«Время от времени проскакивают новости об открытии очередного мусоросортировочного комплекса в одном из российских городов, или о закупке контейнеров для раздельного сбора ТКО» Время от времени проскакивают новости об открытии очередного мусоросортировочного комплекса в одном из российских городов или о закупке контейнеров для раздельного сбора ТКО Фото: «БИЗНЕС Online»

ИГРА ПРЕСТОЛОВ В МИНПРИРОДЫ

В октябре комитет Госдумы РФ по бюджету одобрил проект бюджета с существенным сокращением финансирования федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» в рамках нацпроекта «Экология». Позже появилось сообщение об отставке главного куратора мусорной реформы в минприроды РФ, замминистра Владимира Логинова. Недели через три на выход отправился и глава госкомпании «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев. И Логинов, и Буцаев проработали на своих должностях менее года.  

Сразу после отставки Буцаева в СМИ появился успокаивающий комментарий от некоего источника: мол, Буцаев ушел по собственному желанию, никаких просчетов за ним не числится, мусорная реформа идет своим чередом, а в РЭО скоро придет опытный управленец — бывший глава минстроя РФ Михаил Мень. Сам комментарий с его взаимоисключающими тезисами больше походил на попытку сохранить хорошую мину при плохой игре, ведь ответственных чиновников в отставку просто так не отправляют, даже если формально они пишут заявление по собственному желанию. Несуразность самого комментария стала очевидна, когда назначение Меня не состоялось: против его кандидатуры выступили и председатель правительства Дмитрий Медведев, и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, и завязанные на мусорных проектах «национально ориентированные» олигархи, желающие непосредственно порулить мусорной реформой. Борьба за должность руководителя главы РЭО оказалась столь жесткой, а результаты реформы столь незначительными, что разруливать конфликт интересов, как обычно, придется главе государства.

Вся эта кадровая неразбериха — явный признак деградации системы управления мусорной реформой. Анализ информационного контента телеграм-каналов по данной теме выводит на первый план публикации, посвященные различным кадровым интригам и лоббизму. Увольнение Логинова преподносится как удар по вице-премьеру Алексею Гордееву, главному ответственному в правительстве за реализацию мусорной реформы. При этом данное решение рассматривается как аппаратный успех главы минприроды РФ Дмитрия Кобылкина, который якобы избавился от навязанного ему заместителя. В этом контексте отставка Буцаева понимается как ответный ход, в рамках которого потерю Логинова в минприроде РФ должен был уравновесить приход Меня в РЭО, однако не срослось. 

Тут же появилась информация об альтернативном кандидате на должность руководителя РЭО — главу Росприроднадзора Светлану Радионову якобы продвигает министр финансов Антон Силуанов. Есть на ее счет и другая версия — мол, в пику интересам Кобылкина есть план расширить полномочия Росприроднадзора и вывести его из подчинения минприроды. Как бы то ни было, но на пресс-конференции 5 декабря Радионова официально анонсировала проведение в 2020 году масштабных проверок региональных операторов, мест утилизации отходов, а также деятельности иных структур, вовлеченных в реализацию мусорной реформы. По ее мнению, реформа отрасли идет с трудностями, так что ее ведомству обеспечено «большое поле для работы».

Николай Атласов: «Напомню, согласно федеральному закону N 89 «Об отходах производства и потребления» под утилизацией отходов сегодня понимается их использование в качестве вторсырья» Николай Атласов: «Напомню, согласно федеральному закону №89 «Об отходах производства и потребления», под утилизацией отходов сегодня понимается их использование в качестве вторсырья» Фото: «БИЗНЕС Online»

А ДАВАЙТЕ СЖИГАНИЕ НАЗОВЕМ «УТИЛИЗАЦИЕЙ»!

Без сомнения, Росприроднадзор во главе с Радионовой способен накопать многое под завесой  позитивной риторики, юридических и статистических манипуляций, маскирующих провал реформы. Быть может, ведомство заинтересуют расхождения в оценке численности финансово несостоятельных регоператоров. По версии национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), банкротство угрожает примерно 30 региональным операторам из 220. Глава минприроды считает эту цифру завышенной примерно в два раза, но ответственность в данном вопросе возлагает на региональные власти. Что, впрочем, справедливо, учитывая, что конкурсы по выборам регоператоров проводились субъектами.

Возможно, Росприроднадзор обратит внимание на отсутствие системного развития переработки твердых коммунальных отходов (ТКО). Уже сейчас можно уверенно прогнозировать, что заявленных проектом «Комплексная система обращения с ТКО» целевых показателей достичь не удастся. Одним из основных показателей, напомню, прописаны 36% утилизации ТКО к 2024 году, но в отсутствие налаженной системы сбора и сортировки отходов достичь такого процента можно лишь на бумаге. Этим фактом, кстати, отчасти и обусловлена несуразная законодательная инициатива приравнять мусоросжигание к утилизации.

Напомню, согласно федеральному закону №89 «Об отходах производства и потребления», под утилизацией отходов сегодня понимается их использование в качестве вторсырья. Авторы законопроекта пытаются расширить понятие «утилизация отходов», включив в него мусоросжигание, ведь так вырабатывается электроэнергия для производства других товаров… С таким подходом реализовать план по цифрам, конечно, можно, ведь к 2024 году  планируется ввести в строй как минимум пять мусоросжигательных заводов от компании «РТ-инвест». Компания в этом случае сможет рассчитывать на финансирование строек из средств экологического сбора. Если поиграть со статистикой, можно в утилизированные записать и золошлаковые отходы МСЗ, которые составят до 30% в общем объеме сжигаемых ТКО. 

Любопытно, что кадровая неразбериха в минприроды и РЭО притормозила законопроект, и сейчас сложно даже предположить, кто его придумал. Минприроды кивает на главу комитета Госдумы по экологии Владимира Бурматова, а тот, напротив, указывает на минприроды. 

На фоне этих аппаратных интриг и поспешных законодательных инициатив тема реализации самой реформы как-то отошла на второй план. Время от времени проскакивают новости об открытии очередного мусоросортировочного комплекса в одном из российских городов или о закупке контейнеров для раздельного сбора ТКО. Однако в основе отраслевой повестки лежат «фронтовые сводки». «Три региона не успеют войти в „мусорную реформу“ до начала 2020 года», «В Бийске из-за мусорного коллапса введен режим ЧС», «Куратора „мусорной реформы“ уволили», «Алексея Гордеева вызвал на ковер в Сочи Владимир Путин», — такие сообщения приходят из регионов. Заметно, что на фоне обострившейся борьбы групп влияния все взоры вновь обращаются к Путину. На фоне безответственности чиновников российская традиция ручного управления снова стала актуальной.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции