«Столкновение с птицами» давно стало для работников авиационной отрасли профессиональным термином: хотя смертельных случаев на территории России зафиксировано всего два за последние 30 лет» «Столкновение с птицами» давно стало для работников авиационной отрасли профессиональным термином: хотя смертельных случаев на территории России зафиксировано всего два за последние 30 лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

АГРОСИЛУ ПРОСЯТ НА ВЫХОД ИЗ РАЙОНА БЕГИШЕВО

Камская транспортная прокуратура отчиталась о завершении судебных тяжб с агрофирмой «Зай» — с одним из 11 сельскохозяйственных активов холдинга «Агросила» в Заинском районе. За два года судов прокуратура добилась своего и выжила агрофирму из 30-километровой зоны аэропорта Бегишево, дабы вблизи воздушных линий не скапливались птицы, теоретически способные уронить самолет.

Как сказано в релизе прокуратуры, суд первой инстанции удовлетворил иск к агрофирме «Зай» еще в июне 2017-го — тогда Заинский горсуд обязал предприятие «Агросилы» уйти с приаэродромной территории в течение полугода, однако холдинг последовательно обжаловал данное решение, дойдя до Верховного суда Российской Федерации, который и принял окончательное решение. «В настоящее время собственник животноводческой фирмы вывез все производственные мощности с приаэродромной территории аэропорта Бегишево, избрав для своей деятельности земельный участок, расположенный за ее пределами», — таково резюме сообщения.

«БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о конфликте транспортной прокуратуры со структурами холдинга Ильшата Фардиева еще до старта судебных споров. Надзорное ведомство тогда обнаружило, что животноводческий комплекс «Зая», расположенный в 12–13 км от Бегишево у села Ахметьево, привлекает птиц кормами для животных, запахом силосных ям и скотины, который пернатые чуют за несколько километров. Слетаясь на еду, птицы пересекают воздушные линии, а для аварии достаточно попадания одной их них в турбину самолета. «Столкновение с птицами» давно стало для работников авиационной отрасли профессиональным термином: хотя смертельных случаев на территории России зафиксировано всего два за последние 30 лет, ЧП с вынужденными посадками или повреждением техники по вине птиц случаются довольно часто. К примеру, мировая статистика за 2001–2007 годы насчитывает 42,5 тыс. столкновений, из которых 80% произошло при взлете/посадке самолета. Поэтому в 2011 году федеральные авиационные правила пополнились новыми запретами: с тех пор нельзя размещать фермы, скотобойни и другие привлекательные для птиц объекты ближе чем в 30 км от линий воздушного сообщения или в 15 км от аэродрома.

Также в 30-километровом радиусе вокруг Бегишево располагаются ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация», у которой 800 голов КРС в Бикляни и 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су Также в 30-километровом радиусе вокруг Бегишево располагаются ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация», у которой 800 голов КРС в Бикляни и 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су Фото: «БИЗНЕС Online»

В суде «Зай» отбивался от претензий прокуратуры в основном по принципу «закон обратной силы не имеет» — дело в том, что животноводство в этом районе развивается с 1970-х годов, когда актуальных авиационных регламентов не было и в проекте. То же самое касается и остальных хозяйств 30-километровой зоны, которых после переезда «Зая», по подсчетам Бегишево, остается еще 9 штук: колхозы здесь функционировали с советских времен, а нынешние фермеры — их наследники. Однако прокуратура отвечала «Заю» тем, что существующие строения вводились в эксплуатацию в 2013–2014 годах, а значит, уже противозаконно. Тот же аргумент может сработать и в отношении других собственников, среди которых замечены весьма серьезные представители отрасли. В частности, под действие авиарегламентов подпадает животноводческий комплекс ООО «Бахетле-Агро», который к началу судов с «Заем» имел 200 молочных коров и 100 голов для откорма. Также в 30-километровом радиусе вокруг Бегишево располагается ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация», у которой 800 голов КРС в Бикляни и 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су. ООО «Агрофирма Тимерхан» держит здесь 100 голов КРС и спортивных лошадей. Индивидуальные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства в совокупности насчитывают еще тысячи голов скота и птицы.

«В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ МЫ ПЛАНИРУЕМ ПРОВЕРКИ НА ПРИАЭРОДРОМНОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕГИШЕВО»

«Агросила» стала первой и пока единственной в районе Бегишево мишенью Приволжской транспортной прокуратуры, в состав которой входит и камское подразделение, по одной простой причине — надзорному ведомству, как пояснял на старте процесса помощник прокурора Ринат Саттаров, необходимо было наработать судебную практику. Законники взялись за дело сразу с тяжелого конца — одолев в суде ведущий сельскохозяйственный комплекс республики, они смогут уверенно разобраться и с другими фермами. В то же время подобные дела рассматриваются и с участием других аэропортов. В частности, как рассказала сегодня «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Камской транспортной прокуратуры Диляра Султанова, аналогичный иск сейчас рассматривается в Бугульме, причем уже на следующем, четвертом по счету заседании, ожидается судебное решение. Ответчиком по иску прокуратуры в данном случае выступает районная администрация, а объектом претензий стал полигон твердых коммунальных отходов, разместившийся в 5 км от аэропорта Бугульмыа. Третьим лицом на процессе выступает региональный оператор по обращению с ТКО в Восточной зоне РТ — ООО «Гринта». По словам Султановой, полигон разместился в запретной зоне без договора землепользования, что, очевидно, должно упростить победу истца. Свалка привлекает птиц не меньше, чем силосные ямы, поэтому прокуратура требует не только закрыть полигон, но и рекультивировать землю.

Законники взялись за дело сразу с тяжелого конца — одолев в суде ведущий сельскохозяйственный комплекс республики, они смогут уверенно разобраться и с другими фермами Законники взялись за дело сразу с тяжелого конца — одолев в суде ведущий сельскохозяйственный комплекс республики, они смогут уверенно разобраться и с другими фермами Фото: «БИЗНЕС Online»

Аналогичные процессы с подачи ведомства идут и в других регионах. К примеру, весной прошлого года, когда тяжба с «Заем» была в самом разгаре, уфимский транспортный прокурор добился в судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Башкортостан запрета на сельскохозяйственную деятельность вблизи аэропорта Уфы для трех аграрных предприятий.

«В следующем году мы планируем провести проверки на приаэродромной территории Бегишево, — подтвердила дальнейшие намерения прокуратуры Султанова. — В какой очередности мы будем отрабатывать оставшиеся хозяйства, пока не решено, покажут результаты проверок».

Третьим лицом на процессе выступает — ООО «Гринта». Свалка привлекает птиц не меньше, чем силосные ямы, поэтому прокуратура требует не только закрыть полигон, но и рекультивировать землю Третьим лицом на процессе выступает ООО «Гринта». Свалка привлекает птиц не меньше, чем силосные ямы, поэтому прокуратура требует не только закрыть полигон, но и рекультивировать землю Фото: «БИЗНЕС Online»

Логично предположить, что на основе наработанной практики прокуратура теперь возьмется за фермеров в порядке их удаленности от аэропорта. Если так, то следующим оппонентом учреждения станет КФХ Марии Миннехузиной, как ближайшее к взлетной полосе Бегишево. С этой фермой у истца не должно возникнуть затруднений даже в части хронологии — КФХ было основано на базе советских хозяйств в 2012 году, то есть после принятия действующих регламентов, а расположено оно практически за забором аэродрома, близ деревни Бахчисарай Тукаевского района. Миннехузины выращивают здесь баранов, КРС, лошадей, кроликов, кур и даже оленей. Равиль Миннехузин — весьма известный в Набережных Челнах предприниматель, основным направлением для которого остается железнодорожный бизнес, а в сельскохозяйственном заняты преимущественно члены семьи. Его зернохранилище, цех по забою и переработке мяса, конеферму и другие объекты, раскинувшиеся на угодьях общей площадью 400 га, в 2015 году посещал президент Татарстана Рустам Минниханов, и уже на тот момент Миннехузин вложил в территорию порядка 30 млн рублей.

Сегодня «БИЗНЕС Online» удалось переговорить с одним из управленцев КФХ, по словам которого, к претензиям прокуратуры фермеры действительно готовятся, но переезд в этом контексте не рассматривают как нечто технически малореальное. Фермер рассказал, что их КФХ закупило и установило специальные пушки, а также другое звуковое оборудование для отпугивания птиц. Скотину Миннехузины сейчас отгоняют подальше от аэропорта, к лесу, чтобы не попадать в приаэродромную зону, однако саму зону рассчитывают не из 30 км, а из 12, ориентируясь на некий приказ минтранса. Кроме того, фермеры намерены привлечь специалиста по соколиной охоте, надеясь, что хищник поможет расчистить небо над фермой — иначе говоря, делают все возможное, чтобы не мешать самолетам, не переезжая. Высказывая уважение к насаждению законов прокуратурой, Миннехузины при этом удивляются надзорной политике.

«Деревни-то что — тоже переносить? — задается вопросом наш собеседник. — У нас тут и Мелекес, и Круглое поле, и Биклянь, и Иштеряково — их переселять, что ли? А в позапрошлый год сова попала в турбину — это птица лесная. Лес вырубим?»

О реальных расходах, понесенных первым из отодвинутых от Бегишево хозяйств, пока сведений нет — холдинг «Агросила» получил запрос «БИЗНЕС Online» на этот счет, ответ готовится.