«…Только дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего,
пресмыкаясь перед одним настоящим»

(Александр Пушкин. Опровержение на критики)

«…И сегодня мы должны понять, что никакой милостивый закон Природы
не спасет нас от последствий нашего собственного невежества»

(Р.Дж. Коллингвуд. Идея истории) 

«Общество стремительно делится на живых, выживающих и мёртвых, в ком уже не осталось жизни и человечности» «Общество стремительно делится на живых, выживающих и мертвых, в ком уже не осталось жизни и человечности» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЕКАРСТВО ТРОИЧНОЙ ГАРМОНИИ ВРЕМЕНИ

В больном социуме лечить всех подряд не только бесполезно, но и вредно, даже губительно для самого социума. Общество стремительно делится на живых, выживающих и мертвых, в ком уже не осталось жизни и человечности. Из этой сумеречной мертвецкой зоны слышны предгрозовые раскаты и видны тревожные всполохи — непрерывная лента уголовно-бытовых новостей и публичных извращений морали, оживление дискуссии о смертной казни и реформе ФСИН, возвращение молодежных группировок, АУЕ и т. п. — до боли знакомые «предперестроечные симптомы» больного духом и телом общества.

Говорят, время — лучший лекарь. Но всякая истина конкретна. Теперь для многих время — это деньги, процент и дисконт. И поэтому на исходе цивилизации «рационального прогресса» и ее завершающей фазы — информационно-цифрового общества — старую пассивную истину нужно уточнить и активировать применительно к нынешним болезням.

Да, время может стать лекарством для больной многонациональной страны, но только если разумные от народов добьются тройственной гармонии времён:

В прошлом времени — достойная память предков и уроков их судьбы. Это то, что в наши дни спрятано за декоративным образом «Бессмертного полка» — реальные образы предков и доставшееся родовое наследство, предметно видимое и незримое.

В настоящем — трезвый взгляд правде в глаза, горькой как лекарство. Взгляд, проникающий как можно глубже, насколько хватит личных сил и смелости, — через Реальность и Действительность — до ясного осознания того, что на самом деле Есть и Будет.

Такой взгляд-прозрение дает асимптотическое приближение к пониманию своего предназначения, судьбы и смысла жизни. И когда этот взгляд достигает доступного человеческому восприятию предела, тогда сердце и душа угадывают за завесой образ Единого и Единственного. Предельный образ, рационально не постигаемый — только сердцем, потому что математически доказано, на примере «искусственного интеллекта», что «сущее не делится на разум без остатка». Таков трудный путь современного «рационалиста» и «делового реалиста» к истине и правде жизни.

И, наконец, третье — из правильно усвоенного прошлого и настоящего постепенно вырастает и проясняется Образ Будущего. Образ светлый, но прийти к нему можно только через горькую правду и терпеливое исправление ошибок — и не столько чужих, сколько собственных…

ОБРАЗ И ОБРАЗОВАНИЕ

Маленький позитивный пример того, как незаметно появляются зеленые ростки будущего, почти неразличимые в обстановке «социальной пустыни и помойки». Недавно добрая женщина (из сибирских татар) подарила мне современный букварь, по которому можно учиться одновременно татарскому, русскому и английскому языкам. Благодарен ей не только за книгу — убедился, что в объеме букваря уверенно владею актуальным триязычием, и даже смог бы в крайнем случае вести уроки.

А ведь такой крайний случай при нашей «безобразно-образовательной» системе вполне вероятен, если уже не назрел — осталось только чуть добить учительские кадры и еще чуть понизить их уровень. Поэтому экспериментальный переход к системе межсемейных и квартальных школ, в которых образованные родители на кооперативных принципах сами становятся учителями для небольших детских групп, — такой переход в Казани вполне возможен и востребован. Причем не вместо существующей государственно-муниципальной системы школьного образования (не нужно рушить ее до основания), а в качестве разумной альтернативы, чтобы у детей и родителей был выбор, а не тупик. Дело за малым — надо, чтобы такой эксперимент местная власть поддержала материально и морально. Или чтобы просто не чинила препятствий.

Учебное пособие для студентов вузов, а по сути — букварь для учителей на трех языках. Издан Таткнигоиздатом еще в 2012 году. За 7 прошедших лет уже новое поколение школьников подросло…Фото Рустама Курчакова

Конструктивный пример того, как надо преодолевать языковые проблемы — делом, а не бесполезными словопрениями. Взрослым надо начать с себя, чтобы вместе с детьми шагнуть в завтрашний день. И двигаться не пятками вперед, озираясь на прошлые и нынешние несуразицы школьной системы, а только Алга!

Долгое время вместе с друзьями мы рассматривали Горный Алтай в качестве идеального места для организации начального школьного образования — для детей всей многонациональной России. Вот уж действительно общенациональный проект — «Колыбель народов»! Первые школьные годы на лоне алтайской Природы — это совсем другое мировосприятие и мощная энергетика образного мышления — закладка здорового духа и тела на всю жизнь. К тому же до последнего времени высокое качество алтайской средней школы ещt держалось на учителях советского поколения. Но, увы, алтайские друзья теперь говорят, что и этот ресурс почти исчерпан…

Целительная сила образного жизневосприятия — для лечения больных «деловых», «рационалистов-реалистов», рыночных циников и сугубых «ботаников» — это научно установленный, но неафишируемый факт. Об этом знают, например, продвинутые психологи, политтехнологи и бизнес-тренеры. Но большинство из тех, кто по роду деятельности получает доступ к сознанию аудитории и клиентов, нацелены на коммерческий успех и поэтому действуют по проторенному легкому пути, опираясь на гипертрофированный рационализм и доводя его до предела. А вы думаете, почему у всех вокруг «крыша поехала»?

Отсюда должно быть ясно, почему и как придется восстанавливать подлинный смысл системы ОБРАЗования и социального наСЛЕДования, то есть передачи от поколения к поколению не только материальных, но и незримых невещественных ценностей. И почему это ключевой вопрос в нынешней ситуации.

РАБОЧИЙ ОБРАЗ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО

Вернемся к теме светлого будущего как функции искренне пережитого и хорошо переваренного прошлого и настоящего. Трудность именно во внутренней «черновой отделке» — убраться за собой, спокойно разобраться с прошлым и настоящим, выбросить мусор из головы, почистить стройплощадку для будущего. И тогда возбужденная толпа недовольных всем на свете будет постепенно рассасываться, и большинство втянется в работу по «чистке сараев», а меньшинство займется «отловом котов» или других беспризорных животных… (Актуальный образ из хрестоматийного произведения Михаила Булгакова.)

Дело в том, что если первые два условия выполнены, то Образ Будущего как бы сам собою конкретизируется и воплощается в согласованные программы действий на 10, 20 и 30 лет, а главное и прежде всего — в список неотложных и первоочередных мероприятий, которые тут же начинают выполняться. Почему? Потому что, во-первых, эти планы и программы сверстают оставшиеся в живых профессионалы, а не теперешние говоруны-пиарщики по нацпроектам. Во-вторых, и это главное, включится «движок» — все будут заинтересованы в реализации давно назревших и перезревших мер, понимая, что другого выхода просто нет. А кто не понимает — товарищи тут же доходчиво объяснят… И попробуй в такой системе что-то уворовать из казны…

В наши сумрачные дни такая светлая картина будущего покажется издевательской утопией и вызовет только волну раздражения. И это легко понять. Причина в том, что деловая и наемная часть публики безнадежно застряла в настоящем — это «реалисты», плывущие по суетливой поверхности жизни. Для них время — деньги, и по этой жесткой формуле они даже не живут, а выживают в условиях пересыхающих финансовых потоков (акча эшли, тота хем туздыра — как белка в колесе).

Другая часть — беззаботно-диванная и безработная — застряла в прошлом, потому что в настоящем места себе не нашла. Они только сравнивают прошлое с настоящим или с еще более далеким прошлым, что само по себе порождает только «исторический пессимизм» и апатию или другую крайность — дух неприятия, протеста и злобы на всех и на всё… Если же человек еще и национально-эмоционально озабочен, то тем более ничего хорошего в истории он не найдет — только вражду народов и козни одних перед другими. И у него уже не просто пессимизм, а крайняя степень «исторического садомазохизма».

Как известно, настоящее лекарство готовится из ядов — иначе не встряхнуть иммунную систему больного организма. Но только правильно подобранная композиция дает позитивный эффект. А врозь и по отдельности, как сейчас, эти компоненты лишь отравляют больное массовое сознание. Поэтому мы видим только склоки и раздоры «исторического пессимизма», «злобы дня» и «маниловщины» — знакомый образ-архетип лебедя, рака и щуки.

Не будем строго судить деловых, суетливых и «диванных» (дивана — тат., юродивый, помешанный, сумасбродный) — Бог им судья. А тех, кто из-за безотчетного страха упорно твердит и внутренне убежден, что, мол, «не надо ворошить прошлое», — их сурово заклеймил поэтический пророк России (см. эпиграф).

Как видим, лекарственный препарат для больного социума пока не готов: одни застряли в прошлом, другие зациклены в суетливо-безрадостном настоящем, а третьи грезят утопией будущего. Но в этих проблесках нет реальности, а только старые призраки…

Где же спасительная формула для разумных от народов? Формула Про-Света…

«Были люди /прежде/ единым народом,

и пробудил Аллаһ пророков вестниками радости и предостережения,

и низвел вместе с ними Писание с истиной,

чтобы рассудить между людьми то, в чем, разноглася, разошлись они…»

(К.2:213. Подстрочный перевод, Казань-2019)

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции