История «Красного гида» берет свое начало в 1900 году, когда один из основателей шинной компании Андре Мишлен придумал путеводитель для путешественников История «Красного гида» берет свое начало в 1900 году, когда один из основателей шинной компании Андре Мишлен придумал путеводитель для путешественников Фото: wikimedia.org

«МИШЛЕНОВСКУЮ» ЗВЕЗДУ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДАЖЕ ЛАВКА С УЛИЧНОЙ ЕДОЙ

История «Красного гида» берет свое начало в 1900 году, когда один из основателей шинной компании Андре Мишлен придумал путеводитель для путешественников. Сначала в него включали недорогие кафе и закусочные, затем в рейтинге появились рестораны. В 1926 году систему оценки изменили: если раньше звезду получали самые дорогие места, то с этого момента оценивалось в первую очередь мастерство шеф-повара.

Изменилось и количество звезд — с одной до трех. По мнению «Красного гида», одна звезда свидетельствует о ресторане с высококлассной кухней, который нужно непременно посетить, если он вдруг встретится по пути. Заведение с двумя звездами достойно того, чтобы ради него немного сойти с туристического маршрута. А ресторан, отмеченный тремя звездами, может стать основной целью путешествия для гурмана, ведь здесь его ждут великолепные блюда от шеф-повара, сервис высочайшего уровня и изысканная обстановка.

Кстати, в последние годы требования к заведениям претерпели изменения. Теперь «мишленовские» звезды получают даже закусочные и лавки с уличной едой, как, например, стритфуд в Бангкоке.

«ЧТОБЫ ГИД «МИШЛЕН» ПРИШЕЛ В ГОРОД, НУЖНО ЗАПЛАТИТЬ ОТ 1 МИЛЛИОНА ДО 6 МИЛЛИОНОВ ЕВРО»

Эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный ресторанный критик Олег Назаров довольно скептически отнесся к новости о возможном появлении в России «Красного гида».

«Ресторанный гид „Мишлен“ приходит туда, где хорошо развит туризм, так как ориентируется только на туристов. Он не может „прийти в Россию“, он может прийти в конкретный город. Скорее всего, это будет Москва или Питер. И опять же, если справочник появится в Москве, это не значит, что и в Казани будут „мишленовские“ рестораны. Да и за право иметь у себя этот авторитетный гид необходимо заплатить организационный взнос — я слышал про суммы от 1 миллиона до 6 миллионов евро», — прокомментировал корреспонденту «ЕдаКазанда» Назаров.

Ресторанный критик выразил опасение, что вся эта затея может закончиться таким же фарсом, как и в случае со справочником Gault & Millau («Го Мийо» — прим. ред.), который вышел в Москве в 2018 году.

«Этот гид такой же уважаемый, как и „Мишлен“, только оценивает рестораны, выставляя баллы, а не звезды. И что получилось? Подсуетились пиарщики и маркетологи общепита, в результате на его страницах вместе с классными заведениями оказались какие-то пельменные. Многие опасаются, что если „Мишлен“ появится в России, то результат будет такой же», — объясняет эксперт.

Назаров был в Казани два года назад, и, по его мнению, наш город пока не готов к появлению «Красного гида», даже несмотря на большое количество туристов.

«На мой взгляд, в Казани пока нет ресторанов, которые могли бы попасть в этот ресторанный гид. Потому что эксперты „Мишлен“ приходят туда, где есть авторская кухня. Национальная кухня в справочник не берется, как и модные рестораны. Только те заведения, где великие шефы творят что-то свое. Да и попадание в этот гид не значит, что в заведение сразу хлынет народ и оно станет коммерчески успешным. Многие „мишленовские“ рестораны в той же Европе работают всего три дня в неделю. Поэтому, мне кажется, не нужно стремиться к появлению этого гида, потому что „мишленовская“ звезда — это такой фетиш, символ. На что тогда ориентироваться при выборе ресторана? Пользуйтесь советами друзей!» — говорит эксперт. 

«Эксперты „Мишлен“ приходят туда, где есть авторская кухня. Национальная кухня в справочник не берется, как и модные рестораны. Только те заведения, где великие шефы творят что-то свое» «Эксперты «Мишлен» приходят туда, где есть авторская кухня. Национальная кухня в справочник не берется, как и модные рестораны. Только те заведения, где великие шефы творят что-то свое» Фото: pixabay.com

«НИКАКИХ БОНУСОВ ПОПАДАНИЕ В ЭТОТ РЕСТОРАННЫЙ ГИД НЕ ДАЕТ, ПО БИЗНЕСУ — НОЛЬ!»

Корреспондент «ЕдаКазанда» пообщался с известным украинским ресторатором Савелием Либкиным. В 2001 году он открыл в Праге Cafe La Veranda, в котором подавалась еда, приготовленная из продуктов, поставляемых малыми фермерскими хозяйствами из экологически чистых районов Чехии. Позднее, уже после его ухода из проекта, ресторан удостоился упоминания в «Красном гиде».

«Вы были в Казани?» — поинтересовались мы у именитого ресторатора. Он тут же ответил вопросом на вопрос: «А вы в Одессе?». Потом, впрочем, посерьезнел: «Я сомневаюсь, что в нынешней ситуации „Мишлен“ может вдруг заинтересоваться такими странами, как Россия и Украина, но кто знает, что этим французам может прийти в голову».

По словам эксперта, попадание в этот гид не дает каких-либо коммерческих бонусов рестораторам.

«По бизнесу — ноль! Да, многие считают, что „мишленовская“ звезда сделает заведение популярным и привлечет посетителей, но, возможно, они говорят так, потому что у них нет ресторанов. Не забывайте, что поддержание высоких стандартов стоит очень дорого, многие рестораторы не тянут это и уходят с рынка», — добавил Либкин.

 «НАМ НУЖНО ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ КАЗАНЬ СТАЛА КУЛИНАРНОЙ СТОЛИЦЕЙ»

В госкомитете по туризму РТ пока не готовы прокомментировать новость о появлении гида «Мишлен», так как пока все эти обсуждения ведутся на уровне слухов. Редакция «ЕдаКазанда» поинтересовалась, что думают о «Красном гиде» местные рестораторы. Их мнения разделились.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— Все, что способствует развитию конкуренции, улучшению качества сервиса, приветствуется, будь то «Мишлен» или национальные премии. Так, например, 11 октября в Казани впервые проходила премия WhereToEat (7 лет назад премия впервые была проведена в Санкт-Петербурге, затем стала вручаться в Москве и на Юге России, с этого года — в Татарстане и на Уралеприм. ред.). Горожане и гости города должны знать, куда им идти в первую очередь: где лучше обслуживают, где вкуснее готовят. Город от этого только выигрывает. Мы добились того, что Казань — это спортивная столица, город с большим туристическим потоком, нам нужно добиться еще и того, чтобы она стала кулинарной столицей.

Роман Бутузов — управляющий сыроварни Cheeseria:

— Мне кажется, что на сегодняшний день вопрос прихода гида «Мишлен» в Россию очень спорный, потому что у нас уже есть много площадок, на которых можно узнать всю информацию о ресторанах. — «ТрипАдвизор», например, или другие ресторанные гиды. Я бы лучше сделал какой-нибудь «Народный гид», чтобы рестораны оценивали не эксперты, а посетители, так как мы работаем именно для людей.

Альмира Щукина — исполнительный директор ресторана «Марусовка»:

— Считаю, что от появления ресторанного гида в нашем городе очень много плюсов: и для сервиса, и для шефов, потому что у них будет мотивация стать лучше, а значит, и качество улучшится. Для рестораторов это тоже здорово. Я, кстати, была в «мишленовских» ресторанах. Есть заведения, которым очень много лет: их внешний вид, казалось бы, не соответствует высоким стандартам «Мишлен», но там есть своя атмосфера. Я считаю, что это, как и качественная кухня, есть в заведениях нашего города. Думаю, казанские рестораны готовы к визиту «мишленовских» экспертов.