В конце года «БИЗНЕС Online» традиционно представляет вниманию читателей рейтинг 300 крупнейших компаний-«миллиардеров» Татарстана В конце года «БИЗНЕС Online» традиционно представляет вниманию читателей рейтинг 300 крупнейших компаний-«миллиардеров» Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ МИНИМУМ — 1,68 МЛРД, СУММАРНАЯ ВЫРУЧКА УЧАСТНИКОВ — 3,89 ТРЛН РУБЛЕЙ

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей очередной, 10-й рейтинг 300 крупнейших компаний-«миллиардеров» Татарстана. Для тех, кто читает наш топ впервые, отметим, что раскрытие финансовых данных (особенно по непубличным структурам) сильно запаздывает, поэтому при подготовке материала мы используем последнюю раскрытую информацию — за предыдущий год. Если при упоминании выручки год не указан, значит, речь идет о 2018-м. Собрать актуальные данные по собственникам компаний нам помогают базы «Контур.Фокус» и «СПАРК-Интерфакс», где первоисточник для ООО — выписки из ЕГРЮЛ, а по акционерным обществам — данные самих компаний.

Впервые мы составили топ-300 в 2010 году, и тогда в него вошло только 211 компаний с выручкой более миллиарда рублей. Но уже при составлении табелей о рангах 2013 и 2014 годов все наши участники без исключения преодолели эту планку. В текущем рейтинге (по итогам 2018-го) нижняя планка продолжила подниматься и по сравнению с предыдущим годом выросла на 3,7% до 1,68 млрд рублей — такую выручку заявила торговая компания ООО «Мета Инвест», занимающаяся поставками электротехнических товаров и приемом металлолома. Фирму в июле 2012 года учредил Роберт Хасанов, в ноябре 2018-го он переоформил ее на Игоря Игонина-Челова, а в июле 2019-го вновь единоличным хозяином стал основатель.

Суммарная выручка компаний топ-300 по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 17,2% до 3,89 трлн рублей. Для сравнения: по итогам 2017 года прирост составил 8,5%, 2016-го — 15%, 2015-го — 7,9%, 2014-го — 5,7%, 2013-го — 11,3%.

В текущем рейтинге появилась 51 ранее не представленная в нем компания. По итогам 2017 года мы насчитали 76 дебютантов, 2016-го — 60, 2015-го — 63. Но оговоримся, многие новички связаны с хорошо знакомыми читателям бенефициарами: какие-то уже появлялись в топ-300 на более ранних этапах, вышедших же на свет «подпольных миллиардеров» и малоизвестных игроков становится все меньше.

От щедрой дивидендной политики «Татнефти» выигрывает в первую очередь бюджет, ведь крупнейшим акционером компании является республика От щедрой дивидендной политики «Татнефти» выигрывает в первую очередь бюджет, ведь крупнейшим акционером компании является республика Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАЛЕРИЙ СОРОКИН ПОПОЛНЯЕТ ПОРТФЕЛЬ ПОД ЩЕДРЫЕ ДИВИДЕНДЫ

Сравнительно благоприятная конъюнктура на рынке нефти, бюджетное правило российского минфина, относительная слабость рубля и высокая эффективность управления, не раз отмеченная экспертами, позволяют крупнейшей компании Татарстана год от года улучшать результаты. Ни конфликт «Татнефти» с ТАИФом по поводу цен на сырье для шин, завершившийся покупкой нефтяниками каучуковых заводов у группы «СИБУР», ни казус с загрязненной нефтью в нефтепроводе «Дружба» не смогли перевесить позитив и заметно ослабить операционные результаты флагмана татарстанской экономики.

Впрочем, последние несколько лет в центре внимания находится не столько выручка или прибыль «Татнефти», сколько ее дивидендная политика с щедрыми ежеквартальными выплатами. До 2017 года компания выплачивала акционерам 30% прибыли, как и другие предприятия, в которых республике принадлежат крупные пакеты. Скажем, по итогам 2015-го бенефициарам перепало 25,5 млрд рублей, но год спустя последовал неожиданный ход: совет директоров, возглавляемый президентом РТ Рустамом Миннихановым, рекомендовал выплатить в виде дивидендов ровно половину чистой прибыли по МСФО. Поскольку чистая прибыль группы перевалила за 107 млрд, распределению подлежало почти 54 млрд рублей. По результатам 2017 года нефтяники выплатили акционерам уже 93 млрд рублей — три четверти прибыли группы по международным стандартам. И вот очередной даже не шаг — прыжок. По итогам 2018 года «Татнефть» отправила на раздачу всю прибыль по РСБУ, в результате чего сумма дивидендов увеличилась более чем в 2 раза до рекордных 197,5 млрд рублей. В уходящем году эта политика сохранилась, и по итогам первого полугодия акционерам полагалось 93,3 млрд рублей.

 

Понятно, что от такого «альтруизма» нефтяников выигрывает в первую очередь бюджет, ведь республика является крупнейшим акционером «Татнефти». В своем ежегодном консолидированном отчете группа «Татнефть» сообщает, что у нее нет контролирующего акционера, но 36% голосующих акций находится под контролем правительства РТ. В общей сложности на долю правительственного пакета по итогам 2018 года пришлось около 60 млрд рублей (с учетом 13-процентного налога на дивиденды).

Главным держателем госпакета остается госхолдинг «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), возглавляемый Валерием Сорокиным. В конце 2018 года СИНХ приобрел дополнительно с рынка 1,2% «Татнефти», доведя свою долю в капитале до 32,4% (с учетом дочерних компаний) и в обыкновенных акциях до 34,6%. Ранее, в начале того же года, СИНХ купил 2,9% обыкновенных акций через своих «дочек» — кипрскую компанию Sinek Investment & Development Ltd и ООО «Инвестнефтехим». И если мелкие инвесторы играют на бирже с краткосрочным прицелом на дивиденды «Татнефти», то СИНХ стратегически наращивает свой портфель, похоже, рассчитывая и дальше получать такие же хлебосольные выплаты. К слову, непроясненной остается судьба пакета в 4,31% капитала, или 4,6% голосующих акций, которым владело ликвидированное в конце 2017 года АО «Ассен» (было подконтрольно МЗИО РТ).

Главным держателем госпакета «Татнефти» остается «Связьинвестнефтехим», возглавляемый Валерием Сорокиным. В конце 2018 года СИНХ приобрел дополнительно с рынка 1,2% «Татнефти», доведя свою долю в капитале до 32,4% Главным держателем госпакета «Татнефти» остается «Связьинвестнефтехим», возглавляемый Валерием Сорокиным. В конце 2018 года СИНХ приобрел дополнительно с рынка 1,2% «Татнефти», доведя свою долю в капитале до 32,4% Фото: «БИЗНЕС Online»

И сразу об еще одном активе с присутствием республики, которое постепенно уменьшается. Доля минземимущества РТ в капитале Сетевой компании (15) сокращалась черепашьими темпами все последние годы: с 81,97% в сентябре 2013 года до 75,92% в сентябре 2018-го. На этом черепаха не остановилась, и на 30 июня уходящего года пакет минзема составлял уже 74,99%. Остаток контролируют Ак Барс Банк (12,78%), ГУП «Электрические сети» (6,4%) и «Татнефть» (3,03%).

Отметим обвал чистой прибыли Сетевой более чем вдвое, а 1,8 млрд рублей чистыми — худший результат предприятия, возглавляемого экс-министром энергетики РТ Ильшатом Фардиевым. Причина такого падения — рост издержек широким фронтом. Подскочили основные производственные затраты, ухудшился и баланс прочих статей: прочие доходы выросли только на 650 млн, а расходы — на 1,3 млрд рублей.

ТАИФ ЗАБОЛЕЛ ПАДЕНИЕМ МАРЖИ

«Серебро» нашего топ-300 вновь достается крупнейшей в стране непубличной группе «ТАИФ», которая нарастила сальдированную выручку на 28% до 758 млрд рублей. Увы, более подробно о финансах головной компании рассказать не получится: последний раз она официально раскрыла информацию в январе 2016 года, причем позже все выложенные ранее документы изъяли из открытого доступа. Поэтому мы будем оперировать теми данными, которые миновали таифовский фильтр или просочились сквозь него.

Прибыль головной компании АО «ТАИФ» в 2018 году снизилась с 12 млрд до 8,9 млрд рублей. При этом в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды ТАИФ заплатил 62 млрд рублей, из которых республике досталось 17,4 млрд рублей — также чуть меньше, чем годом ранее. Напомним, что в местный бюджет идет львиная доля (85%) налога на прибыль. Меньший объем прибыли ТАИФа может объясняться, в частности, тем, что не лучшим образом чувствовал себя нефтепереработчик «ТАИФ-НК» из-за опережающего роста цен на нефть. Прибыль завода упала с 210 млн до 185 млн рублей — миллиардными барышами, как у других «дочек» группы, здесь и не пахнет. А ведь выручка ТАИФ-НК выросла в 1,4 раза, со 159 млрд до 228 млрд рублей, — и это самый крупный актив ТАИФа с точки зрения оборота.

Следуем далее по цепочке до торгующей топливом компании «ТАИФ-НК АЗС». Сеть нарастила оборот в 1,3 раза, с 13,6 млрд до 17,6 млрд рублей в отчетном году, однако на выходе получила чистый убыток в 298 млн рублей против небольшой, но все же прибыли в 44 млн в 2017 году. Впрочем, это вполне в русле современных тенденций: последние несколько лет не входящие в ВИНКи сети автозаправок оказались в тяжелом положении.

Напомним, что тот же ТАИФ в 2015 году поглотил автозаправочную сеть ХК «Татнефтепродукт», а в начале 2016-го та же судьба ждала сеть «Автодорстрой». В 2018-м выручка «Татнефтепродукта» снизилась с 8,4 млрд до 6,5 млрд рублей, но убыток сократился со 135 млн до 20 млн рублей по итогам 2018 года.

Возможно, такая несправедливость при распределении сырьевой ренты или годами не прекращающееся соперничество привело руководство ТАИФа к устойчивому желанию получить с «Татнефти» компенсацию через специальные нерыночные цены на каучуки и другое сырье. Чем все закончилось (а именно покупкой нефтяниками заводов каучуков и строительством собственного завода масел на ТАНЕКО) мы уже знаем.

«Серебро» нашего топ-300 вновь достается крупнейшей в стране непубличной группе «ТАИФ», которая нарастила сальдированную выручку на 28% до 758 млрд рублей «Серебро» нашего топ-300 вновь достается крупнейшей в стране непубличной группе «ТАИФ», которая нарастила сальдированную выручку на 28% до 758 млрд рублей Фото: president.tatarstan.ru

Падением рентабельности «заболел» и энергетический актив группы — ТГК-16. Выручка компании выросла с 27,4 млрд до 30,7 млрд рублей, а вот чистая прибыль сократилась с 2,1 млрд до 1,9 млрд рублей. Попытки заставить «Татэнерго» закупать у ТГК-16 больше тепловой энергии и возместить 127 млн рублей потерь от недобра при теплоснабжении Казани за 2016–2018 годы успехом не увенчались. В качестве аргумента таифовцы приводят решение УФАС от 2016 года, низкую стоимость своего тепла у источника, однако не учитывают стоимость транспортировки тепла до потребителей. Как бы и здесь затянувшиеся споры, в ходе которых последовали уже обвинения и в адрес минэнерго РФ, не привели ТАИФ к неожиданному для него результату в сфере генерации, как это уже случилось в сегменте масел и каучуков.

Профит же ТАИФу обеспечили его главные активы, начиная с ПАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), выручка которого выросла на 17% до 189 млрд, прибыль — на 2,3% до 24,3 млрд рублей. Но самое интересное: после дивидендного затишья и пары лет ожидания крупных инвестиций в знаменитый этиленник руководство компании рекомендовало к выплате рекордные 36,5 млрд рублей — четверть всей накопленной предприятием прибыли. На таких новостях акции нефтехимиков взлетели на Московской бирже на 52%, установив новый исторический максимум — 104,4 рубля за обычную акцию. Слишком уж привыкли игроки воспринимать НКНХ как скупого рыцаря.

Песня о необходимости экономить, концентрируя ресурсы для проекта этиленника, постоянно лилась из уст ключевых менеджеров ТАИФа, чем и обосновывались скромные выплаты акционерам, а то и полное их отсутствие. Такую логику понять можно, ведь четверть «Нижнекамскнефтехима» находилась то в руках правительства РТ, то у «Татнефти», которым и ушла бы соответствующая доля выплат. Но после того, как акции предприятия, не считая незначительных пакетов миноритариев, сконцентрировались в одних руках, ТАИФ перестал стесняться и раздал сам себе рекордные дивиденды.

«Казаньоргсинтез» тем временем переписывал другие рекорды. Крупнейший в стране производитель полиэтилена низкого давления увеличил прибыль, которая взлетела на 31% до 19,9 млрд рублей по РСБУ, и выручку — плюс 9,7% до 79 млрд рублей. На фоне столь дивной картины общее собрание акционеров утвердило опять же рекордные дивиденды — 13,9 млрд рублей, или 70% от чистой прибыли.

Страдали снижением прибыли не только компании, где «таифовцы» являются официально бенефициарами. У возглавляемого Айратом Шаймиевым (слева) «Татавтодора»  прибыль с 280 млн упала до антирекорда — 100 млн рублей Страдали снижением прибыли не только компании, где таифовцы являются официально бенефициарами. У возглавляемого Айратом Шаймиевым (слева) «Татавтодора» прибыль с 280 млн упала до антирекорда — 100 млн рублей Фото: president.tatarstan.ru

ВЛАДИМИР БУСЫГИН УШЕЛ ИЗ «АЙ-ПЛАСТА», «ТАТАВТОДОР» УСТАНОВИЛ АНТИРЕКОРД

Еще пару лет назад и, казалось бы, навсегда был связан с ТАИФом — как руководящей должностью в НКНХ, так и долей в капитале — заслуженный генерал от нефтехимии Владимир Бусыгин. Покинув пост и продав долю завода, он, похоже, решил реализовать и другие пакеты в местных предприятиях.

Так, 9-процентная доля Бусыгина в нижнекамской компании «Ай-Пласт» (90) 7 августа 2019 года перешла в руки Натальи Евдокимовой. Цену пакета через прибыль можно оценить в 1,04 млрд рублей. В тот же день Евдокимой перешли и 35% (стоимость через прибыль — около 95 млн) в капитале нижнекамского ООО «Карбокам» с выручкой 593 млн рублей. Обе компании были учреждены Бусыгиным и его партнерами в 2009 году. При этом 25-процентным пакетом в «Ай-Пласте» все еще владеет швейцарская компания «Брайт Хорайзн АГ», а, по разговорам в деловой среде, именно в страну легендарных часов, банков и чистого альпийского воздуха отправился Владимир Михайлович — к своей семье.

Что еще интересного происходило на орбите ТАИФа? В октябре этого года вместо Алины Ковалевой бенефициаром компании «Гранат-Стан Трейд» (41) стало ООО «МНКТ» (43), где владельцами выступают Радик и Айрат Шаймиевы вместе с сыном последнего Тимуром Шаймиевым. Отметим, что для подавляющего большинства нефтяных компаний 2018 год оказался благоприятным — их чистая прибыль росла как на дрожжах. Однако профит МНКТ сократился с 2,9 млрд до 2,4 млрд рублей, но вовсе не из-за добычи углеводородов: операционная прибыль компании выросла, но подкачали прочие статьи доходов.

Страдали снижением прибыли не только компании, где таифовцы являются официально бенефициарами. У возглавляемого Айратом Шаймиевым «Татавтодора» (70) прибыль с 280 млн упала до антирекорда — 100 млн рублей, хотя выручка слегка подросла почти на 200 млн до 6,4 млрд рублей. Или невыгодными стали дорожные подряды для одного из королей госзаказа РТ, или же его субподрядчики начали больше зарабатывать, что сразу отразилось на издержках, но факт остается фактом. Если в середине десятилетия прибыль «Татавтодора» шла в гору (с 339 млн в 2014-м до 793 млн в 2016-м), то в 2017–2018 годах резко пошла на убыль.

У группы «КАМАЗ», выручка выросла на 19% до 186 млрд рублей по итогам 2018 года, но прибыль, отдавая дань общим веяниям, упала с 3,5 до 1,6 млрд. Провалился спрос на самосвалы КАМАЗа, хотя на его магистральные тягачи увеличился У группы «КАМАЗ» выручка выросла на 19% до 186 млрд рублей по итогам 2018-го, но прибыль, отдавая дань общим веяниям, упала с 3,5 млрд до 1,6 миллиарда. Провалился спрос на самосвалы КАМАЗа, хотя на его магистральные тягачи, наоборот, увеличился Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ ПРОВАЛИЛ НЕТИПИЧНЫЙ ГОД

У нашего бронзового призера, группы «КАМАЗ», выручка выросла на 19% до 186 млрд рублей по итогам 2018 года, но прибыль, отдавая дань общим веяниям, упала с 3,5 млрд до 1,6 миллиарда. Увы, головная компания не может похвастаться и такими успехами: выручка автогиганта по РСБУ увеличилась на 3,9% до 151,1 млрд рублей, но чистая прибыль рухнула на 2,99 млрд и составила символические 27 миллионов. Виной всему рост материальных затрат при незначительном сокращении фонда оплаты труда. Само производство грузовиков оказалось, мягко говоря, невыгодным, о чем свидетельствуют 669 млн рублей операционного убытка против прибыли 6,76 млрд годом ранее. В октябре 2018-го гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в телеинтервью дал понять, что пришли трудные времена. Он рассказал о нетипичной ситуации с продажами. Обычно спрос на челнинские грузовики невелик в первом полугодии, но затем показывает стабильно высокий рост. «В этом году происходит наоборот: первое полугодие росло, во втором рынок сначала, летом, стабилизировался, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее», — посетовал гендиректор КАМАЗа, постаравшись сгладить все острые углы.

Челнинские грузовики расхотела покупать заграница: экспортная выручка КАМАЗа упала сразу на 3,9 млрд рублей до 1,7 миллиарда. Иначе говоря, обороты подросли только за счет внутреннего рынка. Но и там не все слава богу. Анализируя статистику постановки на учет новых грузовиков в России, мы обнаружили, что  на самосвалы КАМАЗа спрос провалился, хотя на его магистральные тягачи, наоборот, увеличился. Впрочем, последние требуют много дорогостоящих импортных комплектующих, что также давит на издержки завода.

На самом КАМАЗе причинами неудачного года считают масштабную инвестиционную программу, переход на двигатели «Евро-5» и снижение спроса после завершения в РФ бюджетных мегастроек типа Крымского моста.

Напомним также, что правительство РТ провело рокировку портфелей с ГК «Ростех», получив 2,8% акций челнинского завода в обмен на доли в альметьевском и казанском «Радиоприборах» и на Казанском электротехническом заводе. Заявки от «Ростеха» на приобретение долей в этих предприятиях были поданы в октябре 2018 года. Изначально озвучивалась цифра в 5–6%, однако летом 2018-го Сергей Чемезов уменьшил аппетиты госкорпорации вдвое.

Оформленный на бывшую ведущую «Вестей КАМАЗа» Людмилу Трейстман «Ремдизель», накрутивший в 2017 году 8,9 млрд рублей выручки, по итогам 2018-го не раскрыл финансовую отчетность. И формально уже не аффилированный с КАМАЗом завод спецназначения пополнил ряды засекреченных компаний, связанных с оборонкой, о кластере которых мы еще поговорим.

Обороты холдинга «ТаграС», занявшего 5-е место, снизились на 4% до 90,6 млрд рублей Обороты холдинга «ТаграС», занявшего 5-е место, снизились на 4% до 90,6 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАГРАС»: ДОЛЮ ТИХТУРОВОЙ ПРОДОЛЖАЮТ УРЕЗАТЬ

Обороты холдинга «ТаграС» (5), год назад впервые представившего сводные данные, снизились на 4% до 90,6 млрд рублей.

В структуре контроля капитала «ТаграСа» также произошли подвижки. Владеющую 7-процентным пакетом холдинга компанию «РТК-Инвест» с 19 июня 2019 года единолично контролирует ООО «Промнефтесервис» (ранее ООО «РТК-Петрол» принадлежало 80%, ООО «Импекс» — 20%). Впрочем, если проследить цепочку владельцев, мы увидим уже знакомую связку компаний «Матрикс» – «Импекс» – «Компания Парк-Груп», ведущих в конце концов к тому же бенефициару — Владимиру Полякову.

Кроме того, 5 июня 2019 года был переделен капитал ООО «Корвет», которому принадлежат 5% в «ТаграСе». Доля Анны Александровны Тихтуровой (невольно вспоминается Евгений Александрович Тихтуров — член правления, начальник управления финансов «Татнефти») снизилась с 80% до 65%. При этом доли Дмитрия Белова, Ирины и Ростислава Смирновых выросли на 5 процентных пунктов у каждого — до 15%, 10% и 10% соответственно. Через чистые активы «ТаграСа» — 17 млрд рублей по итогам 2018 года — сумму сделки можно оценить минимум в 12,8 млн рублей. Если же оценить продажу через 15-кратную среднюю (67,5 млн) за последние пять лет чистую прибыль «Корвета», то 15-процентный пакет потянет на более реальные 152 млн деревянных, или около $2,3 миллиона.

Напомним, что годом ранее, в мае 2017-го, доля Тихтуровой в капитале «Корвета» уже уменьшалась: тогда с 89,6% до 80%. Доля Белова же изначально, в 2009 году, составляла 20%, но в 2012-м с появлением в «Корвете» Смирновых снизилась до 5,2% и опять выросла до 10% в мае 2017-го вместе с сокращением пакета Тихтуровой.

Собравший в 2017 году 32 млрд выручки Зеленодольский завод им А. М. Горького по итогам 2018 года не обнародовал свои показатели. Предприятие фактически присоединилось к засекреченному оборонному кластеру Собравший в 2017 году 32 млрд выручки Зеленодольский завод им. Горького по итогам 2018 года не обнародовал своих показателей. Предприятие фактически присоединилось к засекреченному оборонному кластеру Фото: president.tatarstan.ru

ЗАВОД ИМЕНИ ГОРЬКОГО И КЭТЗ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К ЗАСЕКРЕЧЕННОМУ КЛАСТЕРУ

Собравший в 2017 году 32 млрд выручки Зеленодольский завод им. Горького по итогам 2018 года не обнародовал своих показателей. Предприятие фактически присоединилось к засекреченному оборонному кластеру, о котором мы писали годом ранее, куда входят POZIS, «Радиоэлектроника им. Шимко», НПО «ГИПО», «ОКБ Союз» и др.

Напомним, что, согласно опубликованному в августе 2018-го приказу президента РФ, Татарстану должны были быть переданы находившиеся в федеральной собственности 11,9% акций «ЗиГ» и 75% минус 1 акция Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ).

Казанский электротехнический завод (КЭТЗ), в 2017 году показавший 6,5 млрд рублей выручки, также перестал раскрывать отчетность. И как раз в 2018-м 42,6% капитала КЭТЗ стали частью бартерной камазовской сделки между республикой и «Ростехом», наряду с 38,25% акций АО «Радиоприбор» и 41,06% АО «Альметьевский завод „Радиоприбор“».

Подконтрольный все тому же «Ростеху» Сергея Чемезова национальный центр информатизации (61; НЦИ), один из ключевых резидентов Иннополиса, нарастил выручку в 2,5 раза до 7,6 млрд по итогам 2018 года. Самым крупным госзаказчиком НЦИ в этом году с суммой 830 млн рублей стал центр по обеспечению деятельности казначейства России. Среди прочих отметим дирекцию дорожного строительства «Дальний Восток» и пожарно-спасательную службу Иркутской области.

Основные финансовые показатели промышленных компаний «Завод Элекон» (65) и «Казанский оптико-механический завод» (91), входящих в группу предприятий имени гендиректора КРЭТа Николая Колесова, мы уже разобрали ранее. К сказанному добавим, что его зять Николай Ураев, которого на посту директора «Элекона» сменил сын Александр Колесов, с ноября 2018-го возглавляет подконтрольное КРЭТу АО «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» с годовой выручкой 1,8 млрд рублей. Несмотря на уход Ураева, за ним сохранился пакет в 4,99% капитала «Завода Элекон», что подтвердила нашему изданию пресс-служба компании. Так что мир в семье восстановлен.

Главным игроком на авторынке Татарстана и одним из крупнейших в России остается «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева. Выручка ТТС в прошлом году увеличилась на 22% и составила 93,6 млрд рублей Главным игроком на авторынке Татарстана и одним из крупнейших в России остается «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева. Выручка ТТС в прошлом году увеличилась на 22% и составила 93,6 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАН-АВТО» ПРОДАВАЛО МАШИНЫ В СРЕДНЕМ ПО 870 ТЫС., ТТС — ПО 965 ТЫС. РУБЛЕЙ

Раз уж заговорили о бизнесе семейства Колесовых, добавим, что ГК «КАН Авто» нарастила выручку более чем на 40%: с 17,3 млрд до 24,8 млрд рублей. При этом количество проданных автомобилей выросло на 27%: с 22 429 до 28 558 единиц. Следствием этого стало повышение «КАН Авто» в рейтинге на три позиции до 17-й строки. Оперируя этими цифрами, можно приблизительно рассчитать среднюю цену авто у дилера, которая составила 870 тыс. рублей, увеличившись за год на 13%. Напомним, что в августе 2017 года группа открыла салон Mercedes-Benz, второй по популярности в республике и первой в Казани премиальной марки. Во второй половине 2017-го и в отчетном 2018-м мы зафиксировали серьезный рост спроса на легковые машины немецкого бренда.

Выручка соответствующего юрлица «МБ КАН Авто» и вовсе взлетела на 63% до 2,1 млрд рублей. И это притом, что другой казанский дилер «трехлучевых», «МБ-Ирбис» Альберта Суниева и Ильдара Галяутдинова, закончил год с падением выручки на 17% до 1,59 млрд рублей и в итоге не дотянул до нижней границы топ-300, хотя годом ранее занял в нем 256-е место. Впрочем, группе «КАН Авто» удалось вырасти не только за счет растущих продаж уже лежавших в ее в портфеле марок, но и благодаря включению в него новых брендов. Так, в декабре 2016-го структура Колесова получила статус дилера УАЗа, а в феврале 2018-го открыла дилерский центр Nissan. Ранее поляну Nissan и УАЗ окучивала группа «АКОС», но еще в 2017 году ее работа фактически была парализована из-за финансовых проблем.

Несмотря на приличные темпы роста «КАН Авто», главным игроком на авторынке Татарстана и одним из крупнейших в России остается «ТрансТехСервис» (4) Вячеслава Зубарева, который тоже даром времени не терял. По данным «АвтоБизнесРевю», в прошлом году ТТС реализовал свыше 59 тыс. новых машин (+10,5% к 2017 году) и 38 тыс. автомобилей с пробегом (+24%). Выручка группы увеличилась на 22% и составила 93,6 млрд рублей.

Торгующий железнодорожными вагонами, трамваями и электро-тепловозами «Рослокомотив» занял 22 место в нашем рейтинге. Его выручка взлетела с космической скоростью Торгующий железнодорожными вагонами, трамваями и электротепловозами «Рослокомотив» занял 22-е место в нашем рейтинге. Его выручка взлетела с космической скоростью Фото: «БИЗНЕС Online»

ВОЗВРАЩЕНИЕ «РОСЛОКОМОТИВА» И ХОЗЯИН ЭЛЕВАТОРА – МИЛЛИАРДЕР

Торгующий железнодорожными вагонами, трамваями и электротепловозами «Рослокомотив» занял 22-е место в нашем списке. Ранее данная компания уже появлялась в рейтинге нашего издания, но по итогам 2017 года не смогла перейти границу; теперь же ее выручка взлетела с космической скоростью: со 191 млн до 17,5 млрд рублей.

«Милагро» (77) Динара Газизуллина тоже продает — только зерно и корма для сельскохозяйственных животных. Но, как и «паровозники», фирма резко взвинтила обороты — более чем в 6 раз до 5,84 млрд рублей.

У Газизуллина есть и другой аграрный бизнес, 50-процентная доля в тетюшском ООО «Элеватор Заволжья». По собственной информации компании, она специализируется на приемке, подработке, хранении, затаривании и отгрузке семян подсолнечника, рапса, горчицы, фуражного зерна и семян полевых культур. На сайте «Элеватора Заволжья» утверждается, что он полностью обеспечивает потребность в хранении урожая Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Тетюшского, Кайбицкого, Буинского, Апастовского, Дрожжановского районов. А все благодаря выгодному расположению: элеватор стоит на берегу Волги и имеет инфраструктуру для погрузки на речной транспорт.

«Индустриальный парк «Камские Поляны» является главным российским производителем стретч-пленки — там выпускают более 40% этого материала в стране «Индустриальный парк «Камские Поляны» является главным российским производителем стретч-пленки — там выпускают более 40% этого материала в стране Фото: president.tatarstan.ru

ГОЛОВНОЙ «ХАЙЕР» ПЕРЕЕХАЛ В МОСКВУ, ПРОМПАРК «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» ПЕРЕШЕЛ В РУКИ ЭКСПЕРТА ПО СКЛАДАМ

Возможно, ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» (24; ХАР) присутствует в нашем рейтинге в последний раз: в апреле 2019-го ХАР сменил челнинскую прописку на московскую. Но пока что компания с выручкой 16,9 млрд рублей, через которую контролируются ряд других российский предприятий холдинга Haier, остается в нашем зачете.

В феврале 2018 года ООО «УК ИПКП» (управляющая компания «Индустриальный парк „Камские Поляны“») перешло под полный контроль Михаила Фатеева. Однако за четыре дня до наступления нового, 2019 года 100% капитала управляющей компании было переписано на Ольгу Дегтяреву. Открылся индустриальный парк в 2008 году, а сейчас он является главным российским производителем стретч-пленки — более 40% этого материала в стране выпускают в Камских Полянах. Также здесь производят резиновые шланги для полива, радиаторы для автомобилей «ВАЗ», печки для «КАМАЗов» и автобусов, малые архитектурные формы, опоры для освещения и т. д.

Также Дегтярева в июне 2019-го получила абсолютный контроль над транспортным ООО «Рус-Сервис Терминал». С декабря 2013-го по ноябрь 2018-го единоличным владельцем компании был Сергей Богданов, но затем время стабильности ушло, начались перестановки. Богданов переоформил фирму на Максима Иванова, который в минувшем апреле передал Дегтяревой 8,3% компании, а впоследствии и оставшийся пакет.

С 7 августа за Дегтяревой числится 2-процентная доля ООО «Рус-Сервис», занятого складской деятельностью. С 2011 года бенефициары компании скрывались за кипрскими «Трабикум Лимитед» (60%) и «Думдекс Лимитед» (40%), однако в апреле 2019-го хозяином 60% «Трабикума» стал вышеупомянутый Богданов, а 19 августа до 98% выросла доля «Думдекса». Если же присмотреться к бизнес-связям Богданова, можно обнаружить, что многие компании, где он числится директором или учредителем, прописаны в Москве или в Псковской области.

С 25 июня Рустем Сайманов стал единоличным владельцем ООО ФК «Рубин» с выручкой 3,83 млрд рублей по итогам 2018 года С 25 июня Рустем Сайманов стал единоличным владельцем ООО ФК «Рубин» с выручкой 3,83 млрд рублей по итогам 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«РУБИН»: БЕРДЫЕВ ПЕРЕДАЛ ДОЛЮ САЙМАНОВУ

С февраля 2018 года капитал ООО ФК «Рубин» (136) был разделен на три равные части, которые контролировали Рустам Саяхов, Рустем Сайманов и Курбан Бердыев.

Через три месяца, в мае, Саяхов исчез из числа учредителей. При этом Сайманов получил контроль над «Рубином», его доля выросла до 50,01%, а Бердыева — до 49,99%.

И уже этим летом, с 25 июня, Сайманов стал единоличным владельцем компании с выручкой 3,83 млрд рублей по итогам 2018 года и чистой прибылью (соответствует чистым активам) 134 млн рублей.

«АВП-ГРУПП» ПОКИДАЕТ ЧЕЛНЫ, «КАМАВТОЦЕНТР» СРАБОТАЛСЯ С «ГАЗПРОМОМ»

Один из наших новичков, «АВП-Групп» (164), в мае 2017 года сменил челнинскую прописку на елабужскую. Единственным учредителем компании с момента ее создания в сентябре 2015-го до настоящего времени выступает Андрей Владимирович Прошин. И этот тот самый случай, когда первые буквы ФИО учредителя (как, например, у «КАН Авто») или целые слоги (как у «Вамина») становятся названием организации. Что касается профессиональной деятельности Прошина, то с сентября 2009-го по октябрь 2016-го он занимал пост директора в нижнекамском ООО «Камский завод тормозной аппаратуры и агрегатов».

В каком-то смысле «АВП-Групп» можно считать семейной компанией, во всяком случае, направление «Металлоконструкции» в ней возглавляет Виталий Владимирович Прошин. Предприятие и производит те самые металлоконструкции, а также оказывает логистические и производственно-строительные услуги. В мае 2018-го компания Прошина подписала с АО «Одк-Газовые турбины» (через Объединенную двигателестроительную корпорацию контролирует «Ростех») договор на 351 млн рублей для поставки блока центробежного компрессора на Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение. Контракт был заключен на условиях единственного поставщика.

Впервые ООО «Камавтоцентр» (176) засветилось на страницах «БИЗНЕС Online» в рейтинге игроков второй лиги татарстанского бизнеса по итогам 2017 года. Капитал компании разделен на четыре равные части. Двумя через «Камсервисцентр» владеют Николай Сандаков и Александр Силантьев. Оставшиеся доли через «Трейдинтергрупп» контролируют Артур Кулов и Анатолий Виниш.

Завод-изготовитель спецтехники «СПМ» осуществляет поставку автомобильных кранов-манипуляторов на базе автомобилей КамАЗ, Урал, Isuzu, Hyundai и других марок Завод-изготовитель спецтехники «СПМ» осуществляет поставку автомобильных кранов-манипуляторов на базе машин «КАМАЗ», «Урал», Isuzu, Hyundai и других марок Фото: «БИЗНЕС Online»

Судя по портфелю госзаказов, предприятие завязано со структурами «Газпрома» — в частности, с ООО «Газпром добыча Ноябрьск», которое заказывает специализированные машины и расходные материалы к ним. В частности, в 2018 году «Камавтоцентру» достались контракты на седельные тягачи, мобильную ремонтную мастерскую, полуприцеп-цистерну и т. п. суммарно на 72 млн рублей. В уходящем году ставки выросли до 119 млн, а «дочка» газового монополиста заказала пожарный автомобиль ценой 60 млн и аварийно-ремонтный комплекс за 46 млн рублей.

В компании «Строительные подъемные машины» (205) 9 июля появился новый соучредитель Станислав Кнаус с долей 49%. Соответственно, доля прежнего единоличного владельца Раиса Гареева сократилась до 51%, но контроль за компанией он сохранил. Завод-изготовитель спецтехники «СПМ» осуществляет поставку автомобильных кранов-манипуляторов (КМУ) на базе машин «КАМАЗ», «Урал», Isuzu, Hyundai и других марок.

Напротив, с марта 2019-го ГК «Втормет» (231) обрела единоличного хозяина, коим стал Александр Потапов. В декабре 2017-го капитал «Втормета» был разделен поровну между Потаповым и Дианой Ахметшиной. У последней, правда, уже под фамилией Зиянгирова, есть и другие бизнесы с аналогичной специализацией — она владеет по четверти капитала в башкирском ООО «Башчермет» (выручка — 567 млн) и ООО «Метлом» (выручка — 435 млн). Долю Ахметшиной/Зиянгировой во «Втормете» в ноябре 2018-го приобрел Руслан Лутфуллин, который впоследствии и уступил пакет Потапову. Через прибыль сделку можно оценить в 180 млн рублей.

Компания «Оптовик», входившая в бизнес-империю Леонида Барышева и Вадима Махеева, в апреле–июне 2018 года была переписана на новых владельцев Компания «Оптовик», входившая в бизнес-империю Леонида Барышева и Вадима Махеева, в апреле-июне 2018 года была переписана на новых владельцев Фото: gossov.tatarstan.ru

У БЫВШЕЙ СЕТИ БАРЫШЕВА И МАХЕЕВА НОВЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ

С мая 2019 года единоличным владельцем сети ТД «Камилла» (214) стала Альфия Идьятулина. В прошлом году торговая сеть сократила выручку с 2,59 млрд до 2,47 млрд рублей, получив чистый убыток 33 млн против прибыли 6 млн рублей годом ранее. При этом чистые активы вообще просели до минус 84 млн, хотя в 2017 году оценивались в 198 млн рублей.

Альфия Абуталибовна, помимо «Камиллы», также владеет 75% елабужской транспортной компании «Транском» (выручка — 181 млн), на 100% ей принадлежит прописанное в ОЭЗ «Алабуга» ООО «Метсталь» (выручка —  66 млн).

Напомним, что торговый дом «Камилла» с его 60 магазинами в мае 2013-го куплен компанией «Оптовик», входившей в бизнес-империю Леонида Барышева и Вадима Махеева. Однако в апреле-июне 2018 года уже сам «Оптовик» был переписан на новых владельцев.

Вообще, в прошлом году в другие руки была передана солидная часть бизнеса Барышева и Махеева. Как известно, структуры «майонезных королей», чье влияние простирается далеко за пределы Татарстана, делятся на подразделения: производственное и торговое. Последнее фактически представлял «Оптовик», являясь также юрлицом сети гипермаркетов «Эссен», основанной в 2003 году. Сейчас ее магазины работают в городах Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл и Кировской области.

По данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», 51,1% уставного капитала ООО «Оптовик» контролирует сегодня Андрей Родионов. Оставшиеся 48,9% капитала с июня 2018-го оформлено на нововоронежское ООО «РДК», единственным учредителем и директором которого числится Руслан Чурляев. Им и нести тяжесть субсидиарной ответственности в случае возникновения у торговой сети проблем.

«Имлайт-Шоутехник» стремительно ворвалось в Топ-300, разогнав выручку более чем вдвое до 2 млрд рублей «Имлайт-Шоутехник» стремительно ворвался в топ-300, разогнав выручку более чем вдвое до 2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

МИЛЛИАРДЫ НА МИНЕРАЛКЕ И 700 МЛН РУБЛЕЙ ОТ ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК»

Основным видом деятельности новичка топ-300, компании «7 озер» (255), заявлено производство минеральных вод. Собственно, одноименную воду сегодня можно купить не только в Казани, но и в других регионах, включая Москву. Но есть нюанс: в контактах фирмы значится адрес электронной почты kara-altyn@inbox.ru. И хотя учредителем компании «7 озер» с февраля 2018-го выступает Адель Гильманов, до этого, с 2014-го, ее контролировала торгующая топливом ТК «Кара Алтын» Азата Абдуллина и Ильнара Валиева. Но почему тогда не сменить хотя бы email? Это наводит на мысль, что организация по-прежнему связана с продавцом ГСМ.

Другой дебютант, «Фирма „Имлайт-Шоутехник“» (252) Татьяны Пушкаревой, стремительно ворвался в топ-300, разогнав выручку более вдвое до 2 млрд рублей. Название компании намекает на связь с миром шоу-бизнеса и искусства и не обманывает в этом. Скажем, в прошлом году «Имлайт-Шоутехник» получил подряд на 52 млн рублей Государственного академического малого театра России, а в 2017-м заказчиком компании стал не кто-нибудь, а московский театр «Современник». В декабре 2017-го в рамках реконструкции и обновления парка оборудования театр закупился у казанцев на 716 млн рублей.

Несколько новичков нашего рейтинга занимаются автомобильными перевозками Несколько новичков нашего рейтинга занимается автомобильными перевозками Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРАНСПОРТНЫЙ АКТИВ СЕМЬИ ШНАЙДЕРОВ И ВОСХОДЯЩИЕ ЗВЕЗДЫ НЕФТЕТРЕЙДИНГА

Следующий новичок, ТК «Олимп» (282), занимается автомобильными перевозками. В ноябре 2018 года здесь сменился учредитель: новым хозяином фирмы стал Ринат Гимадиев, ранее же, с декабря 2012-го, ею владел Олег Емельянов. Отметим, что в августе 2018-го прописку в Набережных Челнах компания с 435 работниками сменила на елабужскую. Несмотря на миллиардные обороты, «Олимп» понес в прошлом году убытки на 199 млн, а его чистые активы просели до минус 151 млн рублей. Финансовую ситуацию омрачила и кредиторская задолженность (долги перед поставщиками и клиентами), которая подскочила с 571 млн до 971 млн рублей.

Автоперевозками занимается и следующий наш дебютант — ООО «Поволжьеритейл» (218) Сергея и Андрея Шнайдеров. Последний также является соучредителем в ряде «номерных» компаний «Алкотрэйд» (в частности, с индексами 54, 66, 102), в серии компаний «Здоровье» (с индексами 24, 27, 124) и в сети «Варикоза Нет». А вместе с Валентиной Шнайдер они участвуют, пожалуй, в главном семейном бизнесе — сети дискаунтеров «Светофор», а точнее, в его юрлицах с общим названием «Торгсервис» и различными порядковыми номерами — 2, 16, 22, 138 и т. д. Периодически в списке бенефициаров данных компаний встречается еще один член этого семейства — Иван Шнайдер.

Возвращаясь к вошедшему в наш рейтинг «Поволжьеритейлу», похоже, здесь мы видим транспортный актив семьи Шнайдеров с растущими оборотами, который обслуживает их продуктовые и аптечные сети.

Едва ли не самым оживленным сегментом в экономике РТ в 2018 году стал сектор нефтепродуктов и ГСМ. Причины взлета выручки на 39% до 54,9 млрд у «Транснефть-Прикамье» (9) мы уже подробно разбирали ранее. Ну а самым примечательным новичком в топ-300, практически восходящей звездой рейтинга стало ООО «Неомакс Груп» (54), выручившее 8,5 млрд рублей в 2018 году. Согласно информации на официальном сайте, компания реализует нефтепродукты и оказывает транспортные услуги. Согласно базе данных «Контур.Фокус», ООО «Неомакс Груп» в ноябре 2017 года учредил Дельшат Амиров.

В завершение добавим, что из нашего рейтинга исчезли некоторые заметные игроки топливного рынка, но появились новые имена — скажем, «Связь Петролеум» или «Мос Тат Ойл». У некоторых «старожилов» резко скакнули обороты (например, у «Октан-Ресурса» выручка выросла в 3,5 раза до 10 млрд). Все это наводит на мысль о тектонических подвижках во всем секторе и возможном переделе рынка крупными игроками, не исключая тех же «Лукойла», ТАИФа и «Татнефти».