Тамерлан Ситдиков в свои четыре года изучает 40 языков. В год он уже знал русский и английский алфавиты, а в два с половиной уже отгадывал кроссворды Тамерлан Ситдиков в свои четыре года изучает 40 языков. В год он уже знал русский и английский алфавиты, а в два с половиной уже отгадывал кроссворды Фото: Айгуль Мутыгуллина

«не умолкая начал читать все вывески, все надписи подряд: «аптека», «эдельвейс», «айда на хоккей»

Широкий интерес вызвал маленький казанец Тамерлан Ситдиков, который выучил алфавиты почти 40 языков и умеет составлять на них слова. Посмотреть на юного «полиглота» хотят республиканские СМИ, сегодня в гости к нему напрашивались съемочные группы Первого и Пятого каналов. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» первыми побывали в гостях у необычного ребенка. В просторной квартире шары и гирлянды с фотографиями Тамерлана. На днях ему исполнилось четыре года. «Первый осознанный такой день рождения», — говорит его мама Светлана, с гордостью посматривая на сына.

Тамерлан тем временем аккуратно раскладывает на полу турецкий алфавит. Выстраивает буквы по памяти. И не ошибается нигде. От этого занятия его отвлечь сложно. Ему важно довести дело до конца. «Это буква как читается?» — спрашивает сына Светлана. Тамерлан тут же называет букву. «А где еще такая буква есть?» — интересуется мама. «В азербайджанском», — немного подумав, выдает Тамерлан (слово дается с трудом, слишком длинное и замысловатое, из его уст звучит как «азьбадзянский»). «А турецкий язык на какой похож?» — продолжает Светлана. «На татарский и башкирский», — недолго думая отвечает Тамерлан.

Журнальный столик заставлен альбомами, исписанными детской рукой. Здесь алфавиты — татарский, арабский, иврит, украинский, сербский, армянский, польский, марийский, чешский… Всего около 40 языков. Кругом карточки с буквами. Ими же исписаны и доска для рисования, и даже каминная плитка. Бумажные, пластиковые, в книгах, в паззлах, в лото и в кубиках: буквы здесь повсюду, и даже новогоднюю елочку принято украшать только алфавитом. «Тамерлана я родила довольно поздно. Мне было уже 38. Мужу 49. Уже тогда думала, ребенок должен родиться необычным. Так ведь часто бывает у возрастных пар. Но такого чуда я даже не ожидала. Я сама журналист, муж — ходячая энциклопедия. Но все же ни он, ни я такими в детстве не были», — смеется Светлана.


Первый звоночек того, что сын не по возрасту смышлен, «услышала» бабушка. «Тамерлану было месяцев 10. Он сидел с книгой „Азбука и счет“ и что-то поковыривал на обложке. Бабушка говорит: „По-моему, он букву „Т“ гладит. „Не может быть“, — говорю. Больше в шутку стали спрашивать Тамерлана: „Где твоя буква?“ А он начал показывать. Потом показал, где буквы „М“, где „А“. При этом он ничего не говорил вообще. В год он уже собирал русский и английский алфавиты, составлял слова любой сложности. Но меня при этом называл не иначе, как „заза“, папа у нас был „татой“.

Ему исполнилось год и 10 месяцев. Помню, что гладила белье, он ходит и что-то бормочет про себя. Начала прислушиваться: „Тургенев. Отцы и дети. Тургенев. Отцы и дети…“ Смотрю, а у него в руках томик Тургенева. В гостях были друзья, все в легком шоке. И с тех пор понеслось. Вышли на прогулку, и он уже не умолкая начал читать все вывески, все надписи подряд: „Аптека“, „Эдельвейс“, „Айда на хоккей“… Потом Тамерлан начал обводить буквы в книгах. Помню, мама моя сильно ругалась, мол, не давай ребенку портить книги. Но спустя время он начал их вырисовывать сам. Сначала неуклюже, а потом все тверже и четче. Ему тогда едва стукнуло два года. Сразу после печатных он освоил и прописные буквы. В два с половиной года начал решать кроссворды. Как-то сидит на горшке и отгадывает слова: „Так, это я не знаю. Ответ на странице 63…“ Быстро пролистывает до ответов и списывает решение к кроссворду. Цифры так же быстро выучил — десятки, а теперь уже сотни и тысячи. Легко складывает примеры для первого класса».


«УСЛЫШАЛ ПЕСНЮ «УФТАНМА» И ВЫДАЕТ: «ДА ЭТО ЖЕ БАШКИРСКИЙ!»

Светлана давно вышла на работу. Ходить на развивающие занятия и кружки просто некогда. Сначала за Тамерланом присматривала няня. А несколько месяцев назад он впервые пошел в детский сад. Садик частный, полилингвальный. Мальчик быстро освоился в новой обстановке: подружился с ребятами (группа разновозрастная), стал любимцем воспитателей.

«Я часто слышу: „Почему вы издеваетесь над ребенком? Вы лишаете его детства!“ Но что, если изучение букв ему нравится? Он активный коммуникабельный ребенок, любит гулять, обожает природу, бегает, прыгает. Вот есть дети, которых не оторвать от мяча, других — от машинок за уши не оттянешь. А моего — от алфавитов, — смеется Светлана. — Это его привычная жизнь, и она его радует. Я могу быть плохой мамой, но я просто чувствую, что ему нужно.

Притом у меня ощущение, что у него врожденная грамотность, абсолютный фонетический слух. Хотя часть букв не выговаривает, но пишет все абсолютно правильно и грамотно. Где [должно быть] две „н“, там „нн“, где мягкий знак — там мягкий знак. Первое письмо Дедушке Морозу он написал сам в два года. Попросил наклейки русские и английские. Слово „русские“ сначала написал с одной „с“. Тут же исправил.

Как-то мы ехали в машине, по радио звучит песня Элвина Грея „Уфтанма“. Тамерлан слушает и выдает: „Это ведь башкирский!“ А я даже не задумывалась до этого, думала, он на татарском поет. А потом прислушалась — и точно, башкирский!» 

Татарский язык Тамерлан любит особенной любовью. С удовольствием читает стихи Тукая и расстраивается, когда в садике не разучивают татарские песни.

В машинки Тамерлан играть не любит. Лучший подарок для него — новый алфавит или правила русского языка. «Вчера я рассказал ему про палиндромы (текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу). И все: его глаза загорелись, он внимательно выслушал и запомнил эти фразы», — рассказывает Светлана.

Тамерлану достаточно один раз увидеть буквы, чтобы запомнить их написание, произношение, очередность и даже количество гласных и согласных Тамерлану достаточно один раз увидеть буквы, чтобы запомнить их написание, произношение, очередность и даже количество гласных и согласных Фото: Айгуль Мутыгуллина

«ХОДИЛ С СОСКОЙ И ПЕРЕЧИСЛЯЛ ЭЛЕМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА»

Вообще, Тамерлану достаточно один раз увидеть буквы, чтобы запомнить их написание, произношение, очередность и даже количество гласных и согласных.

«У меня ощущение, что у него в голове некая матрица: четкая логическая структура. Он педант. Может долго и дотошно раскладывать буквы в нужном порядке со строго одинаковыми интервалами. Каждый вечер в одно и то же время он садится за компьютер, чтобы позаниматься. Спасибо Google — все, что нужно Тамерлану, он находит без труда. И не голосовым поиском, к слову! Сам набирает запрос в поисковой строке, легко ориентируется в многочисленных ссылках. Ищет задания на буквы и цифры, гуглит новые алфавиты», — восхищается мама.

«Сегодня Тамерлан решил изучить греческий. Бегло окинув взглядом греческие буквы, стал их выписывать в альбом, тут же произнося на память. Доходит до 19-й буквы греческого алфавита «Т», которая произносится как «тау». «Это же по-татарски гора!» — отмечает четырехлетний малыш.

«Говорить на всех этих языках он, конечно, не может. Потому не считаю его полиглотом. По крайней мере — пока. Да, он знает перевод некоторых слов. Может, к примеру, сказать, как будет „заяц“ на десятке языков. Но я считаю, что увлечение языком и должно начинаться с букв», — рассуждает Светлана.

Она вспоминает, как этим летом зашли в библиотеку, а вышли с новым увлечением — химией: элементами таблицы Менделеева, Тамерлан даже может отличить металлы от инертных газов. Самое забавное, что на то время он еще не бросил соску. «Идет, соску сосет и рассуждает про химические элементы!» — смеется мама вундеркинда.

«Я часто слышу: почему вы издеваетесь над ребёнком?» Но что если изучение букв ему нравится? Вот есть дети, которых не оторвать от мяча, других — от машинок за уши не оттянешь. А моего — от алфавитов», — смеется Светлана «Вот есть дети, которых не оторвать от мяча, других — от машинок за уши не оттянешь. А моего — от алфавитов», — смеется Светлана Фото: Айгуль Мутыгуллина

ЗАСТУКАЛИ ЗА МУЖСКИМ ЖУРНАЛОМ

Пока мы беседуем со Светланой, Тамерлан очень внимательно слушает наш разговор. Периодически он привлекает к себе мое внимание, как бы напоминая, ради кого, собственно, я сюда пришла. Уже дважды собран турецкий алфавит. Сначала все буквы подряд, затем только заглавные. Вспоминаю, что пришла в гости не с пустыми руками: принесла 5 текстов на разных языках: татарский, украинский, сербский, финский и итальянский. Заставить что-то сделать Тамерлана сложно. Ему должно стать интересно. На просьбу «ну прочти что-нибудь» он реагирует спокойным «нет, я не хочу». Но сыграть в угадайку согласился: 4 из 5 текстов угаданы. Не распознал лишь итальянский алфавит. Не зная ответ, Тамерлан не злится, не волнуется, лишь спокойно поясняет, что не знает ответа на вопрос.

Маленький гений часто поправляет и маму, и воспитателей в произношении слов. «Я как-то говорю ему: „Придут бабушки, дедушки Коран читать“. А он мне: „Не Коран, мама, а Корьэн», — вспоминает Светлана. Бывали и курьезные моменты. В двухлетнем возрасте Тамерлан поехал с родителями в санаторий и наткнулся на мужской журнал. Мама «застукала» его в тот момент, когда он вслух зачитывал материал о средстве для улучшения потенции.

Каждые три дня Тамерлан увлекается новым языком: сейчас это турецкий, а несколько дней спустя он с головой окунется с арабский или чешский алфавит. «Мне нравится, что не делает различий между марийским и кхмерским, сербским и испанским. У него абсолютная любовь и глубокое уважение ко всем языкам. Это так удивительно и трогательно! Я не вижу в нем полиглота, я вижу в нем даже не лингвиста… Вот эта схематичность, криптография — это, на мой взгляд, просто не укладываются в знание языка. Мы какое-то время жили в Москве. Тамерлан стал звездой детской площадки. Мамочки собирались вокруг него и просили его написать сложные слова вроде „Конституция“. И двухлетний малыш писал слово, которое даже не понимал, без единой ошибки. Нас постоянно посылают к Галкину в шоу „Лучше всех“. А меня пугает то, что я не знаю, что с этим всем делать дальше. У меня нет ни знаний детской психологии, ни опыта жизненного, чтобы понимать, куда его вести дальше... Понять, что это — дар или обыкновенное чудо... Как отдавать в школу? В какую? Столько вопросов… Остается довериться материнскому инстинкту», — рассуждает Светлана.

Кандидат психологических наук Галина Александрова считает, что до определенного возраста ребенка не стоит перегружать лишними знаниями. По крайней мере, пока он не освоил какие-то основные, базовые вещи Галина Александрова считает, что до определенного возраста ребенка не стоит перегружать лишними знаниями — по крайней мере пока он не освоил какие-то основные, базовые вещи Фото: Айгуль Мутыгуллина

«Можно говорить о феноменальной памяти ребенка, но не более того»

Кандидат психологических наук Галина Александрова считает, что до определенного возраста ребенка не стоит перегружать лишними знаниями — по крайней мере пока он не освоил какие-то основные, базовые вещи и не приобрел всю необходимую в этом возрасте информацию. «Я вам могу совершенно определенно сказать, что у ребенка в четыре года, даже если он какой-то супервосприимчивый, еще нет полноценного охвата и родного языка, на котором говорят в его семье, на котором говорят и окружающие. Я могу допустить, что он знает некоторые слова, некоторые выражения на этих 40 языках, знает некоторые буквы. С чем-то у него могут быть ассоциации, как, например, произносятся те или иные буквы на разных языках. Это на уровне такого механического запоминания, как игра», — уверена Александрова. Она подчеркивает, что от занятий ребенок должен получать удовольствие.

Наталья Реснянская: «Пройдет какое-то время, кто-то ребенку скажет: „Ты не знаешь 40 языков“. А в России у нас никто не умеет проигрывать. И когда он с этим столкнется, это точно будет травма для ребенка» Наталья Реснянская: «Пройдет какое-то время, кто-то ребенку скажет: «Ты не знаешь 40 языков». А в России у нас никто не умеет проигрывать. И когда он с этим столкнется, это точно будет травма для ребенка» Фото: «БИЗНЕС Online»

Восхищена способностями Тамерлана и владелица сети частных детских садов «Егоза» Наталья Реснянская. Она говорит, что ей хотелось бы поиграть с этим ребенком, посмотреть, как он общается с другими детьми. «Можно говорить о феноменальной памяти ребенка, но не более того», — считает Реснянская. Она вспоминает, что в свое время была популярна домановская методика (методика Гленна Домана — прим. авт.) «Читать раньше, чем говорить», когда по всему дому развешиваются карточки со словами, но в этой методике работает исключительно память — без понимания смысла того, что ребенок запоминает. Например, Тамерлан прочитал отрывок из Тургенева, отмечает Реснянская, но в силу возраста он не имеет ни словарного запаса, ни социально-жизненного опыта, чтобы понимать это произведение.

Дошкольное детство дано для того, чтобы ребенок попробовал себя во всем, замечает она. «В этом возрасте гораздо важнее дать ребенку возможность поиграть песком, водой, пообщаться, нежели загружать его. Если он не проживет, не проиграет это сейчас, если не пробегает по лужам, то рано или поздно природа возьмет свое, он будет это делать. Когда детский сад заменяют подготовкой к школе, мы получаем, что в 13–14 лет ребенок начинает играть, только игры уже будут другие», — уверена Реснянская.

Дмитрий Петров: «Про яркую карьеру, связанную я языками, в четыре года преждевременно говорить. Но в любом случае стоит уделять этому ребенку особое внимание, потому что ребенок по всем параметрам необычный»» Дмитрий Петров: «Про яркую карьеру, связанную я языками, в четыре года преждевременно говорить. Но в любом случае стоит уделять этому ребенку особое внимание, потому что он по всем параметрам необычный» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ РЕБЕНОК, КАК ГУБКА, ВПИТЫВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ, ЭТО МОЖНО ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВОВАТЬ И ПООЩРЯТЬ»

Полиглот, ведущий программы «Полиглот» Дмитрий Петров считает, что у Тамерлана явные художественные способности. «Думаю, что у Тамерлана очень тонкая способность воспроизводить зрительные образы. Но, несомненно, это потрясающий ребенок, талантливый. Способность видеть знаки и воспроизводить их — это уже очень много», — считает Петров. И конечно, в будущем этот навык поможет мальчику в освоении языков, а также любой другой информации, потому что у ребенка зрительное восприятие доминирует. «Это колоссальный бонус для него», — считает полиглот, но добавляет, что пока утверждать, что ребенок изучил 40 языков, конечно, рано. Такие дети уникальны, но все же встречаются. Например, дети самого Петрова в возрасте нашего героя разговаривали на трех языках, но это в силу «семейных обстоятельств, так как в семье эти языки звучали», поясняет наш собеседник.

Здесь важно не перестараться и не нанести вред самому малышу. «В таком возрасте есть красная линия — как только мы чувствуем, что у ребенка возникает некое сопротивление, ни в коем случае не следует форсировать. А если он, как губка, впитывает информацию, это можно только приветствовать и поощрять. Но родителям важно не переборщить, тонко чувствовать эту грань, за которой информация будет чрезмерной», — говорит Петров.

«Про яркую карьеру, связанную я языками, в четыре года преждевременно говорить, —  улыбается полиглот. — Это не факт, потому что есть люди с обостренной зрительной памятью, которые, наоборот, замыкаются в себе. Это не панацея для социализации. Но в любом случае стоит уделять этому ребенку особое внимание, потому что он по всем параметрам необычный».