«И наверное не случайно, что именно в США возник образ Трикстера — Гомера Симпсона, главы семейства из мультсериала «Симпсоны». Известный многим этот проект отметил намедни свое 30-летие» И, наверное, неслучайно, что именно в США возник образ трикстера — Гомера Симпсона, главы семейства из мультсериала «Симпсоны». Известный многим этот проект отметил намедни свое 30-летие Фото: pixabay.com

ЛОВКИЙ АВАНТЮРИСТ, ОЗОРНИК, ПРИЧУДЛИВЫЙ ИДИОТ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ВОПРЕКИ УСТАНОВЛЕННОМУ ПОРЯДКУ

В аналитической психологии есть понятие «трикстер». Это такой ловкий авантюрист, озорник, причудливый идиот, действующий вопреки установленному порядку. Термин ввел в научный обиход американский антрополог Пол Радин, исследовавший архетип трикстера в культурологическом анализе мифологии индейцев виннебаго.

Трикстер воспринимает мир как игру, развлечение, забавную головоломку. Иногда его действия преступны, порой смешны, временами бессмысленны. Он стоит по ту сторону добра и зла и всячески это подчеркивает. Но от злодея его концептуально отделяет то, что его действия не укладываются ни в какую дихотомическую рамку — он способен приносить пользу, помогать людям, одаривать и спасать их. Ни одна из сторон — светлая или темная — не имеет однозначного доминирования. Трикстер не творит зло, чтобы получилось добро, но и не прикрывает мнимым добром реальное зло. Он всегда амбивалентен, двойственен, парадоксален. Трикстер — острое воплощение бессмыслия, движения по кругу без конца. Для него важен процесс, а не финал.

Таковым в русской народной мифологической традиции можно считать Ивана-дурака, доброго идиота, вовлекающегося в область сакральной игры. Ему часто симпатизируют, но никто не стремится быть похожим на него.

Я неспроста погрузился столь глубоко в мифологию и психологию бессознательного. Именно они часто из глубин диктуют нашему сознанию импульсы к действию, ткут наш мир. Примечательно, что образ трикстера стал впервые использовать американский ученый Пол Радин. Американское бессознательное крайне замысловато и не менее амбивалентно, чем изучаемый когда-то профессором антропологии образ культурного архетипа.

«Человек мнит себя существом культурным, хотя сам порой не в состоянии ответить на простой вопрос: «а что есть культура, что есть его парадигмальные основы?» Человек мнит себя существом культурным, хотя сам порой не в состоянии ответить на простой вопрос: «А что есть культура, что есть ее парадигмальные основы?» Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕСИВО УЖЕ МАЛОРАЗЛИЧИМЫХ СИМВОЛОВ

И, наверное, неслучайно, что именно в США возник образ трикстера — Гомера Симпсона, главы семейства из мультсериала «Симпсоны». Известный многим этот проект отметил намедни свое 30-летие. В культурном смысле для американского восприятия — большое событие, зарубка на древе жизненного цикла. Но так как заокеанская держава с недавнего времени является законодателем мод в массовой культуре, то можно сказать, что и весь остальной мир приобщен к этой дате. Даже консервативный Восток не смог устоять перед «чарами» американского трикстера, 15 лет назад сериал стал демонстрироваться в ОАЭ в адаптированной версии. Главный персонаж, «арабизированный» Гомер, не пьет пиво и не ест свинину. Адаптированный, да, но ведь архетип-то навязанный!

Масскультура, это месиво уже малоразличимых символов, сегодня выступает в роли главного ваятеля современности. Человек мнит себя существом культурным, хотя сам порой не в состоянии ответить на простой вопрос: «А что есть культура, что есть ее парадигмальные основы?»

Для кого-то символическим выражением культурной сущности выступают «Симпсоны» как карикатурно-постмодернистское изложение нынешних ценностей. Бесспорно, Гомер Симпсон (ведь и имя столпа европейской цивилизации, великого поэта Древней Эллады Гомера подобрали осознанно) — американизированная форма Ивана-дурака, осовремененный трикстер, но пониженный в культурном статусе до усредненного обывателя. Штаты любят такое. Даже идиот не должен выделяться из общей серой массы. Так как он сам есть ее комплексное выражение.

«Через этот культурный феномен модераторы символико-идеологической реальности говорят с обывателям, шлют ему сигналы, въедаются в его бессознательное» Через этот культурный феномен модераторы символико-идеологической реальности говорят с обывателем, шлют ему сигналы, въедаются в его бессознательное Фото: pixabay.com

СОВРЕМЕННЫЙ ТРИКСТЕР — ЭТО ШУТ, ГОМЕР СИМПСОН, ДОНАЛЬД ТРАМП

Но «Симпсоны» не просто мультсериал а-ля советское «Ну, погоди», на котором выросло целое поколение наших сограждан. Через этот культурный феномен модераторы символико-идеологической реальности говорят с обывателем, шлют ему сигналы, въедаются в его бессознательное. Многие особо внимательные зрители фиксируют, что сюжеты мультфильма потом находят воплощение в реальной жизни. Показанный когда-то мультяшный миллиардер Трамп в роли кандидата в президенты США в действительности выступает в этой роли в 2016 году и — выигрывает выборы! Трамп там — вообще частый гость. Мир насмешек иногда скрывает за своей завесой мир жестокой и неумолимой действительности. Когда мир идей, платоновских «эйдосов» отображает мир «вещей», но искривленных, не похожих на архетипический оригинал, тогда мы точно можем сказать, что входим в новую, по сути, завершающую эпоху.

Современный трикстер — это шут, Гомер Симпсон, Дональд Трамп. Они слились в причудливой наготе бессмыслия современного мира. Но, как постулировал американский философ, яркий представитель школы прагматизма Джон Дьюи, ставший мировоззренческой оптикой американского взгляда на жизнь, если это работает, значит, оно истинно. Выходит, что «Симпсоны», которые держатся 30 лет на пике популярности, — подлинная реальность, написанная мультяшным образом. А мы все находимся под усыпляющей магией хоровода трикстеров. И есть ли выход из этого?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции