Михаил, директор Высшей школы ИТИС КФУ: «Моя задача — развитие института, и теперь надо уделять время всем: студентам, преподавателям, административному персоналу» Михаил Абрамский, директор Высшей школы ИТИС КФУ: «Моя задача — развитие института, и теперь надо уделять время всем: студентам, преподавателям, административному персоналу» Фото: Сергей Елагин

«НАМ УДАЛОСЬ ПОСТРОИТЬ ТАКУЮ ЭКОСИСТЕМУ, В КОТОРОЙ ЛЮДИ РЯДОМ МОТИВИРУЮТ ТЕБЯ РАСТИ»

— Михаил, 1,5 месяца назад вас назначили на должность директора Высшей школы ИТИС КФУ. Как поменялась ваша жизнь с назначением?

 Очень сильно, ведь до назначения я занимался больше педагогической деятельностью, а сейчас, разумеется, сфокусировался на управленческой. Хотя в прошлом я уже имел дело со стратегическим планированием в качестве руководителя образовательной программы в ИТИСе, но сейчас у меня совершенно иной уровень ответственности. Моя задача — развитие института, и теперь надо уделять время всем: студентам, преподавателям, административному персоналу.

— У вас уже есть стратегия развития института? 

 В основном я буду продолжать вектор, заложенный моим предшественником Айратом Хасьяновым. Он архитектор всего, что мы имеем сейчас. Одна из наших главных задач сегодня, которую я вижу, — быть проводниками идей цифровизации, цифровых технологий для широких масс.

«ИТИС — это, прежде всего, студенты. Сейчас их практически 1000 человек. Нам важно создавать и поддерживать для них такие условия, в которых им хочется развиваться» «ИТИС — это прежде всего студенты. Сейчас их практически 1000 человек. Нам важно создавать и поддерживать для них такие условия, в которых им хочется развиваться» Фото: медиаслужба КФУ

— А что такое ИТИС сегодня?

 ИТИС — это прежде всего студенты. Сейчас их практически 1000 человек. Нам важно создавать и поддерживать для них такие условия, в которых им хочется развиваться. Также ИТИС — это место, где готовят профессионалов своего дела, которые не просто обладают определенным уровнем знаний и навыков, а готовы, приходя в IT-компании, менять индустрию изнутри. У нас довольно молодой коллектив преподавателей-практиков, которые на одной волне со студентами. Нам удалось построить такую экосистему, в которой люди рядом мотивируют друг друга расти, независимо от их роли — студент это или сотрудник.

— Правда ли, что студенты ИТИС максимально сфокусированы на учебе и у них не остается свободного времени?

 Ребята действительно уделяют учебе много времени. А учиться у нас, конечно же, сложно, но так и должно быть. Когда учиться легко, результатов не будет. Но я уже говорил, что мы стараемся создавать условия, при которых студентам нравится учиться. У нас есть механизмы, облегчающие этот процесс. Например, институт студенческих кураторов или система тьюторства, где старшекурсники по собственной инициативе помогают студентам младших курсов со сложными для них темами. Мы также ценим и поощряем внеучебную деятельность, стараемся поддерживать студентов в ней. Например, у нас есть ITIS Music*. Это своеобразная музыкальная лаборатория, где ребята собираются, учатся играть на музыкальных инструментах, экспериментируют, организуют музыкальные мероприятия. Вообще, у наших студентов много достижений. Например, в этом году студент четвертого курса Владислав Каширин стал лауреатом конкурса «Студент года Республики Татарстан» в номинации «Спортсмен года». Он давно и успешно занимается большим теннисом и в то же время развивает собственные проекты. Также у нас, например, учится Гузель Мусина, завоевавшая титул «Мисс Казань – 2018». Она успешно совмещает модельную карьеру и учебу, являясь при этом квалифицированным front-end**-разработчиком. И таких примеров у нас много.

«ИТИС — это место, где готовят профессионалов своего дела, которые не просто обладают определенным уровнем знаний и навыков, а готовы, приходя в IT-компании, менять индустрию изнутри» «ИТИС — это место, где готовят профессионалов своего дела, которые не просто обладают определенным уровнем знаний и навыков, а готовы, приходя в IT-компании, менять индустрию изнутри» Фото: медиаслужба КФУ

ТАК ЛИ НУЖНО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В IT?

— Глобальный тренд сегодня — цифровизация. Очевидно, что без нее уже никак во всех сферах. Насколько, по вашему мнению, университеты готовы к переменам и как им подстраиваться под новые условия?

 Образованию всегда необходимо смотреть во все стороны: оглядываться назад, брать прошлый успешный опыт и не повторять сделанных ошибок; смотреть вперед и предсказывать, как и куда изменится индустрия и мир в целом, какие технологии будут актуальны в будущем. Но надо не забывать и про настоящее. Стремительные перемены происходят во всех сферах, и перед университетами стоит задача выпускать специалистов, готовых к современным реалиям и в то же время способных переобучаться. Процесс обучения не заканчивается при получении диплома, а фактически идет всю жизнь.

Если говорить про организацию образовательного процесса, сейчас глобальный тренд — это онлайн-образование. Мы в следующем учебном году планируем запуск дистанционных образовательных программ. Онлайн-курсы позволяют десяткам тысяч студентов из разных уголков мира получать знания, так мы планируем расширять наш контингент обучающихся.

«Образованию всегда необходимо смотреть во все стороны: оглядываться назад, брать прошлый успешный опыт и не повторять сделанных ошибок; смотреть вперед и предсказывать, как и куда изменится индустрия и мир в целом»Фото: медиаслужба КФУ

—  Сейчас на рынке довольно много предложений от коммерческих компаний, которые за полгода обещают сделать IT-специалиста из любого. Ощущается ли конкуренция с этой стороны и есть ли еще смысл получать высшее техническое образование?

 В последнее время бывают случаи, когда нам становится сложно убедить студента из IT, что высшее образование ему нужно. Ведь он уже на втором курсе способен выполнять задачи в индустрии, зарабатывая этим деньги. На данном этапе иногда студентам кажется, что цель выполнена и можно покинуть университет. Я даже специально стал собирать список причин, по которым такого делать не стоит. Одна из них, что университет — это место, где студент имеет право на ошибку, где можно и нужно экспериментировать, анализировать получаемый опыт и приступать к новым проектам. В индустрии наличие у сотрудника неограниченного права на ошибку во имя опыта — это роскошь.

«Спрос на цифровые компетенции во многих сферах будет только расти. Как я сказал,  специалистам разных отраслей уже сейчас необходимо разбираться в цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособными» «Спрос на цифровые компетенции во многих сферах будет только расти. Как я сказал, специалистам разных отраслей уже сейчас необходимо разбираться в цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособными» Фото: медиаслужба КФУ

— Значит ли такой повышенный спрос на цифровые компетенции, что всем срочно нужно переучиваться на разработчиков?

 Безусловно, спрос на цифровые компетенции во многих сферах будет только расти. Как я сказал,  специалистам разных отраслей уже сейчас необходимо разбираться в цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособными. Но не всем понадобится высшее техническое образование для этого. У нас, в Высшей школе ИТИС, проводятся программы дополнительного образования по Enterprise***-разработке, тестированию и так далее для тех, кто хочет начать разбираться в IT и попробовать себя в этой сфере.

Здесь, кстати, нельзя не сказать про магистратуру. Она не так популярна у нас в стране, особенно в сфере IT. Однако  магистратура — это шанс глубже погрузиться в IT-сферу или даже переквалифицироваться. Нередко на магистерские программы к нам поступают из других сфер: экономики, юриспруденции и других направлений. Эти два года для них — шанс получить те самые компетенции цифровой экономики, которые сейчас нужны каждому. В магистратуре Высшей школы ИТИС сейчас представлены четыре образовательные программы: разработка информационных систем, интеллектуальная робототехника, технологии виртуальной и дополненной реальности и цифровые технологии в финансовой сфере (FinTech****). Последняя программа реализуется нами совместно с ООО «Ак Барс Банк», на ней обучаются его сотрудники. Это как раз пример освоения цифровых компетенций, необходимых для профессионального роста современных кадров.