Бизнесу предложили озвучить свои проблемы, а следом — предполагаемое решение. Все варианты аккуратно записали и передали исполкому Нижнекамского района для реализации Бизнесу предложили озвучить свои проблемы, а следом — предполагаемое решение. Все варианты аккуратно записали и передали исполкому Нижнекамского района для реализации Фото: e-nkama.ru

ЛИШНИЕ СОГЛАСУЮЩИЕ ИНСТАНЦИИ И ДОКУМЕНТЫ НА ФЛЕШКАХ

В Нижнекамске сегодня приступили ко второму этапу мозговых штурмов для решения проблем бизнеса в районе. Первая встреча состоялась весной. В тот раз бизнес-омбудсмен РТ, тогда еще Тимур Нагуманов, собрал под одной крышей предпринимателей, представителей власти и контрольно-надзорных органов. Бизнесу предложили озвучить свои проблемы, а следом — предполагаемые решения. Все варианты аккуратно записали и передали исполкому Нижнекамского района для реализации. Тогда предприниматели выявили три основные проблемы: кадровый дефицит, сложности с надзорными органами и бюрократию. Полгода исполком работал над этими блоками проблем — был создан совет по кадрам для координации усилий вузов и предприятий, проанализирована работа надзорных органов, оптимизированы услуги местного МФЦ и органов власти с целью сокращения сроков предоставления муниципальных услуг. Обо всем этом идеологи стратегических сессий сегодня обстоятельно отчитались.

Компания «Лин Вектор» пыталась снизить бюрократические барьеры для бизнеса в Нижнекамске и отчитывалась первой. Специалисты выяснили, что услуги МФЦ и ряда управлений исполкома растягиваются до трети года и внедрили систему «бережливого МФЦ». «На наш взгляд, максимально проблемными были муниципальные услуги, связанные с землей, строительством и архитектурой. Соответственно, эти услуги мы взяли в работу на старте», — пояснила замдиректора «Лин Вектора» Наталья Чупина.

К слову, многое из того, что озвучивали бизнесмены, можно было слышать много раз. То же самое «единое окно МФЦ» звучит на подобных мероприятиях постоянно К слову, многое из того, что озвучивали бизнесмены, можно было слышать много раз. То же самое «единое окно МФЦ» звучит на подобных мероприятиях постоянно Фото: Регина Макасина

Компания проанализировала 46 муниципальных услуг, оптимизации подверглась часть из них. Оказалось, что все услуги, которые оказывает, например, управление земельных и имущественных отношений исполкома Нижнекамского района, схожи, поэтому оптимизировали их скопом. Для примера Чупина рассказала, как сокращали период согласования предоставления земельных участков. На это уходило 109 дней, тогда как оптимизаторы поставили целью срок в 22 дня. Для этого эксперты компании попытались уменьшить число согласующих инстанций и после анализа исключили три не особо нужные ступени. Сотрудников отдела МФЦ обучили, для населения подготовили памятки. Сами согласования были последовательными, а стали параллельными. В итоге срок сократился до 70 дней. Также Чупина озвучила и другие оптимизационные шаги: в частности, кадастровые инженеры теперь будут принимать документы на флешках, а не распечатанными.

После доклада бизнесу, как и весной, предложили вновь озвучить проблемы в категории «бюрократия». Предприниматели попросили о многом: сократить пакет документов для разрешения на строительство, упростить отчетность по грантам, ускорить определение санитарно-защитных зон, оптимизировать работу МФЦ и даже пересмотреть в сторону упрощения противопожарные нормативы. К слову, многое из озвученного и прежде звучало неоднократно. То же самое «единое окно МФЦ» фигурирует на подобных мероприятиях постоянно. В очередной раз прозвучали и жалобы на сложность получения пропусков для грузовиков весной. Фермеры попросили обеспечить тьюторское сопровождение при получении грантов или субсидий. Транспортники вновь сетовали на тарифный комитет и отсутствие оплаты городских перевозок по контакту с местной властью.

Айдар Метшин: «Мы только в начале этого пути, нет никаких иллюзий. По моим ощущениям сегодня даже больше вопросов, чем было во время первой встречи» Айдар Метшин: «Мы только в начале этого пути, нет никаких иллюзий. По моим ощущениям, сегодня даже больше вопросов, чем было во время первой встречи» Фото: e-nkama.ru

МЕЧТЫ БИЗНЕСА ОБ ОТВЕТСТвЕННОСТИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ

О решении проблемы кадрового голода докладывал начальник управления образования — замруководителя исполкома района Айдар Фаретдинов. В Нижнекамске, отметим, даже рестораны зачастую вынуждены возить официантов из соседних Набережных Челнов. Контрмерой стало создание координационного совета по кадрам, которым руководит первый заместитель руководителя исполкома района Радмир Беляев. В совет вошли директоры вузов и колледжей Нижнекамска и руководители с кадровиками от бизнеса. Сначала совет формировал списки: какой вуз какие специальности предлагает, какой компании какие спецы нужны. Проводили взаимные экскурсии. Некоторые компании взялись обустроить в колледжах свои обучающие кабинеты. Анализ подготовки кадров показал, что колледжи полностью покрывают потребности бизнеса, но с вузами иная ситуация. Фаретдинов указал, что еще 7 лет назад в Нижнекамске работали 6 вузов, выпуская много экономистов и менеджеров. Сейчас в городе осталось лишь два вуза, при этом бизнес традиционно указывает, что ему нужны менеджеры.  

Предприниматели со своей стороны предлагали предоставлять компаниям дешевое арендное жилье для приезжих работников, а также решить проблемы с миграционными квотами. Фермеры попросили дать им субсидии на привлечение для работы на фермах молодых специалистов. Представители учебных заведений же почему-то потребовали публикации необходимых вакансий в интернете, хотя эта информация и так существует.

Последним отчитывался Беляев — он представил анализ работы контрольно-надзорных органов в Нижнекамске за этот год. Об этом «БИЗНЕС Online» уже подробно писал. Оказалось, что за год надзорщики, несмотря на все разговоры, стали еще жестче относиться к бизнесу. В Нижнекамске за год значительно выросло количество штрафов — с 480 до 758, в денежном выражении сумма возросла с 8,8 млн рублей до 11 млн рублей. Предписаний же, наоборот, стало меньше — 367 против 315. Количество внеплановых проверок держится из года в год на одном уровне, а число плановых уменьшилось. В Нижнекамске работает 12 контрольно-надзорных органов, и их деятельность рейтинговали по числу проверок и штрафов. Самой «карательной» оказалась Нижнекамская зональная государственная жилищная инспекция РТ, за ней — местный отдел Госалкогольинспекции РТ и Роспотребнадзор.

Бизнесмены, рассуждая о перевоспитании «карателей», предложили проверять достоверность жалоб на бизнес, так как органы, получая жалобы (временами ложные), все равно проверяют и штрафуют. Также предприниматели считают, что не лишним будет повысить квалификацию самих надзорщиков и ввести для них ответственность. Интересно, что сами представители надзорных органов предложили выйти на федеральный уровень с инициативой уменьшить штрафы. Все рекомендации бизнеса по трем блокам проблем, как и в прошлый раз, будут собраны в дорожную карту и переданы местной власти на реализацию. Следующая встреча состоится через полгода.

Венера Камалова: «Уже нет тех базовых проблем. Некоторые сложности остаются, но в то же время уже есть люди, проблемы которых решены. Не органы власти об этом рассказывают, а бизнес об этом говорит» Венера Камалова: «Уже нет тех базовых проблем. Некоторые сложности остаются, но в то же время уже есть люди, проблемы которых решены. Не органы власти об этом рассказывают, а бизнес об этом говорит» Фото: e-nkama.ru

Итоги встречи подвела бизнес-омбудсмен по РТ Венера Камалова. «Уже нет тех базовых проблем. Некоторые сложности остаются, но в то же время уже есть люди, проблемы которых решены. Не органы власти об этом рассказывают, а бизнес об этом говорит. Муниципалитет провел за этот период хорошую работу, сдвиги есть. Даже у контрольно-надзорных органов уже другая риторика», — заявила Камалова.

Мэр Нижнекамска Айдар Метшин, в свою очередь, отметил, что проблемы бизнеса не иссякают. «Мы только в начале этого пути, нет никаких иллюзий. По моим ощущениям, сегодня даже больше вопросов, чем было во время первой встречи. Как отметила Венера Айдаровна (Камалова — прим. ред.), они другого характера, но посмотрите: листа не хватает, чтобы все записать. И это здорово. Это правильные процессы. Я прошу все это собрать, впереди большая работа», — сказал градоначальник. К слову, во время следующей встречи слово для докладов хотят предложить самому бизнесу, чтобы получить оценку усилий исполкома. «Чтобы прямо, без страха, где нужно — с упреком, говорили о том, что мы наработали — где у нас болтовня, если это так, а где мы действительно создали устойчивые предпосылки для комфортного делового климата», — подытожил Метшин.