Накануне в фундаментальной библиотеке МГУ состоялось пленарное заседание II съезда Общества русской словесности (ОРС). Формально его вел председатель общества патриарх Московский и всея Руси КириллФото: Ольга Вандышева

ПАТРИАРХУ ПРОДЛИЛИ «ПОВИННОСТЬ»

Накануне в фундаментальной библиотеке МГУ состоялось пленарное заседание II съезда Общества русской словесности (ОРС). Формально его вел председатель общества патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которого на эту должность пригласил в свое время Владимир Путин. И хотя святейший изначально отказывался от этой работы, ему, как он сам рассказал на прошлом съезде, все-таки пришлось взять на себя «эту повинность» и нести ее. Вчера патриарха вновь переизбрали главой ОРС, и он отметил, что со смирением соглашается продолжать то служение, на которое его вновь призвали.

Кирилл также поблагодарил делегатов «за великое снисхождение» к нему за то, что не может отдавать себя в полной мере обществу, и выразил благодарность зампреду ОРС — ректору МГУ, который ведет бо́льшую часть этой важной работы. По факту именно Виктор Садовничий и был главным модератором заседания. Сидя рядом с патриархом в белом кресле на сцене, он руководил всем ходом мероприятия. Между тем в зале был аншлаг. Гостей собралось так много, что некоторые стояли в проходах, а в гардеробе не хватало свободных мест, и гардеробщицам приходилось развешивать пальто и куртки по два, а то и по три ряда на один крючок. Что, в общем-то, неудивительно: кроме членов Общества русской словесности и студентов МГУ, в столицу приехали 1 983 делегата из 81 региона России и 47 зарубежных стран, ведь 5 ноября в московском университете открылся еще и трехдневный всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы, который решили объединить со съездом ОРС.

В актовом зале библиотеки собралось и немало VIP'ов, для которых, как водится, зарезервировали первые ряды. Среди них: министр просвещения Ольга Васильева, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, советник президента Владимир Толстой, руководитель Рособнадзора Сергей Кравцов, депутат и писатель Сергей Шаргунов, детский омбудсмен Анна Кузнецова, президент российского книжного союза Сергей Степашин, писатель Юрий Поляков. Был замечен среди гостей и полпред РТ в Москве Равиль Ахметшин.

В начале съезда состоялось вручение премии «Лучший учитель русской словесности», которая была учреждена в минувшем мае на заседании президиума ОРС. Этой награды удостоились пять преподавателей из России и одна из белорусского Могилева, которой хлопали особенно бурно. 

«У УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КРАЙНЕ ОБРЫВОЧНЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫ»

Патриарх начал свой доклад с информации о том, что созданное в 2016 году Общество русской словесности внесло важный вклад в разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по преподаванию русского языка и литературы в школе, а также выразил радость по поводу «позитивных изменений в системе государственной итоговой аттестации». Но тут же предложил подумать над решением «одного весьма серьезного вопроса», беспокоящего не только Кирилла, но и многих школьных учителей, университетских преподавателей, родителей и школьников. «Проблема эта связана с тем, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны», — заявил патриарх, сославшись на некоторые телепередачи с участием школьников и студентов. За их просмотром глава РПЦ сделал вывод, что у многих молодых людей нет целостного восприятия темы — только фрагментарные знания, быстро исчезающие из памяти, в отличие от систематических. «Если система знаний сохраняется, то в нее, как на этажерку, можно накладывать все новые и новые знания», — провел святейший необычную параллель.

Кирилл посетовал, что разобщенность образования не позволяет сформировать целостность представления о единстве культуры  России, а «многие школьники имеют весьма смутные понятия о том уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна». В этой связи патриарх предложил подумать о создании обобщающего культурологического курса в рамках одного или нескольких предметов. Председатель ОРС видит в этом и своеобразное орудие против тлетворного влияния интернета. «Культурологический курс может стать ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения человеческих взаимоотношений. Где-то должно быть противодействие разрушительной силе интернета. А где? — обратился предстоятель РПЦ к аудитории и сам же ответил. — Школы, образование — это то место, где реально можно создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения ее сознания и душ такими ценностями, которые трудно было бы разрушить всем этим влияниям через систему интернет».

Печалит патриарха и то, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, отвратительно — литературу. А еще сильнее ранит его сердце то, что молодые люди не отличаются сознательной любовью к Отечеству, а все их мечты связаны с другими странами, где они хотят обустроить свою жизнь. «Ну и что же это, как не наши ошибки? Почему мы допускаем, что именно так формируется сознание молодежи, почему такое разрушительное влияние оказывает интернет и почему мы не способны дать отпор этому пагубному воздействию?» — еще раз обвинил в российских бедах мировую сеть глава РПЦ.

Виктор Садовничий, зачитавший 25-минутный доклад, на самом деле подготовил большой научный труд о развитии русского языка с большим количеством цитат и упоминаний исторических авторитетов Виктор Садовничий, зачитавший 25-минутный доклад, на самом деле подготовил большой научный труд о развитии русского языка с большим количеством цитат и упоминаний исторических авторитетов Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ВООБЩЕ ПРЕВРАТИМСЯ В ВЫЖЖЕННУЮ ЗЕМЛЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ»

Далее патриарх заговорил о «национальных» регионах. Кирилл отметил, что детям важно знать историю и культурное своеобразие края, в котором они живут, а школа должна играть ключевую роль в поддержании братских отношений между народами России. При этом патриарха беспокоит то, что у нас очень много заброшенных деревень с разрушенными храмами. А эти памятники архитектуры и культуры, по мысли святейшего, «единственное, что связывает нас с прошлым». «Если не употреблять энергичных усилий, если не рассматривать задачу реставрации этих памятников как одну из первостепенных, если относить ее на последующие времена, когда немножко разбогатеем, у нас не останется и этих памятников… Мы вообще превратимся в выжженную землю с точки зрения истории», — заявил патриарх. И сообщил, что сегодня более 4 тыс. храмов нуждается в срочном ремонте или консервации, иначе они превратятся в руины в ближайшие 5–7 лет.

В то же время патриарха радуют молодежные волонтерские движения, которые помогают восстанавливать сохранившееся. «Речь идет не просто об экспонатах музейных, а о нашей истории. Речь идет о том, как мы, люди XXI века, относимся к прошлому. Если хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему тому, что мы делали, говорили, творили, мы должны проявить заботу о том, что героически совершили наши предки», — заключил под аплодисменты святейший.

Он  подчеркнул, что в условиях огромного информационного воздействия, которое испытывают на себе современные люди, «способность отличать шумы от сигналов приобретает особую ценность». Сегодня «слишком много шумов и мало сигналов», а способность их отличать во многом зависит от наличия у человека четких ориентиров и нравственных убеждений. В завершение доклада председатель ОРС предложил сформировать рабочую группу для обсуждения содержания и методологии преподавания и еще раз подумать о контурах нового подхода к воспитанию школьников и студентов.

«ЧТЕНИЕ ПРИЗНАНО САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ АНТИСТРЕССОМ»

Садовничий, зачитавший 25-минутный доклад, на самом деле подготовил большой научный труд о развитии русского языка с большим количеством цитат и упоминаний исторических авторитетов. И прежде всего процитировал Путина, который накануне выступал на заседании совета по русскому языку. Затем ректор МГУ отметил, что внимание к словесности в нашей стране имеет глубокие исторические корни. В качестве подтверждения своих слова он вспомнил князя Владимира, который после крещения Руси повелел собирать лучших детей и «отдавать их в книжное обучение». Потом это дело продолжил его сын Ярослав Мудрый, при котором дети стали учиться уже во многих городах. «Большую роль в народном просвещении сыграла русская православная церковь, ведь первыми учителями были главным образом люди духовного звания», — сделал он реверанс и в адрес РПЦ.

Садовничий поведал то, как в книге «Психология искусства» ее автор Лев Выготский разобрал роман «Евгений Онегин». «Он открыл парадокс, противоречие, на котором, по мнению психолога, построен роман Пушкина, — сообщил ректор МГУ Садовничий поведал то, как в книге «Психология искусства» ее автор Лев Выготский разобрал роман «Евгений Онегин». «Он открыл парадокс, противоречие, на котором, по мнению психолога, построен роман Пушкина», — сообщил ректор МГУ Фото: Ольга Вандышева

Конечно, Садовничий упомянул Михаила Ломоносова, который «глубоко занимался и русским языком», вспоминал про толковый словарь Владимира Даля, цитировал филолога и культуролога Дмитрия Лихачева, который писал, что «филология — высшая форма гуманитарного образования». Ссылался на Блаженного Августина, который считал, что под текстом подразумевается не только рукописное творение, но и произведения искусства, исторические события. Подчеркивал, что герменевтика своей вершины достигла в искусстве толкования библейских текстов. Но и сегодня, на взгляд ректора, интерпретация текста и механизмы его воздействия на человека (как тут не вспомнить НЛП) являются проблемой междисциплинарных наук — и это надо учитывать в нейро-, психо- и социолингвистике.

По словам Садовничего, проблемы гуманитарных наук занимали и «естественников». «На рубеже XIX–XX веков математики начали проявлять неожиданный интерес к структуре музыкального и поэтического текста», — сообщил ректор и рассказал о том, как в конце позапрошлого столетия выпускник мехмата МГУ Эмиль Розанов, анализируя стихотворные произведения, обнаружил закономерность, известную с древности как золотое сечение. Розанов, проанализировав стихотворение Юрия Лермонтова «Бородино», пришел к выводу, что чуткие к красоте формы авторы творят иногда с математической точностью.

Привел Садовничий и малоизвестный факт, который «мог бы быть интересен учителям». Он поведал о том, как в книге «Психология искусства» ее автор Лев Выготский разобрал роман «Евгений Онегин». «Он открыл парадокс, противоречие, на котором, по мнению психолога, построен роман Пушкина, — сообщил ректор МГУ. — Пушкин, говорит он, намерено направляет читателя по ложному пути. Внимательно анализируя текст, он доказывает, что Татьяна любит вовсе не Онегина. Она живет в воображаемом мире. „Ей рано нравились романы, они ей заменяли все. Она ждала кого-нибудь“. И она вовсе не гибнет в руках модного тирана, ее жизнь прекрасно устроена. А роман, по мнению психолога, рассказывает о необыкновенной, безысходной, потрясающей любви Онегина, которая может иметь трагический финал, на что не раз намекает Пушкин. Но сначала он явно давал понять читателю, что любить Онегин не может… И обратите внимание, какой интересной гранью открывается пушкинский текст этому психологу».

Говоря о проблеме потери интереса к чтению у детей, Виктор Антонович вспомнил недавнее заседание общественного совета комитета Госдумы по культуре, а также недавний глобальный опрос, в котором участвовали 17 тыс. человек из 134 стран мира. Социологи спрашивали респондентов о способах отдыха и расслабления. «И именно чтение было признано самым успокаивающим занятием. Это подтвердили и нейрофизиологические исследования. Чтение признано самым эффективным антистрессом. За 6 минут чтения, как говорят ученые, мысли расслабляются, нормализуется частота сердечных сокращений», — расписал дополнительные преимущества чтения ректор МГУ и предложил объявить в России год чтения, «ведь слово обладает огромной живительной силой».

В завершение доклада Садовничий отметил, что в нашей многонациональной стране, где более 190 народов, русский язык является не только общегосударственным средством общения, но и фундаментом культурного кода и локомотивом развития языков других народов. А в самом конце вновь упомянул Путина, поддержал предложения патриарха и закончил речь цитатой из Александра Сергеевича: «Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам».

Ольга Васильева: «Кто-то считает, что мы очень много внесли новых произведений, кто-то считает, что произведений недостаточно. Вопрос дискуссионный» Ольга Васильева: «Кто-то считает, что мы очень много внесли новых произведений, кто-то думает, что произведений недостаточно. Вопрос дискуссионный» Фото: edu.gov.ru

«ОНА ПРОСИТ НАС РЕШИТЬ ВОПРОС С ТАКОЙ БОЛЬЮ, КАК ДЕТСКИЙ МАТ»

Некоторую конкретику в велеречивое течение съезда внесла Васильева. Министр просвещения сообщила, что подконтрольное ей министерство заканчивает работу над обновлением федеральных стандартов. «Наиболее яркие и страстные дискуссии были по литературе, и сейчас спор продолжается. Мнения разошлись. Кто-то считает, что мы очень много внесли новых произведений, кто-то думает, что произведений недостаточно. Вопрос дискуссионный. Хотя я глубоко убеждена, что мы сделали все возможное, чтобы дать каждому школьнику представление о том великом, наследником какого он является. Я имею в виду прежде всего русскую литературу», — сказала министр.

После этого Васильева бросила свои пять копеек в «копилку» Кирилла, заявив, что ни одна цифровая технология не заменит великой миссии, которую несет учитель-словесник. (При этом сегодня необходимо повысить квалификацию примерно половины корпуса учителей, состоящего из 1,3 млн человек.) Разумеется, Ольга Юрьевна поддержала предложение патриарха о создании системного культурологического курса.

Кузнецова отметила, что при воспитании детей, которые сталкиваются со многими бедами, «именно правильно и верно сказанное слово может исправить многое и сделать гораздо больше, чем поставленные в школах металлоискатели». Омбудсмен с горечью вспомнила одно из обращений в свой аппарат. Писала женщина, окна которой выходят на детскую площадку. «Так вот, она просит нас решить вопрос с такой болью, как детский мат», — сообщила Анна Юрьевна и сослалась на опрос ВЦИОМ, согласно которому 37% (всего-то?) россиян «используют эти слова в своей речи». «Но речь в данный момент идет о детской площадке. Они даже не подростки. Это те малыши, которые играют, качаются на качелях, — подчеркнула уполномоченная по правам ребенка. — Что делать? Начинать с себя. 68 процентов россиян, по опросам того же ВЦИОМ, считают развитие и защиту русского слова самой важной сегодня задачей, требующей всесторонних усилий».

Сергей Степашин: «Если убрать НДС, то книга станет минимум в два раза дешевле, а значит доступней» Сергей Степашин: «Если убрать НДС, то книга станет минимум в два раза дешевле, а значит, доступнее» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МЫ ПЫТАЕМСЯ ВВЕСТИ НЕКУЮ САМОЦЕНЗУРУ»

Наиболее, скажем так, яркое выступление получилось у Сергея Степашина, которому аплодировали больше всех. Вначале он сделал комплимент ректору МГУ, мол, тот много читает и вообще большой интеллектуал, каким и должен быть ректор. «Виктор Антонович, вы уж еще потрудись, пожалуйста», — сказал Сергей Вадимович, намекая на разговоры о возможной отставке Садовничего.

Как сказал Степашин, возвращение бумажной книги в широкий оборот — общая тенденция во всех цивилизованных странах, но для этого нужен читатель. Оратор отметил, что еще в 2017 году правительство утвердило программу детско-юношеского чтения, но статус государственной она так и не получила. Не обошлось без камня в огород Дмитрия Медведева: бывший премьер-министр рассказал, что обратился к нынешнему с письмом, в котором говорил о выделении средств на поддержку программы. Но все ограничилось лишь резолюцией: в бюджет программа так и не попала. «Вчера президент страны, слава богу, он читающий человек, сказал: „Друзья мои, давайте поддержим программу по чтению“», — сослался на Путина Степашин и привел «тревожную цифру». В СССР 80% детей с их первой книгой знакомили мамы и папы, дедушки и бабушки — сегодня же только 7%. «Мама — на кухне, папа — у телевизора или за столом на кухне, только по другому поводу. А ребенок сам по себе, — нарисовал картину глава книжного союза. — Я согласен, многое должна делать школа. Но давайте согласимся: все в семье, дома». И тут Степашин сорвал первые аплодисменты.

Затем он сказал пару слов о наболевшем — высоких ценах на книги. «Выбор сегодня огромен. Можно приобрести все что угодно в наших магазинах. Может, даже с неким перебором. Хотя в последнее время мы пытаемся ввести некую самоцензуру. Вот Поляков ее точно помнит с его „ЧП районного масштаба“, которое не пускали долгое время, — посмотрел на писателя Степашин. — Книга дорогая. Хорошая книга стоит 800 рублей, притом что 20 миллионов наших сограждан еле наскребают на пропитание. Им не до книги».

Затем Степашин перешел к конкретным предложениям: «Одно из них уже живет в Госдуме. Это резкое сокращение [стоимости] аренды для книжных магазинов. Минкульт данное предложение внес. Это сразу скажется на цене [книг]». Кроме того, в России — в отличие от большинства европейских стран, США и Канады — существует НДС на книги. «Если убрать НДС, то книга станет минимум в два раза дешевле, а значит, доступнее», — резонно заявил бывший глава правительства, чьи слова опять потонули в аплодисментах. «А в заключение я знаете, что хочу вам пожелать? — с интригой сказал Степашин, выдержал короткую паузу и добавил с улыбкой. — Читайте книги».

Напоследок делегатам съезда дарили сборник духовной поэзии. В книге форматом А4 на 540 страницах собраны стихи 77 поэтов — от Василия Тредиаковского до Анны Ахматовой. Отпечатан тираж этой любопытной книги в казанской типографии.