Как выяснил «БИЗНЕС Online» после общения с людьми из фигурного катания, Алина Загитова и Евгения Медведева получают в среднем 10 тыс. евро за выступление в иностранном шоу и 5 тыс. — в российском Как выяснил «БИЗНЕС Online» после общения с людьми из фигурного катания, Алина Загитова и Евгения Медведева получают в среднем 10 тыс. евро за выступление в иностранном шоу и 5 тыс. — в российском

ГДЕ ЦЕНЯТ ПОСТАНОВКУ, А ГДЕ ГРОМКИЕ ИМЕНА

Сегодня фигурное катание в России — на пике популярности: соревнования собирают миллионную телеаудиторию, обгоняя по рейтингам футбол и хоккей, а в соцсетях любой инфоповод становится темой для обсуждений номер один. Тем не менее призовые за соревнования и зарплаты фигуристов даже самого высокого уровня крайне невысоки, если сравнивать их с другими видами спорта. Победа в финале Гран-при сделает фигуриста богаче на $25 тысяч. Сопоставимые деньги можно заработать на одном-двух выступлениях в шоу, которые оставались и остаются основным источником дохода для топовых фигуристов.

Как выяснил «БИЗНЕС Online» после общения с людьми из фигурного катания, Алина Загитова и Евгения Медведева получают в среднем 10 тыс. евро за выступление в иностранном шоу и 5 тыс. — в российском. Подчеркиваем: это не точные данные по гонорару фигуристок в каком-либо из шоу, а рыночная стоимость спортсменок. Загитова получает большой гонорар  в шоу Татьяны Навки, которая в этом году основательно взялась за «Спящую красавицу», и совсем незначительную сумму на шоу своего тренера Этери Тутберидзе «Чемпионы на льду». Многих может удивить, что фигуристки оцениваются одинаково — после Пхенчхана СМИ и болельщики всеми силами пытались столкнуть их лбами и вывести кого-либо на первый план. Разницу между Россией и Европой с Азией можно объяснить, что за границей предпочитают делать ставку не на постановку, а на громкие имена, соответственно, готовы больше платить звездам.

Менее затратны для шоу Анна Щербакова, Алёна Косторная и Александра Трусова. Чаще всех в иностранных проектах участвует Косторная Менее затратны для шоу Анна Щербакова, Алена Косторная и Александра Трусова. Чаще всех в иностранных проектах участвует Косторная

ЩЕРБАКОВА, КОСТОРНАЯ, ТРУСОВА И ДРУГИЕ

Менее затратны для шоу Анна Щербакова, Алена Косторная и Александра Трусова. Несмотря на то что у молодых звезд группы Тутберидзе нет конкурентов в этом сезоне, их гонорары меньше, чем у Загитовой и Медведевой, почти в два раза, уточнили наши источники. В России ни у одной из тройки не было мощного контракта на шоу. Больше всего потенциала в этом направлении у Щербаковой. По информации «БИЗНЕС Online», этой зимой за нее боролись несколько крупных игроков российского рынка, но не смогли договориться с «Самбо-70», где тренирует Тутберидзе.

Чаще всех в иностранных проектах участвует Косторная. Причин несколько: возраст (она почти на год старше своих подруг по группе), манера катания (показывает очень интересные образы на льду), а также последние успехи на международной арене. Алена выиграла в финале Гран-при и на чемпионате Европы. «Королева четверных» Трусова штурмует мировые рекорды и Книгу рекордов Гиннеса, но не шоу. Возможно, потому что она делает ставку на сложные по технике элементы, которые не всегда разрешают в постановках из-за высоких рисков. Продолжает оставаться популярной и Елизавета Туктамышева. За одно выступление за границей она получает в районе 5–6 тыс. евро. В сезоне 2019/20 ее доходы от шоу перевалили за несколько миллионов рублей.

Контракты зависят от конкретного вида. Так, парники и танцоры получают в два-три раза меньше (на одного человека), чем одиночники — и мужчины, и женщины. Это связано с низкой популярностью этих видов в Японии, где самые большие контракты. В парном катании наиболее востребованы Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Помимо спортивных успехов, у пары, как правило, очень яркие показательные выступления, которые хорошо подходят под формат ледовых шоу. В танцах из российских дуэтов на международной арене интересны только Виктория Синицина и Никита Кацалапов, Александра Степанова и Иван Букин.

В парном катании наиболее востребованы Евгения Тарасова и Владимир Морозов В парном катании наиболее востребованы Евгения Тарасова и Владимир Морозов

ДОХОДИТ ДО СУДА

Тема гонораров в последнее время вызывает много обсуждений и споров. Большой резонанс вызвала публикация «Аргументов и фактов», где были приведены суммы контрактов Загитовой и Медведевой. По данным издания, Алина за один выход на лед в «Спящей красавице» Навки получает около $10 тыс., а Медведева — 150 тыс. рублей ($2,5 тыс.) в «Волшебнике стране Оз» Ильи Авербуха, что почти в 5 раз меньше. На «АиФ» грозился подать в суд Авербух. Его недовольство обосновано: 150 тыс. рублей — это средняя сумма, которую Авербух платит своим артистам, а не гонорар Медведевой. Как уточнил наш источник, близкий к фигуристке, Евгении заплатили чуть больше средней рыночной цены, в районе 6–7 тыс. евро. $10 тыс. же — это сумма контракта Загитовой на шоу Art On Ice в Швейцарии, а не на «Спящей красавице».

Порядок гонораров на шоу Навки можно узнать из портала Единой информационной системы, данные из которого недавно привел Sports.ru. Заказчиком шоу выступил «Росконцерт». За 22 спектакля государственная организация выплатила замначальнику отделения «Хрустальный» (катка, где тренируется Тутберидзе) Эдуарду Аксенову 8 млн рублей. Это 363 тыс. рублей за один выход — порядка 5 тыс. евро, что соответствует средней стоимости выступления Загитовой в России. Почему договор составлен на администратора группы Тутберидзе Аксенова  — остается гадать. Видимо, дело в наличии у него статуса индивидуального предпринимателя.

Татьяна Навка Татьяна Навка

СЕЗОН ЧЕСА

Говоря о финансовой стороне вопроса, важно оценивать еще и налоги: они крайне отличаются, в зависимости от страны, и порой доходят до половины от суммы. Поэтому фигуристы часто идут на юридические хитрости. Контракты, как правило, сложные, где итоговая сумма серьезно отличается от базовой ставки, в них прописаны высокие премиальные, а статус спортсмена чаще всего — индивидуальный предприниматель, поскольку в этом случае налоги меньше, чем для артистов.

В контрактах часто бывают дополнительные условия: так, многие организаторы прописывают необходимость исполнения тройных и четверных прыжков, а также штрафуют за падения. Как правило, таких пунктов нет в условиях главных звезд шоу, но их часто используют в дополнительных промоакциях: автограф-сессиях, рекламных роликах, съемках баннеров. Отказ наказывается пенни и штрафом.

Илья Авербух Илья Авербух

Самые прибыльные шоу — в Японии. Также высокий доход — в топовых представлениях Европы (Art On Ice, ледовые постановки Италии) и в шоу корейской фигуристки Ким Ю На. Заработок в Северной Америке был высоким в начале века, но в последнее время упал вниз. Высокобюджетных шоу все меньше, а звезды фигурного катания предпочитают выбирать Европу и Японию.

Самый прибыльный период для шоу в мире — конец марта – апрель. В это время у фигуристов начинается отпуск после чемпионата мира, последнего важного старта в сезоне, и у них меньше проблем с согласованием дат шоу. Проходят самые масштабные представления планеты — Art On Ice, Stars On Ice, Fantasy On Ice. В этом году звезды группы Тутберидзе, скорее всего, пропустят важные японские коммерческие выступления, так как будут выступать в России в те же даты. Сразу после ЧМ, 29 марта, будет шоу федерации фигурного катания в Москве, в котором участвуют фигуристы сборной, а затем, 30 марта, 3 и 9 апреля, в Казани, Санкт-Петербурге и Перми пройдет шоу Тутберидзе «Чемпионы», где будет выступать вся ее группа.

Новогодние ледовые шоу — исключительно российская забава. В Европе, Америке и Японии на Новый год такого нет. Во-первых, в середине зимы проходят национальные и отборочные старты, самые волнительные для фигуристов. Во-вторых, в странах Запада нет таких долгих новогодних каникул, чтобы рассчитывать на дополнительную аудиторию, которая ищет, чем себя занять.