Одной из самых сильных сторон исламской доктрины является учение об истинности всех прежних Божьих писаний и пророческих миссий «Одной из самых сильных сторон исламской доктрины является учение об истинности всех прежних Божьих писаний и пророческих миссий»

К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ НЕОБХОДИМО ОТНОСИТЬСЯ С ДОЛЖНОЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬЮ

Одной из самых сильных сторон исламской доктрины является учение об истинности всех прежних Божьих писаний и пророческих миссий. Данные положения возведены в исламе даже в ранг столпов веры. Иначе говоря, человек только тогда может считаться мусульманином, если уверует в Тору и Евангелие так же искренне, как он верует в Коран. До такого уровня конфессионального плюрализма не смогла подняться ни одна из традиционных религий. В иудаизме и христианстве иногда, конечно же, делаются робкие попытки допустить богоизбранничество Мухаммада, но только в исламе аналогичные зеркальные тезисы провозглашаются, причем без тени сомнения, на уровне сакральных первоисточников.

Однако если сегодня вы отдадите ребенка в воскресную школу при мечети, то обнаружите, что его там будут учить совершенно противоположным вещам. Ему доходчиво объяснят, что священные книги, составившие Библию, считались истинными лишь на момент ниспослания, но уже к приходу пророка Мухаммада они были якобы искажены. Фактически это означает, что из вашего ребенка станут делать кафира (немусульманина), ибо, повторюсь, без признания истинными прежних писаний верующий не может оставаться в лоне ислама. Такова вот парадоксальность нынешней ситуации: мечети вместо проповеди истинных догматов исламской веры превратились в рассадники куфра (безверия).

Возможно, воскресно-приходская школа при вашей мечети является исключением из такого общего правила и в ней учат о сохранности первозданной чистоты доисламских священных писаний. Как это проверить? Есть один простой тест. Согласно требованиям ислама, к Священному писанию необходимо относиться с должной почтительностью. Так, например, нельзя брать в руки Коран без ритуальной чистоты (то есть не совершив предварительно специального малого омовения). По ханафитскому мазхабу данное требование распространяется и на все прежние Божьи писания, ведь в них, подобно Корану, содержатся слова Самого Бога. Поэтому если имам вашей мечети берет в руки Библию без малого омовения или говорит, что так поступать можно, то смело пишите на него заявление руководству ДУМ РТ за нарушение норм ханафитского мазхаба, предписанного уставом муфтията, и бегом спасайте своего ребенка от безбожного святотатства.

Безусловно, ни один имам не распространяет неверие по злому умыслу. Просто мы в большинстве своем опираемся на многовековую богословскую традицию ислама. А в этой кладези знаний уже давно, увы, не делали уборку, и потому там посреди перлов первозданной истины завалялся и поздний мусор средневековья, который мы по ошибке отождествляем с исконным учением ислама. Что же, давайте сегодня немного приберемся в кладовой исламского вероучения.

Человек только тогда может считаться мусульманином, если уверует в Тору и Евангелие так же искренне, как он верует в Коран. До такого уровня конфессиональной плюральности не смогла подняться ни одна из традиционных религий «Человек только тогда может считаться мусульманином, если уверует в Тору и Евангелие так же искренне, как он верует в Коран. До такого уровня конфессионального плюрализма не смогла подняться ни одна из традиционных религий»

КО ВРЕМЕНИ ПРОРОКА БИБЛИЯ НЕ БЫЛА ИСКАЖЕНА

Сам Коран дает нам много свидетельств в пользу истинности Библии, прежде всего Торы и Евангелия. Так, Библия именуется в нем Словом Божьим, а слова Божьи (калимат Аллах) не могут быть подвергнуты изменению, модификации (табдиль) со стороны людей. Об этом в самом Коране однозначно говорится во многих местах (6:34, 115, 18:27, 10:64).

Кроме того, Всевышний нас заверяет: «Мы ниспослали Поучение (зикр), и это Мы оберегаем его» (15:29). Нередко мусульманские богословы данное благовестие относят на счет одного лишь Корана. Притом они забывают, что в самом Коране слово «зикр» (или «зикра») прилагается к откровению Божьему вообще, включая Библию (см. 16:43, 21:48, 40:54, 21:105), наподобие того, как все три Писания — Коран, Тора и Евангелие — в Коране одинаково именуются Писаниями (китаб), Различением (фуркан) и т. п. Поэтому неслучайно имам аль-Бухари (хадис №7553) приводит такие слова Ибн-Аббаса, крупнейшего корифея исламского богословия из числа сподвижников Пророка: «Ни один смертный не в силах изменить текст чего-либо из Писаний Божьих, а только исказить переиначиванием его смысла».

Следует обратить внимание и на то, что Библия, которая была на руках у христиан и иудеев времен Пророка, называется в Коране Божьей Книгой (3:23, 2:101), Словом Божьим (2:75) и аятами – знамениями Божьими (5:44, 4:155, 3:70). Тора и Евангелие описываются так же, как «свет», «руководительство» и т. д. (5:44, 46, 6:91, 21:48, 40:54 и др.). Возможны ли столь возвышенные характеристики этих книг Кораном, если те уже были искажены или извращены? Конечно же, нет!

Поэтому Бог в Коране призывает иудеев и христиан строго придерживаться Библии: «Если бы они соблюдали Тору и Евангелие, — говорится в кораническом стихе 5:66, — исполняя ниспосланное им от Господа их, со всех сторон стеклось бы к ним добро». А аят 5:47 предписывает «чтобы последователи Евангелия судили согласно ниспосланному Богом в нем». В аяте же 5:47 даже выражается удивление тому, что мединские иудеи обращаются к пророку Мухаммаду за судейством: «И как они сделают тебя судьей, раз у них есть Тора, в коей содержится закон (хукм) Бога?!»

В сборниках Бухари (№3635 и др.) и Муслима (№1699 и др.) описывается та самая история, когда иудеи обратились к Пророку с просьбой рассудить их соплеменников. Дело касалось одной иудейской пары, повинной в блуде. И что вы думаете? Пророк судил их не по Корану, а по Торе! Более красноречивого свидетельства в пользу того, что ко времени Пророка Библия не была искажена, трудно себе представить. «Если бы я взялся судить между людьми, — говорил в данной связи имам Али, верный продолжатель дела Пророка, — я бы рассудил между приверженцами Торы согласно Торе, между приверженцами Евангелия — согласно Евангелию, между приверженцами Корана — согласно Корану». (См. тафсир Саляби к аяту 11:17.)

Перечень подобных свидетельств можно продолжать до бесконечности.

Сам Коран дает нам много свидетельств в пользу истинности Библии, прежде всего, Торы и Евангелия «Сам Коран дает нам много свидетельств в пользу истинности Библии, прежде всего Торы и Евангелия»

САМА ДИСКУССИЯ КАСАТЕЛЬНО БОГОСЛОВСКИХ ПОНЯТИЙ ЕЩЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ ИСКАЖЕННОСТЬ ТЕКСТА

На чем же тогда основывают свои утверждения мусульманские сторонники идеи фальсификации Библии? На некоторых аятах, согласно которым приверженцы Библии искажают Слово Божье (2:75, 4:46, 5:13, 41), искривляют Писание своими языками (3:78), сочиненное собственными руками выдают за Божье (2:79) и скрывают истину или часть Писания (2:42, 3:187 и др.). Подобные формулировки они истолковывают в том смысле, что текст Библии был безвозвратно искажен.

Однако на самом деле во всех этих ссылках мы наблюдаем откровенную подмену понятий. Так, в обозначенном аяте 2:75 сказано: «Некоторые из них слышали слово Божье и, поняв оное, искажали его». Аят ясно указывает, что речь идет об искажении слова уже правильно понятого, т. е. не об искажении текста, а об извращении его толкования. Многие классические толкователи Корана (в частности, ат-Табари) добавляют, что здесь подразумеваются отдельные иудеи времен Моисея, которые были при нем, когда он получил 10 заповедей, но к этим заповедям они от себя добавили мысль, будто Бог оставил их исполнение на усмотрение самих израильтян, по мере их желания и возможностей. Другим словами, древние исламские экзегеты указывают нам, что в аяте мы имеем дело с некоторыми современниками Моисея, которые неправильно истолковали ниспосланный текст, но не с искажением самого текста Библии, ибо невероятно, чтобы Моисей, Аарон и последующие за ними пророки допускали нечто подобное.

Аналогичная ситуация наблюдается и при разборе других упомянутых аятов, на основании которых пытаются воздвигнуть тезис об искаженности текста Библии.

Нередко в обосновании тезиса об искаженности Библии ссылаются на аяты, в которых развернута полемика против переиначивания подлинной веры, встречаемого среди некоторых иудеев и христиан. Так, например, аят 9:30 осуждает иудеев, которые провозгласили Ездру сыном Бога. Однако если мы откроем Библию, то ни в одном из ее стихов ничего подобного о Ездре не говорится. Другими словами, Коран полемизирует не с Библией, а с несохранившейся иудейской сектой времен Пророка, которая, вопреки ниспосланному ей Писанию, утверждала то, чего там нет, — богосыновство Ездры. Приписывать же подобные тезисы всем иудеям без исключения и тем более тексту самой Торы — это значит выставлять себя посмешищем, ведь текст Библии несложно проверить и убедиться, что Ездра в подобном ключе там не упоминается.

Аналогичную некорректность мы наблюдаем и в контексте аятов, которые дискутируют с вульгарным толкованием, встречаемым среди некоторых христиан, таких понятий, как Троица, богосыновство Иисуса, его распятие и т. д. Так, например, ряд наших богослов-мутакаллимов классической эпохи в христианском толковании трех ипостасей усматривали аналог мусульманского понимания Божьих атрибутов — в частности, таких как самость / бытие (зат / вуджуд), слово / знание (калима / ильм) и жизнь (хаят). Фахраддин ар-Рази в комментарии к аяту 4:171, в котором упоминается христианская троица, пишет: «Если же слово „три“ истолковать в том смысле, что христиане утверждают о трех атрибутах Бога, то это невозможно отрицать. Ведь мы, мусульмане, говорим: Он есть Бог, помимо Коего нет иных божеств, владыка, пресвятый, всесовершенный, всеведающий, присноживой, всемогущий, всеволящий. И под каждым из этих слов мы понимаем нечто, отличное от другого. Множественность же атрибутов только сие и подразумевает. Было признание множественности атрибутов ересью (куфр), это повлекло бы за собой отвержение всего Корана и отвержение разума, ибо смысл того, что Бог всеведающ, отличен от смысла того, что Он всемогущ или присножив».

Другими словами, сама дискуссия касательно богословских понятий еще не означает искаженность текста, к которому они возводятся. Любопытно в данной связи заметить, что современные мусульманские миссионеры (в частности, Ахмад Дидат) часто оспаривают тезис богосыновства Иисуса на том основании, что в Библии об этом не сказано ни слова, притом они находят в ней многократные указания на нашего пророка Мухаммада (см., например, книгу Абдул-Ахада Дауда «Мухаммад в Библии»). Осталось сделать из этого единственно возможный логичный вывод: если бы текст Библии некогда исказили, то апеллирование к ней в подобном контексте стало бы просто невозможно.

К сожалению, враждебное отношение к иноверцам является общей проблемой всех конфессий без исключения «К сожалению, враждебное отношение к иноверцам является общей проблемой всех конфессий без исключения»

ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЕСТЬ УММА ЕДИНОГО БОГА

Увы, исламское богословие сегодня захламлено идеями, противоречащими изначальному учению ислама. Они достались нам от былых времен, когда повсеместно господствовала идеология тотальной конфронтации, войны всех против всех. Надо признать, что в Средневековье плюралистичные идеалы Корана не были вполне адекватно освоены значительной частью мусульман. Этим и порождалось их стремление демонизировать иные религиозные традиции и как следствие навязать остальным верующим мысль об искаженности (утраты) исконного текста Библии. Однако и в древности находились мыслители, кто в исламских первоисточниках не находил подтверждения для подобного искажения исламской догматики. Так, например, Ибн-Таймия, отмечал, что в «самом Коране не говорится, что они (христиане и иудеи) переделали все копии [Библии]», т. е. он считал, что ее аутентичный текст сохранился.

К сожалению, враждебное отношение к иноверцам является общей проблемой всех конфессий без исключения. Иногда складывается впечатление, что у нас в стране наблюдается богословие двойных стандартов. С высоких трибун официальные религиозные деятели говорят об уважении к другим религиозным традициям, а за закрытыми дверями в кругу своих соратников они продолжают идти по накатанной многовековой колее ненависти и презрения к иноверцам. Очень мало среди богословов тех, кто признает спасение вне своей конфессии. Большинство же — кто прямо, а кто завуалированно — проклинают исповедников другой веры.

В данной связи некоторые мусульмане высказываются в том духе, что, раз христиане и иудеи отнюдь не спешат признавать ислам истинной религией, так почему мы должны делать реверансы в их сторону. Во-первых, это не совсем так: среди «людей Библии» определенные подвижки все же наблюдаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы. А во-вторых, нельзя вечно озираться на ошибки остальных, кто-то должен первым разорвать этот порочный круг. Иначе вера вместо счастья и внутреннего умиротворения будет приносить людям лишь раздор и конфликты. С нашей стороны первый шаг навстречу собратьям по вере состоит в том, чтобы вернутся к подлинному учению Корана, провозглашающего религиозное многообразие как замысел Божий. Важно помнить, что человечество есть умма единого Бога. И хотя мы по-разному исповедуем веру в Него, но, как учил Пророк, в разногласии уммы заключена милость Божья.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции