Больше трех лет наш герой работает инженером в оборонной промышленности и все это время подрабатывает в фитнес-индустрии Больше трех лет наш герой работает инженером в оборонной промышленности и все это время подрабатывает в фитнес-индустрии Фото: pixabay.com

ОБ ИНСАЙДЕРЕ

Нашему герою чуть меньше 30 лет, он работает в одной из элитных сетей фитнес-клубов России тренером в бассейне. С детства занимался плаванием, стал кандидатом в мастера спорта, но высшее образование получил в техническом вузе. Больше трех лет он работает инженером в оборонной промышленности и все это время подрабатывает в фитнес-индустрии. 

О ЗАРПЛАТЕ

  • В фитнесе три категории специалистов — инструктор, персональный тренер и мастер-тренер. У них разная цена для клиентов — 1200 рублей в час, 1500 и 1700 соответственно. Есть еще элитная категория тренеров. Их единицы, и там уже ценник в районе 2,5 тыс. рублей. Внутри каждой категории, кроме элитной, есть еще три ступеньки. Для клиента цена одинакова, а процент для тренера разный: 26%, 28% и 30%.
  • У меня персоналка стоит полторашку, и я получаю с нее 400 рублей. Я должен предоставить такую услугу, чтобы за нее человек был рад выложить эту полторашку. Кормят нас, прямо скажу, слабенько.
  • План нашего водного подразделения — порядка 600 тыс. рублей в месяц. Каждому инструктору надо «заносить» по 43 тыс. рублей в месяц, персональному тренеру — 60, мастеру-тренеру — 100–120. В тренажерном зале цифры другие из-за того, что трафик людей больше. Если у нас общий план около 600 тыс., то у тренажерки — 2,5 миллиона.
  • Тренеры, которые трудятся на постоянке, видят в клиентах источник заработка. Я работаю на полставки, кроме фитнеса, у меня есть обычная работа — пять дней по 8 часов. На первой работе у меня выходит в районе 40 тысяч. Средняя зарплата по бассейну получается под 30 тыс., когда идет сезон; 20 — когда булки расслаблены. Тренеры, которые работают полный день, зарабатывают около 50 тысяч. Хорошие специалисты, у которых много клиентов, — 60–70 тысяч.
  • У нас в тренажерке есть чувак, который делает 150 тысяч! Но он просто машина — в месяц проводит, не соврать, 280 персональных тренировок. Это 280 часов. У обычного работяги на заводе, если работать 5 по 8, в месяц получается примерно 170 часов. 

«Есть народ, с которым тебе очень приятно работать, потому что он очень старается. А есть народ, с которым тебе неприятно работать. Либо на тебя забивают болт, либо не стараются» Есть народ, с которым тебе приятно работать, потому что он очень старается. А есть люди, с которыми тебе неприятно заниматься. Либо на тебя забивают болт, либо не стараются Фото: pixabay.com

О КЛИЕНТАХ

  • Для меня главный показатель клиента — это то, как быстро он схватывает информацию и как скоро у него получается. Есть народ, с которым тебе приятно работать, потому что у него все получается. Есть люди, с которыми тебе очень приятно заниматься, потому что они очень стараются. А есть народ, с которым тебе неприятно работать. Либо на тебя забивают болт, либо не стараются. Если ты чувствуешь, что человек тебе неприятен, то скрыть это очень тяжело. Но решается все просто. Из-за взаимной неприязни клиент у тебя дальше просто не купит персоналку.
  • У меня была одна клиентка, у которой было пять подарочных тренировок с картой. И за пять этих тренировок мы не научились абсолютно ничему. Я уже не знаю, сколько через меня прошло народу, все ушли с каким-то результатом. Кроме этой клиентки. Она не смогла освоить даже плавание с досочкой. Когда так об стену долбишься и не получаешь результата, это самый отстой.
  • С детьми очень круто и просто. Потому что не ребенок решает, продолжить ли ему заниматься, а взрослый. Хотя родители сейчас тоже хороши — спрашивают: «Ну что, ты хочешь ходить?» Блин, у него не должно быть выбора! (Смеется.) Он ребенок, еще не совсем осознанно принимает такие решения. Понятно, что он хочет залипать в компьютер, а не плавать.

«Когда новый клиент появляется в клубе, он проходит тестирование у врача. Тот говорит, какие есть болячки, что рекомендуется, а что — нет. Конечно же, врач заряжает на всё» Когда новый клиент появляется в клубе, он проходит тестирование у врача. Тот говорит, какие есть болячки, что рекомендуется, а что — нет. Конечно же, врач заряжает на все Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ПРИВЛЕКАЮТ КЛИЕНТОВ

  • Когда новый клиент появляется в клубе, он проходит тестирование у врача. Тот говорит, какие есть болячки, что рекомендуется, а что — нет. Конечно же, врач заряжает на все. У тебя кривая спина — тебе по-любому надо плавать. Слабые мышцы — обязательно нужно в тренажерку. Негибкое туловище — еще и на йогу надо. Ну и, скорее всего, групповые занятия для тебе будут слишком тяжелыми, поэтому тебе лучше позаниматься индивидуально. Если у человека хотя бы зачатки мозга, он сразу понимает, что его элементарно «намазывают». Но он уже попал в базу, деваться некуда.
  • Дальше доктор, который провел тестирование, скидывает контакты клиента и его проблемы в чат тренажерного зала в WhatsApp. Каждому тренеру присваивают номер, чтобы он мог связаться с клиентом в порядке очереди. Допустим, настал мой черед — я звоню клиенту и говорю: «Слушай, у тебя есть бесплатная вводная тренировка в пакете, приходи в бассейн». Он приходит — я показываю, насколько плавание офигенное и как можно быстро научиться плавать. Ему нравится, и он записывается ко мне. 
  • Этот вариант приобрести клиента стреляет нечасто. Процент тех, кто покупает персональные занятия после вводной тренировки, небольшой. Другой способ — тебе спускают клиента напрямки из отдела продаж. Но здесь надо очень круто общаться с работающими там людьми. У меня была лишь пара таких случаев.
  • Еще один вариант — сарафанное радио, но обычно это работает только среди VIP-клиентов. Кто-то позанимался, ему понравилось, он порекомендовал тренера другу.

КАК РАБОТАЕТ ОТДЕЛ ПРОДАЖ

  • Во время каких-нибудь праздников бывают вбросы: дни открытых дверей, возможность бесплатно попасть в бассейн. Ты такой: «Йо-хо, сейчас приду в бассейн, в сауне потусуюсь, в тренажерку схожу, людей посмотрю и себя покажу!» Но, чтобы попасть в клуб, ты проходишь через отдел продаж. Он берет у тебя контактные данные, выдает временный пропуск, ты тусуешься целый день в клубе, а у них уже остался твой номер.
  • Клиентам, попавшим на какую-то акцию, уже не отделаться от навязчивости клуба. Он будет присылать СМС-ки каждый месяц, а отдел продаж станет звонить постоянно. Два года назад я сходил в один клуб в Казани на новогодние праздники, и мне до сих пор приходят предложения! За это время клуб прислал мне порядка 30 сообщений.
  • Отдел продаж иногда помогает, но в целом там работают неграмотные люди. Они в принципе не представляют, какой комплекс услуг может предоставить бассейн, не умеют заряжать, что происходит в бассейне, как это кайфово. Человек приходит с очень сильным стереотипом, что сейчас он пойдет в тренажерный зал и станет Синди Кроуфорд или Брэдом Питтом. Но отдел продаж не раскрывает ему, что у нас есть отличный бассейн с комплектом тренеров — разрядников и мастеров спорта.

«Карта — это по умолчанию полный безлимит. Тренажёрка, бассейн — всё в открытом доступе. И все групповые тренировки бесплатны. Базовый пакет сейчас стоит в среднем 40-45 тысяч, а полный — в районе 60-ти» Карта — это по умолчанию полный безлимит. Тренажерка, бассейн — все в открытом доступе. И все групповые тренировки бесплатны. Базовый пакет сейчас стоит в среднем 40–45 тыс., а полный — в районе 60 Фото: pixabay.com

КУПИЛ АБОНЕМЕНТ — ХОДИШЬ НЕЧАСТО

  • Интересный феномен — люди, которые покупают карты и не ходят в клуб. Их реально много. Общее количество клиентов у фитнес-клубов в среднем — 4–5 тысяч. Конечно, они все одновременно не могут появиться в зале, потому что кто-то ходит с утра, кто-то — вечером, кто-то — в обед. В среднем в один и тот же период времени в фитнесе могут находиться человек 100. Из этих пяти тысяч моментально забивают минимум две. Кто-то переезжает, кто-то — в командировках, кто-то заболел. 
  • Вот недавно ко мне подошли две женщины, говорят: «Слушай, нам сейчас на новую карту скидку предложили, а мы спросили, сколько мы по старой карте отходили». И получилось так, что за год — 365 дней плюс два месяца заморозки — всего-то 30 раз. Хотя каждое их посещение клуба стоило 1–1,5 тыс. рублей, они все равно продлили карты.
  • Карта — это по умолчанию полный безлимит. Тренажерка, бассейн — все в открытом доступе. И все групповые тренировки бесплатны. Базовый пакет сейчас стоит в среднем 40–45 тыс., а полный — в районе 60. Год назад у меня была клиентка, которая купила карту по какой-то дикой скидке за 25 тысяч. Это получается 2 тыс. рублей в месяц. Для сравнения: я две недели назад выступал на соревнованиях в одном бассейне и посмотрел, сколько там стоит разовое посещение — 690 рублей за один час. То есть три посещения обычного бассейна стоят как месяц в клубе, если брать по акции.
  • В целом посещаемость очень сильно завязана на осень. Летом все разъезжаются по отпускам, и где-то с октября идет приток. Это все связано со школьным циклом. У родителей начинается дисциплина: чтобы дети не кисли, их отдают в секции — например на плавание. Пока ребенок плавает, родитель ходит в тренажерку или тоже в бассейн. И получается так, что учебный цикл совпадает с периодом наплыва народа.

«Там, где есть месячные абонементы, очень большая текучка, прямо зверская. Контингент, соответственно, очень опасный» Там, где есть месячные абонементы, очень большая текучка, прямо зверская. Контингент, соответственно, очень опасный Фото: pixabay.com

ОТЛИЧИЕ ДЕШЕВОГО ФИТНЕСА ОТ ДОРОГОГО

  • Ни у одного премиального клуба нет месячных абонементов. У нас нет даже полугодовых — минимум год. Там, где есть месячные абонементы, очень большая текучка, прямо зверская. Контингент, соответственно, очень опасный.
  • Взять месячную карту за 1,5 тыс. может позволить себе любой. Купил, подкачался и ушел — людей становится много. В зале очень душно, вонюче, народ —  весьма быдлоганистый. У меня есть клиент, очень интеллигентный, который живет в 20 км от нашего клуба. Но все равно ездит, потому что тот, который у него под боком, не устраивает из-за быдла. Ему некомфортно. Здесь тоже не супершик, но хотя бы нет людей, которые в раздевалке феном сушат то, что не должны.
  • Я работал и в обычном фитнесе. Бассейн — лужа, абонементы — супердешевые, тренировки — только групповые. Чтобы устроиться туда, я просто показал паспорт. Жесть творилась. Я работал с детьми, а они имеют свойство ходить по нужде. Ну и нередко это происходило с ними в бассейне. Проблема бывает, если дети не в плавках, а в семейках — тогда это почти 100-процентная авария. По идее, после такого воду надо сливать. Но если никто не видел…
  • Иногда это действительно может остаться незамеченным. Один раз плывет у меня девочка, а там на дне бассейна перфорационные отверстия для фильтрации, затягивающие воду. И девочка плывет: «О, на дне что-то». Я такой: «Да, что там?» Пластилин какой-то. Я говорю: «Ладно, не трогай его».

«Жир во время плавания не горит. Потому что вода холодная, кровяные сосуды в кожных покровах сужены, чтобы сохранить тепло, соответственно, жир не топится. Он мог бы топиться, если бы ты создавал дефицит калорий» Жир во время плавания не горит. Потому что вода холодная, кровяные сосуды в кожных покровах сужены, чтобы сохранить тепло, соответственно, жир не топится. Он мог бы топиться, если бы ты создавал дефицит калорий Фото: pixabay.com

ПЛАВАНИЕ И МИФ О ПОХУДЕНИИ

  • Насчет похудеть — я не видел какие-то впечатляющие результаты. Если сохранить тот же режим питания, что был до плавания, то да, ты похудеешь. Но обычно с началом тренировок ты начинаешь жрать больше — пропорционально тому, сколько наплыл.
  • Жир во время плавания не горит. Потому что вода холодная, кровяные сосуды в кожных покровах сужены, чтобы сохранить тепло, соответственно, жир не топится. Он мог бы топиться, если бы ты создавал дефицит калорий. Ел ты 2 тыс. калорий, из них 600 стал сливать только за счет плавания — у тебя создался дефицит калорий. Если остался на том же уровне питания, тогда постепенно из организма начнет уходить жир. Но мало у кого так получается.
  • Вообще, чтобы похудеть за счет плавания, нужно наплывать такие объемы, с которыми работают профессионалы. Будешь плавать часов 20 в неделю — тогда похудеешь, потому что сожрать столько калорий не сможешь в обычной жизни.

«Ко мне сейчас ходит молодая девушка, тоже суперсимпотная. И я говорю другому тренеру, что сейчас она закончит у меня тренировки, и я передам её ему. Ну, он смеётся, что это развяжет мне руки, потому что я уже не буду её тренером» Ко мне сейчас ходит молодая девушка, тоже суперсимпотная. И я говорю другому тренеру, что сейчас она закончит у меня тренировки и передам ее ему. Ну он смеется, что это развяжет мне руки, потому что я уже не буду ее тренером Фото: pixabay.com

ФЛИРТ НА РАБОТЕ

  • Не без этого. Ко мне один раз пришла настоящая модель. Я провел тренировку, потом мы зацепились, начали болтать. Пять минут мы проболтали, она все это время была в воде, я смотрю: она уже немного дрожит. У нее оказался парень, но мы все равно с ней встретились. Периодически виделись и до сих поддерживаем общение. Ко мне она не пошла плавать, потому что у нее была как раз та самая подарочная карта на 45 дней. Такой флирт с прикольными девчонками всегда в работе есть, но не переходящий за рамки.
  • Ко мне сейчас ходит молодая девушка, тоже суперсимпотная. И я говорю другому тренеру, что сейчас она закончит у меня тренировки и передам ее ему. Ну он смеется, что это развяжет мне руки, потому что я уже не буду ее тренером. В итоге я решил прощупать почву, спросил ее «Инстаграм», чтобы пересылать ей видео упражнений. Она скидывает мне «Инстаграм», и я понимаю, что она замужем. Но общению на тренировке это не вредит.
  • Может быть, не в тему, но есть проблема женских купальников. Если вы решили поплавать, то лучше выбирайте закрытый. Иногда треугольнички, которые закрывают грудь, съезжают — и вот девушка плывет на спине, а мы, тренеры, смотрим и ржем. Сказать об этом как-то неудобно, делаем вид, что ничего не происходит. Пока девушка-тренер не заметит и не подскажет, что надо бы одеться.

«Многие тренеры не знают, как реагировать после первого этапа работы с клиентом. Если в групповых секциях на развитие техники может уйти год, то в персональном тренинге — тренировок пять-десять» Многие тренеры не знают, как реагировать после первого этапа работы с клиентом. Если в групповых секциях на развитие техники может уйти год, то в персональном тренинге — тренировок 5–10 Фото: pxhere.com

ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНЕРУ

  • У нас нет каких-то особенно диких критериев. Приходишь с желанием, и этого достаточно. Если посмотреть на тренеров, которые работают в топовых фитнес-клубах в небольших городах, там бывают ребятки с третьим юношеским разрядом. Даже не взрослым. То есть достаточно иметь элементарные представления о плавании или тренажерке — и ты можешь стать фитнес-тренером. Но успеха в этом деле добиваются только профи, те, кто реально пришел из спорта.
  • Образование? Около 90% тренеров — с педагогической физкультурной вышкой. Из наших 10 человек, работающих в бассейне, только у двоих нет педагогического физкультурного образования — у меня и еще одного человека. Но он чемпион евразийских игр, рекордсмен и мастер спорта, так что это немного компенсирует отсутствие корочки.
  • Многие тренеры не знают, как реагировать после первого этапа работы с клиентом. Если в групповых секциях на развитие техники может уйти год, то в персональном тренинге — тренировок 5–10. В крайнем случае — 20. Все подстраивается под каждого, поэтому начальный этап — очень клевый. А дальше начинаются проблемы. Как только человек познал технику, делает все четко, он уже не видит, куда развиваться. И что делают большинство тренеров? Придумывают всякую хрень, чтобы клиент продолжал отдавать бабло.
  • Например, тренер может заставить плавать с блинами от штанги. То есть подопечный берет в каждую клешню по блинчику и гребет ими как лопатками. Это клевое упражнение для какого-нибудь мастера спорта для удержания руки под водой. Для любителя со слабой силовой подготовкой оно превращается в задачу — просто выжить и доплыть. Такая нагрузка моментально ломает технику.

«Любой тренер в фитнес-индустрии нацелен на результат. Если результата не будет, смысла в работе нет» Любой тренер в фитнес-индустрии нацелен на результат. Если его не будет, смысла в работе нет Фото: pixabay.com

КАК НАЙТИ СВОЕГО ТРЕНЕРА

  • По тому, как вы понимаете друг друга. Либо диалог клеится, либо нет. Либо заходят задания, либо нет. Если тренер указывает на огрехи в технике, а ты поражаешься, как он это увидел, значит, все хорошо. Это твой тренер.
  • Кому-то объяснять надо пожестче, кому-то — помягче, кому-то достаточно простого инструктажа. А кого-то надо сначала похвалить, прежде чем указать на ошибки. Если пазл взаимоотношений собирается, тогда это твой тренер.
  • Любой тренер в фитнес-индустрии нацелен на результат. Если его не будет, смысла в работе нет. Клиент по прошествии полугода подумает: «Блин, я отдал 60 кусков, а че-то в зеркало смотрю и не вижу результата». Поэтому каждый тренер ставит перед собой цель — дать максимальный результат, не утаивая что-либо. Чем быстрее и лучше ты это делаешь, тем лучше к тебе относится клиент. Он видит в тебе профессионала, понимает, за что отдает деньги. И, соответственно, включается «сарафанчик».

«Самые главные халявщики — это триатлонисты и айронменовцы. Айронмен — это когда ты 5 км плывёшь, 180 едешь на велике и 40 бежишь — всё за один подход» Самые главные халявщики — триатлонисты и айронменовцы. Айронмен — это когда ты 5 км плывешь, 180 едешь на велике и 40 бежишь — все за один подход Фото: «БИЗНЕС Online»

ГЛАВНЫЕ ХАЛЯВЩИКИ — ТРИАТЛОНИСТЫ

  • Самые главные халявщики — триатлонисты и айронменовцы. Айронмен — это когда ты 5 км плывешь, 180 едешь на велике и 40 бежишь — все за один подход. И чтобы в этом выжить, надо очень много тренироваться — по два-три часа в день велосипеда и бега. Ну и несколько тренировок в неделю плавания. Практически все ребята, кто занимается этим, — бизнесмены, у них более-менее лайтовый график, который позволяет им тренироваться каждую неделю по два-три часа. И они никогда не купят у тебя персональную тренировку.
  • Эти ребята заходят издалека. Подходят и спрашивают: «Вот я делаю так и так, а как лучше?» Ты ему накидываешь все, он прыгает в воду и опять плывет по-своему. Проходит день, он спрашивает у другого тренера, как плыть, потом — у второго, третьего и т. д. У всех спросил, опять приходит к тебе. Короче, искатели советов и воплотители их в жизнь. У них очень закостенелая дурацкая техника, которая требует огромных усилий и, соответственно, не дает большого продвижения. 
  • Ты им говоришь, как увеличить эффективность гребка и скольжения. А любое ломание техники — это откат назад. Как только они видят откат результата назад, бросают все изменения и возвращаются к старому. Они не понимают, что должна опять сработать мышечная память, которая зафиксирует новую технику, и тогда прогресс пойдет. Они нетерпеливые и постоянно просят советов. Чтобы попасть в их сознание, нужно самому быть триатлонистом. Когда ты даешь им совет, как улучшить технику плавания, они думают: «Пфффф, если я начну круто плавать, то это нанесет ущерб моему бегу или велосипеду! Не-не-не-не, профессиональный пловец в вопросах плавания для триатлона некомпетентен, мне нужен совет от какого-нибудь крутого триатлониста. И я попрошу у него, чтобы он написал мне тренировки на воде онлайн, ну, скажем, 10 тренировок за 5 тысяч рублей».
  • И они получают пять заданий — четыре по 200 на руках, 400 метров на ногах, 300 метров упражнения, четыре по 100 на координацию. То есть кто-то накидывает вот такое задание за 500 рублей разовое, и триатлонисты ему доверяют. Триатлонисты верят, потому что он триатлонистский чемпион. А что этот тренер по плаванию? Он стопудово мудак, сейчас научит меня быстро плавать, а я потом уже ничего не смогу. 

«Есть пункт договора для клиентов, в котором написано, что крайняя дорожка — для персонального тренинга. И в случае, если дежурный тренер попросит её покинуть, вы обязаны покинуть эту дорожку» Есть пункт договора для клиентов, в котором написано, что крайняя дорожка — для персонального тренинга. И в случае, если дежурный тренер попросит ее покинуть, вы обязаны это сделать Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДУШНЫЕ» КЛИЕНТЫ

  • Есть пункт договора для клиентов, в котором написано, что крайняя дорожка — для персонального тренинга. И в случае, если дежурный тренер попросит ее покинуть, вы обязаны это сделать. Но есть парочка типов, которые принципиально тусуются на такой дорожке во время персональной тренировки. И вот картина: тренер говорит такому кадру, чтобы он свалил, потому что 6 детей персонально занимаются на этой дорожке. Тот говорит: а че такое? Короче, слово за слово, начинаются терки. Клиент пошел и настучал управляющему фитнес-менеджеру, что его выгоняют. Тот звонит старшему тренеру, который вынужден объяснять, что он руководствуется правилами. У каждой лояльности есть какая-то степень, и она в нашем региональном фитнесе зашкаливает. Клиент может быть кругом неправ, но пойти и пожаловаться. В Москве за такое тебя могут просто лишить карты, и все. Вернут деньги, и иди на фиг, ты больше не член клуба.
  • Был у нас случай. Ходит к нам бабка одна — скандалистка, ей 100 лет в обед. Жизнь ей уже не особенно улыбается, и она ходит в бассейн просто поскандалить, до кого-нибудь докопаться. Тут она то ли ногу подвернула, то ли сломала, когда поскользнулась, или что. Короче, этого никто не заметил, и она была очень зла на весь мир. После реабилитации пришла и плавает с кислой миной. И на той неделе клиент одного тренера, обгоняя ее, задел за стопу. Эта тетка орала на весь бассейн: «Все, ноге моей конец!» Медик забинтовал ей стопу, но даже через час она сидела на ресепшен и ждала скорую. Так себе ситуация. Если бы у нее была персональная тренировка у тебя и ты не уследил, что кто-то ее задел, она бы докопалась и сказала, что, наверное, хочет судебных разбирательств.
  • Или вот если вспомнить ту тренировку с блинчиками по 1,25. На той неделе у меня занималась клиентка, а она пока плавает очень плохо, поэтому вдоль бортика — получается, что она через раз оказывается на встречке. К концу тренировки ко мне подходит новая клиентка со своим сыном, чтобы договориться о проведении тренировок для него. Я отвлекаюсь от своей тренировки и разговариваю с женщиной. И в этот момент происходит страшное — девушка, плывущая кролем, заряжает по голове моей клиентке блином. Прорезиненным, конечно, но мало приятного. И это на фоне того, что я отвлекся и не уследил за ситуацией. Если бы клиентка была крайне нелояльна, у меня начались бы проблемы. Если смотреть по букве закона, то в договоре прописано, что тренер несет ответственность за жизнь и здоровье и все на свете во время персональной тренировки. По идее, могут и в суд подать.