Закончилась двухлетняя судебная тяжба между Нижнекамской ТЭЦ «Татнефти» и «Нижнекамскнефтехимом», которые рядились из-за цен на тепловой пар. Как только комитет по тарифам перестал их регулировать в 2018 году, стороны разругались: НКНХ отказался переписать договор, но убыточная ТЭЦ «Татнефти» доказала его неправоту и получит компенсацию в 78 млн рублей, хотя изначально компания требовала 176 миллионов. Возможно, с обеих сторон будут апелляции.
27 декабря Арбитраж Татарстана вынес решение по разбирательству о поставках теплового пара от Нижнекамской ТЭЦ «Татнефти» «Нижнекамскнефтехиму»
почем нагрели «нижнекамскнефтехим»?
Как стало известно «БИЗНЕС Online», завершился один из многочисленных судебных процессов между энергогигантами Татарстана — ТАИФом и «Татнефтью». 27 декабря Арбитраж Татарстана вынес решение по разбирательству о поставках теплового пара от Нижнекамской ТЭЦ «Татнефти» «Нижнекамскнефтехиму». Согласно этому решению, предприятие ТАИФа обязано выплатить ТЭЦ «Татнефти» 78 млн рублей. Пока что никаких апелляций на документ не поступало.
«БИЗНЕС Online» подробно освещал суть конфликта. Крупный производитель каучуков и пластиков «Нижнекамскнефтехим» питается сразу от двух теплоэлектростанций: Нижнекамской ТЭЦ и Нижнекамской ТЭЦ-1, принадлежащей ТГК-16 ТАИФа. Для энергетической безопасности объекта перетоки энергии идут из одной станции в другую, они также поддерживают друг друга резервами. То же самое касается и поставок тепла, вокруг которых разгорелся спор. Нижнекамская ТЭЦ посчитала, что НКНХ недоплачивал ей за горячий пар серьезные суммы — порядка 20–30 млн рублей ежемесячно — в течение целых 8 месяцев 2018 года, с января по август. И подала иск в арбитраж.
Как это произошло? Конфликтующие стороны заключили договор о поставках в 2015-м. Как пояснили нам в госкомитете по тарифам Татарстана, до 2018 года тариф на поставки тепла между двумя энергогигантами полностью регулировало государство. А стало быть, и споров быть не могло — существовал своего рода арбитр. С 2018 же года комитет по тарифам устанавливает тариф по согласованию с самими снабжающими-получающими организациями, а с 2019-го цену и вовсе назначают участники рынка самостоятельно. Получив возможность играть ценами, ТАИФ и «Татнефть» моментально заспорили.
Еще осенью 2017 года ТЭЦ предложила партнеру пересмотреть договор о поставках по ценам. И рекомендовала следующие цифры: за первое полугодие 2018-го — 915,89 рубля/Гкал (без НДС), за второе полугодие — 961,03 рубля/Гкал (без НДС). НКНХ не отреагировал, предпочтя оставить договоренности на прежних условиях, и подкрепил это решение тем фактом, что предприятие может приобретать тепловую энергию по более низким тарифам у «родственной» «ТГК-16». Тогда Нижнекамская ТЭЦ предложила цену существенно ниже — 702,29 рубля/Гкал и 745,33 рубля/Гкал, но при условии существенного увеличения годового потребления. Но эти условия НКНХ также не устроили. В итоге перед ключевым 2018 годом договор оказался не согласован, а уже в начале февраля Нижнекамская ТЭЦ осталась недовольна оплатой и предъявила партнеру претензию на 30 млн рублей, в очередной раз предложив изменить договор. Безуспешно.
Так что Нижнекамская ТЭЦ решила внести изменения в договор через суд. Поставщик пара заявил, что его фактические расходы при производстве тепловой энергии составили 797,85 рубля/Гкал (без НДС), а оптимальной ценой счел 915,89 рубля/Гкал и 961,03 рубля за гигакалорию. А значит, рассчитала ТЭЦ, НКНХ недоплатил ей порядка 176 млн рублей с учетом процентов за пользование деньгами. В свою очередь, «Нижнекамскнефтехим» выкатил ТЭЦ «Татнефти» встречный иск, в котором изложил свои договорные предложения: рост цены на 4% от стоимости 2017 года, то есть в рамках обычного, что предлагает комитет по тарифам с учетом социальных ожиданий. А именно: на тепловую энергию (пар свыше 13 кгс/куб. см) в первом полугодии 2018-го — 705 рублей/Гкал, со второго полугодия — 745,05 рубля/Гкал; на теплоноситель (химически обессоленная вода) в первом полугодии 2018 года — 46,4 рубля/куб. м, со второго полугодия — 48,48 рубля/куб. метр.
Цифра официально признанной задолженности «Нижнекамскнефтехима» получилась не той, что изначально мечтала видеть ТЭЦ, а поделенная примерно пополам: вместо 176 млн — около 78 млн рублей
вшэ посчитала тарифы
Дальше шли судебные экспертизы — в течение двух лет их состоялось две. Привлеченные эксперты изучали рыночность тарифов в промзоне Нижнекамска. Это оказалось непростым делом, ведь раньше тарифы устанавливало государство, а рентабельность каждой ТЭЦ в регионе уникальна. Относительно Нижнекамской ТЭЦ ситуация особенная, ведь она в последние годы генерирует большие убытки. Так, в 2018-м при выручке в 5,5 млрд рублей ТЭЦ получила чистый убыток в 99,7 млн, а в 2016 и 2017 годах он достигал 728 и 412 миллионов. Показатели 2019-го еще не публиковались, и в «Татнефти», куда «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием, их не раскрыли. Но, если судить здраво, ТЭЦ не с чего выйти на прибыль — помимо всего прочего, в прошлом году она проиграла и спор о перекройке тепловой схемы Нижнекамска, в котором стремилась увеличить свои объемы отгрузок в город.
Над второй, более подробной экспертизой трудились аж 8 привлеченных экспертов из Высшей школы экономики (к слову, исследование обошлось в 2,4 млн рублей). Эксперты подчеркнули: каждая ТЭЦ уникальна и сравнивать тарифы разных ТЭЦ нецелесообразно, да и никаких четких методик формирования рыночной цены здесь нет. Эксперты лишь постарались, применяя все свои знания, учитывать баланс интересов двух сторон и считают, что с задачей справились.
Ученые предоставили суду несколько важных цифр. Во-первых, первоначальные желаемые «Татнефтью» суммы — 915,89 рубля/Гкал и 961,03 рубля/Гкал — эксперты назвали экономически необоснованными. (Видимо, попросту завышенными.) Во-вторых, постановили, что в конкретном случае экономически обоснованной среднегодовой ценой будет 750,55 рубля/Гкал: в первом полугодии 2018 года — 740,33 рубля/Гкал, во втором полугодии 2018-го — 761,86 рубля за гигакалорию. То есть нечто среднее между теми тарифами, о которых спорили энергогиганты, но так или иначе выше тех, по которым заплатил НКНХ. Другой же показатель — фактическую экономически обоснованную, так называемую свободную цену ООО «Нижнекамская ТЭЦ» — они определили в том же размере, как и просила ТЭЦ, то есть 797,85 рубля/Гкал (без НДС) или 941,46 рубля/Гкал (с НДС). Это показатель фактически понесенных затрат.
И именно последнюю цифру взял за основу своего конечного расчета судья. «Суд полагает верным применение цены за тепловую энергию в размере 797,85 рубля за гигакалорию (без НДС), полученной по итогам анализа фактических затрат», — сказано в документе. Так что цифра официально признанной задолженности «Нижнекамскнефтехима» получилась не той, что изначально мечтала видеть ТЭЦ, а поделенной примерно пополам: вместо 176 млн — около 78 млн рублей. Ее-то и постановил выплатить суд.
Как сообщили два источника в энергосфере, решением должна быть больше недовольна «Татнефть», нежели ТАИФ
кто остался недоволен
«БИЗНЕС Online» направил и «Нижнекамскнефтехиму», и «Татнефти» запросы на комментарий по исходу суда. Обе компании предпочли воздержаться. Не смогла редакция выяснить и момент, на каких условиях идут поставки от Нижнекамской ТЭЦ на НКНХ на сегодняшний день. Переписан ли злополучный договор? Пока ответа нет.
Однако, как сообщили два источника в энергосфере, решением должна быть больше недовольна «Татнефть», нежели ТАИФ. Со стороны ТАИФа решение выглядит соломоновым — конечные цифры оказались ровно посередине между теми, что хотели видеть конфликтующие стороны. Понятное дело, что для «Нижнекамскнефтехима» такие выплаты некритичны. В более уязвимом положении — ТЭЦ, которая теоретически может закрыть судебной компенсацией целый годовой убыток. Но, по нашим данным, пока обе компании взяли тайм-аут и раздумывают, продолжать ли тяжбу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.