В Татарстане регистрации новых легковых авто за прошедшие три квартала сократились на 3%, с 50,9 тыс. до 49,3 тыс. авто год к году В Татарстане регистрации новых легковых машин за прошедшие три квартала сократились на 3% с 50,9 тыс. до 49,3 тыс. авто год к году Фото: «БИЗНЕС Online»

БУДЕМ СНИЖАТЬСЯ МЕДЛЕННО и печально ИЛИ СЛЕГКА ПОДСКОЧИМ И КАПИТАЛЬНО УПАДЕМ?

Темой последних дней на авторынке стало повышение утилизационных сборов правительством в среднем примерно на 111%. Чиновники спорят с экспертами о том, как сильно рост отчислений скажется на конечной стоимости легковушек, которые и без того подорожали на 76% за последнюю пятилетку. А в сегодняшней ситуации любое увеличение цены, мягко выражаясь, не пойдет на пользу: рынок и без того неважно себя чувствует. Так, в Татарстане регистрации новых легковых машин за прошедшие три квартала сократились на 3% с 50,9 тыс. до 49,3 тыс. авто год к году. Это следует из отчета агентства «Автостат», который имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online».

Падение идет непрерывно с начала 2019-го, и слабее 9-месячные результаты были только в 2015–2016 годах, когда в республике запарковалось 45,5 тыс. и 40,6 тыс. новых легковушек соответственно.

В Казани все еще печальнее: прошлогодний результат ухудшился на 7% до 17 тыс. авто. Это уровень трех кварталов 2015-го, и хуже показатель выглядел лишь в 2016-м — 14,9 тыс. машин.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) учитывает продажи автомобилей, а не регистрации, как «Автостат», но и она зафиксировала спад в целом по России на 2% до 1,27 млн единиц. «Продажи сентября были на уровне того же месяца прошлого года, что является неплохим результатом, принимая во внимание отрицательную динамику последних месяцев. Кумулятивные продажи за период с января по сентябрь год к году все же минус 2 процента. С учетом оставшихся трех месяцев в текущем году АЕБ ожидает годового результата 1,76 миллиона штук, что проецирует тот же слабо негативный тренд на конец года», — прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Согласно последним данным, в октябре продажи месяц к месяцу упали на 5,2%, а по итогам 10 месяцев снижение ускорилось до 2,4%, и Шрайбер предупреждал, что, если утилизационный сбор будет повышен, «это поставит вопрос о долгосрочной перспективе российского автомобильного рынка в целом».

В сухом остатке или рынок далее будет плавно заваливаться, или же в ожидании повышения утильсбора продажи подскочат на квартал (все помнят последние месяцы 2014 года?), а затем рухнут к уровню 2016-го, а то и ниже пресловутого дна. А если сюда добавить прогноз министра экономического развития РФ Максима Орешкина, согласно которому в 2021 году лопнет пузырь потребительского кредитования, то перспективы для товаров длительного потребления, включая авто, просматриваются не самые радужные. Так что автодилерам уже сегодня стоит задуматься над диверсификацией бизнеса (например, о развитии сегмента продаж подержанных авто, как это делает «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева) или вообще сменой профиля. Не исключен и уход с рынка отдельных производителей по примеру GM, Ford и Ravon. Должны быть наготове и кредиторы производителей и автосалонов, а также те, кто давно присматривался к «автоактивам», например к торговым площадям и другим помещениям (в негативном сценарии их можно было купить по «вкусной» цене).

Тольяттинская Lada не поддалась общему унынию: согласно «Автостату», она в Татарстане смогла прибавить к прошлогоднему показателю 1,9% или 274 авто до 14,3 тыс. регистраций Тольяттинская LADA не поддалась общему унынию: согласно данным агентства «Автостат», она в Татарстане смогла прибавить к прошлогоднему показателю 1,9%, или 274 авто, до 14,3 тыс. регистраций Фото: «БИЗНЕС Online»

LADA: ПОБЕДЫ GRANTA И VESTA ПЕРЕВЕСИЛИ ПОРАЖЕНИЕ XRAY

Но это все лирика, мы же перейдем к продажам ведущих брендов и отдельных. Начнем по традиции с главного игрока, владеющего крупнейшей долей отечественного авторынка. Тольяттинская LADA не поддалась общему унынию: согласно «Автостату», она в Татарстане смогла прибавить к прошлогоднему показателю 1,9%, или 274 авто, до 14,3 тыс. регистраций. Такой темп соответствует среднему по РФ, где тольяттинцы нарастили продажи на 2% до 265,2 тыс. авто.

А вот в Казани спрос на LADA остановился на 3 188 авто — это на 2,1%, или 67 машин, меньше уровня аналогичного периода прошлого года (АППГ). Небольшим оправданием такого спада может служить разве что опережающая столичная динамика в 2018 году.

Явно выраженной поквартальной тенденции у вазовцев ни в прошлом, ни в этом году не было: самой сильной оказалась вторая четверть года, чуть слабее — третья, самая слабая — первая. Но в 2019-м первый квартал прошел существенно (на 295 регистраций, или 7%) сильнее АППГ, второй уже оказался слабее на аналогичные 297 регистраций, но третий снова удалось закрыть лучше — с приростом на 276 авто.

Титул тольяттинского бестселлера удерживают седаны Granta: плюс 277 до 3 490 авто — новый абсолютный рекорд для модели! Ценник хита продаж начинается от 445 тыс. рублей — без изменений к августу (далее при сохранении прежних стоимостей в тексте это не будет проговариваться) и на 10 тыс. дороже апреля. Как видим, АвтоВАЗ пока довольно скромно повышал цены в 2019 году.

Второе место с прибавкой на 655 регистраций до 2 151 машины — и опять же рекорд — у Granta в кузове лифтбэк (от 462 тыс. рублей).

Семейство Granta в целом прибавило 1 917 единиц до 6 653 авто — это практически половина спроса на все LADA. Но для чистоты динамики (с учетом ухода из линейки Kalina второго поколения и ее заменой на Granta в кузовах универсал и хетчбэк) можно взять только уже пребывавшие в обойме седан и литфбэк — тогда прирост составит 932 авто.

Не остались обойденными вниманием и модели Vesta. Повышенным спросом пользовались универсалы SW (от 689 тыс.), чья популярность подросла на 716 пунктов до 2 093 авто! У седанов (от 607 тыс. рублей) дела шли не так хорошо: спрос на них за январь – сентябрь снизился на 242 до 1 910 машин, однако благодаря универсалам семейство Vesta все же заметно прибавило — плюс 474 единицы. Это проясняет, кто стал главным бенефициаром падения продаж корейских «бюджетников» KIA Rio и Hyundai Solaris, о которых речь пойдет ниже.

Напомним, что в обновленных программах господдержки автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», предусматривающих компенсацию 10% от первоначального взноса, участвуют транспортные средства стоимостью до 1 млн рублей (ранее — до 1,4 млн). Снижение планки при растущей стоимости авто (даже просто на уровне инфляции) ведет к тому, что в выигрыше остаются самые бюджетные модели, АвтоВАЗ уверенно лидирует по их числу. Далеко ходить за примерами не надо: цена того же KIA Rio в топовых комплектациях уже давно перевалила за миллион целковых.

Спрос на кроссовер XRay (от 615 тыс. рублей) просел на 535 авто до 1332 регистраций. А ведь эту модель в текущем году также продвигали госконтрактами Спрос на кроссовер XRAY (от 615 тыс. рублей) просел на 535 авто до 1 332 регистраций, а ведь эту модель в текущем году также продвигали госконтрактами Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС

Также на стороне отечественного бренда госзаказ, благо в РТ регулярно пополняют автопарки различных министерств и ведомств.

Однако не обошлось у вазовцев и без серьезных провалов. Спрос на кроссовер XRAY (от 615 тыс. рублей) просел на 535 авто до 1 332 регистраций, а ведь эту модель в текущем году также продвигали госконтрактами.

Итак, несмотря на очевидные успехи АвтоВАЗа, главным двигателем продаж LADA остаются самые дешевые модели семейства Granta. Можно констатировать смещение спроса по всему рыночному спектру на более доступные автомобили, что является прямым следствием падения реальных доходов населения — пусть представители АвтоВАЗа и возражают, что первопричина — рост качества отечественной продукции.

Нашлись в первой десятке и другие игроки, выглядевшие лучше рынка. Одним из таких фаворитов стал французский Renault. Самый большой вклад в общий рост, плюс 335 единиц, внесла долгожданная новинка Renault Arkana Нашлись в первой десятке и другие игроки, выглядевшие лучше рынка. Одним из таких фаворитов стал французский Renault. Самый большой вклад в общий рост — плюс 335 единиц — внесла долгожданная новинка Renault Arkana Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT: ПЕРЕСАЖИВАЕМСЯ С DUSTER И KAPTUR НА ARKANA, С SANDERO — НА LOGAN

Нашлись в первой десятке и другие игроки, выглядевшие лучше рынка. Одним из таких фаворитов стал французский Renault, популярность которого среди татарстанцев выросла на 5%, или на 309 авто, до 6 014 регистраций. Правда, прошлогодние потери (минус 361 единица) пока компенсировать не получилось.

В Казани все заметно хуже: минус 50 до 2 177 машин. С учетом того, что годом ранее также фиксировался спад на 49 авто, это становится похожим на плавный тренд на снижение. И если у российских «братьев» по концерну «Renault-АвтоВАЗ» дела стабильно шли в гору, то «французы» лишь вернули большую часть потерь 2018 года.

Российские продажи Renault символически снизились на 1% до 102,5 тыс. авто, что близко к казанской картине.

Позитивно для Renault складывается поквартальный республиканский спрос. Пока рынок в целом проседает, французы, напротив, от квартала к кварталу наращивают присутствие: с 1 723 поставленных на учет авто в январе – марте до 2 064 в апреле – июне и 2 227 машин в июле – сентябре. И весьма вероятно, что Renault подобрал заметную часть спроса, потерянную аутсайдерами.

Самый большой вклад в общий рост — плюс 335 единиц — внесла долгожданная новинка Renault Arkana. Своевременно оценив растущий спрос на купейные кроссоверы, французские маркетологи и инженеры сотворили сравнительно недорогой (от 1,015 млн) и весьма привлекательный внешне автомобиль. Кто-то говорит, что он очень красив с кормы, кто-то восхищается боковым ракурсом, в целом экстерьер Arkana однозначно добавляет машине стоимости. На улицах Казани можно было наблюдать, как первые покупатели модели выходили из авто и разглядывали свою «красотку» так, словно не могли налюбоваться, а может, поверить в то, что купили ее за такие деньги.

Но не бывает «быстрого пирога» без огрехов. Автоблогеры, в том числе рядовые владельцы первых Arkana, поделились в сети найденными недоработками. В первую очередь они обратили внимание на потеки под передними ковриками (пишите в комментариях, если у вас такой нашелся), неплотно сидящие крышки для технических жидкостей и уплотнительные резинки дверей и даже выпадающие передние дверные стекла. Впрочем, как затем стало известно, большинство дилеров оперативно устраняют эти заводские болячки.

В другой лиге играет кроссовер Duster (от 719 тыс. рублей), популярность которого упала на 130 до 1 316 авто. Похоже, непритязательный вид и более высокая проходимость — не то, что сегодня мотивирует поклонников марки в сегменте кроссоверов. Условно говоря, для поездок на рыбалку и охоту есть «Шеви-Нива» и легендарный вазовский 4×4, которые для таких целей можно взять и в бэушном состоянии.

Раз уж зашла речь, у «Шеви-Нивы» (от 680 тыс.) дела тоже не ахти. Спрос на нее упал на 254 до 671 регистрации, что и обусловило падение бренда Chevrolet в РТ на 27% до нового антирекорда — 679 авто за три квартала. Для сравнения: по РФ спад составил 23% — темпы снижения очень близки.

Из отечественных экспертов по внедорожникам не баловал текущий год и «УАЗ». В Татарстане его ждал провал на 28%, или на 80 единиц, до 205 авто — и это притом, что бренд часто встречается в госзакупках. Правда, по РФ спад продаж был скорее символическим — на 3% до 26,3 тыс. авто.

Похоже, местных частников не особо заинтересовал «Патриот» (от 820 тыс. рублей), популярность которого упала на 51 пункт до 109 баллов. Возможно, интерес пропал потому, что автолюбителей не порадовали итоги независимых тестов на безопасность, возможно, водителей не воодушевило отсутствие необходимых доработок и обновлений на фоне более напористых и технологичных конкурентов. В конце 2016 года флаг «УАЗа» подхватил один из крупнейших автодилеров республики, «КАН Авто», но, несмотря на богатый опыт этой группы, показателями бренд пока не блещет.

А вот у трехдверной LADA 4×4 (от 524 тыс. рублей) зафиксирован небольшой рост — на 38 до 745 регистраций. Вот вам и подтверждение тезиса «Зачем переплачивать для поездок по полям и долам?», и очередной признак миграции спроса в пользу более доступных машин. Опять же LADA 4×4 регулярно всплывает в госзаказах для лесников и МВД.

У неплохо стартовавшего в 2017 году, но серьезно сдавшего позиции в 2018-м компактного кроссовера Kaptur (от 945 тыс.) ситуация была чуть получше: потеряно только 23 балла с итоговыми 1 164 авто. В целом же модель сделала откат после крутого набора высоты в 2017-м. С точки зрения стиля в линейке Renault это был явный прорыв, в целом решение оказалось довольно удачным, если не считать, что отдельным автолюбителям все же не хватило пространства… и тут подъехала еще более стильная и вместительная Arkana.

Но первую скрипку у Renault играют пока все же не кроссоверы, а седаны и хетчбэки. Бестселлер Sandero потерял 126 голосов и ограничился 1 809 регистрациями. Уточним, что в статистике нет деления на просто хетчбэк (от 577 тыс. рублей) и на модель с повышенным дорожным просветом Stepway (от 739 тыс.). Притом падение спроса на вазовский XRAY и тот же Kaptur указывает на виновника этой просадки, которую явно вызвал Stepway.

Обладатель второй позиции, Logan, прибавил 270 до 1 332 регистраций. Опять же в отчетности «Автостата» нет деления на обычный седан (от 577 тыс.) и его свежеиспеченный вариант с повышенным клиренсом (от 696 тыс.), но обычно именно новинки разогревают рынок, по крайней мере, первые несколько месяцев после старта продаж.

Органичный рост демонстрирует Skoda: плюс 9% или 169 авто до 1961 регистраций. Правда, в Казани «чехи» приплюсовали только шесть единиц до 746 авто Органичный рост демонстрирует Skoda: плюс 9%, или 169 авто, до 1 961 регистрации. Правда, в Казани «чехи» приплюсовали только 6 единиц до 746 машин Фото: © Николай Хижняк, РИА «Новости»

SKODA: ОРГАНИЧЕСКИЙ РОСТ С «ВЗРЫВОМ» KODIAQ

Не простой отскок после недавнего провала, а органичный рост демонстрирует Skoda: плюс 9%, или 169 авто, до 1 961 регистрации. Правда, в Казани «чехи» приплюсовали только 6 единиц до 746 машин. Подчеркнем, что в республике спрос на Skoda увеличивался от квартала к кварталу: с 502 авто в январе – марте до 702 в апреле – июне и 757 в июле – сентябре. Аналогичным образом популярность бренда росла и годом ранее.

В целом по РФ чешская мануфактура увеличила продажи на 7% до 61,5 тысячи.

Главной тяговой силой Skoda стал среднеразмерный кроссовер Kodiaq (от 1,457 млн) — плюс 332 (!) до 574 голосов. Что ж, концепция «больше пространства», ранее удачно обкатанная обновленным Mitsubishi Outlander и взятая на вооружение VW Teramont, похоже, была неплохо реализована и чехами. Плюс широчайший выбор комплектаций на любой вкус и кошелек: Hockey Edition (от 1,92 млн), Sportline (от 2,78 млн), Laurin & Klement (от 2,95 млн).

В плюсе — на 11 до 985 авто — оказался и бюджетный Rapid (от 797 тыс.), явно прибавивший солидности в экстерьере. Пожалуй, концепция, согласно которой покупатели сравнительно недорогих машин желают получить более солидный экстерьер, в свое время успешно реализованная в модели Ford Mustang, актуальна и по сей день (хотя создатели первого поколения Logan, наверное, о ней и не слышали). Опять же в стан Rapid могли перейти часть потенциальных покупателей, заждавшихся обновления Polo Sedan (от 680 тыс.): последний недосчитался 244 голосов.

Куда тревожнее ситуация с некогда весьма популярной, особенно до обвала рубля в 2014 году, моделью Octavia (от 1,12 млн), регистрации которой в январе – сентябре сократились на 65 до 387 авто. Существенное падение наблюдается второй год подряд, в то время как, например, KIA Optima (от 1,31 млн) снимает сливки в бизнес-классе. Кто-то из читателей может возразить, мол, бизнес-класс начинается с BMW 5 Series, на худой конец, с VW Passat, а Optima — это комфорт+, но сам корейский производитель заявляет: «Бизнес-класс — и точка».

Все же отметим, что в топ-10 популярных в РТ марок держится и премиальный BMW, который смог добавить 90 голосов до 884 поклонников, в плюсе на 58 авто оказался и его давний заклятый товарищ Mercedes-Benz (12). Подробно об успехах и провалах премиальных брендов мы рассказали в первой части нашего обзора

За пределами ведущей десятки самой большой прибавкой, на 297 до 301 авто, отличился китайский бренд Haval За пределами ведущей десятки самой большой прибавкой — на 297 до 301 авто — отличился китайский бренд Haval Фото: «БИЗНЕС Online»

КИТАЙСКИЕ РОКИРОВКИ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ HAVAL

За пределами ведущей десятки самой большой прибавкой — на 297 до 301 авто — отличился китайский бренд Haval. Пожалуй, трудно найти топового автоблогера, не осветившего хотя бы одну из моделей данного бренда, и вся эта братия пророчит крутое восхождение качественно нового продукта из Поднебесной. Автозавод Great Wall Motor уже заходил в Россию с моделями под маркой Great Wall, а в 2013-м был создан бренд Haval, который в текущем году пошел на штурм, расширив дилерскую сеть до 45 центров (по состоянию на апрель). Для сравнения: в июне 2017-го в стране насчитывалось только 10 центров Haval.

В Казани регистрации бренда подскочили на 67 до 68 автомобилей. В целом же по стране Haval ускорился в 3,8 раза до 7 тыс. машин. По статистике заметно, что автолюбители Татарстана и Казани в частности более скептично настроены к китайской продукции, чем в среднем по РФ, в том числе из-за ее худшей ликвидности на «вторичке».

Главная хит сезона Haval (с прибавкой 179 до 181 авто) — это среднеразмерный кроссовер Н6. За переднеприводную версию дилеры просят в ноябре от 1,19 млн, за версию с автоматической трансмиссией — от 1,33 миллиона (оба варианта на 60 тыс. дороже, чем в августе). Самая доступная полноприводная версия предлагается за 1,23 млн рублей.

На втором месте более компактный кроссовер Н2, ценник которого начинается от 1,17 млн — на 70 тыс. рублей выше августовского. Один из часто задаваемых вопросов потенциальными покупателями: почему при заметной разнице в габаритах машин их стартовая цена отличается не так уж сильно? И статистика говорит, что убедительного ответа для себя большинство автолюбителей не нашли.

На третью строчку в линейке Haval вырвался запущенный в производство в Тульской области в минувшем июне кроссовер F7 (от 1,45 млн — автоматическая трансмиссия): 46 авто, приехавших в РТ за один только третий квартал, — весьма впечатляющий результат с потенциалом выхода если не на первую, то уж точно на вторую позицию в родной «конюшне». Стильный дизайн а-ля Mazda CX-5, хороший «фарш» даже в базе и адекватный ценник, похоже, делают свое дело.

Текущие тенденции подсказывают, что ожидаемая новинка четвертого квартала, купейный кроссовер F7x (от 1,55 млн), подогреет интерес покупателей. Единственное, что может сдержать их, — это наличие в автомобиле исключительно моторов объемом 2 л и отсутствие 1,5-литровых силовых агрегатов. Получается этакий конкурент Renault Arkana в топовых комплектациях, ведь тот, кто готов выложить за машину 1,5 млн, спокойно может присмотреться к похожим моделям ценой 1,6–1,7 миллиона. Впрочем, на стороне Renault на первых порах будет играть хорошая ликвидность на «вторичке» и, несмотря на все усилия и удачи китайских производителей, сохраняющийся скепсис у многих автолюбителей.

Продвинуться на 18 регистраций до 40 авто удалось Geely Продвинуться на 18 регистраций до 40 авто удалось Geely Фото: «БИЗНЕС Online»

С места в карьер на 33 корпуса (и на 144 авто конкретно за третий квартал) рванул в Татарстане еще один представитель автопрома Поднебесной — JAC. Здесь 24 голоса отдано за потенциального конкурента вазовского XRAY, переживший четвертый рестайлинг паркетник S3 (от 750 тыс. рублей), еще 9 баллов набрал чуть более габаритный S5 (от 900 тыс.), экстерьером напоминающий Hyundai iX35.

Продвинуться на 18 регистраций до 40 авто удалось Geely, и 29 из них пришлись опять же на кроссовер Atlas (от 1,14 млн, полный привод с «автоматом» — от 1,47 млн). Как видим, китайские автопроизводители всерьез взялись за сегмент кроссоверов стоимостью 1,1–1,6 млн рублей.

Также за счет кроссоверов держится и Chery, хотя бренд и потерял три голоса, набрав 99 регистраций. Самым востребованным здесь остается Tiggo 3 (от 739 тыс.), экстерьером напоминающий одно из прошлых поколений Toyota Rav4. На втором месте — Tiggo 7 (от 1,2 млн) с 20 поставленными на учет авто, «бронза» с 17 поклонниками — у Tiggo 5 (от 1 млн).

Спрос на японский Suzuki в РТ удвоился по итогам третьего квартала до 120 регистраций — и это первый рост продаж за последние восемь лет Спрос на японский Suzuki в РТ удвоился по итогам третьего квартала до 120 регистраций — и это первый рост продаж за последние 8 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

ВОСКРЕШЕНИЕ SUZUKI: ПРОДАЖИ ВЫРОСЛИ ВПЕРВЫЕ ЗА 8 ЛЕТ

Неплохо себя чувствовал еще один производитель с Дальнего Востока. Спрос на японский Suzuki в РТ удвоился по итогам третьего квартала до 120 регистраций — и это первый рост продаж за последние 8 лет. В Казани спрос на «японца» увеличился на 31 до 45 авто. В федеральном масштабе продажи Suzuki выросли на 17% до 4,7 тыс. новых автомобилей.

Разогнаться Suzuki удалось за счет выхода нового поколения компактного кроссовера Vitara, популярность которого в Татарстане выросла на 56 регистраций до 99 машин. Ценник тут весьма конкурентный — от 1,2 млн рублей за механику, но, что еще интереснее, за 1,3 млн можно купить «автомат».

У другого компакт-кроссовера SX4, получившего обновление еще в 2016 году, дела шли не лучшим образом, что выразилось в потере двух голосов при 11 оставшихся покупателях. Заметим, что стартовый ценник SX4 (от 1,3 млн) выше, чем у более свежего Vitara.

Также отметим, что 10 татарстанских ценителей высокой проходимости, кубических форм при неразмашистых габаритах проголосовали кошельком за обновленный в 2018-м легендарный Jimny (от 1,36 млн рублей). Год назад таких оригиналов насчитывалось только двое.

Не все китайские бренды смогли увеличить продажи или хотя бы удержаться на прошлогоднем уровне. Один из лидеров 2011–2014 годов, Lifan, лишился 162 поклонников, оставшись при 28 регистрациях. Отсутствие российской локализации или хотя бы наличие производства в странах Таможенного союза, как у того же Geely в Беларуси, сделали свое дело. В итоге бюджетные кроссоверы Lifan из-за отсутствия льгот не выдержали конкуренции и поддержки. При этом спрос упал широким фронтом, затронув все модели. Самые заметные потери, по 40 единиц, понесли X50 (от 690 тыс.), пытавшийся создать конкуренцию вазовскому ХRAY, и чуть более габаритный MyWay (от 900 тыс.): их продажи упали до 7 и 5 авто соответственно.

Не задался пока что год и у Zotye: минус 71% до 70 регистраций в республике. Общероссийские продажи просели на 41% до 1,2 тыс. авто. Спрос на бестселлер марки Т600 (от 830 тыс.), экстерьером сильно напоминающий одну из былых инкарнаций VW Touareg, сократился на 196 голосов до 48 регистраций. Зато более «упакованная» новинка Coupa (от 1,1 млн) на старте продаж заинтересовала 22 татарстанских автолюбителя.

Татарстанские продажи Ford в третьем квартале можно назвать остаточными: 76 регистраций против 443 за первое полугодие Татарстанские продажи Ford в третьем квартале можно назвать остаточными: 76 регистраций против 443 за первое полугодие Фото: «БИЗНЕС Online»

ФИНАЛЬНЫЕ АККОРДЫ ОТ RAVON И FORD

Переходим к «лишенцам». О некоторых аутсайдерах (Chevrolet, «УАЗ») и причинах их падения мы уже рассказали выше. Теперь коротко о тех, кто выбыл с российского рынка.

Узбекский Ravon (ранее Daewoo), потерявший 269 регистраций до 4 авто, фактически остановил продажи: актуальных российских ценников на его модели нет. Напомним, что после удачного маркетингового хода в конце 2016-го Ravon смог за 9 месяцев 2017 года разогнать продажи со 167 до 603 авто. Однако стоимость новинок быстро подтянулась вверх, но, даже догнав в этом плане ближайших конкурентов, ценники оказались недостаточно рентабельными для производителя.

Похоже, что и для официально объявившего о своем уходе Ford российские цены были нерентабельны, о чем свидетельствуют многомиллиардные убытки местного подразделения. Татарстанский спрос на «американца» упал чуть более чем наполовину, или на 551, до 519 авто, по РФ продажи обвалились на 43% до 17,3 тыс. новых легковушек.

Напомним, что в апреле Ford, распродавая складские остатки, смог громко хлопнуть дверью. Концерн объявил аттракцион неслыханной щедрости со скидками до полумиллиона рублей на машину. Дилеры, как и в аналогичном случае с GM, стали жаловаться на убытки: они успели закупить транспортные средства по старым ценам, а никаких компенсаций за демпинг со стороны самого автопроизводителя предусмотрено не было. Однако вскоре один из крупнейших российских дилеров с татарстанской пропиской заявил, что скидки от Ford — это фейк. И в апреле «БИЗНЕС Online» выяснил, что цены «американца» оказались по факту выше, чем в январе.

К августу цены вновь подросли. Так, бестселлер марки Ford Focus подорожал на 30 тыс. до 868 тыс. рублей (к чему прилагался зачеркнутый ценник — 1,043 млн рублей). Кроссовер Kuga подорожал на 44 тыс. до 1,434 млн, его компактный собрат EcoSport прибавил 31 тыс. до 1,116 млн рублей.

На начало ноября цен на официальном сайте Ford на легковые машины вообще не было. У местного официального дилера ТТС, судя по информации с сайта, Focus продавался по цене от 858 тыс., Kuga — от 1,434 млн рублей, а EcoSport уже отсутствовал в линейке. По большому счету августовские ценники стали последними актуальными для покинувшей рынок РФ марки. Собственно, и татарстанские продажи Ford в третьем квартале можно назвать остаточными: 76 регистраций против 443 за первое полугодие.

Самый популярный зарубежный автомобильный бренд KIA по итогам трех кварталов пополнил свой республиканский «гараж» 7036 авто — на 274 регистрации или на 3,7% меньше, чем за АППГ Самый популярный зарубежный автомобильный бренд KIA по итогам трех кварталов пополнил свой республиканский «гараж» 7 036 авто — на 274 регистрации, или на 3,7% меньше, чем за АППГ Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA: ПРОВАЛ CEED И «РЕВАНШ» SPORTAGE

Пора поговорить о тех, кто потерял в продажах относительно прошлого года, но по-прежнему крепко держится в седле.

Самый популярный зарубежный автомобильный бренд KIA по итогам трех кварталов пополнил свой республиканский «гараж» 7 036 авто — на 274 регистрации, или на 3,7% меньше, чем за АППГ. В Казани относительные потери были практически такими же, а в абсолютном выражении составили 101 авто. Тем временем в масштабах всей России продажи «корейцев» даже символически подросли — плюс 600 единиц до 168,1 тыс. авто.

Однако, если в прошлом году KIA от квартала к кварталу то рос, то падал, в текущем ему удается стабильно усиливать позиции в РТ. Начав с весьма слабых 1 837 регистраций в первом квартале, бренд подтянулся до 2 469 авто во второй четверти года и очень сильных 2 730 машин в третьем квартале — таким темпом львиную долю текущих потерь спада можно будет нивелировать к концу года.

Что касается конкретных моделей, то самая большая «недостача», минус 157 до 361 авто, обнаружилась у обновленного в прошлом году Ceed (от 1,07 млн рублей). Второе место по абсолютным потерям, минус 123 до 3 464 машин, занял хит десятилетия Rio (от 775 тыс. — на 5 тыс. дороже августа). Но по итогам первого полугодия Rio потерял вообще 244 голоса, так что в июле – сентябре ему удалось поправить ситуацию.

Говоря о тех, кто круто изменил динамику в третьем квартале, первым делом надо отметить кроссовер Sportage (от 1,39 млн). По итогам полугодия он недосчитался 177 регистраций в сравнении с АППГ, а 9 месяцев закончил уже с прибавкой на 25 единиц до 1 245 авто!

Честно тянул лямку и Cerato — плюс 55 до 382 поставленных на учет машин. Его цена, как и в августе, в ноябре от 1,135 млн рублей, при этом в начале года продавались авто предыдущего поколения стоимостью от 1,02 млн рублей.

Нашлось в республике и шесть покупателей на представительский авто от KIA в лице новинки К900 (от 3,47 млн — на 100 тыс. дороже августа) Нашлось в республике и 6 покупателей на представительский авто от KIA в лице новинки К900 (от 3,47 млн — на 100 тыс. дороже августа) Фото: «БИЗНЕС Online»

На 25 авто до 52 регистраций расширила сферу влияния и купейная модель Stinger (от 2,075 млн), позиционируемая как «автомобиль выразительного стиля и впечатляющей динамики». Если с первым утверждением можно согласиться, то динамика не впечатляет из-за относительно большого веса модели и, следовательно, низкого соотношения мощности двигателя к массе авто.

Нашлось в республике и 6 покупателей на представительский автомобиль от KIA в лице новинки К900 (от 3,47 млн — на 100 тыс. дороже августа). Действительно, за эти деньги транспортное средство предлагает много интересного, к тому же у него есть свой зрелый стиль. Однако низкая ликвидность на вторичном рынке и недостаточная престижность марки — два барьера, которые корейцам будет трудно преодолеть на первом этапе.

Нечем похвалиться и родственнику KIA по концерну Hyundai: у него минус 188 единиц или 3,2% с итоговыми до 5746 авто Нечем похвалиться и родственнику KIA по концерну — Hyundai: у него минус 188 единиц, или 3,2%, с итоговыми до 5 746 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

HYUNDAI: ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ПИКЕ SOLARIS И SONATA НА БИС

Нечем похвалиться и родственнику KIA по концерну — Hyundai: у него минус 188 единиц, или 3,2%, с итоговыми до 5 746 авто. Правда, в Казани снижение составило почти незаметные 0,4%, в целом же по России продажи Hyundai, как и у KIA, символически подросли: на 500 единиц до 132 тыс. авто.

Поквартальная динамика также повторяет картину, сложившуюся у KIA: очень слабый старт зимой и последующий стабильный рост.

Что касается моделей Hyundai, то второй год подряд падает популярность самого бюджетного автомобиля марки — Solaris (от 746 тыс. — на 7 тыс. дороже августа): за три квартала его регистрации в РТ сократились на 331 единицу до 2 161 авто. Однако по итогам полугодия снижение составляло 443 единицы, так что и «старшему брату» в третьем квартале удалось сократить наметившийся разрыв с прошлогодними показателями.

Второй по объему потерь — минус 59 до 118 авто — стала Elantra (от 1,05 млн — на 10 тыс. дороже августа), причем ее провал по сравнению с полугодием увеличился на 21 регистрацию.

В ином ключе разворачивалась интрига вокруг популярного кроссовера Creta (от 957 тыс. рублей). По итогам 9 месяцев спрос на него увеличился на 96 регистраций до 2 306 авто в сравнении с АППГ, что гораздо лучше просадки на 66 машин по итогам полугодия.

Еще более выдающаяся прибавка — 106 до 274 авто — у Sonata (от 1,38 млн), которая на пару со своей «сестренкой» KIA Optima (от 1,365 млн) окучивает бизнес-класс. Думается, ее успехи связаны и с тем, что из сегмента после обвала 2014–2015 годов выбыл ряд игроков, а его классические представители в лице VW Passat и Toyota Camry стали менее доступны для татарстанских автолюбителей.

У Toyota незавидная динамика в РТ: минус 274 единицы или 11% до 2146 авто по итогам трех кварталов У Toyota незавидная динамика в РТ: минус 274 единицы, или 11%, до 2 146 авто по итогам трех кварталов Фото: Eugene Hoshiko/AP/TASS

TOYOTA: ПУБЛИКА ОХЛАДЕЛА К «ЛЕГЕНДАМ» БРЕНДА

Кстати, о Toyota. У одного из крупнейших мировых автопроизводителей незавидная динамика в РТ: минус 274 единицы, или 11%, до 2 146 авто по итогам трех кварталов. В Казани спад составил 9% до 990 машин, по РФ — 4% до 74,4 тыс., и, похоже, налицо недоработка местных продавцов. Или же платежеспособный спрос в Татарстане вымывается быстрее, чем в среднем по стране? В это слабо верится.

И в прошлом, и в текущем году регистрации Toyota в республике непрерывно росли от первого к третьему кварталу. Однако это не помогло, и, хотя на сей раз бренд всерьез разогнался в июле – сентябре, все кварталы оказались слабее прошлогодних.

Основной виновник спада (минус 138 до 847 авто), он же лидер модельного ряда — среднеразмерный кроссовер RAV4. За свежайшую версию «раффчика», всероссийская премьера которой состоялась 16 ноября, дилеры просят от 1,756 млн, в то время как в августе предыдущее поколение предлагали от 1,62 млн деревянных. То ли конкуренты, о которых мы говорили выше, предлагают более сбалансированные в соотношении цены и качества варианты, то ли дело в не слишком удачной, чересчур «азиатской» внешности (так считают многие комментаторы «БИЗНЕС Online»), но факт есть факт: бестселлер японцев стремительно теряет позиции второй год подряд. Удастся ли выправить ситуацию за счет последнего обновления, увидим по итогам ближайших кварталов.

В минусе на 72 авто до 333 регистраций, с худшим результатом за три года завершил три квартала другой легендарный представитель семейства, внедорожник Land Cruiser Prado (от 2,5 млн).

Не помог Toyota и хорошо стартовавший в прошлом году кроссовер Fortuner (от 2,17 млн): отряд его новобранцев уменьшился на 51 человека до 75 покупателей.

Упомянутый бизнес-седан Camry (от 1,57 млн) также сдал прошлогодние позиции: минус 20 корпусов и 523 регистрации в итоге.

Символическую прибавку — плюс 5 до 31 авто — удалось оформить внедорожнику Hilux (от 2,306 млн). Но по гамбургскому счету всерьез поднялась только стильная CH-R (от 1,267 млн), чья популярность выросла на 42 единицы до 66 авто.

Спрос на одноименную марку автоконцерна Volkswagen в Татарстане сократился на 200 единиц или 7% до 2786 голосов Спрос на одноименную марку автоконцерна Volkswagen в Татарстане сократился на 200 единиц, или 7%, до 2 786 голосов Фото: «БИЗНЕС Online»

VOLKSWAGEN: «БЮДЖЕТНИКИ» ВО ГЛАВЕ С POLO SEDAN УТЯНУЛИ НА ДНО

Спрос на одноименную марку автоконцерна Volkswagen в Татарстане сократился на 200 единиц, или 7%, до 2 786 голосов; как и Toyota, «немец» провалился не только ниже АППГ, но и аналогичного периода 2017 года.

В Казани VW упал еще глубже: на 19% до 999 авто. А вот в федеральном масштабе продажи бренда подросли на 2% до 76,2 тыс. авто. Так что здесь мы имеем дело с сугубо местной историей неудачи.

Как и год назад, Volkswagen демонстрировал классический рост продаж от первого квартала к третьему, но что толку, если вторая и третья четверти оказались заметно слабее прошлогодних.

Основная причина спада — снизившаяся до 1 642 покупок популярность знаменитого «бюджетника» Polo Sedan (от 680 тыс.): по итогам 9 месяцев он недосчитался 244 регистраций. Уточним, что по итогам полугодия провал составлял всего 27 единиц.

Чуть более просторная обновленная Jetta так и не появилась в продажах января – сентября — как следствие, провал на 105 авто до символических трех голосов. Более того, если в августе на официальном сайте марки висел анонсирующий баннер (мол, вот она, Jetta, скоро начнем продавать), то к ноябрю и его след простыл.

Зато в июле – сентябре кардинально в лучшую сторону изменилась ситуация с мировым хитом продаж VW, среднеразмерным кроссовером Tiguan (от 1,5 млн рублей). По итогам трех кварталов он смог добрать 97 регистраций до 908 учтенных авто, хотя по итогам полугодия упустил 46 баллов.

Более габаритные кроссоверы также время даром не теряли. Флагманский Touareg, несмотря на отнюдь не демократичный ценник от 3,5 млн рублей, прибавил 18 до 119 регистраций. Чуть более простой, зато вместительный Teramont (от 2,95 млн) тоже в плюсе: на 23 до 51 авто.

Наконец, отметим, что в отчет «Автостата» вошла отсутствующая в официальной российской линейке модель Golf (от 1,43 млн), принесшая в копилку VW дополнительные 30 очков.

***

Подведем итоги. Несмотря на общий спад продаж, во многом обусловленный уходом с рынка марок Ford и Ravon, корейские бренды, ранее терявшие позиции, смогли сгладить провалы благодаря кроссоверам и моделям бизнес-класса. Разгону спроса и появлению новых игроков также способствует вывод на рынок кроссоверов в ценовом диапазоне 1,1–1,5 млн рублей, причем особое внимание в текущем периоде производители уделяют купейным вариантам.

О том, как завершился не самый удачный для авторынка РТ год, чем порадовали амбициозные новички, какие авто смогли вернуть благосклонность татарстанских покупателей, а какие, напротив, напрочь вышли из фавора, читайте в нашем следующем обзоре.