«Историю прошлого обычно приходится восстанавливать как «историю болезни», и мало кому удается при этом сохранить объективность — мешают стереотипы мировосприятия, исторические догмы, предрассудки и взаимные обиды» Фото: «БИЗНЕС Online»

РОДОВЫЕ КОРЕШКИ И КАЗЕННЫЕ ВЕРШКИ НА РАЗВАЛИНАХ ИМПЕРИИ

Любой вдумчивый человек после 45–50 потенциально обладает способностью, опираясь на жизненный опыт, достоверно реконструировать ключевые исторические события и поворотные вехи прошлого — прежде всего своего, а также своего народа и страны. Путеводной нитью при этом является родовая память, которая, постепенно просыпаясь, помогает восстановить в памяти не только биографические факты жизни и судьбы своих сородичей, но и уяснить смыслы прошлых событий, а главное — переосмыслить их в свете сегодняшнего дня.

Отсюда происходят всечаще возникающие нестыковки, противоречия и конфликты между исторической картинкой, складывающейся в сознании конкретного человека, и официальным, утвердившимся в массовом сознании, идеологически довлеющим историческим полотном. А в нашей многонациональной стране к этому добавляются противоречивые и конфликтующие картины прошлого разных народов.

К тому же историю прошлого обычно приходится восстанавливать как «историю болезни», и мало кому удается при этом сохранить объективность — мешают стереотипы мировосприятия, исторические догмы, предрассудки и взаимные обиды.

Всевышний, как ясно разъяснено в Коране, разделил единое адамово племя на разные народы, чтобы они или соревновались друг с другом в благих делах или же сами себе поставили «печать уничтожения» своими неправедными делами. Большинство, конечно, выбрало легкий путь «выпендрежа» и гордыни, вступая в драки-войны и строя козни и т. п. — все, что мы видим сейчас повсюду, в стране. Естественно-исторический процесс отделения зерен от плевел.

Восстановление исторической памяти и ревизия прошлого активизируются как раз в периоды перемен, когда повышенная конфликтность массового сознания приводит к так называемым «межнациональным трениям», за которыми поверхностному взгляду не всегда видно трение тектонических плит и обломков былых самостоятельных цивилизаций, собранных когда-то в большую империю от моря до моря. Более того, такие «трения» неизбежно придают национальную окраску и остроту всем остальным социально-политическим, экономическим, культурно-образовательным и другим накопившимся проблемам.

К примеру, традиционный для любого социума конфликт между богатством и бедностью в самосознании разных народов умножается на разные «коэффициенты соцсправедливости», а затем возводится в разные степени «исторической несправедливости». Отсюда — непостижимые на первый взгляд различия в оценках и реакциях на одни и те же факты и ценности. В результате от поколения к поколению, подспудно — в подсознании — накапливается тот социальный динамит, который способен снести не только надстройки государственности, но и цивилизационные основания.

Во всяком случае, жители регионов-доноров, в том числе «богатенькие татарстанцы» (верхние, средние и нижние — все они воспринимаются как «богатенькие» на фоне остальной России — благодаря сложившемуся образу «Корпорация Татарстан» и собственному пиару в стиле «Булдырабыз!»), будут неожиданно и неприятно удивлены, когда и если по завершении «тощих лет» придут их по-настоящему «раскулачивать», не ограничиваясь «донорскими отсосами» и межбюджетным «выравниванием»…

«Бывшие национальные республики советской империи пока сгрудились, как обломки, под неуютной временной крышей СНГ, где и Россия пока с трудом обживается и рулит с оглядкой на своих олигархов, а не народы»Фото: kremlin.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ И ОБИДЫ РАСТУТ ИЗ ОБЩЕГО ИМПЕРСКОГО КОРНЯ

Теперь уже не все помнят, как и почему три десятилетия назад утрата былого единства и доверия между народами страны стала одним из факторов краха СССР. Но и сейчас, судя по многим признакам, историческое поле народов России остаётся «неразминированным» до конца. Поэтому в ходе предстоящих перемен подспудные идейно-политические «заряды» и «закладки» на поле национальных отношений, скорее всего, сыграют свою роль в судьбе страны, как это было при распаде советской империи.

Опыт прошлого и последних 3–5 лет показывает, что негативные издержки процесса перемен в мультинациональном социуме связаны, во-первых, с глубоко сидящими комплексами национальных обид и амбиций. Причем, эти обиды и амбиции (эмоции одного общего корня — и в человеческой, и в народной психологии), возникающие в результате дисбаланса рационального восприятия жизни, касаются и «старших», и «младших» братьев и сестёр в общей семье народов страны. А отношения в большой семье редко бывают мирными, без разногласий.

Проблема перезагрузки и обновления былого единства народов касается не только тех, кто проживает в нынешних границах России, — она относится и к бывшим национальным республикам советской империи, которые пока сгрудились, как обломки, под неуютной временной крышей СНГ, где и Россия пока с трудом обживается и рулит с оглядкой на своих олигархов, а не народы. Отсюда и вялотекущая «интеграция» ЕАЭС.

Проблема этого большого круга дважды бывших имперских народов — постордынских и постсоветских — в том, что практически все они (союзные республики) в процессе краха СССР были фактически безответственно и по сути предательски сброшены с советского корабля в «самостоятельное плавание» — в волны геополитических стихий эпохи перемен. В которых с тех пор плавают или барахтаются с разным успехом. По отношению к России-мачехе у них особый градус обид и амбиций. Да и к былой Орде особый счёт, который тоже не забыт. Поэтому придется выбирать (и пример Украины это наглядно показал), жить ли в содружестве народов или в кольце врагов.

Развязывая узлы межнациональных проблем, следует понимать, что по цивилизационным меркам Россия со своей «историей болезни» — судороги смут сверху донизу по всей истории, депрессии неудавшихся реформ и хроническое чередование застоев и приступов революционной «бунташности» — осталась империей-подростком: меньше трех веков прошло с начала петровско-имперского XVIII века и до конца короткого советского XX века.

История же «Киевской Руси» и Московского «царства» (золотоордынского улуса), как теперь постепенно проясняется из исторических теней и белых пятен, приписаны к русской имперской цивилизации пост-фактум и поверх переписанных и подправленных летописных фактов. Те куски имперского полотна, которые подшиты белыми нитками, — они и сегодня видны невооруженным глазом. Украинские родственники со скандалом оторвали свой кусок истории, обозвали братьев «москалями» и «татаро-фино-уграми» — до сих пор норовят подраться, доказывая самостийность.

А особая офшорная зона в границах Московского княжества после начала приватизации и рыночных реформ все больше отделяется от остальной России в финансово-инвестиционном отношении, а также по показателям уровня и стандартам образа жизни. Сама же столица как политический центр разнообразной по культуре и традициям и, к сожалению, все более хозяйственно разнородной, «федерально раздробленной» страны чем дальше, тем больше превращается из федерального центра в метрополию, а регионы — в полуколонии с разной степенью зависимости от московской метрополии.

«Заокеанский «котел» сжег дотла индейцев-аборигенов и переварил европейских мигрантов на материальном частном и корпоративном интересе»Фото предоставлено А. Ахуновым

АМЕРИКАНСКИЙ «ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ» И ВИЗАНТИЙСКО-ОРДЫНСКИЙ КАЗАН

Аналогия с другой молодой империей, бывшим конкурентом СССР — североамериканским «плавильным котлом», породившим единую политическую нацию граждан США, во многих отношениях уместна и справедлива. Кроме одного — заокеанский «котел» сжег дотла индейцев-аборигенов и переварил европейских мигрантов на материальном частном и корпоративном интересе.

Причем это сплочение и последующая космополитизация «понаехавших» пассионариев и маргиналов из разных народов, привлечённых свободой денежного интереса и «равенством возможностей», предваряло строгое протестантско-сектантское «духовное обрезание». Это «обрезание» заметно и в нынешним американском социуме. С приходом Дональда Трампа котел, похоже, треснул, хотя продолжает переваривать утекающие научно-технологические мозги со всего мира.

Россия же во всех своих имперских форматах — крепостническом, буржуазном и советском — претендовала на особую духовность и «богоизбранность» — отнюдь не протестантскую, обновленческую, а, напротив, традиционную, идущую в части христианских догматов от греков и Византии, что было важно для статуса элитных верхов. В то же время низовое, народное православие в своей содержательной и отчасти обрядовой практике в основном унаследовало «тенгризм» Орды с его своеобразным единобожием (почитание Вечного Синего Неба), которое непостижимым образом дополнялось одухотворением Природы и шаманизмом (знахарством).

Такое двойное двоеверие не могло не порождать постоянные расколы и ереси в религиозно-политическом механизме имперской власти. И, как следствие, — перманентные церковные расколы (скрытый аналог европейских Реформаций), гасимые строгой опекой власти, и социальные смуты, то есть азиатский аналог европейских революций.

А вирус интернационализма и космополитизма на крепкой денежной закваске все же был занесен в Советскую Россию, но не прижился — деньги разворовали, и остался только вечный российский вопрос: «Где золото царя и где деньги партии?». Ищут вместе с золотом Колчака, Ямамото и Казанского ханства. Поэтому в качестве духовного стержня советской империи пришлось внедрить марксизм-ленинизм в сталинской трактовке и в традиционном для имперской идеологии религиозно-догматическом формате.

«Что заставило Николая Бердяева 105 лет назад поставить диагноз «О вечно бабьем в русской душе»?»Фото: wikipedia.org

ПРИДЕТСЯ ТЕРПЕЛИВО ЛЕЧИТЬ ОСЛОЖНЕНИЯ ОТ ПОДРОСТКОВЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Итак, нравится или нет, Россия-подросток — отчасти недоросль, отчасти переросток — с тяжелыми родовыми травмами и сложным пубертатным периодом в анамнезе. Отсюда нестыковки по поводу основ самого российского бытия, например: если «Россия — женская душа», то куда подевался «русский дух»? И что заставило Николая Бердяева 105 лет назад поставить диагноз «О вечно бабьем в русской душе»? И в каких углах можно поискать воинский дух тюрко-татар — носителей мужского начала на просторах Евразии?

Пора понять, что суровый приговор Бердяева равно относится и к русским, и к татарам, которые совокупно с другими инородцами составляют единую общность, которая именуется российским, а иногда просто русским народом.

«Русский народ не чувствует себя мужем, он все невестится, чувствует себя женщиной перед колоссом государственности, его покоряет „сила“…»

Такие неизжитые узлы, зажимы и блоки в теле национального сознания и подсознания настолько по-настоящему глубоки и замысловаты, что они дают почву для серьёзных и привлекающих внимание художественных романов и сериалов — как мужских, «за жизнь и судьбу», так и женских, позволяющих взглянуть на себя и социум «широко закрытыми глазами». Именно поэтому классическая российская художественная литература и многие другие художества с меткой гудвилла «Made in Russia» вполне себе конкурентны на мировом рынке — без ложной скромности. Может, где-то в этой сфере и лежит забытое и невостребованное в отечестве искомое цивилизационное преимущество…

В этом смысле вдумчивому человеку, терпеливо развязывающему узлы исторической памяти, полезно, помимо национальной художественной классики, полистать исторические хроники, мемуары, подлинные документы (протоколы допросов!) и бытовые зарисовки, которые всегда с неожиданной стороны раскрывают структуры повседневности — запах, вкус и цвет исторической эпохи.

Короче, полезно перечитать Шукшина, Гроссмана, Яхину и других постсоцреалистов из числа обрусевших инородцев, сохранивших родовую память и корни разной глубины, — полезнее, чем официальных историков, партийно-политические обзоры и данные соцопросов. Даже средний по уровню художник в прозе, поэзии, живописи и т. п. в России всегда глубже ощущал и изображал драму эпохи, чем политик, экономист и социолог.

Выдающиеся художники-писатели — кандидаты в «инженеры человеческих душ» — незаметно вызрели теперь и в татароязычной среде — уже лет сто как двуязычной, но мыслящей на родном языке. Вызрели пока только в старшем поколении, поэтому плохо различимы в шумной сословной художественно-писательской толпе.

С другой стороны, самые тяжелые и досадные издержки постнациональной трансформации народов и инородцев России связаны с повышенной активностью сознательных и бессознательных провокаторов — искусственных катализаторов этого процесса.

«И не будьте подобны тем, которые разделились

и, разноглася, разошлись из-за того,

что пришли к ним ясные доказательства, 

ведь, для таких — страдание великое в День,

когда лица станут белыми

и лица станут черными».

(К.3:105-106)

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции