Культурный центр им. Пушкина напоминал сегодня съезд православных служителей культа Культурный центр им. Пушкина напоминал сегодня съезд православных служителей культа

«У НАС, У ТАТАР, НЕТ ДРУГОЙ РОДИНЫ»

Культурный центр им. Пушкина напоминал сегодня съезд православных служителей культа. Уже с раннего утра в здание бывшего милицейского  ДК им. Менжинского стали стекаться облаченные в рясы священники, их матушки, разбавляли толпу учащиеся Суворовского училища, чиновники различных министерств, директора воскресных школ.

В Казани проходил  региональный этап XXVIII международных рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Великая Отечественная война имела важное значение для РПЦ, именно ее начало стало первым этапом потепления отношений между богоборческой властью и церковью.

«Это общепризнанный факт, и его никто не оспаривал, помимо того, что во время войны на оккупированных территориях  храмы были открыты, внутри России — тоже. Когда в войне произошел перелом, началось потепление отношений, был проведен поместный собор, избран патриарх, открыты учебные заведения. Это тоже один из вкладов в победу», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» настоятель Кизического монастыря игумен Пимен.

Впрочем, вклад в победу делали представители всех религий, проживавшие на территории СССР, в том числе и мусульмане, говорит муфтий РТ Камиль Самигуллин. Лидер татарстанской уммы приехал на рождественские чтения, что называется, с корабля на бал. Только сегодня он спустился с трапа самолета, прилетев из Беларуси, где в составе делегации во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым провел ряд мероприятий, а вчера прочитал пятничный намаз в Соборной мечети Минска.

«Можно вспомнить героический поступок сына Зайнуллы ишана Расулева, Габдрахмана Расулева — муфтия России (с 1936 по 1950 год — председатель духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири — прим. ред.), когда он призвал всех мусульман к борьбе с фашистской Германией, дал 50 тысяч рублей на создание танковой колонны, — напомнил Камиль хазрат. — С такими деньгами человек мог просто покинуть страну, убежать и жить где-нибудь в Европе или арабской стране. Мы всегда помним об этой победе, всегда отмечаем, что у нас, у татар, нет другой родины, — это наша общая Родина».

Камиль Самигуллин (слева) приехал на рождественские чтения, что называется, с корабля на бал Камиль Самигуллин (слева) приехал на рождественские чтения, что называется, с корабля на бал

«ВСТАЕШЬ В АТАКУ — И ВСЕ РАВНО КАКУЮ-ТО МОЛИТВУ ПРОИЗНОСИШЬ»

В последние годы на просторах интернета периодически можно встретить суждения о том, что служители культа, заявляя о том, что на войне атеистов не было, а победа случилась из-за того, что большинство солдат Красной армии было православными, а не безбожниками, как заявляли большевики, якобы хотят присвоить плоды победы. Участник рождественских чтений — протоиерей Владимир Самойленко — с этим, конечно же, с этим не согласен: «Сами воины говорили, что сражались на полях Великой Отечественной за Родину, за Сталина, за народ, но большинство шли с верой. И крестились, и молились. Есть свидетельства, что вера им помогала в дни великой битвы за наше Отечество».

Действительно, тема подобной дискуссии очень тонкая, вопрос веры или безверия невозможно определить, говорит председатель ассоциации «Клуб воинской славы», член-корреспондент Академии военно-исторических наук РФ Михаил Черепанов: «Мы сейчас находим погибших солдат, он даже если крестика на теле не имел, но понимал, что это ему может помочь, просто себе из проволоки обычной делал. Этот крестик лежит у него в кармане — не на теле, не на цепочке. Или, например, какая-то иконка — мать ему вручила, — и именно по ней мы его опознали. Напрямую сказать, что все они были верующими, нельзя, большинство из них были атеистами, тогда у нас была страна атеистов. Многие шли за веру в душе, не проявляя это формально. Встаешь в атаку — и все равно какую-то молитву произносишь. „Бисмилляхи рахмани рахим“ татарин говорил всегда, а русский — „спаси, Боже“».

Точку в разговоре, случившемся еще до начала мероприятия, поставил главный православный республики. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан,  отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online»,  сказал, что не приемлет подобных дискуссий, в которых закладывается ложный посыл. «Мы не делились тогда на атеистов и православных. У меня отец глубоко православный человек, и вся наша семья воевала, не задумываясь и не спрашивая: „Атеист ты или верующий?“ Была общая задача: выстоять и победить. Потому что, когда летели бомбы и снаряды, не выбирали, атеист там или верующий, — били по всем! Разрушали и заводы, и храмы», — говорит владыка.

Официальная часть мероприятия началась с приветствия от президента Татарстана Официальная часть мероприятия началась с приветствия от президента Татарстана

«ВЗОРВАЛИ СЕБЯ СО СЛОВАМИ «РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ»

Официальная часть мероприятия началась с приветствия от президента Татарстана, которое зачитала вице-спикер республиканского парламента Татьяна Ларионова. После представителя законодательной власти Феофан дал слово «брату Камилю».

Муфтий РТ Самигуллин с трибуны рассказал о братских отношениях между мусульманами и православными в Татарстане и очень удивлялся, почему такого взаимодействия нет, например, в других странах: «Я вернулся из Минска, где спрашивал муфтия Беларуси о взаимоотношениях с православной церковью. Он сказал, что практически нет никаких связей, мол, ни мы не приходим на их мероприятия, ни они не приходят на наши. Я удивился, как такое может быть. Думал, такая практика, как у нас, существует везде. Оказывается, нет».

В президиуме был и участник Великой Отечественной войны, 96-летний Борис Ботов, который с болью в сердце обратился прежде всего к кадетам, сидящим в зале, что в интернете часто искажают факты, связанные с победой: «В последнее время усилилось такое вранье, что не мы, оказывается, победили, а победили американцы, которые всего лишь в 1944 году вместе с англичанами вступили в войну с фашистами. Вот эту ложь вы должны знать».

Великая отечественная война имела важное значение для РПЦ, именно ее начало стало первым этапом потепления отношений между богоборческой властью и церковью Великая Отечественная война имела важное значение для РПЦ, именно ее начало стало первым этапом потепления отношений между богоборческой властью и церковью

Ботов на войне был командиром пулеметного взвода. Грозным стрелковым орудием мастерски владел и родной дядя Феофана, Герой Советского Союза Никита Ашурков, о подвиге которого митрополит рассказал собравшимся: «1942 год, тяжелые бои на Севере под Мурманском. Однажды попали они в окружение, был пулемет, они вдвоем с другом отбивались, с высотки покосили 200 немцев. Когда у них кончились патроны, они швырнули по гранате, а одной взорвали себя со словами „Русские не сдаются“. Немцы посмотрели — вроде мертвые, 40-градусный мороз. Наши присваивают посмертно звание Героя Советского Союза, прислали бабушке похоронку, а она повторяла, что Никитушка жив. Так оно и вышло: через трое суток, когда собирали тела, медсестра обнаружила признаки жизни. Подобрали его, полгода по госпиталям, дожил до 71 года. Здесь все встретилось: молитва матери, геройство сына, любовь к своему Отечеству».

Митрополит Казанский и Татарстанский после своей речи наградил детей – победителей регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», после чего откланялся, вместе с ним ушли и остальные члены президиума. К микрофону же подошел Черепанов и рассказал о своей работе по поиску и составлению Книги Памяти, в которую попали более 382 тыс. татарстанцев. Оказывается, 172 тыс. жителей республики считаются пропавшими без вести на той страшной войне. Их имена есть в интернете, помочь найти родственников тех, кого нашли поисковики, Черепанов призвал и священнослужителей: «Сейчас уже нет почти вдов, детям этих погибших более 75 лет, остались только внуки и правнуки. Наша с вами задача, чтобы эта информация об их судьбе дошла, наконец, хотя бы внукам. Поэтому мы очень просим хотя бы последние 10 тысяч фамилий, которых мы нашли, мы вас очень просим на ваших службах поминать эти имена, — вдруг кто-то из родственников будет присутствовать в мечети, церкви и передаст эту информацию по адресу».