«Я ЧЕЛОВЕК, А НЕ ПРОРОК. И ВСЕ МЫ, КРОМЕ ПРОРОКА МУХАММАДА, ОШИБАЕМСЯ»

Черные тучи ваххабизма продолжают рассеиваться над Саудовской Аравией. На этой неделе в соцсетях распространилось телеинтервью известного салафитского проповедника и богослова из КСА шейха Аида аль-Карни, в котором он попросил прощения за многолетнюю пропаганду лживых религиозных идей. И хотя королевство уже как несколько лет держит курс на обновление, публичное покаяние одного из лидеров мирового салафизма для многих прозвучало словно гром среди ясного неба. Оно и понятно, ведь в определенных кругах Саудия считается чуть ли не эталоном ислама. Мне не раз доводилось слышать от оппонентов, что истинные улама живут только там. А оно вон как вышло: эти самые улама теперь каются и открещиваются от своего учения и, как оказалось, постыдного прошлого.

В эфире телеканала «Халиджия» Аль-Карни сказал следующее: «Я человек, а не пророк. И все мы, кроме пророка Мухаммада, ошибаемся и можем быть опровергнуты. Я прошу прощения за прежние ошибки — тот ригоризм (ташдид), который противоречит Корану и Сунне, толерантности ислама, нашей справедливой умеренной религии, „милости для миров“, и за то, что мы ограничивали людей. Я прошу прощения у саудийского общества, присутствующих и отсутствующих. Я подчиняюсь истине. С сегодняшнего дня я практикую открытый на весь мир, гуманный, умеренный ислам, к которому призывает наследный принц Мухаммад бен Сальман. Аллах сказал в Коране: „Мы создали вас срединной общиной“ (2:143) и „Мы ниспослали тебя лишь как милость для миров“ (21:107). И сказал Пророк: „Я был ниспослан с легкой религией“. И потому с этого дня я буду облегчать, а не усложнять, благовестить, а не стращать, стану проповедовать обновление (таджид) вместо слепого подражания древним (таклид). Всему миру мы заявляем: „Призывай на путь Господа с мудростью и добрым увещеванием“ (16:125). Наша религия — религия мира, безопасности и милости. Хвала Аллаху, что мы с возрастом поняли это через священные тексты и суждения наших богословов. Я посетил 40 стран, прочитал тысячи книг, общался с мыслителями и учеными и полностью изменился — все, хватит!»

Отрадно, что известный богослов наконец-то прозрел и начал понимать то, что в российском исламе осмыслили еще лет 200 тому назад. Конечно, покаяние еще не означает признание юридической ответственности за ту смертоносную идеологию, которую КСА экспортировало во многие страны на протяжении десятилетий, порождая там очаги напряженности и военные конфликты. Тем не менее нельзя не порадоваться тому, что лед тронулся.

Впрочем, главная проблема заключается не в саудовских богословах, а в нас самих — нашем раболепии перед всем заморским. Увы, но банальная мысль о том, что арабы такие же люди, как и мы, ничем не лучше и не хуже нас, все еще нуждается в защитниках. Среди современных российских мусульман до сих пор сильна установка «молиться» на арабов как на безгрешных носителей истины вместо того, чтобы думать своей головой и понимать, что во многих религиозных вопросах саудитам еще до нас расти и расти. Многие наши единоверцы в России хоть и не говорят о таком вслух, но считают себя ущербными в религии, а ислам арабов — правильным и непорочным. Это, к слову, одна из тех причин, почему в Болгарской исламской академии высадили в свое время целый десант арабских шейхов, слава богу, что ненадолго: вовремя спохватились.

«Многие наши единоверцы в России хоть и не говорят о таком вслух, но считают себя ущербными в религии, а ислам арабов — правильным и непорочным»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПРИЗЫВАЕМ НАШИХ БРАТЬЕВ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЭТОГО ОШИБОЧНОГО ПУТИ»

Когда заморские шейхи лезут во внутрироссийские дела мусульман, мы имеем дело с фундаментальной проблемой исламского богословия. Все дело в том, что так называемые мусульманские ученые часто не имеют не то чтобы должного, а порой и элементарного представления ни о специфике России, ни о ее истории, ни о нынешнем положении мусульман в нашей стране.

Вспомним всеми уважаемого шейха Юсуфа аль-Кардави, который призвал в 2000 году убивать мусульман России, служащих в Вооруженных силах РФ и командированных в Чечню. Конечно, великий шейх Катара этого не знал. Он думал, что в Чечне идет война против мусульман, война между чеченским и русским народами, и не знал, что многие чеченцы в самый разгар войны находили спасение для себя и своих семей в регионах Центральной России, что среди тех, кто воевал против бандформирований, было немало и самих мусульман. И шейх озвучил свой призыв к джихаду в Чечне, не проанализировав ситуацию, толком ничего о ней не зная, а лишь опираясь на стереотипы, которые тиражировались на тот момент в СМИ западных и арабского мира.

Спустя 10 лет аль-Кардави признал, что путь войны, к которому он призывал молодых людей применительно к Чечне, оказался ошибочным. Так и сказал: «Мы призываем наших братьев <…> отречься от этого ошибочного пути». Хороша ошибочка, за которую многие заплатили своими жизнями, а еще больше людей навсегда остались с изувеченными душами и изуродованными телами. Фетвы, которые для аль-Кардави и его коллег по цеху всего лишь закорючки на бумаге, на другом краю света оборачиваются в реки крови живых людей, осиротевших детей и обезумевших от горя вдов.

Вне всяких сомнений, аль-Кардави, как и любой человек в этом мире, имеет право на свое мнение. Но у нас-то есть своя голова на плечах. Зачем было, например, тиражировать в России его суждение о праздничных молебнах, которое откровенно выбивало почву из-под ног московских мусульман, боровшихся с исламофобами за свои конституционные права на строительство храмов? Аль-Кардави тысячу раз прав, когда говорит, что во времена благословенного пророка мусульмане в праздники молились за городом. С исторической точки зрения к нему нет никаких претензий. Но надо быть политическим идиотом, чтобы собственноручно вооружать наших противников соответствующим советом авторитетнейшего шейха, обращенного к нам, молиться на стадионах и в выставочных центрах! Может, для мусульманских эмигрантов на Западе подобные места для молитвы — выход из ситуации, но для нас, коренных жителей России, такая постановка вопроса просто унизительна! Неужели лучезарный авторитет шейха настолько слепит нам глаза, что мы не видим всего этого?

Возможно, заморские богословы лучше нас разбираются в нюансах арабской филологии. Но никто, кроме нас самих, никогда не будет лучше понимать проблемы мусульман России и находить лучшие пути выхода из них, как и мы никогда не сможем понять собственные проблемы арабских обществ. Так стоит ли вообще брать в ориентиры Юсуфа аль-Кардави, Аида аль-Карни и иже с ними, зная, что те не только ничего не смыслят в нашей жизни, но и через несколько лет будут каяться в своих заблуждениях, некогда предложенных нам в качестве духовного путеводителя, и слезно умолять о прощении?

«В апреле 2018 года в Королевстве был открыт первый за последние 35 лет кинотеатр, дано разрешение женщинам открывать свой бизнес без согласия мужчины, в июле — предоставили право водить машину» «В апреле 2018 года в королевстве начал действовать первый за последние 35 лет кинотеатр, дано разрешение женщинам открывать свой бизнес без согласия мужчины, в июле предоставили право водить машину» Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

В КСА ЖИВУТ ОТНЮДЬ НЕ НАШИ УЧИТЕЛЯ, А СКОРЕЕ ТЕ, КТО МОЖЕТ СТАТЬ НАШИМИ УЧЕНИКАМИ

Между тем подобные покаяния, вероятно, скоро посыплются как из рога изобилия. Все дело в том, что в жизни аравийского полуострова сейчас наблюдаются просто тектонические сдвиги, которые начались несколько лет назад. В 2016 году значительно сокращены полномочия так называемой полиции нравов КСА — комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока (он был лишен права арестовывать граждан, например женщин, вышедших на улицу с непокрытой головой или накрашенными ногтями). В марте 2017-го Мухаммад бен Сальман заявил, что Королевство Саудовская Аравия — «страна умеренного ислама, которая открыта для всех религий и всего мира». В апреле 2018 года в королевстве начал действовать первый за последние 35 лет кинотеатр, дано разрешение женщинам открывать свой бизнес без согласия мужчины, в июле предоставили право водить машину.

Многим саудовским богословам наступившие изменения пришлись не по душе. Например, они считают, что женщины и мужчины не могут находиться вместе в одном помещении, на работе, а наследный принц утверждает обратное: «Если кто-то скажет, что женщины не могут заниматься бизнесом, мы ответим им, что жена пророка была бизнесвумен и он сам работал на нее. Сунна пророка на нашей стороне».

Для нас вся эта внутрисаудовская полемика — детский лепет. Но таковы объективные реалии современной Саудии: она делает первые робкие шаги, выкарабкиваясь из застарелой мировоззренческой песочницы. Покаяние Аль-Карни — лишь маленький кусок стремительно меняющегося саудийского пазла. Вместе с тем это тот самый момент, когда нам также пора прозреть: в КСА живут отнюдь не наши учителя, а скорее те, кто может стать нашими учениками.

В самом деле для России реформы Мухаммада бен Сальмана открывают исторический шанс по перекройке геополитической карты, ведь мы, как никто другой, можем поддержать саудовских единоверцев в деле избавления от демонов прошлого, ибо ни у кого в мире нет столь продолжительного опыта прогрессистского исламского богословия, как в России.

В свое время отечественные мусульманские богословы прорубили для России окно в Среднюю Азию, выступая в роли народных дипломатов и учителей веры. С тех пор Средняя Азия находится в орбите влияния нашей страны. А что мешает нам сейчас протянуть руку дружбы наследному принцу Саудовской Аравии? И кто знает, может, тогда КСА из сателлита США превратится в нашего полнокровного союзника на Ближнем Востоке. Однако для этого нам сначала нужно измениться самим и отказаться от позиции религиозных инвалидов, в которую мы сами себя загнали. Хватит стоять перед исламским миром с протянутой рукой, вымаливая у них наставничество. Пора самим начинать окормлять их или хотя бы просто помочь им избавиться от ментальных кандалов прошлого. Тем более что арабы сами жаждут перемен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции