В Челнах вошел в острую фазу конфликт между подконтрольной московским собственникам УК «Махалля» и подрядчиком «Жилэнергосервисом» В Челнах вошел в острую фазу конфликт между подконтрольной московским собственникам УК «Махалля» и подрядчиком «ЖилЭнергоСервис» Фото: Олег Спиридонов

УПРАВДОМ ИЗ СПИСКА FORBES

Попытка москвичей взять под контроль ЖКХ Закамья берет начало в 2017–2018 годах. Экспансию ведут структуры, близкие к девелоперской группе «ПИК», бенефициаром которой считается участник российского списка Forbes, сенатор Сергей Гордеев. В последние несколько лет они активно скупают управляющие компании в ряде регионов России. На сайте компании «ПИК-комфорт» сообщается, что она обслуживает 54 млн кв. м жилья в 19 регионах РФ, там проживают 5,3 млн человек. 

В Татарстане москвичи выкупили 13 УК в Нижнекамске и 3 в Набережных Челнах — «Махалля», «Ремжилстрой» и «Электротехников». В совокупности челнинские УК обслуживают дома, в которых проживают 166 тыс. челнинцев — треть населения города.

В Татарстане москвиче выкупили 13 УК в Нижнекамске и три в Набережных Челнахю. В совокупности челнинские УК обслуживают дома, в которых проживают 166 тысяч челнинцев — треть населения города В Татарстане москвичи выкупили 13 УК в Нижнекамске и 3 в Набережных Челнах. В совокупности челнинские УК обслуживают дома, в которых проживают 166 тыс. челнинцев — треть населения города Фото: Олег Спиридонов

Власти городов в известность не ставились и были таким оборотом встревожены. Не секрет, что все основные УК созданы с подачи властей в ходе федеральной реформы ЖКХ в начале 2000-х. Та же «Махалля» изначально являлась коммунальным унитарным предприятием, созданным на базе ЖЭУ МЖК КАМАЗа. Новые частные собственники были фактически назначены администрацией Набережных Челнов. Такая система позволяла властям сохранить управляемость и хотя бы неформальный контроль над весьма чувствительной коммунальной сферой.

Однако в городе несколько раз сменилась власть, и хозяева УК, очевидно, решили, что никому ничем больше не обязаны, и вышли в кеш. Суммы сделок не раскрываются, но источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что только в приобретение «Махалли» было вложено до 100 млн рублей. 

Отметим, что изначально и до момента продажи бизнеса москвичам «Махаллей» руководил Рамиль Нуруллин (на фото), а после завершения сделки у руля встал его младший брат Ришат Нуруллин Отметим, что изначально и до момента продажи бизнеса москвичам «Махаллей» руководил Рамиль Нуруллин (на фото), а после завершения сделки у руля встал его младший брат Ришат Нуруллин Фото: nabchelny.ru

В Нижнекамске на «вторжение» отреагировали жестко. Как рассказывал в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» мэр Айдар Метшин, все городское ЖКХ взяли в свои руки три УК, которые не успели или не сочли нужным купить москвичи, а 13 их фирм остались не у дел.

В Челнах же власти длительное время занимали нейтральную позицию. Отметим, что изначально и до момента продажи бизнеса москвичам «Махаллей» руководил Рамиль Нуруллин, а после завершения сделки у руля встал его младший брат Ришат Нуруллин. Влиятельная семья считается близкой к Рафаэлю Киямову, который в марте этого года оставил пост начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения и перешел на должность советника главы Марий Эл. 

По нашим данным, недовольство москвичами во властных кабинетах нарастает (причем не только в челнинских). Прорабатываются разные варианты решения вопроса, в том числе похожий на нижнекамский По нашим данным, недовольство москвичами во властных кабинетах нарастает (причем не только в челнинских). Прорабатываются разные варианты решения вопроса, в том числе похожий на нижнекамский Фото: tatarstan.ru

Однако в последнее время власти автограда перестали занимать позицию наблюдателей: недавно руководитель исполкома Ринат Абдуллин обратился в УВД Набережных Челнов с заявлением о проверке деятельности УК «Ремжилстрой». Повод — жалобы ресурсоснабжающих организаций на долги купленных москвичами УК, достигшие, по некоторым данным, 44 млн рублей. Мэр города Наиль Магдеев недавно публично высказался по этому поводу на деловом понедельнике, также призвав правоохранительные органы изучить ситуацию. 

По нашим данным, недовольство москвичами во властных кабинетах нарастает (причем не только в челнинских). Прорабатываются разные варианты решения вопроса, в том числе похожий на нижнекамский.   

Бунт подняла компания «ЖилЭнергоСервис», которая и до и после прихода москвичей работала практически со всеми УК Челнов в качестве подрядчика Бунт подняла компания «ЖилЭнергоСервис», которая и до и после прихода москвичей работала практически со всеми УК Челнов в качестве подрядчика Фото: Олег Спиридонов

«МАХАЛЛЯ» VS «ЖИЛЭНЕРГОСЕРВИС»

На этом фоне бунт подняла компания «ЖилЭнергоСервис», которая и до и после прихода москвичей работала практически со всеми УК Челнов в качестве подрядчика. Предприятие 15 лет назад создал известный в автограде предприниматель, экс-депутат горсовета Ахат Галаутдинов. В его бизнес-группу входит три десятка компаний-филиалов в районах и городах республики — от Агрыза до Казани, в общей сложности в них заняты более 630 работников. Организация обслуживает порядка 10 млн кв. м жилого фонда и располагает собственной аварийной и диспетчерской службой. По итогам 2018 года совокупная выручка группы составила 797 млн, чистая прибыль — 37 млн рублей (данные сервиса «Контур.Фокус»).

По словам бизнесмена, сразу после смены собственников в двух челнинских УК — «Махалля», «Ремжилстрой» — с ним поначалу хотели расторгнуть договор. «Я спрашиваю гендиректора [„Ремжилстроя“]: почему? — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Вроде никаких претензий к работе нет. Каждую неделю собирались, отчитывались перед жителями, старшими по домам. „А это москвичи“, — отвечают мне». 

Компания «ЖилЭнергоСервис» обслуживает порядка 10 млн кв. м жилого фонда и располагает собственной аварийной и диспетчерской службой Компания «ЖилЭнергоСервис» обслуживает порядка 10 млн кв. м жилого фонда и располагает собственной аварийной и диспетчерской службой Фото: Олег Спиридонов

После этого Галаутдинов поехал в Москву и добился встречи со столичными учредителями «Ремжилстроя», презентовал свою работу. Это подействовало: новые собственники УК решили оставить договор в силе. 

Но через месяц пришло новое уведомление — уже от «Махалли». И снова переговоры — в результате предпринимателю предложили расширить круг услуг и практически полностью обслуживать дома самому. Под эти задачи «ЖилЭнергоСервис» создал ООО «ЖилТеплоСервис», «ЖилСтройСервис» и «Жилэнергосервис-Комфорт», которые занялись сетями отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации, ремонтом, уборкой придомовой территории. «Мы и в других городах подобный фронт работ выполняли, так что опыт у нас есть», — заверяет предприниматель. 

Далее руководство «ЖилЭнергоСервиса» согласовало с московскими собственниками «Махалли» упразднение прежних ЖЭКов, ставших ненужными. «Мы посмотрели структуру „Махалли“ — у нее в пяти ЖЭКах работали 490 человек, а у нас теперь 242, — говорит бизнесмен. — Почему так? Потому что в каждом ЖЭКе штат был раздут: генеральный директор, главный бухгалтер, экономист, инженер… Мы в ЖЭКах ни одного рабочего не сократили, всех собрали: сантехников, плотников, маляров, дворников».

Галаутдинов рассказывает, что оптимизация расходов дала возможность направить дополнительные средства на ремонты. Недавно «ЖилЭнергоСервис» подвел итоги работы за 10 месяцев текущего года и сравнил их с итогами аналогичной деятельности УК. Так, по ремонту зданий и благоустройству территории в 2018 году ЖЭКи «Махалли» вложили 7% от тарифа, а «ЖилСтройСервис» — 14% (почти 5 млн рублей). По обслуживанию сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения и канализации ЖЭКи УК вложили 8%, а «ЖилТеплоСервис» в 2019 году только за 10 месяцев — 25% (более 15 млн рублей). По уборке придомовой территории материалоемкость ЖЭКов УК составила всего 1%, а «Жилэнергосервис-Комфорт» направил на это 4%. Кроме того, удалось увеличить зарплату сотрудникам: сантехникам — на 31%, строителям — на 2%, дворникам — на 8%, отмечает экс-депутат горсовета.

Ахат Галаутдинов: «Из Москвы качественно управлять жилыми домами в Челнах невозможно» Ахат Галаутдинов: «Из Москвы качественно управлять жилыми домами в Челнах невозможно» Фото: Олег Спиридонов

«КАК МОЖНО БЫЛО ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ В ЭТУ СФЕРУ ПРИШЛИ ВАРЯГИ?»

Но, поработав так некоторое время, бизнесмен задался логичным вопросом: а зачем вообще в этой цепочке москвичи? С населения УК «Махалля» собирает ежегодно 420 млн рублей. Из этих денег только за управление жилым фондом ей причитается около 3 млн рублей в месяц. Кроме того, при работе с УК каждая подрядная организация по договору платит еще 1,25% на возмещение расходов управляющей компании. Только от «ЖилЭнергоСервиса» за 10 месяцев эта сумма составила 4 млн рублей, а таких подрядчиков у «Махалли» еще несколько: лифты, дератизация, домофоны и т. д. Также «ЖилТеплоСервис» возмещает расходы по нераспределенному объему СОИ (содержание общедомового имущества), хотя для подрядчика они не являются целевыми. С декабря прошлого года по сентябрь 2019-го такие расходы составили 3,6 млн рублей — они тоже уходят в «Махаллю». 

«При работе с УК каждая подрядная организация по договору платит еще 1,25% на возмещение расходов УК. Только от «Жилэнергосервиса» за 10 месяцев эта сумма составила 4 млн рублей» «При работе с УК каждая подрядная организация по договору платит еще 1,25 процента на возмещение расходов УК. Только от «ЖилЭнергоСервиса» за 10 месяцев эта сумма составила 4 миллиона рублей» Фото: Олег Спиридонов

«Ни один вопрос в УК не решается. Все время говорят: „Иди к подрядчику“, — приводит аргументы Галаутдинов. — Ну и зачем ты управляешь тогда? „Махалля“ и ее московские собственники заняли позицию только контролирующего органа. Но так не должно быть! У москвичей какие интересы — только взять прибыль, а работают пусть местные предприятия. И больше ничего. Но из Москвы качественно управлять жилыми домами в Челнах невозможно, ведь ежеминутно надо решать вопросы. Это городское хозяйство — дома, тут люди, тарифы! Как можно было допустить, чтобы в данную сферу вошли варяги? Это же не выпуск товара на заводе!»

Полным ходом идут общие собрания жильцов, на которых обсуждается переход в новую УК Вовсю проводятся общие собрания жильцов, на которых обсуждается переход в новую управляющую компанию Фото: Олег Спиридонов

Поэтому предприниматель решил взять власть в свои руки — еще в октябре в составе группы появилось собственная УК «ЖилЭнергоСервис», практически решен вопрос с получением лицензии. Вовсю проводятся общие собрания жильцов, на которых обсуждается переход в новую управляющую компанию.

База поддержки «повстанцев» — местные общественники, то есть советы жителей и старшие по домам. После упразднения ЖЭКов «ЖилЭнергоСервис» начал укреплять данный институт, создав для этого специальный центр в 5-м комплексе Нового города.

База поддержки «повстанцев» — местные общественники. После упразднения ЖЭКов «Жилэнергосервис» начал укреплять этот институт, создав для этого специальный центр в 5-м комплексе Нового города База поддержки «повстанцев» — местные общественники. После упразднения ЖЭКов «ЖилЭнергоСервис» начал укреплять данный институт, создав для этого специальный центр в 5-м комплексе Нового города Фото: Олег Спиридонов

 «СИТУАЦИЮ ПРЕПОДНОСЯТ ТАК, ЧТО ВО ВСЕМ МОСКВИЧИ ВИНОВАТЫ»

23 ноября «Махалля» нанесла ответный удар — уведомила о расторжении договора с «ЖилЭнергоСервисом». В первой утверждают, что им давно известно о желании подрядчика забрать жилой фонд. Гендиректор Ришат Нуруллин подтвердил факт расторжения договора с «ЖилЭнергоСервисом». Однако до 1 января договорные отношения пока действуют.

«Договор мы расторгли в одностороннем порядке, — пояснил он. — Но у нас уже и срок его истекал, потому что соглашение было заключено на год. Сегодня подрядной организацией ведется агитация населения о переходе во вновь созданную УК, которая без опыта, без людей хочет переманить собственников жилья на свою сторону. У нас тут коллектив, где люди проработали в ЖКХ по 15–20 лет, а ситуацию преподносят так, что во всем москвичи виноваты».  

Директор УК настаивает, что подрядная организация не справляется со своими функциями, и приводит собственную статистику. Так, в прошлом году было 300 заявок в период пуска тепла, в этом — 3 тысячи. Причиной он считает как раз оптимизацию, которой гордится его оппонент: «Они же народ подсокращали в 2 раза, из-за чего качество услуг страдает».

23 ноября «Махалля»  уведомила о расторжении договора с «Жилэнергосервисом». Там утверждают, что им давно известно о желании подрядчика забрать жилой фонд 23 ноября «Махалля» уведомила о расторжении договора с «ЖилЭнергоСервисом». В первой утверждают, что им давно известно о желании подрядчика забрать жилой фонд Фото: Олег Спиридонов

Впрочем, Нуруллин не скрывает, что основная причина разрыва отношений в другом. «Подрядная организация начала процесс захвата предприятия! В таком случае какие договорные отношения между нами могут продолжаться?» — вопрошает он. 

Директор УК подчеркивает, что все деньги текущего ремонта находятся у «ЖилЭнергоСервиса», так что о сверхприбылях москвичей говорить неуместно. «УК к ним не притрагивается, поставщики напрямую получают из ЕРЦ. И при этом „ЖилЭнергоСервис“ вводит людей в заблуждение. О каких москвичах речь? У нас только управление жилым фондом. А данная статья доход не приносит. Это 3 миллиона рублей в месяц. Мы на такие деньги зарплату сотрудникам платим, налоги в бюджет отчисляем, в ЕРЦ, канцтовары покупаем и портал содержим. У нас бюджет расписан до мелочей. А то заявляют тут: дескать, по 14 миллионов доход. Вы поймите, если на сегодня взять баланс предприятия — он у нас будет 169 миллионов. Так это же не прибыль, а вся дебиторская задолженность населения полностью. Его вводит в заблуждение никому не известная управляющая компания. Нас тоже жители очень поддерживают, звонят, спрашивают, а мы им так и говорим: „Это обман!“», — подвел он итог.

Гендиректор УК «Махалля» Ришат Нуруллин настаивает, что подрядная организация не справляется со своими функциями, приводя при этом свою статистику Гендиректор УК «Махалля» Ришат Нуруллин настаивает, что подрядная организация не справляется со своими функциями, и приводит собственную статистику Фото: источник «БИЗНЕС Online»

ВОЙНА ЛИСТОВОК

Информационная война между двумя управляющими компаниями обостряется с каждым днем. Жители многоквартирных домов, находящихся на территории обслуживания УК «Махалля», в выходные получили сразу три листовки.

В одной из них к жителям обращается группа из 30 председателей ТОСов, старших по домам и членов координационного совета многоквартирных домов, которые предлагают поддержать УК «ЖилЭнергоСервис» и перейти под ее крыло. Авторы послания пишут, что московская компания «Маяк», купившая 1,5 года назад УК «Махалля», за 2018-й получила прибыль в 14 млн рублей (втрое больше, чем годом ранее) и все эти средства ушли в столицу. «Мы с вами имели возможность убедиться, что москвичи купили УК „Махалля“ исключительно в целях получения прибыли, хотя ранее они заверяли, что с их приходом произойдет качественный сдвиг в развитии сферы ЖКХ в Набережных Челнах», — говорится в документе. Лозунги в таком же духе звучали и на собрании координационного совета старших по домам. 

Чтобы увеличить, нажмите (фото: «БИЗНЕС Online»)

В ответной листовке руководство «Махалли» призывает не реагировать на агитацию. В обращении утверждается, что «ЖилЭнергоСервис», придя в качестве подрядчика «Махалли», разрушил стабильную деятельность ЖЭКов. Якобы поэтому управляющая компания и расторгла договор, намереваясь с 1 января вернуть прежнюю систему работы. 

Чтобы увеличить, нажмите (фото: «БИЗНЕС Online»)

Появилась и третья, анонимная листовка, автор которой уверяет, что «ЖилЭнергоСервис» якобы подкупает старших по домам деньгами. Также аноним обвиняет подрядчика в том, что тот уволил большое количество бывших сотрудников ЖЭКов и фактически не проводил ряд работ, за которые отчитывался.

Таким обменом любезностями поединок не ограничивается. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце минувшей недели в УВД Набережных Челнов поступило коллективное заявление от председателей ТОСов и членов координационного совета «Махалли» с просьбой провести проверку использования денежных средств населения за период с февраля 2014-го по ноябрь 2018-го. Под заявлением подписались 6 человек. 

Чтобы увеличить, нажмите Фото: «БИЗНЕС Online»

В эти дни жителям домов предстоит определиться, переходить ли им в новую УК или остаться с прежней, восстановив старую схему с ЖЭКами. Речь идет о значительной части жилого фонда — УК «Махалля» обслуживает в Челнах 108 домов 12-го, 13-го, 14-го, 31-го, 38-го, 39-го, 40-го, 41-го микрорайонов с общей численностью проживающих более 52 тыс. человек. 

Власти автограда пока что хранят молчание, предпочитая не вмешиваться в конфликт открыто. Однако, по нашим данным, симпатии мэрии на стороне местного предпринимателя, а не варягов. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.