Физически прийти на рынок Татарстана со своим логистическим хабом собирается и «Яндекс Маркет», построив его для маркетплейса «Беру» Физически прийти на рынок Татарстана со своим логистическим хабом собирается «Яндекс Маркет», построив его для маркетплейса «Беру» Фото: Евгений Разумный/ТАСС

Онлайн-рынок России в 63 раз меньше, чем Китая

10% мировой торговли приходится на продажи в интернете. Такие данные аналитической платформы «Яндекс.Маркет» озвучил сегодня на пресс-завтраке в Казани руководитель службы аналитики группы компаний Владислав Исмагилов. Он представил традиционную статистику рынка e-commerce в мире, России и Татарстане. Она базируется как на данных внешних исследований, так и на внутренней аналитике самой компании: проводятся глобальные опросы, анализируются данные внутренних сервисов (дневная аудитория «Яндекс.Маркета» составляет 4 млн человек, ежемесячный объем продаж — 2 млрд рублей) Кроме того, были использованы данные «Аналитической платформы» — сервиса, который из всех доступных данных в режиме real-time изучает статистику рынка: из каких регионов какие товары на какой платформе кто покупает.

«В мире сегодня каждая 10-я единица денег тратится через интернет, а не в каменных магазинах», — говорит Исмагилов. При этом Россия, где только 5% товарооборота приходится на интернет, находится на 11-м месте по объему оборота в рейтинге крупнейших потребительских e-commerce-рынков мира. Так, по данным за 2018 год, он составил, например, в Китае $1526 млрд, а в России — только $24,4 млрд, в 63 раза меньше. Зато по темпам роста наша страна на 4-м месте в мире, с ростом онлайн-продаж на уровне 20% в год. При этом отставание от ретейла объясняется фундаментальными факторами: площадью страны и нестабильным уровнем инфраструктуры, которые кратно усложняют задачу логистики по сравнению с той же Европой.

Тем не менее статистика внутри даже этой пятипроцентной доли e-commerce впечатляющая. Так, за последние шесть месяцев 42% россиян хоть раз покупали что-то в интернете. За сентябрь ресурсы интернет-торговли посетили 1,5 трлн раз. Для сравнения: самый крупный молл в Европе посещают 3 млн человек в месяц.

Другой любопытный факт: 41% всех посещений онлайн-магазинов совершается с мобильных устройств. Хотя приобретают с мобильников только 22% людей, то есть покупатели выбирают товар чаще на смартфоне, изучают характеристики и видеообзоры, но по-прежнему решения о покупке принимают в основном за стационарным компьютером.

Если говорить о географии продаж, то статистика показывает, что 40% покупателей делают заказы в российских и китайских интернет-магазинах, еще 24% комбинируют их с разными англоязычными площадками. «Патриотов», заказывающих только в отечественных магазинах, 22%, а 4% покупателей отдают предпочтение только китайским магазинам. 

Если раньше ориентировались на технические характеристики, документацию, фотографии, то сейчас эти факторы заменяются на фидбэк, видеообзоры блогеров Если раньше ориентировались на технические характеристики, документацию, фотографии, то сейчас эти факторы заменяются на фидбэк, видеообзоры блогеров Фото: Евгений Разумный/ТАСС

Через ПЯть лет больше половины покупок будет совершено людьми, родившимися после 1995 года

Аудитория интернет-покупателей, по оценкам аналитиков «Яндекса», серьезно меняется. Так, сейчас самая активная группа — в возрасте 25–34 лет, но аудитория омолаживается. На их место придут люди с телефоном в руках, которые будут еще активнее — совершенно не вписываются в сегодняшний портрет покупателей, живут в бесконечном информпотоке и умеют в нем ориентироваться.

«В горизонте пяти лет больше половины товарооборота как офлайн, так и онлайн, будут совершено людьми после 1995 года рождения. И надо уже сейчас обращать внимание на то, как покупают представители этого возрастного сегмента. В Казани у 18 процентов онлайн-покупателей дети младше 16 лет совершают покупки самостоятельно», — говорит Исмагилов.

При этом меняется и механика принятия решения: если раньше ориентировались на технические характеристики, документацию, фотографии, то сейчас эти факторы заменяются на фидбэк, видеообзоры блогеров. При этом они тратят на выбор не меньше времени, чем классические покупатели. Но для них важен элемент социальности: отзывы о магазине, товаре, которые сильно влияют на приятие решения о покупки.

А что в Татарстане?  

Примерно 1/5 всех 1,5 трлн визитов в онлайн-магазины совершаются из ПФО, где сравнительно высокая инфраструктура, присутствуют крупные игроки. За последний год рынок онлайн-торговли Казани вырос как минимум на 33%. Это быстрее среднероссийских темпов, а потому Казань стала драйвером e-commerce. При этом аудитория интернет-ресурсов растет на 12% — и это только ежегодно. Таким образом, 1/3 роста объясняется притоком новых клиентов, а 2/3 — увеличением частоты покупок.

Только по данным «Яндекс.Маркета», сегодня 11,6 тыс. магазинов готовы доставлять весь свой ассортимент в Татарстан, а 600 из них вообще базируются в столице РТ. Это приводит к тому, что казанцы перенасыщены предложением, и только 1/3 покупателей при прочих равных условиях сделают заказ в локальном интернет-магазине, тогда как 65% заказывающих не видят разницы и могут купить в любом магазине.

«В Казани очень высокая доля людей, которые покупают в интернете очень часто. Каждый 10-й декларирует, что что-нибудь в интернете приобретает чуть ли не каждый день. Вот так не покупает практически никто: такая цифра по России на уровне 5 процентов. Гораздо больше людей, которые покупают экстремально часто и экстремально редко, а в серединке все перемешивается. Это говорит о том, что покупатели в Казани достаточно сильно стратифицированы. Для бизнеса это сигнал, что нужны разные уровни сервиса для людей, которые постоянно все покупают, и для тех, кто раз в полгода что-то заказывает», — говорит Исмагилов.

Казанский покупатель, по словам Исмагилова, гораздо опытнее среднероссийского: только 30% онлайн-покупателей имеют стаж пользования интернет-магазинами менее четырех лет. При этом у 11% покупательский стаж более 10 лет. Удивительно, что казанская аудитория менее требовательная по срокам доставки — готовы ждать до 12 дней, в то время как для других регионов максимум 10 дней.

Исмагилов также отмечает, что каждую четвертую интернет-покупку казанцы совершают в новых для них магазинах. При этом люди ориентируются на отзывы, репутацию и положительный опыт знакомых.

Банковские карты вытеснили наличку

В разрезе категорий товаров казанцы избирательнее других регионов: только 20% считают, что в интернете можно купить все. В основном в сети казанцы заказывают телефоны, одежду, сумки и аксессуары. Кроме того, по сравнению с прошлым годом, опрошенные казанцы стали чаще покупать в интернете крупногабаритную бытовую технику (20% в этом году против 12% — в прошлом).

Самое сильное отличие Казани от России — в онлайновой закупочной корзине по продуктам питания и напиткам: почти 30% россиян считают, что их нельзя покупать в интернете, в то время как среди татарстанцев таких меньше 20%. 81% респондентов считает, что категория продуктов питания подходит для того, чтобы покупать такие товары в интернете. Это самый высокий показатель среди крупных городов Приволжья. То есть татарстанцы меньше боятся купить испорченную еду онлайн. Отмечается, что в этом году 43% респондентов покупали в интернете продукты питания. В прошлом году таких покупателей в Казани было 30%. Продукты — одна из самых быстрорастущих категорий в онлайне.

Но интереснее всего тот факт, что оплата банковской картой в этом году впервые превысила оплату наличными, а при выборе способа платежей покупатели стали руководствоваться не столько безопасностью, сколько удобством и скоростью.

«Люди преодолели тот барьер, когда переживали за безопасность данных. Всегда была главная причина выбора платежного средства — безопасность, что не обманут, что данные не утекут. Сейчас — удобство и простота», — говорит Исмагилов.

В исследовании, почему казанцы покупают товары онлайн, картина мира тоже меняется: экономия времени становится едва ли не важнее стоимости товара. Так, большинство опрошенных заявили, что в интернете покупать дешевле (61%), можно сравнивать цены (59%) и почитать отзывы (49%). 44% онлайн-покупателей отметили, что для такого шопинга не надо никуда ехать, то есть можно сэкономить силы и время. В прошлом году так отвечал только 31% покупателей.

Из других интересных данных на презентации — 9% казанцев покупают в интернете в кредит. 13% отказывались от покупки, потому что не было возможности взять кредит. Почти четверть покупали через соцсети.   

Александр Шульгин говорил, что e-commerce — не совсем интернет-бизнес, потому что для него также требуется большая доля наземной инфраструктурыФото: president.tatarstan.ru

«Яндекс.Маркет» откроет логоцентр в Татарстане

Но, как говорил директор Ozon Александр Шульгин, e-commerce — не совсем интернет-бизнес, потому что для него также требуется большая доля наземной инфраструктуры. Татарстан в этом смысле начал развиваться очень активными темпами: на этой неделе свои логоцентры в Зеленодольске заложили Ozon и Wildberries, давно заявлял свои планы по строительству склада в Иннополисе и KazanExpress. Сегодня же выяснилось, что физически прийти на рынок Татарстана со своим логистическим хабом собирается и «Яндекс.Маркет», построив его для маркетплейса «Беру».

«Действительно, мы подписали соглашение с президентом РТ о развитии электронной коммерции и поддержке МСБ в Татарстане. Сейчас рассматриваем разные опции: аренду площадей или строительство своего логоцентра. Мы знаем, что несколько ТОСЭРов нас готовы принять. Для республики это большой плюс: целый кластер образовывается в области электронной коммерции, это очень хорошо для развития малого и среднего бизнеса, это здорово для татарстанских покупателей», — сообщила представитель компании Полина Упитис.  

Сейчас у «Яндекс.Маркета» своих складов в Татарстане нет, все логистические площади сосредоточены возле Москвы и в Ростовской области.

«За 5 процентов идет безумная конкуренция, все строят склады, логистику и так далее. А для оставшихся 95 мы только начинаем делать какие-то сервисы. Потенциал огромный. Способов миллион, мы ожидаем на этом рынке сильных изменений, поэтому тоже экспериментируем, в том числе, с сервисом „Суперчек“», — говорит Исмагилов. Это сервис создания списка покупок и оплаты товара через приложение для смартфона. «Один из самых интересных сценариев — возможность сканирования товара с помощью своего телефона, а идеальный вариант — когда вы их тут же оплачиваете через приложение и просто выходите с этим пакетиком из магазина. <…> Мы не хотим строить магазин типа Amazon Go, потому что это очень дорого, так что тестируем простой вариант», — говорит Упитис.