«Коней на переправе не меняют» («Мосфильм»)


Самой известной снятой в Челнах кинолентой является картина Гавриила Егиазарова «Коней на переправе не меняют» 1980 года. За этот фильм в 1981-м режиссер получил награду XIV всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс). В данной картине челнинские пейзажи и виды города легкоузнаваемы. В массовках задействованы строители и камазовские рабочие.

«Коней на переправе не меняют» — история о строительстве автозавода. Конфликт фильма — разница в методах работы руководителя строительства Борисова (в его образе многие узнают легендарного руководителя «Камгэсэнергостроя» Евгения Батенчука), который распорядился возводить вместе с заводом и социальные объекты, и партийного работника Родионова, который настаивал на скорейшем запуске предприятия.


Название автогиганта, как и самих Челнов, не упоминается, в фильме населенный пункт называется Степной. Под таким именем с конвейера молодого предприятия выходят и грузовики. Зато в картине отражены виды города — 110-й универсам, проспекты, строящиеся микрорайоны и принимавшая потоки комсомольцев пристань на Мелекеске.


«Узнай меня» (киностудия им. довженко)


Стройка века в качестве декораций привлекала не только авторов производственной драмы, но и легких музыкальных комедий.

Так, годом раньше вышел фильм Владимира Попкова «Узнай меня». По сюжету на комсомольскую стройку среди тысячи других энтузиастов приезжает девушка Ольга. Едет она не столько строить завод, сколько личную жизнь. Руководит рабочим процессом земляк и давняя любовь Оли, и ее главная цель — добиться его внимания.

Челны на кадрах узнать можно прежде всего по заводу. Героиня актрисы Ирины Савиной в числе кровельщиц мотороллерной бригады управления «Спецстроймонтаж» рассекает по крыше одного из корпусов автогиганта. В титрах названы несколько фамилий работниц.

Кроме автозавода, в фильм вошли общие кадры, на которых видны строящийся белый город, площадь перед ДК «Энергетик», празднование Сабантуя.

Нашла в «Узнай меня» отражение и примета Челнов 70-х — после трудового дня герои картины, как и их прототипы-комсомольцы, высаживают на обширных пустырях молодые деревья.

Зрителям фильм запомнился не столько сюжетом, сколько музыкальным сопровождением — песнями Александра Зацепина в исполнении Татьяны Анциферовой и ВИА «Аракс».


«Дорога» (свердловская киностудия)


Еще раньше в Челнах снималась «Дорога» Николая Конюшева. Лента с незамысловатым сюжетом, фоном которой стало строительство города и магистрали.

Лена и Паша приезжают на комсомольскую стройку. Лена по непонятным для Паши причинам требует развода. Но в загсе им дают три месяца на размышления. Молодые люди решают на это время остаться в городе, найти временную работу и не общаться. Молодожены устраиваются на строительство крупной дороги, и многое в их жизни меняется.

Челнинцы без труда узнают на кадрах Нижнекамскую ГЭС и все те же строящиеся панельки и леса подъемных кранов. Показаны в фильме стенд с планом застройки города и камазовский грузовик. Интересно, что в кино советские граждане увидели «КАМАЗ» раньше, чем в реальной жизни. Фильм вышел в прокат в 1975 году, а первый серийный автомобиль сошел с главного сборочного конвейера КАМАЗа в феврале 1976-го.


«День любви» (Творческое объединение «алан», одесская киностудия)


Фильмы второй волны интереса к Челнам снимались в 90-м. Два из них связаны с именем челнинского режиссера, сценариста и писателя Юрия Манусова.

В игровом полнометражном фильме «День любви» режиссера Александра Полынникова Манусов выступил сценаристом. В этой истории нашлось место Челнам бандитским. Отражены в фильме «моталки» — молодежные бандформирования, «благодаря» которым город обрел в стране дурную репутацию. Долгое время автоград будут связывать с «Двадцатьдевятниками» и другими преступными группировками.

По сюжету местные авторитеты в один день задумали провести нелегальную продажу «КАМАЗов» и, чтобы отвлечь внимание милиции от аферы, серию изнасилований молодых девушек. Операцию цинично назвали «День любви».

В реальности такого дня в истории Челнов не существовало. Но, рассказывает Манусов, изнасилований в городе в ту пору было много. Факт угона партии грузовиков — реальный. Но произошел он уже после выхода фильма.

«КАМАЗы» — одна из самых ярких примет, по которым внимательный зритель поймет, где снимался фильм. С первых кадров картины на экране появляется спортивный грузовик под номером 507 — участник ралли «Париж — Дакар». Сейчас под этим номером выступает экипаж Айрата Мардеева. В «Дне любви» за рулем грузовика — отчим главной героини фильма.

17-летняя Кристина Кашина стала победительницей городского конкурса красоты «Мисс Дюймовочка». За победу девушка получила приз — автомобиль «Ока».

Малолитражку острословы конца 90-х называли «выкидышем КАМАЗа», намекая на то, что собирали ее на автогиганте. Однако к моменту съемок и выхода фильма «Оку» выпускали в соседней Елабуге. На КАМАЗе собирать «окушку» начали только в 1995 году.

Еще одна примета времени — визит иностранного инженера. По сюжету немец Матиас приезжает в город во второй раз. В первый он налаживал оборудование на автозаводе, спустя 17 лет его пригласили снова — также решать технические трудности. В свой первый приезд в Россию Матиас познакомился с местной девушкой, у них родилась дочь — та самая «Мисс Дюймовочка» Кристина.

История — вполне типичная для времени строительства КАМАЗа. В 70–80-е в Челны приезжали множество зарубежных специалистов. И, конечно, в те годы создавались межнациональные браки.

Практически весь фильм — за исключением интерьерных сцен — снимался в Челнах. В кадр попали широкие проспекты автограда, Кузнечный завод, магазин «Березка».

«День любви» вошел в историю советского кино как один из первых боевиков и принес в прокате 27 млн рублей. Потраченный на картину 1 млн рублей выдал банк — под гарантию КАМАЗа. Кроме того, руководство завода дало авторам право пользоваться всем, что было тогда на камазовских складах.


«Выкидыш» (Творческое объединение «Алан», одесская киностудия)


В то же время на тех же условиях в производстве был и еще один фильм — постмодернистский «Выкидыш», в котором Манусов выступил сценаристом и режиссером. Снималась картина в «Автозаводце», где обустроили павильоны. Фильм был готов буквально за один месяц, творческая группа не спала по трое суток, настолько была захвачена процессом. В ролях — только челнинцы, главную роль сыграл Николай Пархоменко, худрук известного в те годы в автограде театра «Ника».

Первые кадры фильма — процессия обнаженных людей — были сняты на рижском нудистском пляже.

Как вспоминает Манусов, после выхода картины зрители разделились на два неравных лагеря: профессиональные критики назвали ее прорывом и безусловным успехом, неискушенная публика посчитала картину безумием и полным бредом.

В основе сюжета этого фильма — трагедия молодого интеллигента, покончившего жизнь самоубийством. Но споры вызвал не столько сюжет, сколько режиссерский подход и авторские метафоры.

«Презентация фильма состоялась в „Батыре“. Кинотеатр был битком набит. Большинство ничего не поняло, но, когда я рассказывал реалистическую фабулу кино, им стало легче смотреть. Были мнения, что это ужас. Одна девочка подошла, сказала, что после просмотра хочется пойти в душ, отмыться», — рассказывает Манусов.


«ПАРТИЙНЫЕ БЕГА, ИЛИ ДРЕБЕДЕНЬ НА МАРТОВСКИХ СУГРОБАХ» (ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ)


Картину «Партийные бега, или Дребедень на мартовских сугробах», снятую челнинцем Сергеем Пестрецовым, в кинотеатрах зрители так и не увидели. Как вспоминает Пестрецов (творческие псевдонимы Берендей и Камчадалов), это был интересный опыт, но результат автора не устроил: «У меня имелась возможность показать фильм, но я принял решение этого не делать. Я знал, что такое Тарковский, Бергман, понимал, что недотягивал, и спрятал фильм под кровать».

По сюжету этой сатирической картины из-за перестройки работники райкомов, месткомов остались «без самого необходимого — кабинетов, секретарш». Среди них решено было провести партакиаду — соревнования по спортивному ориентированию среди партийных работников. Команде-победителю обещали «КАМАЗ». За ходом соревнования следили журналисты, якобы находящиеся в центре событий. Высмеивается в этом довольно остром фильме беспомощность канцелярских работников и бесполезность системы партячеек в целом.


На этих 6 игровых фильмах кинематографическая история Челнов не заканчивается. В автограде снимались и снимаются десятки короткометражек и документальных фильмов, проводятся кинофестивали. Однако по большей части это небольшие мероприятия, о которых широкой аудитории известно мало.