Предлагаемые поправки к Конституции РФ, а также процедура их обсуждения и принятия вступают в противоречие и фактически приводят к пересмотру ряда положений глав 1, 2 и 9 Основного Закона страны, заявила юрист, профессор кафедры конституционного права и местного самоуправления ВШЭ Елена Лукьянова. По ее словам, Федеральное Собрание не может рассматривать поправки — их нужно принимать по иной процедуре, установленной в Конституции.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Лукьянова отмечает, что внесенный законопроект о поправках, принятый Госдумой в первом чтении, вступает в противоречие с процедурой, предусмотренной федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» №33-ФЗ, и с 9-й главой Конституции.

«Ни Конституцией, ни указанным законом не предусмотрена возможность создания какой-либо конституционной комиссии, равно как и проведения народного голосования „по одобрению“. Все эти мероприятия, финансирование которых к тому же ложится на плечи налогоплательщиков, не имеют ничего общего с процедурой внесения поправок в Основной Закон страны и откровенно противоречат положениям его 9-й главы», — пишет Лукьянова в тексте для Forbes.

Профессор указала, что при внесении проекта поправок к Конституции в ГД было нарушено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 3 ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». В соответствии с ней вместе с проектом закона о поправке к Конституции представляется обоснование необходимости принятия данной поправки.

«Никакого обоснования не содержит пункт пояснительной записки о том, что к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного суда Российской Федерации, судей Верховного суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Эта фраза — всего лишь повторение самого содержания поправки. Причина и необходимость сокращения числа судей Конституционного суда не обоснована вообще. Таким образом, процедура не соблюдена», — считает юрист.

Профессор кафедры конституционного права и местного самоуправления ВШЭ отметила, что проект поправок де-факто включает прокуратуру и судебную власть, в том числе Верховный и Конституционный суды, в вертикаль президентской власти. Предлагаемые изменения, по ее словам, понижают статус правительства и его председателя, а силовой и международный блок правительства «превращается в часть президентского офиса, не подотчетный парламенту».

«Для понимания конструкции следует помнить, что Совет Федерации в России — не избираемый орган: 55 процентов его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45 процентов делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции», — говорится в тексте.