Завтра в Азербайджане откровется завод АО «Татспиртпром», построенный с местным партнером Carcıoglu Group. Предприятие RusAzeriSoirits расположилось в городе Гусар в 180 км от Баку «Татспиртпром» будет производить на новом заводе несколько торговых марок, а также свою известную линейку. Будет и розлив продукции других российских и иностранных производителей алкоголя

ПАРТНЕРСКИЙ ЗАВОД ЗА $2 миллиона

Завтра в Азербайджане откроется завод АО «Татспиртпром», построенный с местным партнером Carcıoglu Group. Предприятие Rus Azeri Soirits расположилось в городе Гусар, в 180 км от Баку (административный центр одноименного района). До границы с Россией — 20 километров (Республика Дагестан). На открытие приедет генеральный директор АО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов, ожидаются также представители посольства РФ в Азербайджане и органов власти данной страны, директор Carcıoglu Group Эльчин Джарчиев и другие лица.  

Как уточнили нашему изданию в ТСП, с партнером Carcıoglu Group татарстанцы уже сотрудничали ранее. Это крупнейшая компания, специализирующаяся на импорте напитков и продуктов питания, а также лидер по дистрибуции алкоголя в Азербайджане. Совместная работа стартовала в прошлом году. Так, в октябре 2018 года было начато производство двух брендов водок ТСП на мощностях завода Azeri. Тогда для расширения дистрибуции «Татспиртпром» заключил с Carcıoglu Group договор эксклюзивного права на продажу татарстанской алкогольной продукции на территории Азербайджана.

В интервью «БИЗНЕС Online» в начале года Миннахметов рассказывал о взаимодействии с Carcıoglu Group. «Разливаем нашу продукцию на местном заводе. Даже запланировали заработать там в этом году порядка 90 миллионов рублей. Определили меморандум, что при достижении определенных объемов там с нашим партнером будем строить завод на территории Азербайджана. Уже есть понимание, где это делать. Через месяц еще раз сверим результаты и, если все будет согласно плану продаж, скорее всего, приступим к его реализации. Считаем, что для нас это хорошие перспективы развития», — говорил гендиректор ТСП. Судя по всему, обозначенные показатели были достигнуты, поэтому партнеры и приняли решение строить завод. 

Инвестиции двух компаний в запуск совместного предприятия составляют около $2 млн и распределены поровну. Площадь производственного здания занимает 2,5 тыс. кв. м, а вся территория — 0,6 гектара. Ранее в интервью Миннахметов рассказывал, что компании уже некуда расширяться в России, поэтому можно только наращивать глубину и расширять географию за счет международных проектов. В начале этого года ТСП поставлял продукцию в 24 страны дальнего и ближнего зарубежья.

В интервью Миннахметов рассказывал о взаимодействии с Carcıoglu Group: «Разливаем нашу продукцию на местном заводе. Даже запланировали заработать там в этом году порядка 90 миллионов рублей» В интервью Миннахметов рассказывал о взаимодействии с Carcıoglu Group: «Запланировали заработать там в этом году порядка 90 миллионов рублей»

ГЛАВНЫЙ СЕРЫЙ КОНКУРЕНТ

Планируется, что компания «Татспиртпром» будет производить на новом заводе несколько торговых марок, а также свою известную линейку. Будет и розлив продукции других российских и иностранных производителей алкоголя. В ТСП говорят, что в течение двух-трех лет планируют занять минимум 20% рынка алкоголя Азербайджана, а главным конкурентом называют серый рынок.

Азербайджан действительно не справляется с мутным потоком контрафактного алкоголя. В прошлом году председатель союза свободных потребителей Эйюб Гусейнов говорил, что на рынках Азербайджана имеется 10–15% контрабандных алкогольных напитков и табачных изделий. Азербайджанским СМИ он рассказывал, что в 2019 году в республике будет внедрена единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) — система отслеживания Track and Trace для контроля производства, импорта и реализации табачных изделий и алкогольных напитков. Это положение отражено в плане мер по усовершенствованию системы контроля импортно-экспортных операций, утвержденном распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Кроме того, в качестве меры борьбы с контрафактом, очистки рынка от фальсифицированной привозной продукции и поддержки легальных местных производителей с начала 2018 года правительство Азербайджана установило новые ставки акцизов на импортируемую продукцию. На ввоз водки акциз установлен в 10 манат за 1 л (сегодня 1 манат — 37,89 рубля), для местных производителей эта ставка — 1 манат за 1 литр.

«Алкогольный рынок Азербайджана напоминает российский 2000-х годов — присутствует большая доля контрафактной продукции, но сегодня он заметно расчищается. Если работа в этом направлении будет продолжена правительством Азербайджана, то рынок станет перспективным и для крупных производителей алкоголя, — считает Миннахметов. — Мы увидим результаты данной работы, когда объемы производства будут расти. Наш вклад в „обелении“ рынка Азербайджана — это дать качественный товар по всем стандартам за приемлемые деньги». По его словам, первые шаги страны по искоренению серого алкоголя и дали «Татспиртпрому» возможность зайти на этот рынок. «Но, в связи с высокой акцизной ставкой для водки импортного производства, экспортировать свою продукцию в таких условиях невыгодно. Это и стало решающим фактором при принятии решения об открытии собственного производства в Азербайджане», — объяснил свое решение гендиректор ТСП.

Напомним, в 2019 году он допускал, что по модели работы в Азербайджане татарстанская компания выйдет еще в один регион СНГ. Тогда речь была о Казахстане. Сегодня Миннахметов уточнил нашему изданию, что примерная модель рассматривается для рынка Киргизии и Казахстана. «В настоящий момент проект с Киргизией находится на этапе расчета инвестиций», — сказал он.

«Алкогольный рынок Азербайджана напоминает российский 2000-х годов — присутствует большая доля контрафактной продукции, но сегодня этот рынок заметно «расчищается», —считает Ирек Миннахметов . В ТСП говорят, что в течение двух-трех лет планируют занять минимум 20% рынка алкоголя Азербайджана, а главным конкурентом называют серый рынок

«В Азербайджане вообще непонятна доля легальной продукции, но это неважно»

По мнению директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, выход татарстанской компании на рынок Азербайджана — движение вперед. «Азербайджан — страна мутная, хоть и мусульманская, и есть там свои особенности. Татарстан вроде тоже мусульманская республика, но при этом с большим потреблением водки. И Башкортостан, и Дагестан такие же», — отмечает он и говорит, что более половины рынка водки в стране может быть нелегально.

«В Азербайджане вообще непонятна доля легальной продукции, но это неважно. Даже если больше половины рынка нелегально, в любом случае есть люди, которым эта водка нужна. Водка от „Татспиртпрома“ будет новая для рынка и интересная. Она станет местной», — говорит эксперт.

Комментируя планы компании занять 20% рынка, Дробиз говорит, что это также неважно из-за большой доли серого рынка. «Думаю, производство окупится и будет приносить прибыль, а это главное в бизнесе. В любом случае выгодная программа», — сказал наш собеседник. Азербайджанский рынок он считает плацдармом. По его словам, оттуда можно гораздо легче отправлять на экспорт продукцию, чем из России, — по всей Азии, включая Китай.

Эксперт по выявлению фальсификации напитков Андрей Аленичев также отмечает, что рынок Азербайджана отличается от российского. «Там активно потребляют коньяк, вино. Водочный рынок довольно плотный, и самое главное на нем — это цена. Чем она ниже, тем выше продажи, — говорит он. — Все зависит от политики „Татспиртпрома“ — при определенном подходе можно занять и более 20 процентов рынка». Учитывая насыщенность российского рынка, Аленичев считает логичным, что татарстанский производитель пытается найти дополнительные рынки сбыта.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что российским производителям необходимо выходить на внешние рынки, поскольку на внутреннем, в России, произошел качественный перелом, и рынок алкоголя сужается. Он приводит данные минздрава — потребление алкоголя на душу населения в России за 10 лет снизилось на 41%, и если в 2008 году на человека приходилось 15,7 л алкогольной продукции в год, то к 2018 году показатель снизился до 9,3 литра. «Кроме того, властям не до конца, но уже в достаточной степени удалось побороть контрафактное производство водки. Расширять дальше долю легального производства за счет выдавливания нелегального становится все сложнее, — говорит Калачев. — В этом плане рынок Азербайджана может быть интересен производителям как в силу того, что водка является популярным спиртным напитком в республике, так и в силу все еще значительной доли некачественного контрафактного алкоголя. Между тем рост жизненного уровня населения обусловливает рост спроса на более качественные спиртные напитки. Предложив продукт высокого качества по приемлемой цене, производители имеют хорошие шансы закрепить за собой весомую долю рынка. 20% рынка водки в Азербайджане, на мой взгляд, вполне достижимый результат для того, кто готов его добиваться».

Вместе с тем эксперт не советует рассматривать Азербайджан в качестве «окна», через которое стоит продвигаться дальше на рынки Азии. По его словам, во-первых, это не совсем Восток, и, несмотря на то, что здесь распространен ислам, это светское государство с традиционно развитой культурой производства и потребления алкогольных напитков. Во-вторых, продвигать дальше имеет смысл свой специфический продукт или как минимум новый водочный бренд с азербайджанской спецификой. Наконец, еще одним фактором Калачев называет то, что самыми растущими — и потому самыми перспективными — рынками крепких спиртных напитков являются рынки Юго-Восточной Азии, и прежде всего Китай. «На этих рынках в принципе сложно закрепиться, и непонятно, чем бы тут мог помочь азербайджанский партнер, который будет испытывать там те же трудности, что и российский», — говорит эксперт.