня никогда не было проблем. Откуда они берутся, для меня самого порой загадка. Стоит взять карандаш, как рука сама начинает рисовать. Иногда приходит в голову неожиданное сочетание слов и из него рождается картина. Толчком для нее может послужить что угодно — стихотворение, кино, погода, незнакомый человек на улице, облака и многое-многое другое. Идеи витают в воздухе.

«Я встаю перед чистым холстом, черкаю две-три линии и вижу будущую картину. Так бывает, что картина пишется за один день, а бывает и несколько дней» «Я встаю перед чистым холстом, черкаю две-три линии и вижу будущую картину. Так бывает, что она пишется за один день, а иногда и несколько дней» Фото: Олег Спиридонов

— В ваших картинах прослеживается некий мистицизм, изображения завораживают.

— Мне не очень нравится рисовать объекты так, как они выглядят в реальности. Порой изобретать гораздо интереснее… Даже и выдумывать не приходится — рука сама пишет так, как есть. Я просто вижу картины. Иногда бывает рассеянное состояние, когда хочешь рисовать, но не можешь сосредоточиться на какой-то одной мысли. Тогда я встаю перед чистым холстом, черкаю две-три линии и вижу будущую картину. Так бывает, что она пишется за один день, а иногда и несколько дней. Порой что-то приходится переделывать, когда работа не устраивает. А если мне самому не нравится, я не успокоюсь, пока не добьюсь нужного результата. Если настрой не тот или покинуло вдохновение, то стоит посмотреть картины других художников, как тут же самому хочется взяться за кисть.

«Картина «Выбирай свой путь» — я вложил в нее свой смысл — яблоко, как символ начала жизни на земле; Ева (женщина) — как непосредственный инициатор той жизни; Разноцветность яблок — как символ того, что есть множество вариантов (путей)» «В произведение «Выбирай свой путь» я вложил свой смысл: яблоко как символ начала жизни на земле, Ева (женщина) как непосредственный инициатор той жизни, разноцветность яблок как символ того, что есть множество вариантов (путей)» Фото предоставлено Андреем Полуниным

— Творчество каких именитых художников вам близко?

— Мне нравится Рембрандт, Левитан, Саврасов, Куинджи, Ван Гог, Лотрек, Эдгар Дега, Модильяни, Пикассо, Ботичелли, Рокуэлл Кент, Тамара де Лемпицка. Да и творчество еще многих других художников я признаю и глубоко уважаю. Всех не перечесть. Очень нравится смотреть картины современных авторов. Много интересного, неожиданного — живопись не стоит на месте, и это радует.

«В моих картинах есть элементы и кубизма, и постмодернизма, экспрессионизма, и т. д. Живопись так многообразна, что замыкать себя в некие рамки не хочется и не можется» «В моих картинах есть элементы и кубизма, и постмодернизма, и экспрессионизма, и так далее. Живопись так многообразна, что замыкать себя в некие рамки не хочется и не можется» Фото: Олег Спиридонов

— О вас говорят, что вы пишете в основном в экспрессивном сюрреализме? Объясните, пожалуйста, как вы видите этот жанр.

— Не могу сказать, что мои картины выполнены в какой-то определенной технике, едином стиле. В них есть элементы и кубизма, и постмодернизма, и экспрессионизма, и так далее. Живопись так многообразна, что замыкать себя в некие рамки не хочется и не можется. Все идет от сюжета, первоначальной идеи. Я и не задумываюсь, в каком стиле пишу свои картины. Но поиск всегда идет. Если есть возможность сделать что-то уникальное, надо ею воспользоваться. Один покупатель назвал мой стиль «позитивный мизерабилизм» — подходит. Но определение «экспрессивный сюрреализм» мне больше нравится — оно более точное, но все-таки приблизительное. Мои картины разные — по сюжету, стилю, технике, тем не менее узнаваемые, как говорят люди… Видимо, авторский стиль определяется в первую очередь индивидуальностью художника. Просто этот стиль надо найти в себе и развивать — ежедневная работа над собой и своей живописью. Мне нравится самая разнообразная живопись. Видимо, отсюда и нежелание или даже неумение писать в едином, строго определенном стиле.

«Картина «Ключ» — ключ — предмет, который открывает двери, но в то же время ключ — это загадка. Что там? Лица, словно, рожденные облаками повернуты к ключу. Каждый хочет понять и разгадать, что открывает этот ключ» «Картина «Ключ» — это предмет, который открывает двери, но в то же время он загадка. Что там? Лица, словно рожденные облаками, повернуты к ключу. Каждый хочет понять и разгадать, что он открывает» Фото предоставлено Андреем Полуниным

— Какие символы главные в вашем творчестве?

— Не всегда в картины вкладываю определенный смысл. Часто это бывает идея линий, форм — геометрия. Все-таки живопись визуальна — в первую очередь для глаз, виденья. Иногда просто интересный образ, неизвестно откуда пришедший. Например, картина «Уличный клоун». Тем не менее в каждом произведении есть смысл. Иногда он на поверхности, а бывает и спрятан. Я часто сталкивался с тем, что зритель мои картины видит и понимает по-своему. Это нормально. Не бывает одной точки зрения на такую сложную материю, как картина.

Например, в произведение «Выбирай свой путь» я вложил свой смысл: яблоко как символ начала жизни на земле, Ева (женщина) как непосредственный инициатор той жизни, разноцветность яблок и их разбросанность по холсту как символ того, что есть множество вариантов (путей) прожить свою жизнь… Белое яблоко включает в себя разноцветность всех яблок — особый путь (последовательность в их расположении по цвету нарушена специально — из-за сложности нахождения своего пути). Или картина «Ключ» — это предмет, который открывает двери, но в то же время он загадка. Что там? Лица, словно рожденные облаками, повернуты к ключу. Каждый хочет понять и разгадать, что он открывает. И для каждого это свое сокровенное, только для него присущее… А кто-то в данных картинах увидит свой смысл! (Улыбается.)