Опрос недели: А как бы вы оформили город к Новому году?
Согласно тендеру, бюджет Набережных Челнов выделяет 5,1 млн рублей на новогоднюю иллюминацию — на эти деньги будет закуплено 900 гирлянд, фонариков и расходных материалов. Такие траты необходимы или необязательны? Устраивает ли население подход властей к оформлению города? Как обновить общественные пространства к празднику? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Мансур Саитгареев, Лидия Решетняк, Андрей Веретенников и другие.
Мансур Саитгареев судья Набережночелнинского городского суда— Я приехал в Набережные Челны в 1994 году из Узбекистана как раз перед Новым годом. Первое, что мне бросилось в глаза, — это то, насколько красочно украшают город к праздникам. Мне очень нравится подход руководства Челнов к данному вопросу. Все-таки это праздник, моральное удовлетворение для жителей города.
Может быть, я бы что-то новое и привнес: например, уделил бы больше внимания не только украшению центрального проспекта, но и таких проспектов, как Сююмбике, Московский, Вахитова, которые остаются немного в тени. Оформление жилых домов тоже может быть красочнее. Думаю, что жители согласились бы, если бы их дома оформили в соответствии, скажем, с символикой будущего года. Но существенных, принципиальных изменений я бы не стал вносить. Любое финансирование не проходит бесследно для бюджета, а сейчас экономическая ситуация не столь хороша, чтобы выделять, к примеру, крупные гонорары приглашенным артистам.
Александр Маркин режиссер— Мне кажется, 5 миллионов — это не заоблачная сумма для такого праздника. Я вообще за максимальное преображение города к Новому году, а традиционное оформление — это, по-моему, программа-минимум, которая отрабатывается как необходимость без понимания целей. Как подкраска деревьев. Для новогоднего настроения нужно нечто большее — может быть, стоит этой иллюминацией выделить отдельные комплексы, как-то разнообразить подход. Челны — город длинный, и когда ты под Новый год проезжаешь его целиком, то типичность оформления бросается в глаза — все очень ровно, одинаково. А ведь именно эта вытянутость города позволяет создать нечто концептуальное, устроить последовательные инсталляции, пусть даже цветовые. Я думаю, такую задачу нужно отдавать на откуп художникам и дизайнерам, и в таком случае те же 5 миллионов можно было бы потратить интереснее, чем обычно.
Мне нравится оформление в Москве, хотя речь идет, конечно, о разных бюджетах. В Москве маленькие улочки завешиваются гирляндами — ты идешь, а у тебя над головой звезды горят, и на каждой улочке свое решение. Интересно просто с детьми прогуляться. В Европе кафе сами занимаются своим украшением, и в этом чувствуется вкус, потому что они ни с кем ничего не согласовывают. Есть ограничения только по технике безопасности, но эстетических, визуальных — нет. У нас бизнес тоже обязывают самостоятельно украшаться, но это выглядит унифицировано — буквы да цифры, нет духа соревновательности. Я бы предложил, во-первых, не контролировать идеи бизнеса, а во-вторых, сделать аккаунт для конкурса реализованных идей — с голосованием, с награждением, к примеру, в январе, с внушительным подарком, который всем хочется.
Новогодняя музыка на улицах города — вот уже элемент праздничного настроения. Кстати, в Челнах нет традиции встречать полночь на улице — я думаю, потому, что нет предложения. К примеру, приглашение какой-то звезды на концерт — совсем не то, лучше потратить гонорар на что-то другое, а вот если целую программу со звездами, то это уже выход на иной уровень и, соответственно, другой бюджет. Но для полноценного концерта на площади нужны какие-то теплые кабинки для детей, фуд-корт, возможность согреваться.
Фанис Харисов гендиректор ООО «Реклама-центр»— Траты на новогоднее оформление обязательны, нужно поднимать настроение горожанам. Взять Европу — не думаю, что там экономят на Новом годе. Приезжаешь, допустим, в Прагу и оказываешься словно в коробке из-под конфет. Мне в целом нравится, как украшают Челны к Новому году, но есть один недостаток то ли у российского подхода, то ли у татарстанского: в городе практически не торгуют. На Азатлыке торговля очень скромная — люди раскладывают на коленях светящиеся игрушки, и все. Нет предпринимательской активности, а ведь можно продавать что-то вкусное, праздничное. Понятно, что алкоголь не допустят к продаже, но как насчет безалкогольного глинтвейна? Порадовали бы людей чем-нибудь с выгодой для себя.
Световое оформление площади Азатлык в последние годы выглядит очень неплохо. Думаю, украсят и набережную, и лыжные дорожки в лесу. Приятно видеть город, когда он становится не таким темным. На мой взгляд, администрация уделяет этому много внимания и абсолютно правильно поступает.
Лидия Решетняк директор Органного зала— Праздник челнинцам однозначно нужен, а без светового оформления он был бы ненастоящим. Все должно пройти красиво и ярко, чтобы у людей оставались приятные впечатления, поэтому траты оправданы. В Челнах я бы еще добавила спортивных площадок — катков, развлекательных пятачков, потому что людям это нравится.
Очень красиво оформляется Москва. Это просто сказочный город, к Новому году он всегда преображается до неузнаваемости. Но там, конечно, бюджет несопоставим с нашим. И Казань становится красивой к праздникам, мне очень нравится городская набережная. В Челнах тоже красиво — мне нравится, как преобразилась площадь Азатлык, она стала местом притяжения горожан. Азатлык впечатляет и в зимнем варианте, и в летнем.
Андрей Веретенников фотограф— 5 миллионов — небольшие деньги для полумиллионного города, но те лампочки, что развешаны по углам домов вдоль проспектов, — это прошлый век. Есть же, в конце концов, современные технологии — светодиоды, которые и служат дольше, и электроэнергии меньше тратят, и выглядят симпатичнее, и компьютеризировать иллюминацию позволяют. А иллюминация нам нужна, потому что мы живем в относительно северном регионе, день очень короток. Но вообще, визуально настроение создается при помощи и других элементов — тех же ледяных скульптур и городков. Для них нужны время и специалисты, но это не так дорого. У нас сейчас очень много молодых и талантливых дизайнеров. Почему не используют потенциал молодежи? Мы через тендер отдаем оформление на откуп производственникам, которые сделают подешевле и побольше. Я считаю, что нужно привлекать молодых — иногда у них бывают ляпы, а порой получается неплохо. Можно запустить какие-то конкурсы и на халяву создать очень интересное пространство к Новому году.
Антон Явхута гендиректор ООО РПК «ИнтерМедиаСервис»— Набережные Челны всегда занимали первые места в республике благодаря красоте и неординарному подходу к новогоднему оформлению. Это началось еще в 90-е, потом был провал, связанный, вероятно, с дефицитом финансирования, но в последние годы заметны робкие попытки вернуться к интересному оформлению. Наша компания приложила к этому руку — мы два года назад разработали оформление площади Азатлык, и люди помнят нашу знаменитую наклонную елку, трамвай и другие новогодние инсталляции. Уже третий год город пользуется этим оборудованием, и, на мой взгляд, оно не утратило актуальности.
Другой вопрос — появятся ли новые штрихи? Горожанам каждый год хочется чего-то нового. Об эффективности иллюминации говорить по одной только стоимости сложно — надо знать, где и как будут смонтированы гирлянды, какие формы и образы воплотят. Не так важна сумма, как идея дизайнера, но, ориентируясь в расценках на новогоднее оборудование, могу сказать, что 5 миллионов для города недостаточно. Чтобы эти вложения стали заметными, гирлянды придется сконцентрировать в одном, максимум в двух местах. Если их беспорядочно растянуть на домах и деревьях, получим каплю в море. В прошлые годы мы видели, как дюралайт развесили по крышам, и это, на мой взгляд, совсем не хорошо, а дешево и несерьезно — смонтирован дюралайт был неаккуратно, местами не горел.
Опираясь на мировую практику, город мог бы выделить сколько-то площадок для праздничных мероприятий, потому что световое оформление — это лишь один из элементов. К примеру, если у нас тематика «Алиса в Стране чудес» или «Татарские сказки», значит, должны быть тематические выступления артистов, театральные постановки и шоу, которые формируют с гирляндами единое целое. При этом капустники на уровне детской самодеятельности уже давно никому не интересны, а для чего-то захватывающего нужно нанимать профессионалов и выделять соответствующие бюджеты. Тех же 5 миллионов достаточно для хорошего праздника лишь на одной площадке, а на город, если иметь в виду одну площадку на ГЭСе, одну на ЗЯБе и пять в Новом городе, для достижения вау-эффекта нужно 30–50 миллионов. Поэтому нужно прежде всего смотреть на возможности бюджета, так как любые праздники — это все-таки излишества. Как говорится, нужно горожан сначала накормить, решить вопросы с дорогами и транспортом ко всеобщему удовлетворению.
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.