Сотрудники Главного следственного управления СК России, которые занимаются громким делом «РенБизнесАвто», не досчитались на базе в Набережных Челнах 36 из 99 арестованных по делу грузовиков Сотрудники главного следственного управления СК России, которые занимаются громким делом «РенБизнесАвто», не досчитались на базе в Набережных Челнах 36 из 99 арестованных по делу грузовиков Фото: Олег Спиридонов

«получается, за арестованным имуществом вообще никто не следит»

Неприятным сюрпризом завершился вояж в Набережные Челны сотрудников главного следственного управления СК России, которые занимаются громким коррупционным расследованием, известным как дело «РенБизнесАвто». В течение нескольких лет, уверен следком, челнинские бизнесмены продавали «КАМАЗы» экологических классов «Евро-2» и «Евро-3» по паспортам более совершенных грузовиков стандарта «Евро-4». Сумма ущерба, заявленная СК, составляет сотни млн рублей. А число фигурировавших в деле грузовиков в итоге составило 279.

Не обошлось и без высоких покровителей. Один из них, например — начальник ГИБДД по Кировской области Александр Плотников. Уголовное дело челнинских бизнесменов уже выделено в два отдельных производства, дела рассматриваются Набережночелнинским судом. Коррупционная цепочка в ГИБДД пока еще расследуется. Собственно, в рамках этого дела в Челны и пожаловали следователи ГСУ СКР.

В автограде следователи проверили арестованное по делу имущество. В частности, речь зашла о 99 «КАМАЗах», которые еще в октябре 2017 года арестовал челнинский суд. До февраля этого года грузовики спокойно стояли на базе ГК «Кориб», которая предоставила площадку для хранения арестованных автомобилей. А в феврале к следователям с ходатайством обратились владельцы «РенБизнесАвто», отец и сын Рафиль и Ренат Габделхаковы, сейчас их судят по делу о мошенничестве и содержат под домашним арестом. Габделхаковым предложили переставить «КАМАЗы» на их территорию. Следком оказался не против, имущество отдали под ответственное хранение Габделхакову-младшему. «КАМАЗы» переехали на стоянку РБА, которая находится в Челнах на Автозаводском проезде.

18 октября, буквально полторы недели назад, следователи попытались осмотреть грузовики. Но пустили их на стоянку не сразу. Оказалось, не просто так: когда сотрудники СКР оказались на территории парковки и пересчитали грузовики, выяснилось, что часть из них — 36 из 99 — бесследно пропала! Куда делись арестованные многотонные грузовики, стоимость которых оценивают в 56 млн рублей, никто внятно объяснить не смог. Не менее интересно, что 25 из 36 испарившихся «КАМАЗов» вообще не принадлежали РБА, их собственник — менделеевский торговый дом «Авто».

В течение нескольких лет, уверен следком, челнинские бизнесмены продавали КАМАЗы экологических классов «Евро-2» и «Евро-3» по паспортам более совершенных грузовиков стандарта «Евро-4» В течение нескольких лет, уверен следком, челнинские бизнесмены продавали «КАМАЗы» экологических классов «Евро-2» и «Евро-3» по паспортам более совершенных грузовиков стандарта «Евро-4» Фото: «БИЗНЕС Online»

В тот же день следователи обратились в челнинский отдел полиции «Автозаводский» с сообщением об исчезновении 36 грузовиков. Следователи передали полицейским и расписку Рената Габделхакова, который получал грузовики на ответственное хранение.

«Скорее всего, „КАМАЗы“ уже продали, — рассказывает наш собеседник. — Получается, арестованное в рамках уголовного дела имущество никак не защищено, за ним никто не следит».

По словам наших источников в силовых структурах, сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Причем в перспективе — по двум статьям. Во-первых, речь идет о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту (ст. 312 УК РФ, до 2 лет лишения свободы). Во-вторых, о краже (ст. 158 УК РФ, до 10 лет лишения свободы). А находящимся под домашним арестом Габделхаковым, с чьей стоянки пропали грузовики, грозит перевод под стражу.

Что до самих арестованных, но пропавших грузовиков, то их пока не нашли. Ориентировка уже разослана инспекторам ГИБДД. Если злоумышленники все же успели продать арестованные «КАМАЗы», то СКР придется изымать грузовики у новых собственников, которые останутся и без денег, и «без колес».

Связаться с Габделхаковыми не удалось: домашний арест запрещает  им общаться с третьими лицами. Высказать их позицию мог адвокат Ренат Шакиров, однако к моменту публикации материала он комментарий не предоставил.

Габделхаковы предложили переставить КАМАЗы на их территорию. Следком оказался не против, и грузовики переехали на стоянку РБА, которая находится в Челнах на Автозаводском проезде Габделхаковы предложили переставить «КАМАЗы» на их территорию. Следком оказался не против, и грузовики переехали на стоянку РБА, которая находится в Челнах на Автозаводском проезде Фото: Олег Спиридонов

КАК РАЗВИВАЛОСЬ И КУДА привело ДЕЛО «РЕНБИЗНЕСАВТО»

Громкое уголовное дело завели в октябре 2017 года, причем сделали это следователи СК по Кировской области, которым руководит известный выходец из Татарстана Айрат Ахметшин. Бизнесменов, владельцев РБ Габделхакова и собственника ТД «Авто» Ильдара Саитова заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере.

Тогда речь шла об ущербе свыше 1 млрд рублей. По версии следствия, «РенБизнесАвто», имеющий статус автопроизводителя, продавал через менделеевский ТД «Авто» устаревшие «КАМАЗы» экологических классов «Евро-2» и «Евро-3» под видом «Евро-4». Всего было продано около 2 тыс. машин покупателям со всех уголков страны.

Когда афера вскрылась и в отношении организаторов были возбуждены уголовные дела, то сертификаты одобрения типа транспортного средства аннулировали, а по всей стране машины сняли с учета в ГИБДД. Потерпевшими признали свыше 100 человек.

Параллельно дело обросло целой группой решал-мошенников, которые обещали клиентам РБА, пострадавшим от расследования, снять арест с их грузовиков. 7 человек, которые пытались «решить» вопрос со снятием обременения, уже отправились в колонию.

К слову, арестованные машины все же не давали покоя и самим владельцам «РенБизнесАвто». В том же 2018 году компания попыталась в Арбитражном суде Москвы оспорить отказ в регистрации 20 грузовиков. Ранее инспекционную проверку 27 арестованных «КАМАЗов» провело ННО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования „Тест-СДМ“». Но, собственно, проверены были лишь 7 машин, хотя отозвали регистрации у всех. Тогда компания отстоять свою позицию в суде не смогла.

7 человек, которые пытались «решить» вопрос со снятием обременения, уже отправились в колонию 7 человек, которые пытались «решить» вопрос со снятием обременения, уже отправились в колонию Фото: «БИЗНЕС Online»

Вишенкой на торте следователей стал уже упомянутый главный автоинспектор Кировской области Плотников, который, уверен СКР, поручал своим подчиненным регистрировать «КАМАЗы» по поддельным экологическим паспортам. Вину в превышении должностных полномочий он признал, однако от участия в мошенничестве открещивается.

В 2019 году стартовали судебные процессы над Габделхаковыми и Саитовым. Дело последнего, к слову, было выделено в особое производство, так как вину в преступлении он, в отличие от остальных, частично признал. При этом лидерство в организованном преступном сообществе Саитов отрицает.