2011.03.27. Голландия. Кармен. Владимир Васильев - Цунига, Кармен - Анжелина Швачка 27.03.2011. Голландия. «Кармен». Цунига — Владимир Васильев, Кармен —  Анжелина Швачка

«В КАЗАНИ УДАЛОСЬ ПОКАЗАТЬ ВСЕ ТРИ МОИ СПЕКТАКЛЯ»

— Владимир, вы родились и выросли в Набережных Челнах и уже 20 лет живете и работаете в Казани. Что изменилось в вашей жизни за это время и оправдались ли ваши надежды с переездом в большой город?

 Надо же, действительно, в 2020 году исполняется 20 лет, как я поступил учиться в Казанскую государственную консерваторию. Данное событие стало поворотным в моей жизни: это и переезд в другой город, и иной круг общения, и новая профессия, и позже работа в филармонии, в оперном театре, и участие в конкурсах, и гастроли по России и за рубежом — всего не перечислить. Но я всегда помню о том, что основа была заложена здесь, в родном городе Набережные Челны, где живут мои родители, где я создал семью, родился мой первый сын, куда возвращаюсь к своим родным и близким. К счастью или к сожалению, переезд был вынужденной мерой. Ведь ближайшая консерватория, где я мог овладеть специальностью оперного певца, находилась только в Казани. Мне повезло: эти два 10-летия оказались для меня временем творческого вдохновения, роста и самореализации.

— То есть если бы в Челнах была консерватория, вы бы остались?

 Возможно. Но ведь тогда в Челнах нужно было бы открыть и оперный театр, и филармонию. А что дальше? Как говорится, аппетит приходит во время еды. Здесь ведь точечными решениями не поможешь, если уж решать вопрос, то нужно подходить комплексно. И так в любой сфере, не только в искусстве. Но справедливости ради надо сказать, что в последние годы вопросам культуры в республике уделяется должное внимание, и не только в Казани. В Челнах, например, еще в 2005-м открыли уникальный Органный зал с потрясающей акустикой. Насколько я знаю, решаются вопросы о зданиях Татарского драматического театра, театра «Мастеровых», театра кукол.


— С увеличением количества театров нужно будет решать вопрос и с наполняемостью залов. Как это происходит в Казани?

— Поверьте, театров много не бывает. У людей должен быть выбор. Помню, я удивленными глазами смотрел на каждый вновь открывавшийся гипермаркет в Казани — ну куда еще, кто будет ходить в эти магазины, удивлялся я. А ТЦ все продолжают строить. Со зрителем так же. А наполняемость зала зависит не всегда от публики, иногда даже больше от грамотного менеджмента, интересного репертуара и качественного представления театра.

— Только что завершились новогодние праздники, а вместе с ними и новогодние спектакли, которые вы представили 2, 3 и 4 января на сцене Органного зала в Набережных Челнах. Но уже за месяц ни на сайте, ни в кассе достать билеты было невозможно.

— Да, к счастью, все билеты в Набережных Челнах, да и в Казани, раскупили задолго до представления. Меня это очень радует, значит, наши проекты вызывают интерес у зрителей.

Музыкальный спектакль «Новогодние приключения Буратино» Музыкальный спектакль «Новогодние приключения Буратино»

— Два года назад вы привозили в Органный зал «Нехочуху». Что было на этот раз?

— В этом году мы вновь решили порадовать юных зрителей встречей с музыкальным спектаклем «Новогодние приключения Буратино», который я поставил пять лет назад, и новой постановкой «Бременские музыканты», премьера которой состоялась в Казани, на сцене Татарской государственной филармонии им. Тукая, 21 декабря. В Казани удалось показать все три мои спектакля. Это был своего рода новогодний фестиваль детских спектаклей режиссера Владимира Васильева.

— Пять лет — это серьезный экзамен на прочность. Как вы пришли к режиссуре, ведь еще недавно мы знали вас только как оперного певца?

— Честно сказать, до некоторых пор я и подумать об этом не мог. Ведь режиссура — особый мир взаимоотношений с артистами, со зрителем, с самим собой, тем материалом, который ты воплощаешь в жизнь. Это очень ответственно, волнительно, но безумно интересно и захватывающе. Будучи оперным певцом, создавая тот или иной образ в спектакле, я невольно становился не только исполнителем, но и сотворцом этого действа. Но, помимо исполнительства, мне всегда было интересно наблюдать за волшебством и таинством создания спектакля в целом. В 2015 году я осмелился покорить и эту вершину творчества, создать и поставить свой первый спектакль «Новогодние приключения Буратино».

«с каждым годом людей все тяжелее удивить чем-то новым»

Спектакль «Бременские музыканты» Спектакль «Бременские музыканты»

— Почему в этом году для постановки вы выбрали «Бременских музыкантов»?

— Во-первых, в 2019-м исполнилось ровно полвека с момента выхода на голубые экраны легендарного мультфильма «Бременские музыканты», где прозвучали популярные и всеми любимые песни Геннадия Гладкова. Во-вторых, я всегда выбираю те сказки, которые мне самому нравятся с детства и обязательно несут воспитательный момент. Многое из того, что мы видим сегодня по телевизору, часто вызывает у меня недоумение… Здесь, мне кажется, нужен более строгий контроль. А в-третьих, и тут ошибся очень сильно, я думал, что поставить этот спектакль будет очень просто.

Спектакль «Нехочуха» Спектакль «Нехочуха»

— В чем вы ошиблись?

— Дело в том, что для первых двух спектаклей, «Новогодние приключения Буратино» и «Нехочуха», пусть и с известными персонажами, я сам писал сюжет, развитие, интригу, связки. В этом году решил немного облегчить себе задачу и взять готовый классический сценарий по клавирам Василия Ливанова и Юрия Энтина 1972 и 1984 годов, понятно, что со своей интерпретацией. Проект заявлен, обратной дороги уже не было. Но я не рассчитал, что все герои — поющие. А где их столько взять? Кроме того, у отдельных персонажей много текста (у Короля) или пения (Трубадур, бременские музыканты), а у нас обычно проходит 3–4 представления в день — как они выдержат? В третьих, текст связан между отдельными героями настолько плотно, что количество репетиций пришлось увеличить, чтобы в срок подготовиться к премьере. В-четвертых, декорации, реквизит и костюмы должны были соответствовать ожиданиям зрителя, узнаваемы — как все это обеспечить? Многое пришлось делать своими руками: декорации, реквизит, видео- и звукоряд, эскиз костюмов… В-пятых, не все артисты, на которых я рассчитывал, оказались готовы посвятить себя этому проекту. В общем, раза три-четыре у меня просто опускались руки от безысходности и я в ужасе хватался за голову от мысли: как же мне склеить все эти пазлы и довести проект до конца хоть в каком-то состоянии? В итоге бессонные ночи, снова творческие мучения и тот самый случай, когда количество переросло в качество и все срослось.

2009.07.30. Вена. Автрия. Дома у Е. Е. Нестеренко во время стажировки 30.07.2009. Вена. Австрия. Дома у Е.Е. Нестеренко во время стажировки

— Что вам больше всего запомнилось во время постановки или самого спектакля «Бременские музыканты»?

 Было много приятных моментов, но один из самых ярких для меня случился на последнем спектакле. Так заведено в театральной среде, и я продолжаю эту традицию, что последний спектакль, например, на гастролях или в сезоне актеры играют, устраивая шутки или неожиданности друг для друга по ходу действия, невидимые для зрителя, но очень заметные и вызывающие смех или удивление самих актеров. Я тоже решил сделать что-то неожиданное, но приятное для всех артистов — распечатал крупными буквами «Я вас люблю!» и повесил эту надпись незаметно для артистов над собой на задней стене зрительного зала (каждый спектакль сижу на том месте и знаю, что артисты обращают на меня внимание). Все актеры, думаю, кто выходил на сцену, — прочитали для себя это искреннее послание от меня, и надеюсь, им было приятно! Мало того, бременские музыканты, которые одними из первых выходили на сцену и, видимо, прочитали эти слова, одновременно не спели третью строчку в песне. Как оказалось (об этом я узнал от самих артистов уже после спектакля), у всех, как и у меня же, навернулись слезы и встал ком в горле от неожиданного признания в любви за труд артиста!

— Судя по отзывам и комментариям в социальных сетях, зрители просто в восторге от ваших спектаклей. Пишут самые теплые слова и впечатления, говорят, что это лучшие спектакли, которые им приходилось видеть.

— Это самое главное. Вот ради этого мы и стараемся. Спасибо, очень приятно!

2005.11.15. Владимир Васильев с Ириной Архиповой. XXI международны конкурс вокалистов им. М. Глинки. Челябинск 15.11.2005. Владимир Васильев с Ириной Архиповой. XXI международный конкурс вокалистов им. Глинки. Челябинск

— Отличается ли сегодняшний зритель от того, который был несколько лет назад?

 Думаю, что зритель, который приходит в театр, всегда остается таким же, как и всегда: верит в чудо и ждет встречи с прекрасным. Конечно, с каждым годом людей все тяжелее удивить чем-то новым, ведь они многое уже видели. Единственное, что нас всех отличает от нас же самих пятилетней давности, — это общение через мобильный телефон, не только в жизни, но даже и в театре. Если раньше все смотрели спектакль, то сегодня, за редким исключением, тот же зритель, сидя в зале, смотрит в монитор смартфона, снимая спектакль. Мы перестаем общаться друг с другом, нам легче отправить сообщение в соседнюю комнату, чем подойти и поделиться своими впечатлениями с человеком лично. И об этом стоит серьезно задуматься.

— Кто принимает участие в ваших спектаклях?

 Это мои друзья и коллеги, артисты филармонического музыкально-литературного лектория, детские танцевальные коллективы «Задоринки» (художественный руководитель — Алина Зарипова) и «Салават Күпере» (художественный руководитель — Надежда Будыленко) и приглашенные артисты. Всего 30–35 человек, из них около половины — дети.

2008.02.04. Опера Р. Ахияровой - Любовь поэта. Владимир Васильев в роли Газраиля, Тукай - Ахмед Агади. ТАГТОиБ им. М. Джалиля 04.02.2008. Опера Р. Ахияровой «Любовь поэта». Владимир Васильев в роли Газраиля, Тукай — Ахмед Агади. ТАГТОиБ им. Джалиля

«В ЭТОМ ГОДУ НАШИ СПЕКТАКЛИ УВИДЕЛИ УЖЕ ОКОЛО 20 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ»

— Как можно пройти прослушивание, кастинг и попасть к вам?

— В уже поставленных спектаклях состав артистов сохраняется почти один и тот же. Однажды встретившись с людьми и сработавшись с ними, я ценю и дорожу ими. И они, думаю, отвечают мне взаимностью. Дети, которые пришли ко мне пять лет назад, за это время выросли, становятся уже девушками и юношами. Это мои любимые Айгуль Мулюкова, Полина Модина, Егор Петров, Илья Салин, Исмаил Шигапов, «Задоринки». Новые артисты появляются с новым спектаклем, когда я провожу кастинг на ту или иную роль. Как правило, отбор проходит в несколько этапов: первая встреча, когда я условно выбираю типаж и предполагаю потенциал артиста, затем — читка текста, музыкальные репетиции в классе, сценическая репетиция на сцене. Все по-настоящему, как в театре.

— В спектаклях принимают участие и ваши дети?

 Да, я очень рад, что обоих моих сыновей, Александра и Николая, за эти годы смог приобщить к сцене, к тому искусству, в котором живу сам. Надеюсь, что это пригодится им в жизни и, возможно, когда-нибудь станет определяющим событием в выборе профессии.


— Сколько спектаклей вам удается показывать за новогодний сезон?

— В 2015 году я начинал с 9 спектаклей: 8 спектаклей в Казани и один пробный был в Челнах. Каждый год мы увеличивали количество представлений и в этом году вышли на уровень 29 спектаклей: 18 в Казани и 11 в Челнах. Только в этом году наши спектакли увидели около 20 тысяч зрителей.

— В следующем году, я так понимаю, будет еще больше?

— Все может быть. (Смеется.) Но надо понимать, что это уже космический, запредельный уровень. Дело в том, что состав артистов — один. И то, что концерты до сих пор проходили без срывов, — это большое чудо! Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить моих дорогих артистов за преданность своему делу и самоотверженный, порой героический труд. Эти проекты состоялись благодаря каждому из вас!

— Вы руководите филармоническим музыкально-литературным лекторием с 2014 года. Расскажите немного о коллективе.

 Надо сказать, что в 2020-м наш коллектив будет отмечать свой 75-летний юбилей. Это старейший коллектив Татарской государственной филармонии им. Тукая. В разные годы в лекторийном отделе работали такие певцы, как Эмиль Заляльдинов, Нажия Теркулова, Рауф Аббасов, Альфия Галимова, Гали Ильясов, Галина Ластовка, Клара Хайретдинова, Рустам Маликов; Рустем Абязов (скрипка), Лариса Маслова (виолончель), баянисты Владимир Федотов и Назип Бадретдинов; концертмейстеры Николай Алексеев и Владимир Варшавский; лекторы-музыковеды Миляуша Утей и Клара Тазиева; мастер художественного слова Айрат Арсланов и другие. Это была плеяда выдающихся артистов. Сегодня коллектив состоит из 12 музыкантов, среди которых певцы Георгий Ибушев, Ригина Валиева, Гульнара Байназарова, Дмитрий Босов, Ильяс Камалов (виолончель), Роман Чуйнов (концертмейстер) и другие. На протяжении всей своей истории лекторий ведет огромную просветительскую деятельность, главным образом для подрастающего поколения, путем приобщения к миру высокого искусства, музыки и художественного слова. Помимо школьных концертов, ежегодно организуется ряд тематических концертов силами всего коллектива и сольных концертов отдельных артистов.

2018.01.06. Сцена из музыкального спектакля Нехочуха 06.01.2018. Сцена из музыкального спектакля «Нехочуха»

— Вы выступаете только по Татарстану?

 Нет, в 2015 году мы приняли участие в концерте памяти поэта, лауреата Государственной премии им. Тукая Равиля Бухараева, который проходил в Париже, во Франции. В 2016-м — в концерте к 110-летию со дня рождения Мусы Джалиля в Челябинске. А в 2018 году принимали участие в Днях культуры Республики Татарстан в Чешской Республике, где выступили с концертом в Праге и Брно. Кстати, эти концерты совпали с выборами президента России, и 18 марта мы впервые проголосовали за рубежом.

2013.01.24. М. Ш. Шаймиев вручает В. М. Васильеву Благодарственное письмо 24.01.2013. М.Ш. Шаймиев вручает В.М. Васильеву благодарственное письмо

— Челябинск, насколько я знаю, для вас тоже особенный город?

— Да, в 2005 году в Челябинске проходил XXI международный конкурс вокалистов им. Глинки, на котором из рук легендарной Ирины Константиновны Архиповой мне, Альбине Шагимуратовой и Алексею Волжанину вручили первую премию. Я помню трогательные слова Марии Биешу, которая также была в составе жюри и сказала мне после конкурса: «Вот видишь, Володя, я тебе еще в Курске сказала, что у тебя все получится»! Тогда, в 2004 году, в Курске, на II всероссийском открытом конкурсе вокальной музыки им. Свиридова, я получил III премию и специальный приз «За лучшее исполнении произведения композитора XX века».

2014.12.03. Во время антракта  спектакля Борис Годунов. Владимир Васильев (Пимен), Юоридивый (Юрий Петров), Шуйский (Олег Мачин) 03.12.2014. Во время антракта спектакля «Борис Годунов». Пимен — Владимир Васильев, Юродивый — Юрий Петров, Шуйский — Олег Мачин

— Вы ежегодно приезжаете в родной город с сольными концертами. Когда мы вас сможем услышать в ближайшее время?

 2019 год оказался очень насыщенным. Мне удалось выступить в Органном зале трижды: 8 Марта с концертом «Благодарю тебя!», 21 апреля с концертом «С Днем Победы!» и 6 октября с «Осенним концертом», который совпал с днем рождения моей мамы. В этом году предполагаю посвятить свои концерты предстоящим трем крупным событиям — это 75-летие филармонического музыкально-литературного лектория, о котором я говорил, и, конечно же, 75-летие со Дня великой Победы и 100-летие Татарской АССР.